Школьные ритуалы поднятия флага

На фоне новостей о введении некоторыми региональными образовательными ведомствами ритуала поднятия флага и пение гимна в государственных школах[1], уместно вспомнить об истоках этой и идеологии этой практики, и ее фундаментальных правовых аспектах.

В основе практики почитания государственных символов (гимна, флага, герба) лежит идея воспитания патриотизма как разновидности гражданской (секулярной) религии, в которой государство преподносится как объект святости и поклонения. Истоки подобного культа усматриваются в истории Рима, где присяга знаменам считалась священной. Золотой орел, блестевший во главе легиона, был для них предметом самого искреннего благоговения, а покинуть в минуту опасности этот священный символ считалось столько же бесчестьем сколько позором[2].

В Средневековье объектом святости стала церковь, стоявшая над светскими правителями. В этот период человек идентифицировал себя через религию (т.е., например, понятие русский было тожественно понятию православный, а поляк значило католик). Исполнение церковных ритуалов выполняло функцию поддержания идентификационного единства. Церковное отлучение означало для средневекового человека лишение идентификации.

Поклонение же обожествленному императору, гербам стало восприниматься как недопустимая языческая практика. Эпопея с выносом, возвращением и опять выносом Алтаря Победы из Римского Сената в IV веке н.э. пример тому как менялись объекты святости.

Реформация перевернула эту иерархию, поставив суверенного монарха во главе церкви и провозгласив его тем самым главной святыней. Теперь люди стали идентифицировать себя через монарха. Быть французом означало служить французскому королю. Молитвы за здравие монарха и почитание его герба также выполнять функцию идентификации. Апогеем этой эпохи стал сакральный абсолютизм.

Эпоха Просвещения бросила вызов сакральному абсолютизму. Просветители, обращаясь к республиканским идеалам Рима, говорили о возврате сакральности государству, а не его правителю. Жан-Жак Руссо в трактате об общественном договоре фактически вводит понятие гражданской религии, говоря, что религиозные чувства граждан нужно направить на почитание государства через почитание его символам[3]. Флаг, гимн, герб выполняют функцию иконы, при обращении к которой честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу.

Практическое возрождение этой идеи было осуществлено отцами-основателями США в ходе их борьбы с монархией. В дальнейшем США были установлены обязательные молитвы перед флагом, включающие утреннее поднятие флага в школе и пение гимна. Установление этих ритуалов гражданской религии в ХХ веке привело к религиозному конфликту.

Сторонами этого конфликта стали две школьницы Мэри и Гати Барнетт из Западной Вирджинии и Совет по образованию Западной Вирджинии. Совет ввел в государственных школах обязательный ритуал салютования американскому флагу. По своим религиозным убеждениям Сестры Барнетт были Свидетелями Иеговы[4]. В основе их религиозных убеждений лежит буквальное толкование Священного Писания, которое в т.ч. запрещает создавать себе кумиров и служить им.

Из этой доктрины вытекает антигосударственность Свидетелей Иеговы: отказ служить в армии, салютовать флагу, участвовать в выборах и занимать выборные должности, вступать в светские организации (партии, комсомол) и т.п. За это их преследовали во франкисткой Испании, гитлеровской Германии, где они отказывались салютовать флагу Третьего Рейха. В сталинском СССР они квалифицировались не столько как религиозная, сколько как антисоветская организация, к тому же превосходно отлаженная, частично законспирированная и с центром в США.

Но в США же иеговисты также столкнулись с необходимостью салютовать флагу. За отказ совершать этот ритуал детей исключали из школы, а родителей подвергали уголовному преследованию. Сестры Барнетт, защищая своё право придерживаться правил собственной религии, оспорили требования Совета по образованию, дойдя до Верховного суда.

В 1943 г. в День флаг Верховный суд огласил решение, которым признал неконституционность требований государственных школ проводить ритуал салютования флагу[5]. При этом, Верховный суд расценил такое требования не как насаждение религиозных взглядов, посягающих на гарантии светскости и свободы вероисповедания, а как нарушение право на свободу слова, обязывающего высказываться в противоречии с собственными убеждениями. В трактовке суда салютование флагу представляло собой жест, выражающий идеологическую присягу верности, которую иеговисты не могли давать.

Решение суда перевести религиозный вопрос соотношения метафизической и гражданской религии в плоскость светских споров нельзя назвать конструктивным. По факту этот решение пытается скрыть исконно религиозный характер ритуалов поклонения государственным символам.

Современные концепции вернакулярной религии[6], утверждающей, что религия это не доктрина, а поведение людей в повседневной жизни, включающей поклонение объектам, названными святыми (от футбольной команды до макаронного монстра), позволяют утвердительно относить действия, понуждающие к выражению почтения к символам или объектам, как религиозные установления. Однако, в силу международных конвенционных и национально-конституционных гарантий религиозные убеждения отнесены к личной сфере, недоступной для государственного регулирования.

[1] https://lenta.ru/news/2022/04/23/flag-gimn/,

[2] См. Гиббон Э. История упадка и разрушения Рим. империи (The history of the decline and fall of the Roman Empire, v. 1-6, 1776-88, рус. пер. В. H. Неведомского, M., 1883-86). (Ч. IVII. СПб., 19972000.),

[3] Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.

[4] Организация признана экстремистской и запрещена в России

[5] https://en.wikipedia.org/wiki/West_Virginia_State_Board_of_Education_v._Barnette

[6] См. подробнне https://www.livelib.ru/book/1003469973-seks-eda-i-neznakomtsy-grem-harvi

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest