Нарушения принципа нейтральности НДС

Нарушения принципа нейтральности НДС

  1. Нарушение принципа нейтральности самой моделью НДС
  • Сама идея НДС состоит в том, чтобы взимать налог с продаж с экономических субъектов раньше, чем происходит реализация товаров (работ, услуг) потребителю. Экономический источник НДС потребитель – платит ДС в производственную цепочку позже, чем возникает юридическая обязанность уплачивать НДС у каждого звена цепочки.
  • Поэтому нейтральность НДС для бизнеса это миф. Фактически бизнес кредитует государство. Конечно, бремя НДС не так велико, как у кумулятивного налога с продаж. Но оно безусловно присутствует.
  • Если бы государство могло обеспечить незамедлительный вычет (возмещение) НДС на каждом звене экономической цепочки, то НДС отчасти утратил бы свою привлекательность для государства. Ведь тогда каждые два соседние элемента цепочки одновременно предъявляли бы одинаковые суммы НДС – один к уплате, а второй – к вычету. И в итоге государство получало бы нетто в бюджет только ту сумму НДС, которую платит конечный потребитель (и именно в момент розничной продажи).

  • Т.е. привлекательность НДС для бюджета состоит как раз в том, что существуют задержки во времени между уплатой НДС в бюджет и его вычетом,
  • Чем длиннее производственная цепочка, тем больше срок кредита, предоставляемого бизнесом государству,
  • Чем больше срок реализации товара, тем больше срок такого кредита,
  • Чем дороже финальный продукт, тем большая сумма НДС изымается государством у субъектов производственной цепочки до момента получения денег от экономического источника НДС,
  • Налоговое бремя, производимое НДС на каждый производственной элемент цепочки зависит:
    • От длинны производственного цикла. Чем длиннее производственный цикл, тем выше налоговое бремя (при отсутствии непрерывного производства имеет значение срок возмещения НДС. Если длина производственного цикла превышает срок возмещения НДС, то налоговое бремя определяется сроком возмещения НДС).
    • От силы экономического субъекта на рынке и его роли может ли он получать предоплаты от покупателей и может ли он добиваться для себя отсрочек платежа (актуально для метода начисления)
  • Право на возмещение НДС из бюджета не в полной мере устраняет проблему, поскольку момент поступления денег предпринимателю из бюджета отдален во времени на несколько месяцев.
  1. Нарушение принципа нейтральности при выборе момента уплаты НДС (метод начисления)
  • При методе начисления бюджет в большей степени кредитуется поставщиками. И чем больше отсрочка платежа, тем большее бремя несет поставщик.
  • При кассовом методе бюджет в большей степени кредитуется покупателями. Поскольку каждый последующий покупатель ближе к потребителю (источник ДС), то этот метод менее затратен для бизнеса (НДС более нейтрален) каждый последующий покупатель быстрее получит ДС потребителя. Кроме того, для уплаты НДС в бюджет поставщиком возникает источник (см. статью ).

  1. Нарушение принципа нейтральности при регулировании международных транзакций

Государствами членами ОЭСР были одобрены следующие идеи, характеризующие нейтральность налога на добавленную стоимость во внешней торговле:

  1. иностранные предприниматели не должны ни получать преимущества, ни ущемляться по сравнению с национальными предпринимателями в государстве, в котором взимается налог на добавленную стоимость,
  2. государства путем применения какого-либо подхода должны гарантировать, что предприниматели не будут нести затраты на уплату безвозвратного входящего налога на добавленную стоимость,
  3. специальные административные требования, предъявляемые к иностранным предпринимателям, не должны быть непропорциональными и несоразмерными.

Существуют такие факторы, нарушающие нейтральность НДС в международных операциях:

  • Ограничение видов услуг, место реализации которых определяется по месту Назначения – несоответствие ст. 148 НК РФ существующим в Европе подходам (может быть будет устранено согласно планам Правительства 2021 года),
  • Отказ в вычете входящего НДС при оказании необлагаемых в РФ международных услуг (устранено в РФ),
  • 3-х летний срок на вычет НДС (при электронной отчетности это уже не актуально).
  1. Нарушение принципа нейтральности барьерами для возмещения НДС

  • Искусственно удлиненные сроки на возмещение НДС (отчасти устранены в 2022 году путем введения права на заявительный порядок возмещения НДС),
  • Административные барьеры для возмещения НДС (угроза реализации права на налоговые проверки),
  • Уголовная ответственность за ошибочное возмещение НДС (ст. 159 УК РФ, исключающая освобождение от ответственности в связи с возмещением ущерба бюджету).

Все это делает менее выгодными долгосрочные инвестиции.

  1. Выводы

Часть недостатков модели НДС, нарушающие принцип нейтральности устранить невозможно. Но часть недостатков следуют непосредственно из правового регулированияи практики взимания НДС, присутствующего в РФ. Их устранение представляется вполне возможным:

  • Ввести право на применение кассового метода (всеобщее, или значительной категории мелкого и среднего бизнеса – см. статью),
  • Ввести правило восстановления НДС, который не был получен от покупателя (аналог bad debts relief, существующий в Европе – см. статью),
  • Отказаться от концепции права на вычет – этим злоупотребляют налоговые органы, указывая на то, что не заявление вычета означает не реализацию права. Ввести налоговый вычет, как элемент исчисления НДС,
  • Автоматический вычет и возмещение НДС должно проводиться по НДС, уплаченному на таможне,
  • Также вполне возможно автоматическое применение налоговых вычетов, подтвержденных налоговым органом в системе АСК НДС (когда покупатель в специальном клиентском ПО видит, по каким с-ф сумма НДС прошла автоматизированный контроль),
  • Сократить срок на возмещение НДС. При введенной в действие системы АСК НДС отсутствуют основания для проведения длительных налоговых проверок,
  • Отказаться от права на истребование документов при возмещении НДС,
  • Отказаться от практики уголовного преследования по ст.159 УК за возмещение НДС. Мошенников это не останавливает, но сдерживает добросовестных налогоплательщиков от заявления налоговых вычетов в ситуациях которые должны поощряться (инвестиции в производство, реализация товаров, работ услуг на экспорт, ТРУ по льготным ставкам), либо в ситуациях, когда налогоплательщику нужна поддержка (уменьшение спроса и падение цена на его продукцию),
  • Скорее ввести принцип страны назначения для всех видов услуг в трансграничных отношениях. А до этого момента отказаться от проверок, направленных на переквалификацию услуг (п. 4 ст. 168 НК РФ), оказанных иностранным контрагентам.
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest