Заключение срочного трудового договора с артистами театра

Трудовой кодекс Российской Федерации содержит легальное определение понятия трудовой договор, согласно которому он представляет собой соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя[1]. Существуют два вида трудового договора: договор на неопределенный срок и договор на определенный срок (срочный договор).

По общему правилу, срочный трудовой договор заключается на срок не более пяти лет, и его применение возможно только в отдельных случаях, предусмотренных ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации. Помимо этого, если мы говорим о выполнении работником одной и той же функции, невозможно заключение срочных трудовых договоров без временного перерыва. Это означает, что многократное оформление такого вида договора с одним и тем же лицом, признается судами трудовым договором на неопределенный срок с учетом всех фактических обстоятельств дела. Однако свои особенности имеет срочный трудовой договор, по которому в качестве работника выступает артист театра. Его специфика выражается в том, что вышеуказанная норма не применяется к работникам театра, и суды не считают многократное заключение срочных трудовых договоров с артистами театра и творческими работниками в целом основанием полагать об устойчивом, постоянном характере работы и неправомерности условия о срочности. Другими словами, в отношении работников театра многократно заключаемый срочный договор не будет признаваться трудовым договором на неопределенный срок. В российской судебной практике существует ряд дел, подтверждающих данный факт. Например, Московский городской суд, при рассмотрении дела № 33-26300, в Апелляционном определении от 12 февраля 2016 года установил, что истец, а именно, О.С. Диденко длительный период времени трудился в качества актера в Государственном Центральном театре кукол имени С.В. Образцова г. Москвы, затем был уволен в связи с истечением срока трудового договора. В свою очередь, О.С. Диденко, посчитав свое увольнение незаконным, обратился в суд с требованием о признании трудового договора заключенным на неопределенный срок и признании увольнения незаконным. Руководствуясь положениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ О применении судами РФ Трудового кодекса Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2, суд указал, что заключение срочного трудового договора может быть признано правомерным, если он заключен на основе добровольного согласия работника и работодателя. Исключение составляет ситуация, когда согласие на заключение договора было дано работником вынужденно. В этом случае он вправе оспорить правомерность заключения договора[2]. Поскольку трудовой договор с истцом был заключен на основании его личного заявления, без замечаний и оговорок, а об условиях срочности он был осведомлен, увольнение было признано правомерным[3]. Данная позиция является стандартной при рассмотрении судами дел об увольнении артистов театра. Таким образом, в подобных ситуациях, российские суды в большинстве случаев отказывают в удовлетворении исковых требований.

Заключение срочного трудового договора, изучение его специфических особенностей, а также судебная практика по делам, связанным с истечением срока такого договора в театральной сфере и области культуры в целом, являются актуальными вопросами сегодняшнего дня. Их современность обусловлена тем, что в 2015 году Федеральная палата культуры, представляющая собой общероссийское объединение работодателей, интегрирующее на добровольной основе работодателей и объединения работодателей сферы культуры Российской федерации, выдвинула предложение отменить заключение с артистами трудовых договоров на неопределенный срок. Таким образом, их трудовые отношения будут возникать исключительно из срочных трудовых договоров. Необходимость данной реформы вызвана тем, что деятельность творческих работников очень специфична и требует усиленного внимания. По мнению палаты, творческий труд имеет особую правовую природу, а бессрочный трудовой договор, заключаемый с артистами театра, противоречит ей. Немаловажным является и тот факт, что в российских театрах часто практикуется приглашение артиста для одной роли. В данном случае бессрочный трудовой договор неудобен, поскольку работодатель не преследует цель принять артиста на постоянную основу. Наоборот, речь идет об одноразовой кратковременной работе. К такому виду работ более приспособленным является срочный трудовой договор. Под конкретный репертуар подбирается артист определенного склада, характера и внешности, но руководству театра не выгодно заключать с ним договор на неопределенный срок, поскольку нет уверенности в том, что данный работник подходящая кандидатура на другие роли. Заключение бессрочного трудового договора с таким работником чревато тем, что в театре создается балласт из уже не востребованных артистов, но продолжающих получать заработанную плату. Театру нужна постоянная ротация кадров, поскольку не все артисты универсальны, кроме того, многие из них утрачивают свои профессиональные навыки и имидж. Исходя этого, Федеральная палата культуры предлагает внести изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, законодательно закрепив обязательность заключения срочного трудового договора с творческими работниками.

Распространенным является мнение, что данная реформа может, в первую очередь, негативно повлиять на занятость и трудовую деятельность пожилых творческих работников. Исполнительный президент Федеральной палаты культуры Евгений Потапов пояснил: Театр – не пенсионный фонд, поэтому трудовые договоры с артистами театра необходимо перезаключать каждый год. Во многих театрах Российской Федерации с подавляющим большинством пожилых артистов заключены бессрочные трудовые договоры, а их увольнение чаще всего бывает трудным и болезненным для дирекции.

В целях проведения данной реформы предлагается объединить усилия Министерства культуры Российской Федерации, Федеральной палаты культуры, а также Российского профсоюза работников культуры посредством заключения специального отраслевого соглашения. Этот вопрос обсуждался руководством Федеральной палаты культуры с экс-замминистра культуры Григорием Ивлиевым, начальником управления государственного надзора в сфере труда Роструда Егором Ивановым и руководителем Российского профсоюза работников культуры Геннадием Порошиным. По убеждению Федеральной палаты срочный трудовой договор представляет собой наиболее оптимальную форму соглашения между работодателем и артистом. В качестве аргумента приводится ситуация изменения художественного направления театра, в результате которого возможен конфликт между новым руководителем и актерской труппой, работающей на основе бессрочных трудовых договоров, а в этом случае ее увольнение не представляется реальным. И, напротив, при срочных трудовых договорах достаточно подождать истечения их срока, после чего подобное соглашение можно не перезаключать.

Законодательная инициатива Федеральной палаты культуры стала предметом оживленных дискуссий, по ее поводу высказано много разнящихся мнений и точек зрения представителей театрального искусства и деятелей культуры. Заместитель председателя Союза театральных деятелей Российской Федерации Геннадий Смирнов одобряет предложенную идею, но поскольку это процесс приведет к высвобождению работников, считает важным предусмотреть систему социальной защиты: Людям, с которыми договоры не продлеваются, конечно, надо выплачивать значительные суммы. Например, зарплату месяцев за шесть, чтобы они могли найти новое место работы или, может быть, даже получить новую профессию за это время[4].

Новые изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации поддержала и директор Российского академического молодежного театра Софья Апфельбаум, считая, что трудовые отношения театральных артистов следует закреплять срочным трудовым договором, но с решением этой проблемы не нужно торопиться. Нововведения такого характера недопустимо внедрять насильственным путем. Они должны протекать плавно, постепенно. С.Апфельбаум объясняет свою позицию тем, что, так как еще с 2007 года театры имеют право заключать бессрочные трудовые договоры, необходимо время, чтобы все контракты были заменены на срочные в силу смены поколений. Художественный руководитель Московского драматического театра имени А.С. Пушкина Евгений Писарев убежден относительно того, что настоящая инициатива имеет место быть уже давно. Между тем, такая система трудовых отношений может привести к высвобождению работников, что потребует создание мер социальной защиты, а так как реформа в первую очередь коснется занятых пенсионеров, необходимо предусмотреть для них дополнительное материальное содержание.

Недостатки в предложении Федеральной палаты культуры подчеркнул председатель коллегии адвокатов Вашъ юридический поверенный Константин Трапаидзе. Не отрицая потребность исключений для сферы культуры, в частности, для театра в Трудовом кодексе Российской Федерации, К. Трапаидзе выступает против инициативы палаты. Высказанный им протест основан на возможных негативных последствиях для пожилых работников театра. Кроме того, председатель коллегии полагает, что такая реформа не своевременна, потому что в сегодняшних экономических условиях выстроить и обеспечить новый механизм социальной защиты для пожилых артистов театра сложно и нецелесообразно. Инициатива руководства Федеральной палаты культуры была бы уместна во время благоприятной социально-экономической обстановки, а не в условиях кризиса и экономии.

Ранее с подобной законодательной инициативой выступало Министерство культуры Российской Федерации, предлагая внедрить систему аттестации творческих работников, в том числе, артистов театра с целью проверки профессиональной состоятельности артистов и организации борьбы с таким явлением, как раздувание труппы.

Сам законопроект проходил серьезную процедуру – общественное обсуждение в ходе круглого стола комитета Государственной думы по культуре О совершенствовании регулирования труда творческих работников и гарантиях их социальной защиты. Министерство культуры РФ разработало концепцию развития театра на восемь лет вперед. Была поставлена четкая цель – возвращение к советской модели аттестации актеров. В ходе заседания были высказаны опасения относительно будущего увольнения профессионально непригодных артистов. Эмоциональная критика предложенного законопроекта была вызвана тем, что главная линия новых поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации заключается в том, что основная масса артистов театров работает на основании бессрочных трудовых договоров, а конкурсная процедура станет основанием для продления или прекращения трудового договора по соглашению сторон или увольнения артиста как не прошедшего конкурс. Отказ творческого работника от прохождения аттестации также рассматривается как повод для увольнения.

На общественном обсуждении участники круглого стола затронули вопрос о реальной необходимости введения конкурсной процедуры для творческих работников. По этому поводу были озвучены различные мнения известных и авторитетных деятелей искусства и культуры. В частности, директор Новосибирского академического театра оперы и балета Борис Мездрич признает необходимость ротации творческих кадров и создания новой, эффективной системы формирования труппы. На обсуждении он заявил: Особенность театрального процесса такова, что человек действительно должен подтверждать свою способность заниматься творческим трудом. К тому же, бессрочный трудовой договор противоречит особенностям творческого процесса, требующего большей гибкости. Тем более, заключение срочного трудового договора возможно исключительно с вновь принятыми артистами, в то время как преобладающее число ранее принятых творческих работников работает на условиях бессрочного договора, процедура прекращения которого не разработана[5]. В связи с этим, Министерство культуры предлагает периодически проводить конкурсную процедуру на место творческого работника. Директор театра Государственный Эрмитаж Владимир Жорж выступил категорически против реформы: Любой артист это уникальный мир, который раскрывается или не раскрывается лишь в определенных условиях. Кто возьмет на себя обязанность сказать, что этот актер плохой, а другой хороший?. Положительную сторону предстоящих нововведений оценил народный артист России Евгений Князев, твердо заявив, что артисты театра, как и многие работники нетворческих профессий, обязаны подтверждать свою квалификацию и профессиональные умения. Поддерживая законодательную инициативу, Е. Князев обращает внимание на то, что создание конкурсной процедуры не имеет никакого смысла, если по характеру она будет формальной[6].

Главная цель реформ, выдвинутых Федеральной палатой культуры и Министерством культуры Российской Федерации переход на контрактную форму (срочный трудовой договор) работы театра с актерами. Предлагаемые изменения получили негативную оценку и были восприняты с сомнениями, поскольку уже сейчас существует много вопросов, ответы на которые не найдены. По представлениям общественности, реформы, несмотря на их содержание, встретят широкий резонанс в театральной среде.

По окончании круглого стола Государственная Дума Российской Федерации вынесла решение о нецелесообразности изменения положения Трудового кодекса Российской Федерации ради одной сферы правового регулирования. Однако на сегодняшний день в сфере культуры действует отраслевое соглашение между Министерством культуры РФ и Российским профсоюзом работников культуры на 2018-2020 годы, целью которого является обеспечение защиты социальных и экономических прав работников и регулирования вопросов занятости, социально-трудовых отношений, охраны труда и социальных гарантий. Тем не менее, для обеспечения гибкой кадровой политики организаций в сфере театрального искусства и культуры нужны однозначные и ясные правила, четко прописанные в Трудовом кодексе. Пока в законодательстве существует пробел, поскольку оба обсуждаемых законопроекта остаются не принятыми.

Несмотря на отсутствие официального установления обязательности срочных трудовых договоров и процедуры аттестации, уже многие российские театры практикуют заключение срочных трудовых договоров. Большинство руководителей театров нашей страны выбирают систему трудовых отношений, предложенную Федеральной палатой культуры ввиду того, что трудовой договор на неопределенный срок не стимулирует артистов на постоянное развитие и совершенствование, а это одна из значимых проблем российского театрального искусства. Именно поэтому в театральной сфере необходима стабильная ротация кадров, а срочный трудовой договор – одна из ее гарантий.

[1] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Российская газета. № 60. 20.03.2019.

[2] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации// КонсультантПлюс.

[3] Определение Московского городского суда г. Москвы от 12 февраля 2016 года по делу № 33-26300 /2016 // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://sudact.ru/vsrf/doc/EiBXatzDwLZY/

[4] М. Третьякова. Нужно ли упразднять бессрочные контракты с артистами? // Тeatral-online.ru

[5] А. Огороднникова. Как приглашать и увольнять творческих работников? // Сайт Ksonline.ru

[6] О. Орлова, Л. Каневская. Аттестация актеров: ЗА и ПРОТИВ // Тeatral-online.ru

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest