1. Упущенные возможности декларирования наличных денежных средств
До 28.02.2023 г. гражданин РФ был вправе задекларировать в специальном порядке и сроки, установленные федеральным законом от 08.06.2015 № 140-ФЗ О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте, что предоставляло ему ряд установленных законом гарантий.
В частности, декларанту гарантировалось:
а) освобождение от ответственности за нарушения, связанные с приобретением и использованием задекларированных ДС:
- от уголовной ответственности за ряд налоговых и таможенных преступлений,
- от административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации, разрешения, лицензии,
- от ответственности за налоговые правонарушения.
б) легальная возможность использовать данные денежные средства, в том числе обратить их в безналичную форму путем внесения на банковский счет: внесение наличных на счет в течение 30 дней с даты декларирования является обязательным условием предоставления гарантий.
в) факт представления декларации, документов и сведений, прилагаемых к ней, а также сами сведения, содержащиеся в декларации и документах, не могут быть использованы в качестве основания для возбуждения уголовного дела, производства по делу об административном и налоговом правонарушении в отношении декларанта, равно как не могут быть использованы и в качестве доказательства в рамках уголовного дела, дела об административном и налоговом правонарушении, если только этого не пожелал сам декларант.
г) сведения, содержащиеся в декларации, документах и сведениях, прилагаемых к декларации, признаются налоговой тайной.
Декларирование осуществлялось посредством подачи специальной декларации, которая могла быть подана только до 28.02.2023 г. включительно (четвертый этап декларирования).
Вместе с тем, новостной фон свидетельствует об отсутствии большого числа желающих воспользоваться возможностью декларирования наличных. Объясняет это ряд обстоятельств, существенно снижающих привлекательность декларирования, а также формирующих для декларанта риски, вызванные декларированием.
2. Декларирование источника происхождения денежных средств
Примечательно, что декларирование сведений об источниках приобретения денежных средств не являлось обязанностью декларанта (п. 6 ст. 13 закона № 140-ФЗ):
6. Декларант вправе в произвольной форме раскрыть информацию об источниках приобретения (способах формирования источников приобретения) объектов имущества, указанных в декларации, &hellip, а также представить документы, подтверждающие права декларанта и (или) номинального владельца в отношении объектов имущества, указанных в декларации.
На первый взгляд, парадоксально то, что согласно п. 9 ст. 4 закона № 140-ФЗ, законодатель гарантирует предоставление гарантий даже декларанту, не заявившему сведений об источниках происхождения декларируемого объекта. То есть декларант был вправе задекларировать исключительно сумму имеющихся у него средств, не объясняя их происхождения.
В то же время, данная простота процесса легализации наличных средств являлась лишь кажущейся. В соответствии с п. 10 ст. 4 закона № 140-ФЗ, гарантии предоставлялись только:
- в отношении декларанта и указанных им лиц,
- в пределах суммы декларируемых денежных средств,
- только в отношении тех операций, в результате которых приобретены денежные средства, которые были непосредственно отражены заявителем в декларации.
Это означает, что на основании данной декларации заявитель не мог быть полностью застрахован от возможности расследования источников происхождения декларируемых денежных средств. Единственной гарантией против таких расследований являлась лишь невозможность использовать декларацию как формальный (процессуальный) повод для возбуждения производства, начала расследования или как доказательство.
При этом декларирование значительных средств могло стать побудительным мотивом для налоговых органов к проверке:
- взаимозависимых лиц декларанта (включая близких родственников и компании, аффилированные с декларантом и его близкими родственниками), в том числе на предмет незаконного оборота наличных денег,
- сделок с недвижимостью с участием декларанта и его взаимозависимых лиц.
Таким образом, одновременно с декларированием, формально предоставляющим заявителю ряд гарантий государства, могла произойти компрометация личности декларанта перед лицом налоговых органов и привлечение к данной личности пристального внимания оперативных служб налоговых и правоохранительных органов.
Кроме того, поскольку факт декларирования без указания источника декларирования не является доказательством легальности источника происхождения средств, будет проблематичным последующее использование данных средств за рубежом (маловероятно, что иностранные банки удовлетворит декларация с отметкой ФНС РФ в качестве подтверждения легальности источника происхождения денежных средств, без предоставления документов, непосредственно подтверждающих сам источник).
Даже если источник происхождения денежных средств декларантами не раскрывался, гарантии, предусмотренные законом, могли быть предоставлены лишь если в декларации было как минимум указано на то, что денежные средства приобретены до 01.01.2022 г. (установленное законом № 140-ФЗ условие).
3. Налоговые последствия декларирования наличных денежных средств
В соответствии с общими принципами налогообложения доходов физического лица, изложенными в налоговом законодательстве, любой налогоплательщик подлежит налогообложению НДФЛ на общих основаниях, кроме случаев, прямо названных в законе.
Ни в законе № 140-ФЗ О добровольном декларировании&hellip,, ни в Налоговом кодексе РФ ни прямо, ни косвенно не указано на освобождение декларанта от налогообложения задекларированной наличности (освобождение предоставлено лишь в отношении налоговой ответственности, но не налоговой обязанности).
Согласно ст. 45 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Таким образом, следует ожидать, что в случае неисполнения обязанности декларанта исполнить обязательство по уплате налога ему будет предъявлено налоговое требование.
Наиболее сложным является вопрос о последствиях неисполнения такого налогового требования, а именно о возможности принудительного взыскания суммы, не уплаченной налогоплательщиком на основании налогового требования. Так, в п. 2.1 ст. 45 НК РФ, в частности в пп. 4 п. 2.1, сказано следующее:
2.1. Взыскание налога не производится в случае неуплаты или неполной уплаты налога декларантом, признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом О добровольном декларировании&hellip,, и (или) иным лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, представленной в соответствии с указанным Федеральным законом.
Взыскание налога на основании настоящего пункта не производится при соблюдении одного из следующих условий:
&hellip, 4) если обязанность по уплате такого налога возникла у декларанта и (или) иного лица до 1 января 2022 года в результате совершения операций, связанных с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом (имущественными правами) и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в специальной декларации, представленной в ходе четвертого этапа декларирования в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ О добровольном декларировании &hellip,, либо с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в такой специальной декларации.
Из сказанного можно сделать вывод, что в случае неуплаты налогового обязательства в виде налога от приобретения задекларированных денежных средств в добровольном порядке ФНС будет не вправе осуществлять взыскание налога принудительно.
Однако, при определенных обстоятельствах добровольная уплата налога может оказаться полезной декларанту:
1) факт уплаты налога со всей суммы декларируемых средств может в значительной степени снизить (но не исключить полностью) риск возникновения активности налоговых и правоохранительных органов в целях выявления источников происхождения наличных денежных средств у декларанта,
2) это может послужить основанием для освобождения от уголовной ответственности в случае, если в будущем будет возбуждено уголовное дело о налоговом преступлении в отношении декларанта по основаниям, формально не связанным с декларацией. Так, согласно ч. 1 ст. 198 Уголовного кодекса РФ (уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов), лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное данной статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ. Таким образом, освобождение от уголовной ответственности возможно, но при условии, что сумма декларируемых средств не превысит сумму дохода, доказанного в рамках уголовного дела.
Таким образом, несмотря на истечение срока для декларирования наличных, вопрос о надлежащей проработке вопросов, связанных с декларированием наличных, все еще актуален. Декларантам следует вновь переоценить свои риски и необходимость уплатить налоги с задекларированных сумм. Срок для такого декларирования весьма ограничен. Ошибочное мнение об отсутствии необходимости принятия таких мер может оказаться фатальным.
4. Последствия непринятия решения о декларировании наличности в срок до 28.02.2023 г.
Как сказано выше, предоставление государством возможности гражданину обелить наличные сбережения в ходе Амнистии капитала 4.0 не позволяло сделать это без каких-либо рисков. Каждый принимал решение о судьбе своей наличности исходя из сопоставления степени рисков любого из своих решений.
Таким образом, можно предположить, что число лиц, сознательно отказавшихся от возможности задекларировать наличность, весьма велико, и при этом сохраняется высокая степень неопределенности относительно безопасности дальнейшего владения большими суммами наличности.
Многим может показаться, что 4-й этап амнистии далеко не последний, и государство вероятно снова предоставит возможность обелить теневое капиталы в будущем. Я не готов дискутировать на эту тему. Скажу лишь одно: для меня совершенно очевидно, что вероятность новых этапов амнистии капитала практически равна нулю. Страна полностью завершила выход из-под финансового контроля США, большинство самых влиятельных россиян уже распорядились своими зарубежными активами и компаниями. Многие из них были вынуждены это сделать из опасения полностью потерять их ввиду происходящих на Западе процессов. Количество потенциальных бенефициаров (лоббистов) такой амнистии осталось не много.
Каких же действий государства можно ожидать после окончания 01 марта 2023 г. срока для амнистии наличных теневых средств?
Давайте сопоставим ряд фактов, совокупная оценка которых позволит построить правильные предположения:
- в отношении России объявлены самые беспрецедентные в новейшей истории экономические санкции. Это ничто иное, как объявление России войны на уничтожение ее экономического потенциала,
- в таких условиях использование резидентами валюты стран Запада сведено к минимуму,
- существует риск очередных сильных колебаний курса рубля, что исключит привлекательность России для инвесторов, в том числе и для внутренних (покупка иностранного оборудования осуществляется за валюту). Перехода к торговле нефтью и газом за рубли может оказаться недостаточно для удержания курса в стабильном коридоре,
- после начала Россией СВО и фактического втягивания в военные действия на стороне бывшей УССР стран НАТО стало очевидным, что конфликт с Западом не будет исчерпан в ближайшие месяцы.
Таким образом, текущая ситуация может подтолкнуть государство к принятию более радикальных мер к защите национальной валюты, прекращению свободной конвертации рубля и организации замкнутого контура его обращения.
Кроме того, наличие возможности у спецслужб враждебных государств использования иностранной валюты для дестабилизации политической обстановки внутри России подрывает основы безопасности страны. Полностью ограничить ввоз наличной иностранной валюты в Россию практически невозможно. Она может десятками тонн ежемесячно ввозиться в дипломатической почте либо поступать иными контрабандными путями.
Учитывая это, я оцениваю вероятность отказа от конвертируемости рубля, а также усиление мер ограничения использования гражданами иностранной валюты как довольно высокую. В случае ужесточения таких мер избавиться от незадекларированных кошельков в наличной иностранной валюте может оказаться попросту невозможно.
Теперь давайте разберемся с наличными рублями. Логично предположить, что ограничить возможность введения в легальный оборот теневой рублевой наличности можно двумя путями:
- запретив банкам и компаниям, работающим с наличностью, принимать ее у граждан при отсутствии подтверждения легальности ее происхождения, одновременно исключив хождение наличных рублей при расчетах с участием граждан (исключая мелкие бытовые сделки),
- путем проведения масштабной денежной реформы. Тогда обмен старой наличности будет разрешен только в рамках строго определенной процедуры, при этом сомнительно, что будет позволено обменять незадекларированные рубли.
До недавнего времени не существовало государственного контроля за превышением расходов граждан над их доходами, а также легальностью происхождения денежных средств. Однако, подобный контроль уже введен в отношении чиновников определенного уровня, то есть механизмы такого контроля уже выработаны. Поэтому полностью исключить подобные меры в отношении всех граждан нельзя.
Более того, имеются косвенные признаки подготовки государства к проведению масштабной реформы денежной системы, на что, на мой взгляд, указывает запущенный в 2022 г. государством эксперимент по введению цифрового рубля. После завершения тестовой стадии с участием юрлиц государство сможет запустить хождение цифрового рубля между всеми резидентами, после чего перспектива дальнейшего существования традиционной банковской системы станет туманной.
Таким образом, риск утраты возможности распорядиться незадекларированной наличной валютой, на мой взгляд, высок. В особенности это касается иностранной валюты.
С учетом изложенного, можно предположить, что владельцы наличности будут продолжать искать возможности ее легализации, как путем вложения в пассивные владения (недвижимость, антиквариат и пр.), так в бизнес-проекты. Однако, остается большой интригой, каким количеством времени они располагают.
В заключение хотелось бы задать риторический вопрос: для чего государство предоставило возможность декларирования наличных? Не для того ли, чтобы, дав возможность легально ввести в оборот часть теневой наличности, затем нейтрализовать те незадекларированные капиталы в наличности, источники происхождения которых являются наиболее токсичными для государства и общества?
Рейтинг
статьи