Правовые аспекты августовского путча

На 20 августа 1991 года было запланировано подписание Договора о создании Союза Суверенных Государств во исполнение результатов Всесоюзный референдум о сохранении СССР . Однако вариант договора, который был предложен не понравился ряду руководителей союзных органов власти в связи с чем ими было принято решение об организации того, что сейчас называют августовским путчем.

Началось всё с Указа Вице-президента СССР о том, что на основании ст. 127.7 Конституции СССР с Президента СССР снимаются полномочия в связи с состоянием здоровья и переходят Вице-президенту СССР.

И вопрос имел ли на то право Вице-президент СССР? Его полномочия не регламентированы отдельным законом и перечислены в ст. 127.4 и ст. 127.7 Конституции СССР, сводились они к тому, что: Вице-президент СССР выполняет по поручению Президента СССР отдельные его полномочия и замещает Президента СССР в случае его отсутствия и невозможности осуществления им своих обязанностей.

Полномочием по отстранению Президента СССР от своей должности в соотвтетствии со ст. 127.6 Конституции СССР обладал только Съезд народных депутатов СССР (СНД) и только в случае нарушения Президентом Конституции СССР и законов СССР.

В ситуация относительно состояния здоровья не сказано ничего и как таковой механизм перехода власти от Президента СССР к Вице- отсутствовал, если не брать во внимание отстранение через СНД. В любом случае полномочия от главы государства к его заместителю переходят не по инициативе заместителя, потому что это противоречит самой сути подобных должностей. Однако такой правовой пробел позволил Вице-президенту издать соответствующий Указ.

После перехода власти от Горбачёва к Янаеву было издано Заявление советского руководства, в котором указывалось, что в соответствии со ст. 127.3 Конституции СССР и ст. 2 Закона СССР от 3 апреля 1990 года N 1407-1 О правовом режиме чрезвычайного положения, что необходимо принять самые решительные меры по предотвращению сползания общества к общенациональной катастрофе, обеспечения законности и порядка, ввести чрезвычайное положение в отдельных местностях СССР на срок 6 месяцев с 4 часов по московскому времени 19 августа 1991 года. Следующим пунктом заявления указывалось, что для управления страной и эффективного осуществления режима чрезвычайного положения образовать Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР).

И проблемы в рамках заявлени три. Во-первых, нет такой формы нормативного акта в рамках советского законодательства как заявление. Во-вторых, возможно под этим заявлением подразумевалось уведомелние органов власти о введении ЧП, что предусмотрено ч. 15 ст. 127.3 Конституции СССР, норма закона же гласит:

Чрезвычайное положение на территории союзной, автономной республики или в отдельных местностях, входящих в состав одной республики, объявляется Верховным Советом соответствующей союзной, автономной республики с уведомлением об этом Верховного Совета СССР, Президента СССР, а также Верховного Совета соответствующей союзной республики.

В интересах обеспечения безопасности граждан СССР Президент СССР предупреждает об объявлении чрезвычайного положения в отдельных местностях, а при необходимости и вводит его по просьбе или с согласия Президиума Верховного Совета или высшего органа государственной власти соответствующей союзной республики. При отсутствии такого согласия вводит чрезвычайное положение с незамедлительным внесением принятого решения на утверждение Верховного Совета СССР. Постановление Верховного Совета СССР по данному вопросу принимается большинством не менее двух третей от общего числа его членов.

Верховный Совет СССР вводит чрезвычайное положение по всей стране.

Как вы понимаете данная процедура не была соблюдена. Отсюда вытекает в-третьих, создание Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР) для управления страной и эффективного осуществления режима чрезвычайного положения. При этом ни конституция, ни закон не включали в себя норму о создании специального органа для управления страной, тем более через механизм заявления.

Эти же недочёт отметил Комитет конституционного надзора СССР в своём заявлении. Однако Комитет указал, что подобные действия могут быть оправданы если включится Верховный Совет СССР.

Всего ГКЧП было издано три Постановления. Постановление №1 говорило о полном верховенстве Конституции СССР, необходимости следованию Закону о ЧП и Постановлений ГКЧП, а также координации действий силовиков в связи с этим, передаче ГКЧП функций Совбеза СССР, заморозке цен и обеспечения всех жильём. Постановление №2 ограничивало свободу печати некоторых СМИ. Постановление № 3 ограничивало свободу телерадиовещания.

Вместе с этим издавались Указы и.о. Президента СССР, среди которых введение ЧП в Москве, тоже неконституионные, так как не было не просьбы Моссовета, ни согласия, ни всего остального, что предусмотрено законом. А также Указ Об указах Президента РСФСР №№ 59, 61, 62 и 63 от 19 августа 1991 г., в котором говорилось, что Президент РСФСР действует антиконституционно и действовать надо согласно решениям ГКЧП. Президент РСФСР Борис Ельцин в своих указах напрямую называл ГКЧП антиконституционным комитетом по чрезвычайному положению в СССР и приказал всем госструктрам на территории России подчиняться непосредственно Президенту РСФСР не исполняя решений мятежников.

В данном случае воплотился, так называемый риск войны законов, о которой в своём Заявлении сказал Председатель Верховного Совета СССР Анатолий Лукьянов. Кстати, согласно Постановлению Председателя ВС СССР внеочерездная сессия была назнгачена на 26 августа 1991 года.

В итоге после провала ГКЧП и возвращения Горбачёва из крымского плена был издан Указ Президента СССР от 22.08.1991 № 2444 Об отмене антиконституционных актов организаторов государственного переворота в соответствии с ним все акты ГКЧП и отдельных его членов отменены, все члены отстранены от занимаемых должностей и Генпрокуратуа возбуждает уголовные дела против заковорщиков.

Путчисты были арестованы, однако судебный процесс начался после распада СССР в 1993 году. Обвинение всем фигурантам уголовного дела ГКЧП было предъявлено по пункту а статьи 64 УК РСФСР измена родине. Помимо обвинения в измене родине Геннадий Янаев обвинялся по статье 175 УК РСФСР (должностной подлог), Юрий Крючков, Дмитрий Язов, Юрий Плеханов и Вячеслав Генералов по пункту б статьи 260 (халатное отношение к службе), Геннадий Янаев и Анатолий Лукьянов по части 2 статьи 171 (превышение власти).

На мой взгляд в данном случае надо было всем предъявлять не измену Родине, а превышение полномочий, так как измена подразумивает умышленно совершенное гражданином СССР в ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности или государственной безопасности и обороноспособности СССР, а они в своих заявлениях только и ставили целью сохранить СССР. В свою очередь превышение полномочий тут очевидно, даже из вышеперечисленных действий путчистов. Подобную позицию разделяет и Генри Резник.

В итоге Постановление ГД ФС РФ от 23.02.1994 N 65-1 ГД Об объявлении политической и экономической амнистии с целью национального примирения, достижения гражданского мира и согласия амнистировало всех лиц, привлекаемых к уголовной ответственности по событиям 19 – 21 августа 1991 года, связанным с образованием Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) и с участием в его деятельности. Единственный, кого осудили и кто даже не был членом ГКЧП генерал Варенников в итоге был вынесен оправдательный приговор.

Вы можете спросить: ну и что ты хочешь этим сказать? На самом деле две банальные мысли. Первая: ни один государственный переворот не происходит с соблюдением законности и разница лишь в том, что если он завершается успехом, как это было в 1917 или 1993, то это называется не путч или мятеж, а переворот или революция. Всё зависит лишь от того насколько сильна политическая воля участников, если достаточно сильна, то что назывется подгоняют решение под результат, а в данном случае закон под результат и всё будет и легально, и лигитимно. Если же нет, то подгонят участников под статьи уголовного законодательства. Вторая: никого не будет заботить то, что думает население при наличии той же достаточной политической воли, так как итоги Всесоюзного референдума никто не отменял, чем спекулируют всякие сектанты, были попытки возобновить его доработку и подписание, однако всем было плевать. Вы можете возразить: но ведь были проведены референдумы о независимости, значит к населению прислушались и было же право выхода у союзных республик из состава СССР. Во-первых, насколько законно было проводить подобные референдумы и учитывать мнение исключительно тех территорий? Во-вторых, насколько был соблюдён закон при выходе республик из состава вроде Грузии, Литвы, Латвии и Эстонии? Вопросы риторические.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest