Валютное регулирование в России. Деятельность Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ

Валютное регулирование в России. Деятельность Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российскую Федерацию.

Частью валютной политики государства является валютное регулирование, отличительной чертой которого является его субъектный состав, сфера его применения. В то же время валютное регулирование есть часть финансовой деятельности государства, часть денежно-кредитной политики, направлено на достижение и поддержание экономической стабильности в обществе, укрепление валютно-финансового положения государства, обеспечение экономической безопасности путем установления порядка проведения валютных операций соответствующими субъектами, а также общих принципов осуществления таких операций. Настоящая статья позволит уяснить сущность валютного регулирования, а также понять содержательную часть деятельности уполномоченных органов в данной сфере.

Понятие валютного регулирования.

Обращаясь к толковому словарю С. И. Ожегова, слово регулирование определяется через направление развития, движения чего-нибудь с целью привести в порядок, в систему. Регулирование сводится к установлению системы правил, общеобязательных для участников правоотношений. Федеральным законом № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ О валютном регулировании и валютном контроле (далее Закон О валютном регулировании и валютном контроле) не раскрывается суть понятия валютного регулирования, однако анализ главы 2 рассматриваемого закона позволяется определить валютное регулирование как совокупность целенаправленных действий государства по защите, изменению или прекращению существующих валютных отношений и созданию новых путем применения к ним адекватных финансово-правовых мер. Так, согласно ч. 2 ст. 5 Закона О валютном регулировании и валютном контроле органы валютного регулирования (Центральный банк РФ, Правительство РФ) издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, устанавливающие порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов. При этом подчеркнем, осуществление валютных операций, открытие счетов и проведение операций по счетам, проводятся без ограничений, если законом не определен общеобязательный порядок (действует принцип все разрешено, что не запрещено законом). Предметом валютного регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере обращения российской и иностранной валюты, а также внутренних и внешних ценных бумаг, затрагивающие интересы государства и возникающие между субъектами резидентами и нерезидентами, органами и агентами валютного контроля.

Резюмируя, валютное регулирование выражается в установлении правил, ограничений при совершении резидентами и нерезидентами валютных операций. Валютное регулирование включает в себя систему валютных ограничений, состоящую из отдельных элементов. Перечислим основные элементы системы валютного регулирования.

Система валютных ограничений.

Законодателем определена цель введения валютных ограничений, заключающаяся в предотвращении существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты России, а также поддержание устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Валютные ограничения связаны с движением капитала между резидентами и нерезидентами. Такие ограничения возможно разделить на подгруппы:

А) ограничения, связанные с проведением валютных операций между резидентами и нерезидентами (данный вид ограничения мы рассмотрим несколько ниже в настоящей статье на примере деятельности Правительственной комиссии),

Б) регулирование Правительством РФ валютных операций движения капитала. Так, Указом Президента РФ от 05.07.2022 г. № 430 О репатриации резидентами участниками внешнеэкономической деятельности иностранной валюты и валюты Российской Федерации Правительство РФ предоставлено полномочие вводить ограничения на зачисление резидентами иностранной валюты на свои счета (вклады), открытые в расположенных за пределами территории РФ банках и иных организациях финансового рынка,

В) валютные операции между резидентами. Напомним, что по общему правилу операции между резидентами запрещены, за исключением случаев, установленных законом,

Г) валютные операции между нерезидентами. Законодательством установлен перечень валютных операций, которые они вправе без ограничения осуществлять между собой (например, осуществление валютных операций с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации),

Д) организация внутреннего валютного рынка, направленное на отношения по купле-продаже иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

Е) регулирование порядка открытия резидентами счетов в банках, расположенных за пределами территории России,

Ё) определение порядка функционирования счетов (вкладов) нерезидентов,

Ж) определение порядка осуществления валютных операций между резидентами. Список разрешенных валютных операций между резидентами является исчерпывающим,

З) порядок воза в Российскую Федерацию и вывоза из нее валютных ценностей, российской валюты и внутренних ценных бумаг.

Система валютных ограничений состоит из комплекса правовых норм, регламентирующих порядок осуществления валютных операций среди резидентов и нерезидентов. Разработка идеи валютного ограничения и придание такой идеи законной силы, выражающемся, в конечном итоге, в установлении общеобязательного правила, и есть объективно выраженное валютного ограничения. Следовательно, регулирование осуществляется путем: 1) введения на нормативном уровне для всех субъектов и объектов управленческих отношений наиболее общих правил, 2) внесение в них изменений и дополнений. Рассмотрим актуальный пример работы Правительственной комиссии по ограничению операций с недружественными странами.

Деятельность Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российскую Федерацию как пример валютного регулирования и контроля.

Следует констатировать, что деятельность Правительственной комиссии по регулированию и контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российскую Федерацию (далее по смыслу Правительственная комиссия) за последнее время обрела актуальный и перспективный характер, в связи с чем, мы полагаем логичным рассмотреть её правовой статус, деятельность данного государственного образования.

Правительственная комиссия образована в соответствии с Федеральным законом от 29.04.2008 г. № 57-ФЗ О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственных обществах, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (далее Закон О порядке осуществления иностранных инвестиций), деятельность которой регламентируется Постановлением Правительства РФ от 06.07.2008 г. № 510.

Основными задачами комиссии являются:

1) предварительное согласование сделок, влекущих за собой установление контроля иностранного инвестора над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение. Обращаясь к ст. 6 Закона О порядке осуществления иностранных инвестиций к видам деятельности, имеющим стратегическое значение, в том числе относятся: А) работы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления, Б) работы, связанные с размещением, сооружением, эксплуатацией ядерных установок, В) производство вооружения и военной техники и многое другое. Отличительная черта хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, является их деятельность, влияющая на жизнеспособность государства.

2) предварительное согласование сделок, совершаемых иностранными инвесторами в отношении российских хозяйственных обществ, подлежащих по решению председателя комиссии предварительному согласованию, или отказ в данных согласованиях. Обращаясь к ст. 6 Закона О порядке осуществления иностранных инвестиций, сделки, осуществляемыми иностранными элементами (государством, организацией и т.д.), в результате которых приобретается право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25 процентами общего количества голосов, подлежат предварительному согласованию.

Предварительное согласование фактически выражается в направлении соответствующего ходатайства Правительственной комиссии, рассматриваемого в течение 30 дней со дня получения. В результате рассмотрения принимается одно из следующих решений: 1) предварительное согласование сделки или согласование установления контроля, 2) отказ в предварительном согласовании сделки или согласовании установления контроля.

Резюмируя, Правительственная комиссия согласует часть сделок с иностранными элементами с целью обеспечения безопасности и стабильности работы российских предприятий. Логично, что государство отдает приоритет национальному предпринимателю, с учетом возможного участия иностранного элемента. В условиях постоянного санкционного давления, Правительственной комиссией были разработаны правила по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в России, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 г. № 295.

Правила устанавливают перечень сделок с недружественными странами, подлежащие обязательному контролю со стороны Правительственной комиссии, а также порядок выдачи разрешения на осуществление (исполнение) сделки. К числу сделок, подлежащих обязательному контролю, относятся: сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги, валютные операции, связанные с предоставлением резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа, зачисление резидентами иностранной валюты на свои счета (вклады), открытые в расположенных за пределами территории России банках и д.р. (мы не будем перечислять все операции, покажем лишь основные из них (см. п. 1 Правил)).

Для получения разрешения на проведение соответствующей операции, необходимо подать заявление совместно с документами, указанными в п.5 Правил, к числу которых относятся: обращение о выдаче разрешения на осуществление сделки, с пояснением необходимости проведения такой сделки, документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий государственную регистрацию заявителя, учредительные документы, бухгалтерский баланс и другое. Все документы должны быть составлены на русском языке.

Заметим интересную деталь, что разрешение комиссии о проведении сделки или об отказе в проведении сделки является оформленным уполномоченным органом решение подкомиссии, в состав которой входят по одному представителю от Администрации Президента РФ, ЦБ РФ, соответствующего федерального органа исполнительной власти. Таким образом, контроль над сделками с недружественными странами достаточно жесток в сравнении с другими видами валютного контроля.

Выводы.

Мы не просто так перешли от регулирования к контролю, ведь одно вытекает из другого. Правительство устанавливает общеобязательные правила по контролю сделок с иностранными элементами, и, в то же время, осуществляет контроль таких сделок (совместно с Администрацией Президента РФ, ЦБ РФ и соответствующими органами). Действительно, когда недружественными странами объявлен практически весь Евросоюз, неудивительно что многие компании прекратили свою деятельность на территории Российской Федерации, поскольку разобраться в таких расчетах крайне тяжело. Вместе с тем, такие меры являются временными. Мы выражаем надежду на то, что эта временность не превратится в постоянство. Всю нормативную базу прикрепляем к настоящей статье.

P.S.

На фото в начале статьи изображена национальная валюта Саудовской Аравии (Саудовский риал). На ней изображен основатель и первый король Саудовской Аравии Абдул-Азиз ибн Абдуррахман ибн Фейсал Аль Сауд (1932-1953 г.г.). На момент опубликования настоящей статьи 1 саудовский риал равен 16 российским рублям.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest