Международный опыт борьбы с коррупцией: сравнительно-правовой аспект

Большинство экспертов, которые осуществляют свою деятельность в сфере противодействия с коррупцией, уверены в невозможности избавления от данного социально-негативного явления . Основная причина такого мнения неопределенность, нехватка информации о некоторых факторах пресечения коррупции, которые способствуют полному исчезновению данного явления. Осознавая вероятную угрозу данного социально-негативного события, международное сообщество, а также само правительство вынуждены уделять повышенное внимание данному вопросу, выработке и осуществлению мер по ликвидации данного явления, выделять дополнительное время на выработку определенных мер, которые будут нацелены на пресечение коррупции и на борьбу с данным феноменом.

В результате анализа зарубежного опыта борьбы с коррупцией была установлена схожесть применяемой антикоррупционной политики, чтобы в дальнейшем иметь необходимые знания и возможность отталкиваться от чужого опыта, а также от совершенных ранее ошибок.

В качестве примера представляется возможным привести Аргентинскую Республику, где существует своя методика по борьбе с коррупцией посредством задействования многочисленных органов государственной власти, в компетенцию которых входит пресечение коррупции.

Стоит выделить, что охват коррупции невозможно оценить, ведь этот процесс происходит в полной тени государственной экономической деятельности. Но вопреки этому, Международный индекс восприятия коррупции указывает на то, что Аргентина относится к государствам, которые активно борются со взяточничеством. Самым главным фактором решения проблемы зачастую зависит от того, какое значение коррупции придает лидер государства. Противодействие коррупции напрямую зависит от возглавляющего лидера этой страны. Так, например, в 2007 г. суд признал экс-главу министерства финансов Аргентины Фелису Миселли виновной в сокрытии незаконных финансовых махинаций, а также воспрепятствованию правосудию. В связи с чем была она приговорена к 4 годам лишению свободы, эти события послужили тому, что в Аргентине были приняты важные административные решения, в том числе уголовная и политическая реформы. В результате этих преобразований были приняты нормативные акты, которые установили в первую очередь нормы этики при осуществлении государственного управления, а также дополнительно установили меры уголовной ответственности.

Следует подчеркнуть, что в Аргентине действуют различные органы, в задачи которых входит борьба с коррупцией: антикоррупционное бюро, главная контролирующая служба, главная аудиторская служба.

При этом Аргентина существенно отличается от других стран Латиноамериканского континента своим уникальным законодательством, где прописаны требования к публичности данных об официальных лицах, а также об учреждениях частного сектора, которые взаимодействуют с государственным бюджетом.

Кроме того, существует достаточно прочная законодательная база в области предупреждения и выявления, а также пресечения коррупции, которая включает в себя более 38 нормативно-правовых актов и иных документов правого характера. В результате международных социальных опросов, которые также были проведены и в Аргентине, совет юристов по гражданским и экономическим правам сделал выводы и дал рекомендации для повышения эффективности противодействия коррупции:

1. Изменить нормативно-правовые акты, регулирующие существующие коррупционные проблемы в государственной и общественной сфере.

2. Открыть доступ к участию гражданского общества к разработке и изменению существующего антикоррупционного законодательства.

3. Дать неприкосновенность и полную политическую защиту для действующих работников суда.

4. Обеспечить полную свободу действий работе антикоррупционных органов за счет снижения политического вмешательства и влияния.

На сегодняшний день Аргентина состоит в комитете ООН по борьбе с коррупцией, а также в иных международных конвенциях против этого явления. Примечательно, что в Аргентине существует так называемое Кристальное правительство, которое берет свое начало в сентябре 1999 г. Смысл такого правительства заключается в том, чтобы обеспечить каждому интересующемуся гражданину максимально простой и понятный доступ в онлайн-формате к этой информации. Благодаря этому, такой формат Кристального правительства без каких бы то ни было трудностей и бюрократических препонов позволяет им более детально контролировать своих народных избранников.

Безусловно, борьба с рассматриваемым в настоящей статьей социально-негативным явление остается длительным процессом по решению коррупционной проблемы. Меры по ликвидации взяточничества требуют конкретных действий, а также демократической зрелости и готовности общества помочь государству побороть такое явление, как коррупция. Обращаясь к проблеме коррупции в Российской Федерации, следует отметить, что уже упомянутый выше Индекс восприятия коррупции поставил нашей стране 30 баллов, что является не самым хорошим показателем.

Государства распределяются согласно шкале от 0 до 100 баллов, где 0 означает наиболее высокую степень коррупции, в соответствии с этим 100 наиболее низкую.

Таким образом, проведенный анализ методик борьбы с коррупцией показывает, что законодательство Российской Федерации нуждается в преобразовании, а антикоррупционное право в более точной и подробной детализации. В России отсутствуют антикоррупционные государственные органы, которые занимались бы непосредственно пресечением взяточничества.
Используемые источники:

1 См. Владимир Трофимов Размышления о коррупции в современной России 2015 г.

https://topwar.ru/78202-razmyshleniya-o-korrupcii-v-sovremennoy-rossii.html

2 См.Звягин Л.С. Влияние коррупции на экономику России // ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И

УПРАВЛЕНИЯ 2016 c.4-6.

3 Павлова Г.Г. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ НА

ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 2021

4 Давранов Х.Б. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ 2021

5 https://www.transparency.org/en/cpi/2020/index/arg

6 https://pasmi.ru/archive/66821/

7 https://star.worldbank.org/sites/star/files/argentina-ad-country-profile.pdf

8 Vanina Caniza* and Fernando Goldaracena Anti-Corruption in Argentina

https://www.globalcompliancenews.com/anti-corruption/handbook/anti-corruption-in-argentina/

9 https://www.vancecenter.org/our-programs/lawyers-council/eal2020/english/

10https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-

korruptsii-2020-30-ballov-i-129-mesto.html

11 https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_77/mass-media/news?item=61066829

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest