Как мир справляется с коронавирусной пандемией: «коронация» права и международно-правовой диалог на социальной дистанции

Вышел в свет специальный тематический выпуск журнала по сравнительному и международному праву Дайджест публичного права Гейдельбергского Института Макса Планка на русском языке. Все статьи в открытом доступе.

Новый выпуск Дайджеста Публичного права посвещён вопросам правового реагирования международного сообщества государств на риски и угрозы, связанные с распространением пандемии коронавируса.

В данном выпуске Дайджеста Публичного права представлены следующие публикации (ссылка на статью открывается кликом на соответствующую публикацию):

Aрмин фон Богданди / Педро A. Вилларреал: Всемирная организации здравоохранения условиях пандемии COVID-19: международная публичная власть в кризисе

Аннэ Петерс: Пандемия и международное право

Маттиас Хартвиг: Коронавирус как вызов международному порядку

Педро A. Вилларреал: Дискуссия по проблемам эпидемии COVID-19: Действительно ли такие меры допустимы? Обязательства государств по Международным медико-санитарным правилам в свете пандемии COVID-19

1. Эпидемия вируса COVID-19, вызванная распространением ранее неизвестного коронавируса нового типа SARS-CoV-2 и его мутациями один из крупнейших международных кризисов на памяти многих поколений, вызвавший действительно шоковую реакцию политических систем на мировом уровне. 11 марта 2020 г. Всемирная организация здравоохранения ООН (ВОЗ) объявила, что вспышка этого вируса достигла уровня пандемии. Почеркнув вызывающие тревогу масштаб и остроту пандемической угрозы, ВОЗ призвала государства принять неотложные и самые решительные меры, чтобы противостоять распространению коронавирусной инфекции.

По официальной номенклатуре ВОЗ подобная пандемия квалифицируется как чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения, имеющая международное значение (ЧСОЗ). Общепризнанно, что ЧСОЗ представляет собой чрезвычайное положение, представляющее опасность в области общественного здравоохранения для государств в результате международного распространения болезни и потенциально требующее скоординированного международного реагирования. В соответствии с Международными медико-санитарными правилами 2005 года (ММСП), принятыми в системе ВОЗ, государства-участники обязаны оперативно реагировать на ЧСОЗ.

2. Борьба с мировой пандемией COVID-19 и меры по ликвидации её последствий привели на сегодняшний день к глубокому (гео)политическому, социально-экономическому и трагическому человеческому кризису, который превратился в угрозу демократическим институтам и переходит в глобальный кризис в сфере прав человека. Вопросы нарушения прав граждан возникают, в частности, в связи с предложениями о введении иммунных паспортов, сертификатов о вакцинизации, ограничении свободы передвижения, личной свободы и свободы предпринимательской деятельности, запрещении проведения митингов и собраний и т.д. Государство также пытается усиливать своё непосредственное вмешательство в механизмы свободной рыночной экономики, в деятельность частных предпринимателей и фирм. Поддержка государством бизнеса в критических условиях сопровождается усилением требований к его социальной ответственности.

Эти меры имеют серьезные последствия, в том числе с точки зрения международной ответственности государств за нарушение международных соглашений, конвенций и договоров. Внутренние меры, принимаемые государствами для защиты жизни и здоровья людей от пандемии, должны быть совместимы с международной защитой прав и свобод, признанными принципами функционирования правового государства, демократии и гражданского общества. Ответственность государства при этом не ограничивается национальными границами, но применяется также в рамках и на уровне международного права.

Международные нормы о правах человека гарантируют каждому право на наивысший достижимый уровень здоровья и обязывают государства принимать меры для предотвращения угроз здоровью населения и по оказанию медицинской помощи лицам, нуждающимся в ней. Эти международные стандарты (например, так называемые Сиракузские Принципы) устанавливают, что в ситуациях серьезных угроз для здоровья населения допустимы ограничения определённых прав и свобод. Тем не менее, любые принимаемые правительствами ограничительные меры должны производиться на основе верховенства закона, быть необходимыми в целях обеспечения безопасности и укрепления здоровья граждан, являться соразмерными, недискриминационными и ограниченными во времени. Цели общественного здравоохранения не могут являться оправданием для незаконного и произвольного ограничения прав человека. Должно обеспечиваться уважение человеческого достоинства при соблюдении и укреплении фундаментальных социальных ценностей. Кроме того, такие ограничения должны подлежать контролю и проверке их пропорциональности.

В свою очередь, государства могут ссылаться на различные исключения из установленных и признанных стандартов защиты прав и свобод для обоснования правомерности своих действий. К таким исключениям может быть отнесено введение мер в рамках так называемых полицейских полномочий государства. Кроме того, государства могут ссылаться на исключения, предусмотренные, в частности, в статьях 23 (форс-мажор), 24 (бедствие) и 25 (состояние необходимости) Международных медико-санитарных правил ВОЗ. Оценивая предполагаемое нарушение признанных стандартов, международные и национальные контрольные органы могут исходить из наличия у государств определённой свободы оценки и усмотрения в отношении тех мер, которые должны быть приняты в ответ на пандемию.

3. Пандемия Ковида со всей очевидностью высветила одну из фундаментальных проблем международного порядка, включая его международно-правовую составляющую. Так или иначе, этот кризис в долгосрочной перспективе не только существенно ослабляет производственный потенциал глобальной экономики, подавляя экономическую активность даже ведущих индустриальных держав и вызывая потрясения в мировой финансовой и экономической системе. Он в значительной степени дестабилизирует и – как следствие – переформатирует структуры и институты международной власти, усиливая напряженность между государствами. Международная система, в свою очередь, подвергается новым вызовам и нагрузке, что дополнительно вызывает нестабильность и приводит к новым внутренним, региональным и международным конфликтам.

Подтвердив приоритет национального государства с присущими ему традиционными атрибутами и инструментарием в виде государственного суверенитета и противодействия внешнему вмешательству во внутренние дела, эта пандемия высветила реальное значение национальных практик и систем ценностей в условиях растущей интернационализации и глобальной взаимозависимости государств. И тенденции развития ситуации, показывают, что борьба с глобальной пандемией типа COVID-19 практически невозможна без выхода международного сообщества на новый уровень организации, координации и управления. А такой уровень, в свою очередь, предполагает определённый пересмотр принятого понимания системных принципов национального суверенитета и невмешательства в условиях экстраординарных обстоятельств транснационального характера. Связанные с этим аспекты и в частности, такие вопросы, как соблюдение прав человека в условиях карантинных мероприятий или (само)изоляции, формы контроля национальной статистики о заболевании и его распространении, регулирование условий допуска международных экспертов ВОЗ на территорию национальных государств, пределы усмотрения государств в одностороннем порядке закрывать свои границы, действие во внутреннем праве международных норм, регулирующих доступ стран к антивирусной вакцине, вакцинационный национализм а также другие важные вопросы рассматриваются в данном сборнике.

Ниже размещена информация с доступом к более ранним выпускам Дайджеста Публичного права (с возможностью просмотра содержания, аннотаций и текста всех публикаций в открытом доступе):

Выпуск 9 2020

Выпуск 8 2019

Выпуск 7 2018

Выпуск 6 2017

Выпуск 5 2016

Выпуск 4 2015

Выпуск 3 2014

Выпуск 2 2013

Выпуск 1 2012

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest