Актуальные вопросы ликвидации юридических лиц

Для начала необходимо дать понятие ликвидации юридического лица. В п. 1 ст. 61 ГК РФ раскрывается сущность и последствия ликвидации. Таким образом, ликвидацией юридического лица принято считать прекращение его существования. Важно заметить, что права и обязанности не переходят при ликвидации к другим лицам.

Считаем важным выявить на начале нашего исследования виды ликвидации юридических лиц. Юридическое лицо может быть ликвидировано как добровольно, так и принудительно. Ликвидация на добровольной основе производится в случае, если к такому решению пришли учредители (участники), по решению органа, который наделен особым видом полномочий в соответствии с уставом. Стоит отметить условия, при которых производится добровольная ликвидация. Одним из таких условий может выступать истечение срока, на который создавалось юридическое лицо. В случае достижения цели, ради которой лицо было создано, либо в случае невозможности ее достижения, при таких обстоятельствах, допускается ликвидация юридического лица на добровольной основе.

Подлежит принудительной ликвидации юридическое лицо по решению суда или органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. Гражданским Кодексом допускаются основания для принудительной ликвидации юридического лица. Обратимся к подп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ. В частности, она закрепляет, что юридическое лицо подлежит принудительной ликвидации по решению суда в случае невозможности достижения целей, для которых юридическое лицо было создано, также невозможность или существенное затруднение деятельности юридического лица [1]. Примером такой ситуации может служить корпоративный конфликт между участниками хозяйственного общества, владеющими акциями или долями на паритетных началах. Наиболее частым способом решения такой конфликтной ситуации является ликвидация юридического лица в судебном порядке. Важно отметить, что предъявить иск в суд может как учредитель, так и участник, если уставом юридического лица не было принято решение о его добровольной ликвидации [2]. При анализе п. 6 ст. 61 и п. 1 ст. 65 ГК РФ нужно заметить, что в случае признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), производится принудительная ликвидация юридического лица. В случае совершения юридическим лицом правонарушения на основании пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ оно подлежит принудительной ликвидации. В качестве правонарушения может быть установлена деятельность, противоречащая предписаниям закона. Такая деятельность вполне может противоречить Конституции РФ и иным нормативно правовым актам. Обратимся к Постановлению Конституционного суда от 18.07.2003 № 14‑П. Данное постановление разъясняет ст. 61 ГК РФ, из этого делаем вывод о том, что арбитражные суды при рассмотрении дела о ликвидации юридического лица, могут принять решение о ликвидации лишь в том случае, если неоднократные нарушения законодательства будут носить существенный характер [3]. Необходимо внимательно проанализировать нарушения юридического лица, и суд должен разобраться, будет ли соразмерен юридическому лицу с выявленными нарушениями закона такой вид санкции как ликвидация [4]. Пп. 4 п. 3 ст. 61 ГК РФ закрепляет принудительную ликвидацию юридического лица при осуществлении систематической деятельности, противоречащей уставным целям. При создании юридического лица с грубыми нарушениями закона, носящими неустранимый характер, оно подлежит принудительной ликвидации. Государственная регистрация в таком случае будет признана недействительной на основании подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ.

В наши дни арбитражные суды при рассмотрении дел о ликвидации юридических лиц руководствуются Постановлением КС № 14‑П. В соответствии с ним, суд, вынося решение о ликвидации юридического лица, не может руководствоваться лишь фактом неоднократности нарушений, совершенных юридическим лицом. То есть, нарушения и последствия, вытекающие из них, должны быть соразмерны такой санкции как ликвидация юридического лица. Проанализировав Постановление КС РФ № 14‑П, подп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ, Постановление Пленума ВС РФ № 25, Информационное письмо Президиума ВАС РФ № 84 можем сделать вывод о том, что суд не может в достаточной степени полно определить, какие нарушения считаются грубыми, так как и Пленум Верховного Суда и Конституционный Суд дают разъяснения лишь неоднократности нарушений, а именно, что они должны быть существенными, чтобы суд, рассмотрев дело, мог спокойно ликвидировать юридическое лицо. Весь этот процесс глубокого анализа нарушений и выявления из них существенных создает некие затруднения при принятии решения о ликвидации юридических лиц, ссылаясь на подп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ и руководствуясь вышеперечисленными и проанализированными мною нормативно правовыми актами. Таким образом, видим необходимость дать разъяснение в Постановлении Пленума ВС РФ № 25, в п. 28, раскрывающее положения подп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ. Также при анализе Приказа ФНС России № ММВ-7-14/[emailprotected] возникают вопросы к подп. 3 п. 2. А именно, указано, что проверка достоверности сведений возможна, в случае если адрес, указанный в ЕГРЮЛ, является адресом 5 и более юридических лиц [5]. Но нет никакой информации в Приказе, как действовать регистрирующему органу при выявлении зарегистрированных по одному адресу от 2 до 4 юридических лиц. Хотелось бы, чтобы в Приказе этот вопрос был отражен в полном объеме.

Обратимся к судебной практике. Так, Арбитражный суд Краснодарского края удовлетворил иск Межрайонной Инспекции ФНС № 16 по Краснодарскому краю к ООО САВИТРИ по делу № А32-25160/2018. Таким образом, в целях установления достоверности адреса места нахождения общества, ИФНС по Темрюкскому району Краснодарского края 30.05.2018 проведены контрольные мероприятия, обследование места нахождения ООО Савитри, в ходе которых установлено, что по адресу регистрации общество не располагается, финансово-хозяйственная деятельность не ведется [6]. Вывески информативного характера, рекламные щиты, контактные телефоны, указывающие на местонахождение общества, о наличии организации, отсутствуют. Суд, руководствуясь пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ и ссылаясь на Постановление КС РФ № 14‑П пришел к выводу о ликвидации юридического лица.

Действительно важно отметить тот факт, что по решению регистрирующего органа ликвидируются недействующие юридические лица, которые не представляют необходимый перечень документов о налогах и сборах, а также не производят никаких операций хотя бы по одному банковскому счету [7]. Обычно такие компании имеют наименование компании-однодневки. Компании создаются под видом общества с ограниченной ответственностью, практически не имеют имущества, лишь формально числятся в ЕГРЮЛ. Данное юридическое лицо считается недействующим, его деятельность прекращена, а значит, должно быть исключено из ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 64.2 ГК РФ). Учредители (участники) в случае ликвидации юридического лица, обязаны совершить действия за счет имущества, а в случае его недостаточности, солидарно, значит, за свой счет независимо от оснований ликвидации. Ссылаясь на п. 5 ст. 62 ГК РФ, важно отметить, что в случае неисполнения учредителями своих обязательств по ликвидации юридического лица или ненадлежащем исполнении, государственный орган, наделенный специальными полномочиями или заинтересованные лица вправе потребовать ликвидации юридического лица в судебном порядке. Арбитражный управляющий может быть назначен по заявлению государственного органа или заинтересованных лиц. Если юридическое лицо не может быть ликвидировано из-за отсутствия средств на расходы, которые необходимы для ликвидации, а также невозможности возложить данные расходы на учредителей (участников), юридическое лицо будет исключено из ЕГРЮЛ [8] на основании ч. 5 п. а ст. 21.1 ФЗ № 129-ФЗ.

Важно затронуть тему специальной процедуры ликвидации юридического лица. Так как при ликвидации у юридического лица прекращаются права и обязанности, необходимо предпринять меры по защите интересов кредиторов. Соответствующий орган или учредители (участники) в случае принятия решения о ликвидации юридического лица должны сообщить о таком желании в регистрирующий орган для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ. Ликвидационная комиссия или ликвидатор является одним из главных участников процесса ликвидации юридического лица, после назначения комиссии устанавливаются сроки ликвидации на основании п. 3 ст. 62 ГК РФ. Полномочия по управлению делами ликвидируемого юридического лица переходят к ликвидационной комиссии (ликвидатору) после ее назначения. В суде от имени ликвидируемого юридического лица выступает ликвидационная комиссия. П. 4 ст. 61 ГК РФ четко описывает нам, как регулируются отношения по поводу обязательств между юридическим лицом, которое подлежит ликвидации и кредиторами. Важно заметить, что обязательства перед кредиторами считаются наступившими с момента принятия решения о ликвидации юридического лица. Обратимся к п. 2 ст. 64.1 ГК РФ. Члены ликвидационной комиссии обязаны возместить убытки, причиненные либо учредителям, либо кредиторам при наличии требований о возмещении убытков. Ликвидационная комиссия выявляет кредиторов, в письменной форме уведомляя их о ликвидации юридического лица. Кроме уведомления, публикует информацию о ликвидации юридического лица ликвидационная комиссия, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами в средствах массовой информации. Срок заявления требований кредиторами не может превышать двух месяцев с момента публикации информации о ликвидации юридического лица.

Затем оформляется промежуточный ликвидационный баланс. В абз. 1 п. 2 ст. 63 ГК РФ установлен определенный перечень сведений. В промежуточном ликвидационном балансе необходимо присутствие сведений об имуществе юридического лица, требованиях, которые были предъявлены кредиторами лицу, итоги рассмотрения требований, список требований, которые были удовлетворены судом и вступили в законную силу решением суда. Учредителями (участниками) или органом, который наделен особыми полномочиями, принявшими решение о ликвидации юридического лица, утверждается ликвидационный баланс. Иногда это происходит по согласованию с уполномоченным государственным органом в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 63 ГК РФ. Такой случай доступно раскрывается в ст. 23 ФЗ № 3951. Согласно статье, при ликвидации кредитной организации промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы утверждаются по согласованию с Банком России [9]. После утверждения баланса производятся расчеты с кредиторами юридического лица, подлежащего ликвидации. К сожалению, не совсем еще изучена практика применения нормативно-правовых актов о несостоятельности (банкротстве). Существуют различного рода злоупотребления в этой сфере, использование института банкротства, так же как и институтов в области акционирования, для передела собственности [10]. На основании п. 9 ст. 63 ГК РФ ликвидацию юридического лица можно считать завершенной, когда юридическое лицо прекратило свое существование после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Подводя итоги, необходимо сказать следующее. Вопросы ликвидации юридических лиц являются одними из значимых. Законодательством на текущий момент установлен определенный порядок ликвидации. Однако при изучении и анализе различных правовых актов возникают вопросы касаемо правильного толкования положений гражданского законодательства. Определенные вопросы, на наш взгляд, еще не изучены в полной мере. Некоторые положения статей законодательства носят расплывчатый и нечеткий характер. Ликвидация юридических лиц является дискуссионной темой в наши дни и требует более глубокого изучения.

[1] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51‑ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

[2] Суханов Е. А. Гражданское право: Учебник: в 4 т. М., 2019. Т. 1. С. 212.

[3] Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 №14‑П По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона Об акционерных обществах, статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А. Б. Борисова, ЗАО Медиа-Мост и ЗАО Московская Независимая Вещательная Корпорация // СЗ РФ. 2003. № 30. ст. 3102.

[4] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации // Российская газета. 2015. № 140.

[5] Приказ ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/[emailprotected] Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/docs/6085364/ (дата обращения: 01.06.2021).

[6] Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 1 августа 2019 г. по делу № А32-25160/2018 по иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю к обществу с ограниченной ответственностью САВИТРИ о ликвидации общества с ограниченной ответственностью САВИТРИ, возложении обязанностей по осуществлению ликвидации ООО САВИТРИ на учредителя Валлберг Ассошиэйтс ЛТД // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/H2F4N0kZZLx7/ (дата обращения: 01.06.2021).

[7] Определение Конституционного Суда РФ от 26.11.2018 № 2983‑О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Макарова Сергея Аркадьевича на нарушение его конституционных прав статьей 21.1 Федерального закона О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-26112018‑n-2983‑o/ (дата обращения: 01.06.2021).

[8] Федеральный закон от 08.08.2001 № 129‑ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // Российская газета. 2001. № 153154.

[9] Федеральный закон от 02.12.1990 № 3951 О банках и банковской деятельности (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2020) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 6. ст. 492.

[10] Алексеев С. С., Гонгало Б. М., Мурзин Д. В. и др. Гражданское право: учебник. М., 2020. С. 56 (автор главы С. С. Алексеев).

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest