Санкционный комплаенс и право. Итоги санкционного 2022

Санкции это политические решения, оформленные в юридическую форму. Исходя из этого, в этом тексте, во-первых, я не буду давать оценку политическим решениям, а только анализирую юридическую составляющую. Во-вторых, говоря об эффективности и неэффективности санкций, не надо забывать, что санкции это продукт политической мысли, в них рациональности/эффективности столько же, сколько в политических решениях.

  1. Санкционный комплаенс для физиков

Санкции ворвались публичное поле и дошло до того, что санкционная тема обсуждалась на пяти панелях Санкт-Петербургского Юридического Форума.

О санкциях заговорили все: бизнес откликался на санкционные ограничения и перестраивал взаимодействия с банками, контрагентами, логистическими цепочками и др. Физические лица столкнулись с невозможностью перелетов, запретами на въезд в шенгенскую зону либо с тем, что карточки МИР не принимаются банками Турции, Кыргызстана, Таджикистана и некоторыми банками Казахстана, несмотря на заверения Национального Банка.

Физические лица стали оценивать риски взаимодействия с теми или иными банками и компаниями. А налоговые резиденты из недружественных стран, но с российскими паспортами оценивали ограничительные меры России, которые в этом году получили юридическое название российские санкции. Другими словами, оценка санкционных рисков как один из элементов комплаенса стал частью жизни физических лиц.

  1. Рождение российского регулятора по санкциям

На этом фоне в России появилось слишком много санкционных регуляторов. Если в предыдущие года я сетовал, что в России нет санкционного регулятора, то теперь я отмечаю его переизбыток в виде Минфина, ЦБ РФ, Минпромторга, ФНС, МИДа, Правительственной комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций и даже Генпрокуратуры, которая теперь в силу ст. 52 АПК РФ наделена правом оспаривать сделки нарушающие контрсанкции.

С марта по середину лета ЦБ РФ практически каждые две недели обновлял правила валютного и банковского законодательства, связанных с контрсанкциями.

Кроме этого, по лекалам белорусского законодательства, в котором еще в декабре 2021 г. была установлена уголовная ответственность за призывы к введению санкций (до 10 лет лишения свободы), российский законодатель законом от 4 марта 2022 г. также в УК РФ ввел новую статью 284.2. Призывы к введению мер ограничительного характера в отношении РФ или граждан РФ или российских юридических лиц. Верхняя граница санкций до 3 лет лишения свободы.

Российские суды и стороны в этом году часто стали использовать ст. 248.1-248.2 АПК РФ, которые предусматривают: 1) исключительную компетенцию российских судов в отношении споров с участием подсанкционных лиц, а также споров, основанием для которых являются антироссийские санкции и 2) Судебный запрет на инициирование или продолжение разбирательства в иностранном суде или международном коммерческом арбитраже, находящемся за пределами территории РФ. Анализ 68 дел приводится на сайте АБ КИАП[1].

Вместе с тем российскому регулированию и правоприменению не хватает четырех вещей:

– отсутствует единый поисковик заблокированных лиц (так МИД ведет свои списки по каждой стране по отдельности, но еще имеются списки из 922 физических лица 3 682 юридических, которые включены по Постановлению Правительства от 01.11.2018 № 1300 и Постановлению Правительства РФ от 11.05.2022 № 851)

– нет единого порядка получения разрешений (у ЦБ, Минпромторга и Комиссии собственные правила)

– отсутствует административный порядок обжалования включения в санкционные списки

– отсутствует система единого окна либо сокращения числа ведомств, которые так или иначе занимается администрированием и контролем за российскими санкциями.

3. Overcompliance

В том году в санкциях обосновалось понятие overcompliance. Постепенно стало заметно, что даже в дружеских странах процессы пошли не так, как прежде: в Израиле банки неохотно переводят деньги из РФ, банки Турции, Казахстана и других стран, боясь вторичных санкций, постепенно отказались принимать карты МИР. Американский OFAC общается с Минфином Казахстана, посол США в Турции на встрече с турецкими банками объясняет про токсичность российских денег. Стало понятно, что несмотря на политическую риторику, бизнес в первую очередь исходит из собственных интересов, считывает свои риски, и разделение на дружественные и недружественные страны совсем условно.

  1. Информаторы (whistleblowers) по санкциям и усиления контроля

В марте 2022 на уровне ЕС появился EU Sanction Whistleblowers Tool. В мае британский FCA ввёл свой канал для таких лиц. В США обсуждают, как задействовать whistleblower механизм, поскольку законодательство обширное, и есть как у Комиссии по ценным бумагам своя программа SEC whistleblower program, у Департамента юстиции (DoJ whistleblower program), которая защищает иностранных заявителей и создаёт механизм информирования. Своя программа есть у налоговой службы.

Здесь прослеживается интересная логика: раз нарушение режима санкций осуществляется в том числе через подделку отчетности (books and records), то SEC также может принять принудительные меры во исполненея Закона о биржах, либо, если нарушается обязанность владельца регистрации по раскрытию информации в соответствии с федеральными законами о ценных бумагах.

Таким образом, программа SEC по заявителям также может быть распространена и на заявителей по санкциям.

Будут ли премироваться информаторы, как это закреплено для информаторов по коррупции вопрос остается открытым, но появление такого инструментария в санкционном правоприменении в будущем улучшит выявления преступления в этой сфере и можно ожидать в последующие годы многочисленные истории с обходом санкций.

Целый год в ЕС проходили дискуссии как улучшить правоприменение. В конце года было принято решение назначить специального посланника по санкциям Дэвида О-Саливана. Также Еврокомиссия подготовила предложения по наказанию за обход европейских санкций:

Еврокомиссия предлагает считать уголовными преступлениями следующие нарушения санкций:

– предоставление средств или экономических ресурсов подсанкционному лицу, компании или организации, а также использование этих средств и ресурсов в интересах того, кто находится под санкциями,

– неспособность заморозить эти средства,

– обеспечение въезда подсанкционных лиц на территорию любой из стран ЕС или их транзита через Евросоюз,

– заключение с третьими странами сделок, которые запрещены или ограничены мерами ЕС,

– торговля товарами или услугами, импорт, экспорт, продажа, покупка, передача, транзит или перевозка которых запрещены или ограничены санкциями,

– осуществление запрещенной финансовой деятельности,

– предоставление других услуг, которые запрещены или ограничены, таких как юридические консультации, трастовые услуги и налоговые консультации.

За эти преступления физические лица могут быть лишены свободы на срок от пяти лет. Юридическим лицам грозит штраф в размере не менее 5% от общего мирового оборота за финансовый год, предшествующий наложению штрафа.

Ожидается, что скоро будет принята соответствующая Директива.

  1. Включение в санкции не только товары, но и услуги

В этом году санкции ЕС, США и других стран начали использовать такой механизм, как ограничения на предоставления различных услуг для компаний, локализованных в РФ. Так в 9 пакет ЕС (ст.5n) ЕС запрещает оказывать прямо или косвенно услуги компаниям, зарегистрированным в РФ в таких областях:

– юридические, бухгалтерские, аудит, бизнес консультирование, ПИАР, техническое тестирование, рекламные услуги, аналитические услуги включая market research, инженерные и архитектурные услуги и др.

Запрет на предоставление юридических, бухгалтерскхе, аудит услуги был закреплен еще в октября 2022 г. (8 пакет ЕС) и много вызвал споров относительно того, на кого он распространяется.

  1. Санкционный комплаенс для юристов

В своей предыдущей заметке на Закон.ру я уже писал о том, что 28 ноября 2022 г. Британская Палата солисетеров выпустила Регламент по санкционному комплаенсу. Во-первых, по сути, санкционный Due Diligence теперь нужно делать юристам не только в Великобритании, но и в других юрисдикциях. Во-вторых, сам по себе факт разработки и введении санкционного комплаенса для юристов является революционным и требует дополнительного осмысления.

  1. Суверенизация санкционных режимов

Несмотря на то, что санкционные режимы между различными юрисдикциями вроде друг друга повторяют, но в этом году все яснее стали просматриваться их отличия.

Так, внутри ЕС появились страны, где действуют собственные санкции в отношении России. Например, Польша весной ввела собственные санкции, Чехия сейчас обсуждает такой механизм. Швейцария не является частью ЕС и с этого года активно принимает участие в разработке собственных санкций.

Также различия есть относительно администрирования предмета санкций. Так, в отличие от США, где введён полный запрет на импорт российской нефти (сырой и переработанной), в других юрисдикциях запрет существует в отношении только импорта сырой нефти. Как только нефть перерабатывается, ей присваивается другой торговый код (CN code) и продажа такой нефти не запрещена.

Еще один пример касается разного подхода в запрете предоставлении услуг. Так, по Исполнительному Указу 14071 (EO 14701 и Prohibitions Related to Certain Accounting, Trust and Corporate Formation, and Management Consulting Services от 8 мая 2022) важен запрет на осуществление юридических и бухгалтерских услуг не только российских филиалам, либо юрлицам но и persons located in the Russian Federation, то есть лицам находящимися на территории РФ, либо лицам обычно проживающим в России для учредителей / управляющих / бенефициаров трастов (смотрите OFAC FAQ 1058 -1059). Поэтому комплаенс проверяет членов Совета Директоров, управляющих, либо бенефициаров компании, и для них важно, чтобы они не проживали в РФ. Для этого необходимо предоставить utility bills, либо договоры аренды собственности не в России

OFAC исходит из теста локализации: для него важно, откуда физически осуществляется контроль над юридическим лицом. В ЕС общее ограничения с большим списком исключений-гарантий, которые в первую очередь были выработаны судебными инстанциями. В Великобритании ограничения пошли по фиксации максимального размера стоимости услуг, которые не требуют согласования.

Выводы

В этой заметке я лишь обозначаю самые явные тенденции 2022 года на санкционном поле и не претендую на описание всех масштабных изменений в санкционном правоприменении и комплаенсе. Но очевидно, что в этом году законодательная мысль по санкциям, то есть юридическое оформление ограничений, вышла на новый уровень: объем введённых ограничений многократно увеличился, но механизм контроля меняется постепенно, а уровень соблюдения остался практически неизмененным и не успевает за правоприменением. Как результат этого, в последующие годы основной фокус регулятора будет на контроле исполнения, а у компаний и банков – на подтягивании уровня соблюдения (комплаенса).

[1] https://www.kiaplaw.ru/upload/iblock/79e/ewfu4qeqrz2mukp9406hq9efu5d9z0pn/KIAP_antisuit_2022.pdf

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest