Налоги для нерезидентов: тревожные перспективы (октябрь 2022)

ВВЕДЕНИЕ

Пост про новые изменения, риски налогоплательщиковнерезидентов и тех, кто скоро получит такой статус (февральские, мартовские и сентябрьские мигранты).

Россия следует общемировой практики для увеличения собираемости НДФЛ и количества налогоплательщиков, а особенно это вектор развития усилился после многочисленных волн миграции начиная с февраля 2022г. и объявления частичной мобилизации.

Этот пост посвящен новым тенденциям в сфере оплаты налогов нерезидентами.

Мы, как налоговые консультанты, видим зарождающуюся модель развития агрессивного налогового администрирования налогов, в том числе нерезидентов.

Оптимизация налогов по модели резидент нигде потеряет свою актуальность. Гражданам уехавшим работать за границу придется принять трудное решение стать российским резидентом и платить налоги или разорвать связь со страной.

Сейчас многие уехавшие работать за границу (особенно февральские) поневоле, с учетом отсутствия выработанных инструментов налоговых органов по администрированию доходов релоцированных работников, пользуются тем, что они не платят НДФЛ в бюджет России, указывая в договоре ГПХ в качестве места оказания услуг не РФ, при этом являясь нерезидентом РФ.

В свою очередь налоговые органы стран мест пребывания также в большинстве случаев не видят и не могут определить налоговую базу таких работников, поскольку как правило их заказчиком является работодатель/заказчик из России и денежные средства также переводятся на российский банковский счет. Например, находясь и работая в Армении, получая доход от российского заказчика/работодателя, налоговые органы Армении не могут увидеть такие доходы и соответственно администрировать их.

Между тем, мы уверенны, что государство в ближайшее время направят достаточные силы на администрирование и сбор налогов нерезидентов, с учетом того, что НДФЛ является достаточно важным налогом с учетом его собираемости и объемов. Например, доля НДФЛ в бюджете Москвы за ковидный 2020 год составила 40% (1 трлн 155,2 млрд рублей).

НОВЫЕ ГОТОВЯЩИЕСЯ ИЗМЕНЕНИЯ

Минфин России (minfin.gov.ru) 26.07.2022г. выпустил письмо по налоговым изменениям на ближайшие три года. Одна из основных инициатив – считать выплаты от работодателей или заказчиков из России российскими доходами независимо от места работы, указанного в договоре.

Планируется, что место работы станет определяться только местонахождением (юридическим адресом) работодателя либо заказчика, и по предлагаемым правилам не будет иметь смысла в каком месте находиться сотрудник или исполнитель.

То есть, если сейчас нерезидент может указать в договоре, что место оказания услуги не Россия и не платить НДФЛ, то после вступления законопроекту в силу избежания факта начисления НДФЛ 30% будет невозможно.

Сам законопроект еще не внесен в Госдуму, но на находиться в разработке профильных комитетов Правительства РФ.

Безусловно, планы Минфина не распространяются на доходы нерезидентов РФ от зарубежных заказчиков и работодателей. Платить с них российский НДФЛ по-прежнему не придется.

Мы, налоговые адвокаты из http://relokacia.online/ , постоянно мониторим вносимые государством изменениями и специализируемся на законных способах оптимизации уплаты налогов.

Вспоминаем 2019 год

30 сентября 2019 года Правительство Российской Федерации внесло на рассмотрение в Государственную Думу проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Согласно указанному проекту (стр. 32) предполагается сокращение срока фактического нахождения физических лиц в России для приобретения статуса налогового резидента России со 183 дней до 90 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Уравнивание налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц для резидентов и нерезидентов Российской Федерации, аналогично налоговой ставке в размере 13 процентов, применяемой к доходам резидентов Российской Федерации.

Еще начиная с 2019 года государство начинает активно думать о высокой мобильности граждан России с учетом политической повестки и начинает вводить правовую базу для увеличения числа налогоплательщиков НДФЛ.

Центр жизненных интересов как один из критериев определения резидентства

Одним из ключевых критериев определения налогового резидентства и того, какие будут платить налоги нерезидент является концепция центра жизненных интересов налогоплательщика, который выражен в многочисленных национальных законодательствах, а также в соглашениях об избежание двойного налогообложения.

В письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 февраля 2018 г. N 03-08-05/7126 раскрываются критерии центра жизненных интересов.

Концепция центра жизненных интересов при определении налогового резидентства предполагает введение дополнительных критериев, которые характеризуют личные, социальные и экономические связи физического лица. Такие критерии, как наличие недвижимости, личных и экономических связей, место проживания и гражданство. По информации Минфина, такой подход уже применяется в рамках соглашений с другими странами для избежания двойного налогообложения.

Мы полагаем, что в ближайшее время именно этот принцип станет ключевым при определении, какие налоги платит нерезидент.

По мнению российского ведомства, эти меры позволит вовлечь более широкий круг физических лиц в российскую налоговую юрисдикцию и получить преимущественное право на налогообложение в случае споров с другими странами. Также это увеличит контроль в сфере собираемости налогов нерезидентов.

Согласно ст. 25 Налогового кодекса Республики Армения, Физическими лицами-резидентами считаются также: физические лица, центр жизненных интересов которых находится в Республике Армения. По смыслу применения настоящего пункта центр жизненных интересов это место, где сосредоточены семейные или экономические интересы физического лица. В частности считается, что центр жизненных интересов физического лица находится в Республике Армения, если его дом или иное место жительства, семья, основное место профессиональной или иной деятельности находится в Республике Армения.

При этом на данный момент, критерий срок нахождения налогоплательщика (если для России – 183 дня) является первостепенным при определения налогового резидентства и подсчета подоходного налога для нерезидентов.

Если обратится к международной судебной практики в части оплаты налогов нерезидентами, то мы не можем не упоминать о деле знаменитой певицы Шакиры, которой был доначислен подоходный налог потому, что она с 2012 года переехала в Испанию, постоянно проживала, родила детей, вышла замуж за игрока Барселоны.

Это и есть проявление доказывания концепции центра жизненных интересов при определении налогового резидентства.

В этой связи, подготовили специальную статью – Как ИФНС оспаривает налоговое резидентство: суд практика (vk.com)

В завершении этого поста хочется выразить свое мнение скорее всего, резко увеличится количество ситуаций двойного резидентства и необходимости их решать, налоговый орган будет стремиться вводить новые методы администрирования подоходного налога нерезидентов, которые уехали работать за границу, появятся поправки в Уголовный кодекс в части ужесточения ответственности от уплаты личных налогов. Все это можно ожидать на фоне дефицита бюджета с учетом текущих внешних обстоятельств.

Налоговый адвокат

Бугрушев Александр

http://relokacia.online/

Ели хотите подтянуть матчасть по теме налогов нерезидентов, то мы дополнительно подготовили материалы по следующим темам:

  • Определяем ставку НДФЛ по выплатам нерезидентам (vk.com)
  • С каких выплат нерезидентам нужно удерживать НДФЛ (vk.com)
  • Кто признается нерезидентом для целей НДФЛ (vk.com)
  • ИП УЕХАЛ РАБОТАТЬ ЗА ГРАНИЦУ. НАЛОГОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ (vk.com)
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest