«Безусловное достоинство» реформы местного самоуправления: сравнительная таблица статей про формы участия граждан в местном самоуправлении из действующего закона и законопроекта

Анализировать законопроекты на стадии первого чтения, а тем более подготавливать сравнительные таблицы работа неблагодарная.

Особенно в рамках глобальных реформ, которой является и реформа местного самоуправления. Будут сотни, если не тысячи поправок, а потому эта сравнительная работа с высокой степенью вероятности окажется никому не нужна.

Но в данном случае проведение сравнительного анализа положений действующего законодательства и перспективных изменений, обосновывается характером того, как преподносятся эти изменения со стороны инициаторов законопроекта, а также отдельных депутатов и экспертов.

Так, комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению в своем заключении к первому чтению на проект федерального закона № 40361-8 Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти указывает:

К числу безусловных достоинств законопроекта можно отнести главу 5 Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления, а именно ее положения, посвященные и довольно детально регламентирующие такие важные для местного самоуправления институты как, территориальное общественное самоуправление, инициативные проекты, староста сельского населенного пункта. Особенно важным представляется предложение по закреплению организационно-правовой формы территориального общественного самоуправления в качестве юридического лица в виде некоммерческой организации.

И ладно бы, на фоне трех страниц похвалы законопроекта и четырнадцати листах критики, эта похвала могла и утонуть.

Но, на сформированных площадках по обсуждению реформы местного самоуправления, по какой-то причине постоянно говорят про то, насколько хороша эта самая пятая глава законопроекта, как чудесны формы участия граждан в местном самоуправлении.

Об этом достижении говорил и один из инициаторов законопроекта Павел Владимирович Крашенинников выступая с докладом по законопроекту в Государственной Думе.

В итоге разгорелось желание узнать, что же там такое чудесное написал законотворец в этой пятой главе, что не может прекратить ее хвалить.

Для этого было решено сделать сравнительную таблицу есть/будет уже сейчас на этапе первого чтения законопроекта.

В целях удобства была подготовлена легенда, согласно которой производилось сравнение текстов действующей и перспективной редакции глав посвященных участию граждан в местном самоуправлении.

Легенда

Новые положения

Исключено/изменено

Внесены изменения

Юридико-технические изменения

Юридико-технические изменения

Дробление текста статьи на новые структурные единицы (без изменения смысла)

При сравнении в левой колонке у нас положения действующего закона, в правой колонке положения из законопроекта.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации

Законопроект № 40361-8 Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти

И что мы в итоге видим? Новая расхваливаемая из каждого утюга глава 5 законопроекта в большей части калька с действующего законодательства. А некоторые изменения сделаны скорее ради количества, ибо не несут смыслового изменения правового регулирования.

Например, вот такие изменения внесены в статью про местный референдум.

Статья 22. Местный референдум

Статья 42. Местный референдум

7. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

11. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами публичной власти их должностными лицами.

Очень много статей, подверглись юридико-техническим изменениям читать стало проще, но правовое регулирование от этого не поменялось.

Статья 23. Муниципальные выборы

Статья 43. Муниципальные выборы

3. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Под избирательной системой в настоящей статье понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов – допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

3. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

4. Законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения.

5. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Под избирательной системой в настоящей статье понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов – допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

Есть, конечно, и глобальные изменения решено отказаться от абсолютно неработающего института отзыва главы муниципального образования, депутата и иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Правда вместе с ней ушел и работающий институт голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

Статья 24. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования

Исключена

По вполне логичным причинам (в контексте реформы) в связи с укрупнением муниципальных образований происходит отказ от институтов, которые работали в малых муниципальных образованиях.

Статья 25. Сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования

Исключена

Есть отдельные позитивные изменения, которые придают вес отдельным формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления.

Статья 25.1. Сход граждан

Статья 44. Сход граждан

7. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.

8. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 28. Публичные слушания, общественные обсуждения

Статья 47. Публичные слушания, общественные обсуждения

11. Результаты публичных слушаний, общественных обсуждений подлежат обязательному рассмотрению представительным органом муниципального образования при рассмотрении проектов муниципальных правовых актов.

12. Результаты публичных слушаний, общественных обсуждений, включая мотивированное обоснование принятых решений, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Однако даже эти изменения, предполагающие обязательность опубликования результатов схода граждан, публичных слушаний, в целом, не меняют то, как работают эти формы участия граждан, тем более, что результаты тех же публичных слушаний и так подлежали опубликованию хотя и не было слов про обязательность. Вероятно, что это подразумевалось на уровне смысла и духа права.

Таблица получилась довольно большая 15 страниц, поэтому постатейное сравнение заняло бы избыточно много места в рамках данной статьи, поэтому предлагаю скачать эту таблицу и посмотреть интересующие Вас статьи самостоятельно.

В итоге, к сожалению, все это выглядит как известная пословица: Сам себя не похвалишь- никто не похвалит.

Точечные изменения, которые внесены в главу, посвященную непосредственному участию граждан в местном самоуправлении действительно можно рассматривать как нечто позитивное, но заслуживают ли они таких громких слов: К числу безусловных достоинств законопроекта можно отнести главу 5.

Ведь в конечном счете, составители законопроекта не придумали чего-то экстраординарно нового, они взяли работающие формы участия граждан в местном самоуправлении из действующего законодательства, поправили юридическую технику и избавились от видов муниципальных образований, которые предложено упразднить.

Неужели мы так низко пали в плане культуры правотворчества, что уже и такая работа законодателя достойна дифирамбов?

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest