Исламский банкинг в России. Islamic banking in Russia. Новая правовая реальность. Перспективы развития

Исламский банкинг. Перспектива развития в России.

Исламский банкинг, это широко распространенное явление, заключающееся в осуществлении банковской деятельности на основе норм действующего законодательства с опорой на постулаты Корана, Сунны. Деятельность исламского банкинга опирается на охрану высших ценностей человека, а именно, религии (дин), жизни (ан-нафс), разума (аль-акл), рода (ан-насл), имущества (аль-маль). Исламский банкинг основан на ограничениях, которые, с первого взгляда, могут показаться непривычными юристу романо-германской правовой семьи, однако, погружаясь в детали исламского права, где составляющим является исламский банкинг, возможно заметить много общего. Правила исламского банкинга содержат, так называемую, правовую традицию, которая не закреплена нормами закона. Или же традиция, обретает форму закона? Депутатами Государственной Думы РФ было предложено внести на рассмотрение Законопроект № 1985848 (текст прикрепляем в конце статьи, далее Законопроект об Исламском банкинге), предусматривающий введение в ряде регионов России эксперимента по исламскому банкингу. Приведенная статья есть попытка осмысления представленного законопроекта на предмет эффективности его работы в российском правовом пространстве. Однако, в первую очередь обратимся к истории.

Правовые основы исламского банкинга.

Предпримем попытку разобраться на чем основывается деятельность исламского банкинга. В первую очередь, это предписания Шариата, которые определяют высшие ценности человека (религия, жизнь, разум, род, имущество). Также исламские банки в своей деятельности должны руководствоваться писаниями Корана и Сунны как первоисточников исламского права. Коран содержит два вида Аятов (то есть знака, знамения, чуда, писания, это мельчайшая частица Корана). Аяты бывают ясные (очевидные), не подлежащие никакой трактовке, и неясные, требующие дополнительной интерпретации.

Основы Сунны выражаются в непрерывных цепочках рассказов авторитетных ученых-богословов, которые создали пророческие предания (Хадисы). Хадисы также имеют три вида: подтвержденные, хорошо подтвержденные, неподтвержденные. Такие исламские постулаты возможно обозначить как диспозицию правовой нормы, то есть раскрытие отношения в его правоотношении. Как известно, правовую норму возможно толковать различными способами (т. е., путем аутентичного толкования, легального толкования, нормативное толкование, казуальное и др.). Так и в исламском праве имеется своё собственное толкование Тафсир с использованием методов толкования иджтихад и таклид. Иджтихад представляет собой толкование исламской нормы на основе авторитета самого ученого-богослова, в его знании, интерпретировании и комментировании богословско-правовых источников. Таклид, – есть толкование обычного человека, не компетентного в этой области, на основе знания специалиста. Грань между двумя видами толкования достаточно тонкая, в нашу задачу входит лишь перечисление имеющихся видов толкования как действующего правового явления на основе норм традиции и религии.

Наряду с Кораном и Сунной существуют общепринятые источники исламского права, в частности Иджма, то есть согласованное мнение авторитетных ученых-богословов, консенсус, который принимается сторонами, например, при заключении сделки.

Обращаюсь к юридическо-религиозным источником, стоит упомянуть Фатв, то есть правовое заключение, сделанное ученым-богословом для разъяснения и практического применения предписаний Шариата. Такое заключение имеет силу рекомендации, и оно не обязательно для сторон, поскольку исходит не от Бога, а от человека.

Также стоит упомянуть про внешний и внутренний надзор Шариатских советов. Шариатский совет состоит из шейхов (лучших из мужей), компетентных в вопросах исламского права, имеющие безукоризненную репутацию. Они выдают рекомендации, предписания на следование банковской деятельности нормам исламского права. Они же и осуществляют функции надзора в исламском банкинге. Банковские стандарты имеют шариатскую санкцию, то есть правила деятельности таких банков соотносятся с религиозными нормами, после чего утверждаются в самом банке. Шариатский совет не опирается на существующую практику иных банковских структур, в своей деятельности он руководствуется своими собственными убеждениями, толкованиями, а, в первую очередь, религиозной нормой.

Резюмируя, деятельность исламского банкинга основана на религиозной норме, мнения шариатского совета, основанному так же на религиозной норме. Шариатский совет, при осуществлении своей деятельности, руководствуется общечеловеческими принципами Корана. Но, в итоге, вся деятельность сводится к следующим постулату: Аллах знает лучше. Итак, на основе изложенного, попробуем проанализировать Законопроект об Исламском банкинге в России.

Исламский банкинг России. Правовое начало?

Текст Законопроекта не апеллирует такими понятиями, как исламский банкинг, религиозная норма, шариатский совет и др. Он устанавливает экспериментальный правовой режим осуществления деятельности по партнерскому финансированию. Изначально, такой экспериментальный режим предлагается ввести в Республике Дагестан, Чеченской Республике, Республике Башкортостан, Республики Татарстан, с потенциальной возможностью расширения географии такого режима.

По данному законопроекту необходимо запомнить три основных понятия:

  1. экспериментальный правовой режим суть его не раскрывается законом, указывается лишь на специальное регулирование в целях создания условий по партнерскому финансированию,
  2. участник экспериментального правового режима юридическое лицо, которое включено в реестр участников такого режима,
  3. деятельность по партнерскому финансирования осуществление участником сделок, предусмотренных законом.

И тут мы подходим к тем сделкам, которые участники вправе осуществлять в рамках экспериментального правового режима:

  1. привлечение денежных средств юридических и физических лиц путем заключения договора партнерского инвестирования,
  2. привлечение денежных средств и (или) иного имущества юридических и физических лиц в виде участия в капитале,
  3. предоставление денежных займов юридическим и физическим лицам без взимания вознаграждения в виде процентов,
  4. финансирование физических и юридических лиц путем заключения договоров купли-продажи с условием о рассрочке (отсрочке) платежа или договоров лизинга,
  5. финансирование деятельности путем участия в уставных капиталах юридических лиц и (или) на условиях партнерства,
  6. предоставление поручительств,
  7. иные операции и сделки, не противоречащие законодательству РФ.

Из представленного видно, что законодательство определяет возможные виды сделок, которые возможно осуществлять на территории экспериментального правового режима. Заметим, что законодательством не определяется обязательность заключения таких сделок, то есть установлен диспозитив, что вполне оправданно. Отметим, что характер вышеуказанных сделок основан на принципах и определениях исламского права. Так, с позиции мусульманского права любой долг, который влечет за собой прибыль (процент) это риба (харам, запрет). Таким образом, кредиты, за которые предоставляется банковское вознаграждение в виде процента по нему, является грехом.

Иное положение вещей, например, с рассрочкой. Банк выкупает автомобиль стоимостью в 1.000.000 руб. Однако клиенту, обратившемуся в банк, он может продавать такую машину за 1.500.000 руб. в течение определенного времени. В данном случае выгоду имеет как продавец (увеличенная стоимость автомобиля), так и покупатель (беспроцентная рассрочка платежа за определенный период, если покупатель не может единовременно оплатить полную стоимость автомобиля). Именно таким образом представлен смысл исламского банкинга в его сути. Именно так анализируются все сделки, заключаемые с потенциальными клиентами.

Законопроектом предусматривается запрет участникам экспериментального правового режима взимать вознаграждение в виде ссудного процента, финансировать деятельность, связанную с производством и (или) торговлей табачной, алкогольной продукцией, оружием и боеприпасами, игорным бизнесом (ч. 3 ст. 4 Законопроекта об исламском банкинге).

Также установлены требования к участнику экспериментального правового режима:

1) минимальный размер собственных средств, – 10 млн. рублей с 2023 г., 25 млн. рублей с 2024 г. (и далее такой размер увеличивается),

2) запрет на внесение в уставной капитал участника заемных средств и находящегося в залоге имущества,

3) внесение участника в реестр участников экспериментального правового режима (именно с этого момента участник приобретает права и обязанности в рамках данного режима),

4) форма образования участника правового режима: юридическое лицо в форме потребительского общества, фонда, автономной некоммерческой организации, хозяйственного общества или товарищества, кредитные организации, некредитные финансовые организация.

Статус участника приобретается на основании заявления, направляемого Банку России. Банк России будет вести реестр организаций участников экспериментального режима. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 рабочих дней. При отказе в регистрации, такое решение должно быть мотивированным. Закономерный вопрос, почему могут отказать во внесении в реестр?

  1. несоответствие документов для внесения сведений в реестр,
  2. представление неполного комплекта документов,
  3. исключение сведений о данном юридическом лице из реестра участников экспериментального правового режима (о них мы поговорим ниже, перечень является исчерпывающим),
  4. несоответствие юридического лица и (или) лиц, входящих в органы управления участника, требованиям законодательства Российской Федерации.

Как нами уже указывалось, основания исключения сведений из реестра являются исчерпывающими. К ним законодатель относит:

  1. неоднократное в течение года нарушений требований законодательства, актов Банка России,
  2. нарушение требований размера уставного капитала в течение двух месяцев подряд,
  3. нарушение требования о запрете взимать вознаграждение в виде ссудного процента или финансирования запрещенной деятельности,
  4. нарушение законодательства О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем ФЗ № 115,
  5. неоднократного в течение года представления существенно недостоверных отчетных данных (такие критерии устанавливаются Указанием Банка России от 29 июня 2022 г. № 6181-У для микрофинансовых организаций, но как определяется критерий существенности для кредитных органзаций?)
  6. если участник не совершает операций,
  7. несоответствие закону лиц, входящих в органы управления,
  8. внесение в ЕГРЮЛ записи о ликвидации участника,
  9. поступления в Банк России заявления от участника.

За Банком России закреплено регулирование деятельности участников экспериментального правового режима, а также надзор. В этой связи Банк России наделен широким кругом полномочий по запросу документаций от участника такого режима. Также за Банком России закреплены полномочия по проведению проверок таких организаций (полагаем согласно порядку Инструкции Банка России 202-И). Банк России вправе направлять предписания на устранение выявленных нарушений.

Законодательством также предусматривается экспертный совет, в рамках деятельности которого будет решен вопрос о продлении эксперимента по исламскому банкингу.

Итак, законодатель создал в сути своей новую экономическую зону, которая имеет ограничения по осуществляемым сделкам. Приживется ли такой эксперимент в России? На наш взгляд он не даст эффект, который от него ожидают. Исламский банкинг пытались развить в Египте с начала 2000-х годов, однако он не дал необходимых результатов, поскольку в Египте начались внутренние потрясения (государственный переворот, гражданские протесты, смена власти). Напротив, исламский банкинг активно развивается в ОАЭ, Саудовской Аравии, Катаре, где наблюдается экономическое развитие (если не рост), стабильность, отсутствие видимых внутренних потрясений, экономическая привлекательность. Поскольку в России всего этого, на данный момент, нет, мы полагаем, что идея исламского банкинга зависнет в воздухе как нечто существующее, но не приносящее плоды. Однако, идея введения исламского банкинга в ряде регионов видится интересным.

Исламский банкинг в СНГ.

Одним из первых исламских банков на территории СНГ был открыт в Казахстане в 2010 года по соглашению Правительства Республики Казахстан и ОАЭ с целью предоставления банковских услуг на основе норм и принципов Шариата. Al Hilal Bank ( ссылка для перехода на сайт https://alhilalbank.kz ) предоставляет депозитные услуги, ипотеки, расчетно-кассовые услуги, переводы. Интересной представляется структура такого банка. Он состоит из совета директоров, которые полностью состоят из граждан ОАЭ, Совета по Шариату, где состоят профессор и доктор по религиозному консультированию, Правление банка, где состоят граждане Англии, Казахстана. Заметим, согласно отчетам данного банка, доходы постоянно растут. Так, например, в сравнении с 2021 г. денежные средства депозитов увеличились с 56 460 087 тенге, до 97 880 932 тенге (16 500 000 рублей). И такие показатели только растут.

P.S. В начале статьи изображена национальная валюта Саудовской Аравии (500 риялов). На ней изображен основатель и первый король Саудовской Аравии в 19321953 годах Абдул-Азиз ибн Абдуррахман Аль Сауд. На момент опубликования настоящей статьи 1 саудовский риял равен 19,92 российский рублей.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest