Обратиться к рассматриваемому ниже вопросу меня побудил интересный и, как всегда, профессионально обстоятельный и информативные пост колеги Исполинова Долгие проводы: последствия выхода России из Совета Европы (за скобками из ВТО и G20) (https://zakon.ru/blog/2022/03/28/dolgie_provody_posledstviya_vyhoda_rossii_iz_soveta_evropy_za_skobkami__iz_vto_i_g20) и, в частности, пассажи, где он пишет:
[QUOTE]только в Европейской конвенции есть возможность насильственного прекращения участия в ней государства помимо его воли[/QUOTE](здесь Алексей, очевидно, имел в виду всё-таки не насильственного, а принудительного прекращения в смысле недобровольного), а также его пассаж
[QUOTE]В завершение хочу вернуться к мысли о том, что только в Совете Европы существует процедура исключения государства из этой организации. Это действительно так, поэтому все разговоры об исключении России из ООН, ВТО или G20 не имеют под собой никакой правовой основы и носят чисто пропагандистский характер.[/QUOTE]
Здесь следует отметить следующее. Даже если в Уставе международной организации не предусмотрена возможность исключения из её состава государства-члена, эта проблема в международном праве не решается столь однозначно, как это предполагает мой коллега, говоря, что разговоры об исключении РФ, в частности из ВТО или G20 не имеют под собой никакой правовой основы. Такая основа есть и она носит достаточно фундаментальный характер. Я имею в виду, прежде всего, положения абзаца 2 а) литера i) статьи 60 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года (Прекращение договора или приостановление его действия вследствие его нарушения). Здесь, в частности, устанавливается, что
(…) 2. Существенное нарушение многостороннего договора одним из его участников дает право:
a) другим участникам по соглашению, достигнутому единогласно, приостановить действие договора в целом или в части или прекратить его, (…):
i) в отношениях между собой и государством, нарушившим договор (…).
При этом необходимо также учитывать, что данная норма в соответствии со ст. 1 Венской Конвенции (Сфера применения настоящей Конвенции) применяется к договорам между государствами, и в соответствии со ст. 5 (Договоры, учреждающие международные организации и договоры, принятые в рамках международной организации) она применяется к любому договору, являющемуся учредительным актом международной организации, и к любому договору, принятому в рамках международной организации, без ущерба для соответствующих правил данной организации. Это позволяет говорить исходить из того, что возможность исключения государства-члена согласно ст. 60 Венской конвенции, применима к любой международной организации, учредительные документы и/или правила которой не запрещают в явной форме подобное исключение. Насколько можно судить, ни ВТО, ни G20 в своих правилах не устанавливают подобного имплицитного запрета.
Излишне напоминать здесь, что Венская конвенция представляет собой официальную кодификацию основополагающих принципов права международных отношений, сложившихся и традиционно принятых в международном обычном праве, которое, в свою очередь, действует на универсальном уровне.
Пока предпочту ограничиться этим кратким комментарием, хотя тема, затронутая коллегой Исполиновым, многоаспектна и отнюдь не так однозначна, как может показаться на первый взгляд. Бесспорно, затронутая проблематика нуждается в глубоком и тщательном исследовании, которое вряд ли возможно в рамках одного поста на нашем сайте.
Рейтинг
статьи