Региональный нотариальный тариф

Государственная дума приняла в третьем чтении законопроект об изменении порядка оплаты нотариальных действий. С момента его внесения прошло уже более двух лет и документ по праву может считаться законотворческим долгостроем. Стоит напомнить, что инициирован он был после критики стоимости нотариальных услуг со стороны В.И.Матвиенко. Да и к принятию во втором чтении ей также пришлось приложить руку сделано это было лишь после того, как Валентина Ивановна жёстко раскритиковала ситуацию на очередном совещании со статс-секретарями исполнительных органов власти.

Законопроект предполагает установление взамен платы за УПТХ так называемого регионального нотариального тарифа и по большей своей части как раз и предусматривает замену одного словосочетания на другое в различных нормах Основ законодательства о нотариате. Но есть и содержательное изменение. Оно состоит в том, что теперь к установлению размера регионального тарифа будет причастно и государство. Для этого полномочия федеральной нотариальной палаты (часть вторая статьи 30 Основ) дополняются положением о том, что она разрабатывает формулу предельного тарифа и применяемые к региональным тарифам льготы, которые затем должно утвердить минюст. Нетрудно заметить несколько особенностей, которые свойственны данной норме:

– полномочие по установлению данного обязательного платежа сохраняется за нотариальной корпорацией,

– льготы в формулировке отделены от собственно формулы. Поэтому, вероятно, необходимо разработать и представить на утверждение документ, фактически состоящий из двух самостоятельных разделов,

– никто, помимо этой самой корпорации, формально не имеет права выйти с инициативой об изменении формулы и льгот. Поэтому любые заинтересованные субъекты, включая государство, не получают законных прав на внесение каких-либо изменений. И если относительно самой формулы это может не иметь принципиального значения (если предположить, что она будет сформулирована настолько идеально и гибко), то в отношении льгот предложенная конструкция абсолютно неработоспособна,

– более того, законопроектом изменение формулы формально не предусмотрено в принципе. Поэтому складывается ощущение, что он написан под уже согласованные предложения, которые на взгляд авторов являются идеальными и не потребуют уточнений. Формула утверждается один раз и навсегда.

Несмотря на то, что на утверждение минюста предполагается представлять формулу тарифа и льготы, в дальнейшем к полномочиям ФНП относится установление только предельных региональных тарифов. Если вспомнить о том, как сформулирован предыдущий абзац той же самой нормы, то получается, что полномочия по установлению льгот для ФНП не предусмотрены. Равно как и для кого бы то ни было ещё. Поэтому, как ни странно, главная цель законопроекта – сопоставить величину этих обязательных платежей реальной платёжеспособности граждан – не может быть достигнута даже формально. Особенно если принять во внимание, что само понятие льготы, применяемые к региональным тарифам законом не определено.

Вступление предлагаемых норм в силу предполагается с 1 октября 2023 года. Никаких переходных положений, в том числе обязывающих минюст или правительство принять какие-либо подзаконные акты, документ не содержит.

В итоге весьма высоки риски, что в принятой редакции законопроект является всего-лишь формальным изменением наименования обязательного платежа, без сутевых изменений, в том числе социально-ориентированного свойства. В конечном счёте, как это часто бывает, всё будет зависеть от ведомственного нормотворчества.

В пояснительной записке сказано, что принятие законопроекта потребует принятия нормативного правового акта минюста, устанавливающего порядок утверждения формулы расчета экономически обоснованного предельного размера регионального тарифа и применяемых к региональным тарифам льгот. С моей точки зрения, данный нормативный акт должен иметь более высокую юридическую силу и издаваться на уровне правительства с участием финансово-экономического и социального блока. Помимо этого хотелось бы, что бы все этапы как корпоративного (на уровне ФНП) так и ведомственного (на уровне правительства и минюста) нормотворчества были максимально опубличены и проходили с использованием всех механизмов общественного обсуждения, включая публичные мероприятия в парлменте и общественные обсуждения на портале проектов нормативных правовых актов.

А до тех пор остаётся неясным действительно ли выполнено поручение В.И.Матвиенко об упорядочении оплаты нотариальных услуг или это очередная формальность для галочки.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest