Пересмотр решения, принятого по итогам камеральной проверки

Общие положения

Камеральная налоговая проверка проводится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п.2 ст.88 НК РФ). При обнаружении нарушений – 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки на составление акта камеральной проверки, 5 рабочих дней на вручение (ст.100 НК РФ).

Текущая ситуация

Приходит Требование, в рамках которого запрашиваются документы, не относящиеся к текущему периоду камеральной проверки (напр., в 3 кв.2022 г. запрашиваются документы 1 кв 2022 г.). Основание – п. 8.1 ст. 88 НК РФ.
Пункт 8.1 ст. 88 НК РФ даёт право истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы в ситуациях, когда налоговый орган выявил несоответствия между сведениями из декларации самой компании и сведениями из деклараций, представленными другими налогоплательщиками, и такие несоответствия позволяют налоговому органу предположить, что сумма НДС к уплате была занижена (или сумма НДС к возмещению была завышена). То есть выявлен разрыв по НДС.

* Разрыв мог сформироваться в результате реализации п. 4.1. ст.80 НК РФ (действует с 01.07.2021 г. ФЗ № 374-ФЗ): при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе признать декларацию (расчет) непредставленной в случае, если декларация или расчет подписаны неуполномоченным лицом (наличие отказного допроса самая распространённая ситуация)

Последствия

При установлении хотя бы одного из обстоятельств п. 4.1. ст.80 НК РФ налоговый орган в течение пяти дней уведомляет налогоплательщика о признании декларации или расчета непредставленным.
Далее возникает ситуация отсутствия источника для вычета по НДС у покупателя такого контрагента и, как следствие, отработка разрыва в рамках 8.1 ст. 88 НК РФ и контрольно-аналитической работы (рабочие группы, побуждение к уточнению, допросы и пр.).
Результаты камерального контроля в любом случае могут быть пересмотрены в рамках выездной налоговой проверки при отказе в уточнении налоговых обязательств.

На практике по волеизъявлению налогоплательщика правило п.4.1. ст.80 НК РФ не работает.

Из акта проверки следовало, что уточненные декларации были представлены неуполномоченными лицами с нулевыми показателями основания для применения п.3 ст.54.1 НК РФ. При этом, первичные декларации отражали реализацию и НДС к уплате. Все Инспекции и УФНС по г.Москве направили налогоплательщику отказы на предоставление результатов проверки соблюдения должностными лицами порядка обработки деклараций со ссылкой на п.1 ст.102 НК РФ (налоговая тайна), что противоречит рекомендациям ФНС России, изложенным в Письме от 12.08.2019 N ЕД-4-2/15891 О рассмотрении обращений и представлении заключений по поручениям ФНС России.

В таком случае, как правило, по возможности необходимо выяснить причины разрыва (выяснить у инспектора, связаться с контрагентом, переопросить свидетеля путем проведения адвокатского допроса (конкуренция показаний), или же при отсутствии разрыва, например, вычет по НДС и НДС к уплате контрагента отражены в разных периодах, написать пояснительную записку на такое требование). Ну и ,конечно, подготовить пакет документов по коммерческой осмотрительности и подтверждение последующей реализации ТРУ.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest