Совет Европы без России: последствия и перспективы // Комментарий для журнала «Закон»

Журнал Закон попросил меня дать комментарий в связи с выходом России из Совета Европы в марте 2022 года. По просьбе редакции публикую текст комментария в своем блоге.

Россия вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года. 5 мая 1998 года она сдала грамоту о ратификации Европейской конвенции и ряда протоколов к ней, таким образом материализовав желание быть цивилизованной страной, включенной в европейские процессы. С того момента Европейский суд по правам человека вынес 3116 постановлений по делам против России.

C 1998 года ЕСПЧ присудил в качестве компенсаций по российским делам больше 2 миллиардов евро. Сейчас в Европейском суде находится около 18 тысяч российских жалоб.
Желание быть в Совете Европы наша страна демонстрировала без малого 26 лет. Даже после спецоперации по приведению Крыма в российскую гавань, за которым последовало приостановление членства России в Парламентской ассамблее Совета Европы, Россия не выходила из этой организации. Но все резко изменилось, когда Россия решила денацифицировать и демилитаризовать соседа.

Уже 25 февраля, на второй день после начала того, что официально называется спецоперацией, Совет Европы приостановил представительство России в своих органах Комитете министров и Парламентской ассамблее. 42 государства (из 47) проголосовали за. Три голоса против принадлежали России, Армении и Азербайджану. Турция воздержалась, а Сербия не пришла на голосование. 15 марта Парламентская ассамблея Совета Европы в рамках внеочередной сессии, посвященной ситуации на Украине, единогласно одобрила исключение Российской Федерации из организации. В этот же день Россия уведомила генерального секретаря о выходе из Совета Европы на своих условиях, но озвучить условия не получилось. Уже на следующий день, 16 марта, Комитет министров проголосовал за исключение России из Совета Европы, подтверждая, что агрессия Российской Федерации против Украины является серьезным нарушением Российской Федерацией своих обязательств по ст. 3 Устава Совета Европы.
Юристы, специализирующиеся на подаче жалоб в Европейский суд, на этом моменте не на шутку испугались, так как немедленное прекращение членства должно было означать прекращение действия Конвенции, а значит, и немедленную невозможность подавать жалобы в Европейский суд.

Однако чуть позже, 23 марта, пленум ЕСПЧ принял важную резолюцию: Конвенция продолжает действие до 16 сентября 2022 года. Из этого можно сделать следующий вывод: если нарушение Конвенции произошло до этой даты, в Европейский суд можно будет обратиться. Поэтому все блокировки СМИ, осуждающих военную кампанию на Украине, уголовные преследования за распространение точки зрения, отличной от позиции Министерства обороны РФ, а самое главное, события в Буче, Ирпене и на иных территориях, которые контролировали российские войска, все это подпадает под юрисдикцию Европейского суда.

Дела в Европейский суд могут поступать еще в течение пары лет, так как, прежде чем обратиться в ЕСПЧ, как правило, необходимо исчерпать национальные эффективные средства правовой защиты, а по ГПК, АПК и КАС это чаще всего четыре инстанции. Затем в течение следующих десяти лет мы будем со скорбью и болью читать постановления Суда о страшных нарушениях права на жизнь, личную неприкосновенность и свободы от пыток. Аналогичные постановления мы уже читали по Чечне.

Комментарий опубликован в рубрике Событие. Комментарии экспертов апрельского номера журнала Закон.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest