Трансграничное банкротство в России (страницы истории)

Как известно, положения п. 6 ст. 1 ФЗ О несостоятельности (банкротстве) 2002 г., касающиеся призанния (sic!) иностранных судебных решений по делам о несостоятельности, представляют собой одно из исключений из исключений из общего правила о необходимости наличия международного договора в качестве предварительного условия признания иностранного судебного решения (согласно указанной норме допускается признание иностранных судебных решений данной категории на основании международных договоров, а при их отсутствии – на основании взаимности).

Данная норма была по сути без существенных изменений была заимствовавна из п. 7 ст. 1 ФЗ О несостоятельности (банкротстве) 1998 г. согласно которой: Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации. При отсутствии международных договоров Российской Федерации решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Появление данной нормы в ФЗ О несостоятельности (банкротстве) по всей видимости было обусловлено тем, что на момент разработки закона шла активная работа по принятию ГПК РФ, который в своем первом проекте (ст. 455 ГПК РФ) допускал признание иностранных судебных решений как на основании международных договоров, так и на основании взаимности (подробнее см книгу Путь к закону под ред М.К. Треушникова 2004 г.). По всей видимости, федеральный законодатель стремился избежать противоречия между ГПК РФ (который на тот момент регулировал вопросы признания и исполнения иностранных судебных решений) и ФЗ О несостоятельности (банкротстве) 1998 г. Но потом в плане ГПК РФ и впоследствии АПК РФ что-то пошло не так ,)

Но вот что интересно. Если открыть проект ФЗ О несостоятельности (банкротстве) в первом чтении (принят в первом чтении 19.06.1997), то норм о признании иностранных банркотств данный проект не содержал. По всей видимости, данные правки были внесены ко 2-му чтению (30.10.1997). Таким образом, можно сказать, что нормы, касающиеся признания иностранных банкротств, по сути дела в последний момент вскочили в уходящий поезд законопроекта (с учетом думских каникул).

Сложно сказать, каким образом пошла бы судебная практика в отношении призания иностранных банкротств в России. Отдельные доступные дела того времени позволяют сделать вывод о применении договоров о правовой помощи к признанию иностранных решений о введении процедуры банкротства (Определение Верховного Суда РФ от 07.08.1998 N 5-Г98-49).

В этой связи представляется небезынтересным узнать, по чьей инициативе были внесены указаанные поправки в ФЗ О несостоятельности (банкротстве) 1998 г.? Каким образом обсуждались укзаанные поправки? Если уважаемые читатели знают таких лиц, буду признателен, если вы сможете побудить их поделиться такой информацией в открытом доступе (т.е. разместить воспоминания, стенограммы, документы с правки и проч).

Заранее буду признателен!

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest