Поражение в правах на основании решения административного органа // Чем опасен Закон о Fan ID для российской системы права

Продолжаю серию небольших заметок на тему Fan ID (он же паспорт или карта болельщика). См. предыдущую заметку.

Что такое Fan ID?

С 1 июня 2022 г. чтобы купить билет и впоследствии пройти по нему на официальное спортивное соревнование (перечень которых определяет Правительство РФ), необходимо наличие персонифицированной карты (далее Fan ID), для оформления которой необходима в том числе личная явка в МФЦ.

При этом заявителю может быть отказано в оформлении персонифицированной карты, например, по такому основанию как намерение совершить административное правонарушение (п. 1 ч. 4 ст. 20.6 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ О физической культуре и спорте в Российской Федерации, см. предыдущую заметку). Аналогичным образом в любой момент может быть приостановлено действие уже выданного Fan ID.

Источник: ст. 20.6 Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ О физической культуре и спорте в Российской Федерации, введенная Федеральным законом от 30.12.2021 № 462-ФЗ.

Одной из главных причин всеобщего недовольства введением Fan ID как условия для посещения официальных спортивных является возможность лишения права граждан ходить на стадионы не по решению суда, как было раньше (см. ч. 1 ст. 3.14 КоАП РФ), а решением административного органа в лице МВД. Де-факто решением конкретного сотрудника полиции.

Чтобы оценить новое явление, не важно в праве, обществе или технике, иногда бывает полезно сравнить его с тем, что уже есть и/или было раньше.

В связи с этим мне показалось интересным сравнить новеллу о Fan ID с другими правами граждан, возможность реализации которых в соответствии с законодательством РФ обусловлена отсутствием отрицательного решения административного органа, как это и есть в случае с Fan ID: отказали в выдаче не имеешь права ходить на футбол. Например, с правом управления транспортным средством, правом осуществлять охоту и пр.

Очевидно, что сравнивать лишение права посещать спортивные соревнования с более глобальными ограничения, связанными с лишением человека целого комплекса прав (например, в случае назначения наказания в виде лишения свободы), в данном случае было бы некорректно и нерепрезентативно.

Поэтому далее предлагаю рассмотреть с моей точки зрения набиолее близкие к праву на посещение спортвиных соревнований права и основания их ограничения: нужно ли для такого решения санкции суда или же наш правопорядок уже давно доверил его принятие административному органу.

Результаты анализа:

1. Лишение или временное ограничение специального права в законодательстве РФ возможно только на основании решения суда

Так было и есть в КоАП РФ:

Право

Кто может лишить: суд или административный орган?

Источник

Право управления транспортным средством

Только суд

Ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ

Право на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему

Право осуществлять охоту

Отмечу, что права, рассмотренные в таблице, в законодательстве именуются как специальные[1].

На первый взгляд, исключением из общей логики законодателя в отношении ограничения специальных прав является предусмотренное Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ Об исполнительном производстве (далее Закон об исполнительном производстве) право судебных приставов вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из РФ[2], а также в аналогичном порядке ограничить право должника на пользование специальным правом, например, правом управление автомобильными транспортными средствами и пр.[3] Отдельной судебной процедуры для этого не требуется[4].

Однако все указанные ограничения в действительности основываются именно на первоначальном решении суда о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением и пр., что прямо следует из ч. 1 ст. 67 Закона об исполнительном производстве. В свою очередь если же исполнительный документ не является судебным актом или выдан не на основании судебного акта, то рассмотренные ограничения могут быть установлены по инициативе приставов только в судебном порядке[5].

Логика законодателя в данном случае абсолютна понятна и обоснована если лицо уклоняется от исполнения требования, установленного вступившим в законную силу решением суда, то, так как ранее суд уже всесторонне и полно рассмотрел все обстоятельства дела, административный орган может в упрощенном порядке (т.е. без еще одной судебной процедуры) содействовать такому исполнению. Однако если такое требование основано не на судебном акте, а на акте административного органа, для ограничения специального права, связанного с его неисполнением, необходимо отдельное решение суда.

Таким образом, ограничение значительно более потенциально опасных для общественного порядка прав, таких как право на ношение оружия, осуществления охоты и пр., может быть ограничено исключительно по решению суда.

2. Административное наказание в виде запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований, существующее в КоАП РФ уже почти 10 лет, также может быть назначено только решением суда

Административно-правовая мера принуждения в виде запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения для отечественного правопорядка не нова.

Соответствующий вид административного наказания был включен в КоАП РФ еще Федеральным законом от 23.07.2013 № 192-ФЗ и предусмотрен ст. 3.14 КоАП РФ.

Однако назначить такое наказание в силу прямого указания ч. 1 ст. 3.14 КоАП РФ может только суд, что соответствует общепринятому подходу о допустимости ограничения прав только по решению суда (в подавлющем большинстве случаев).

Федеральным законом от 30.12.2021 № 462-ФЗ, вступившим в силу с 1 июня этого года, в Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ О физической культуре и спорте в Российской Федерации была введена ст. 20.6, в соответствии с которой теперь для того чтобы запретить болельщику посещать спортивные соревнования достаточно решения административного органа.

Чем выделяется именно закон о Fan ID?

Закон о Fan ID фактически является первым нормативным правовым актом, который прямо устанавливает возможность внесудебного ограничения прав человека.

С учетом тенденций процессуальной экономии, дискуссий о необходимости оптимизации деятельности судов и снижения нагрузки на судей, а также политико-правовых реалий (не вдаваясь в их оценку), нельзя исключать того, что по аналогии с дискрецией при ограничении права на посещение спортивных соревнований, административным органам также может быть доверено, например, лишение права управления транспортным средством, а также других специальных прав. Например, если такой орган сочтет это необходимым в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства либо общественного порядка, защиты прав и законных интересов других лиц, основ конституционного строя и пр.

Прецедент, получается, уже есть.

[1] Ст. 3.8 КоАП РФ.

[2] Ст. 67 Закона об исполнительном производстве.

[3] Ст. 67.1 Закона об исполнительном производстве.

[4] За исключением случая, предусмотренного ч. 3 ст. 67.1 Закона об исполнительном производстве.

[5] Ч. 3 ст. 67.1 Закона об исполнительном производстве.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest