Цифровые финансовые активы. Цифровой рубль. Цифровая валюта. Криптовалюта. Всем известные на слуху слова, но не всем известное законодательное содержание

Цифровая валюта в Российской Федерации.

Представленная статья лаконично вытекает из статьи о цифровом рубле, опубликованной 01 декабря 2022 г. Так получается, что понятия цифровой рубль, цифровая валюта, цифровые финансовые активы не совпадают по своему законодательному содержанию. Напомним, что Банк России в своих докладах смешивает понятия цифровой валюты и цифровой рубль. Однако, закон их разделяет. Настоящая статья призвана ознакомить читателя с законодательными определениями цифровой валюты на момент опубликования статьи. Отметим, что нормы в рассматриваемой тематике постоянно изменяются, поэтому мы рекомендуем внимательно следить за законодательными новеллами. !! Уважаемые коллеги, нам крайне интересно будет увидеть ваши комментарии относительно цифровой валюты в конце статьи!!

Цифровая валюта и ее обращение.

В 2018 году в Государственную Думу Российской Федерации был внесен проект федерального закона О цифровых финансовых активах (прикладываем его в конце статьи), которым предлагалось правовое регулирование отношений, возникающих в процессе создания, выпуска, хранения, обращения цифровых финансовых активов. Такой законопроект содержал 5 статей. В результате многочисленных дискуссий, разногласий, 31 июля 2020 г. был принят Федеральный закон № 259-ФЗ О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее Закон о ЦФА). От первоначального текста законопроекта практически ничего не осталось, а срок принятия законопроекта со второго чтения до момента его опубликования составил 10 дней (скорость феноменальная). Как бы то ни было, закон был принят, и им было определено понятие цифровой валюты, и содержание ее оборота.

Разберем понятие цифровой валюты и ее соотношение с цифровым рублем путем раскладки таких понятий на блоки признаков. Поскольку законодательного определения цифрового рубля на момент опубликования настоящей статьи не существует, мы будем ориентироваться на содержание доклада Банка России.

Цифровая валюта

Цифровой рубль

Цифровая валюта признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения).

Цифровой рубль представлен в виде цифрового кода, т.е. совокупность электронных данных.

Цифровая валюта содержится в информационной системе, которая предлагается и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа.

Цифровой рубль обращается в рамках платформы цифрового рубля, который может быть принят в качестве средства платежа.

Не является денежной единицей в Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной единицей или расчетной единицей.

Является денежной единицей в Российской Федерации.

Отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных.

Цифровой рубль является безусловным обязательством Банка России.

Вытекающее из закона: возможна только частная эмиссия, то есть выпуск в обращение цифровых данных, принимаемых в качестве средства платежа, которая не обеспечивается государством.

Вытекающее из закона: Банк России является эмиссионным центром страны, который выпускает цифровую валюту в качестве средства платежа, обеспечивается государством.

Что можно увидеть? Со всей очевидностью, цифровая валюта и цифровой рубль не совпадающие понятия по денежному выражению, однако совпадающие понятия по техническому выражению. С одной стороны, государство запрещается так называемое альтернативное денежное обращение, наличие фиатных денег. Но закон признает наличие параллельного средства платежа, которое не является денежной единицей. Мы знаем, что одной из функций денег, является средство платежа. Так что же такое цифровая валюта, и как ее соотнести с имеющимися формами денежных средтсв? Попробуем рассмотреть цифровую валюту через призму её оборота.

Статьей 14 Закона о ЦФА устанавливается оборот цифровой валюты в Российской Федерации. В понятие оборот цифровой валюты законодатель вкладывает такие составляющие, как: 1) организация выпуска цифровой валюты, 2) выпуск цифровой валюты, 3) организация обращения цифровой валюты.

  1. Под организацией выпуска цифровой валюты понимается деятельность по оказанию услуг, направленных на обеспечение выпуска цифровой валюты, с использованием доменных имен, находящихся на территории Российской Федерации.

На наш взгляд, определение организации выпуска через услуги говорит о частноправовом характере такой деятельности. Однако мы не согласны с таким содержанием, поскольку организовывать означает создавать, основывать, учреждать что-либо, тогда как обеспечение выпуска есть поддержание уже имеющихся правоотношений. Считаем данное законодательное определение некорректным, с которым в дальнейшем возникнут очевидные проблемы в правоприменительной практике (в толковании нормы).

  1. Выпуск цифровой валюты означает действие с использованием объектов российской информационной инфраструктуры, направленные на предоставление возможностей использования цифровой валюты третьими лицами.

Укажем на недостаток такого определения. Фактически законодатель определяет эмиссию цифровой валюты. На наш взгляд, процедура эмиссии и процедура предоставления возможностей использования цифровой валюты совершенно разные вещи. Содержание эмиссии частно-правого и публично-правового характеров все же определяется через принятие решения о выпуске, утверждение такого решения, регистрационные процедуры, размещение, выпуск в обращение. Содержание эмиссионной деятельности известно законодателю (например, ст. 19 Гражданского кодекса РФ, где осуществляется эмиссии ценных бумаг, или же глава 6 Закона о Банке России, организация наличного денежного обращения). Да, это совершенно разные вещи, но процедура осуществления эмиссионной деятельности схожа. Тогда зачем законодателю придумывать новый механизм, если возможно проработать хорошо известный старый?

  1. Под организацией обращения цифровой валюты понимается деятельность по оказанию услуг, направленных на обеспечение совершения гражданско-правовых сделок и (или) операций, влекущих за собой переход цифровой валюты от одного обладателя к другому.

Законодатель опять направил определение на оказание услуг. В то же время, как мы уже ранее указывали, организация есть создание, основание, учреждение, а не обеспечение. Обеспечение есть процесс реализации, а не создания.

Резюмируя, мы с опасением смотрим на то, как данные нормы будут применятся на практике. Каким образом суды будут толковать приведенные нормы. Практика покажет.

Ограничение обращения цифровой валюты.

Цифровая валюта ограничена в обращении, в сравнении с цифровым рублем. Согласно ч. 5 ст. 15 Закона о ЦФА юридические лица Российской Федерации, иностранные юридические лица, созданные на территории России, физические лица, фактические находящиеся в Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые им товары, выполняемые работы, оказываемые услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг).

Из логического толкования следует, если физическое лицо (и что маловероятно, юридическое лицо) находится на территории России менее 183 дней в течение 12 следующих месяцев подряд, такое лицо имеет права принимать валюту в качестве встречного предоставления за товары (работы, услуги). На наш взгляд, законодатель несознательно создал институт цифрового резидентства, который схож по статусу с валютным резидентством. Данный институт представляет определенный интерес со взглядом на будущее.

Также законодательством запрещается распространение информации о предложении и (или) приеме цифровой валюты в качестве встречного предоставления требования за товары (работы, услуги).

Для заметки.

Цифровая валюта одновременно является средством платежа и имуществом. Так, согласно ч.3 ст. 1 Закона о ЦФА цифровая валюта признается в качестве средства платежа, не являясь денежной единицей. Обращаясь к ст. 17, 19, 21, 22 Закона о ЦФА цифровая валюта признается имуществом по смыслу отдельных законодательных актах (например, в банкротстве, исполнительном производстве и тд.).

Промежуточные выводы.

Резюмируя, законодатель сделал попытку легализовать цифровую валюту, не до конца понимая смысловую нагрузку такого понятия. Вероятнее, обращались к технологиям биткоина, чтобы как-то охарактеризовать его обращение. Считаем, что ясности данный закон не принес, а вопросов стало больше. Банк России апеллирует в своих докладах терминами цифровая валюта и цифровой рубль, ставя при этом знак равенства. Закон говорит об обратном. Не проще было бы определить цифровую валюту как альтернативное средство платежа, или же как альтернативное цифровое средство платежа. Понятие цифровая валюта усугубило положение, сделало путаницу в действующих нормах. Причем такая путаница распространилась на многие законы: о банкротстве, противодействии легализации преступных доходов, гражданское законодательство. А что будет с практикой применения таких норм, вопрос остается открытым.

P.S.

В начале статьи представлена национальная валюта Республики Азербайджан (манат). Представленная банкнота является результатом деятельность известного австрийского дизайнера Роберта Калина, который разработал дизайн банкнот евро. На представленной боне изображены молодежь, ступеньки, солнце, химические и математические знаки. На момент опубликования настоящей статьи курс маната к рублю составляет 1 манат = 38 рублей ровно.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest