Операция «Новая федерация» завершена: Татарстан окончательно вошел в симметричное конституционно-правовое поле России

Ранее, 22.12.2022 автор анонсировал готовящиеся существенные изменения конституционно-правового положения Татарстана как республики в составе Российской Федерации (проект республиканского закона № 374-6 О внесении изменений в Конституцию Республики Татарстан). На тот момент они не являлись окончательными, т.к. сама инициатива находилась в стадии предварительного обсуждения в профильном комитете парламента республики. И как впоследствии оказалось, группа депутатов, внесшая инициативу, отозвала её, столкнувшись с беспощадной критикой коллег, а сам вопрос о кардинальной перекройке Основного закона региона подвис в воздухе.

Тем временем, 23.12.2022 (для успокоения федеральной власти) Государственный Совет Татарстана принял другой закон, коснувшийся лишь переименования должности высшего должностного лица Татарстана. В нем парламентарии смело прописали переходное положение, позволяющее действующему руководителю Татарстана Р.Н. Минниханову сохранять прежнее наименование Президент Республики Татарстан до истечения текущего срока полномочий (до сентября 2025 г.), чем по сути обеспечили ответочку федеральному центру на его жесткость в отбирании у регионов исконно им принадлежащих правовых возможностей. Конструкционные нормы об особенном статусе республики в составе России парламент Татарстана не тронул.

Этот специфический юмор Москва не оценила. Как только закончились новогодние праздники, прокуратура республики (вероятно с подачи Генпрокуратуры России) бескомпромисно потребовала от Государственного Совета Татарстана исполнения чч. 4-5 ст. 20, ст. 65 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации, по которым с 01.01.2023 высшее должностное лицо республики не может именоваться с помощью слов и словосочетаний, составляющих наименование главы государства – Президента Российской Федерации, и обязательно должен обозначаться посредством слова Глава или Губернатор. Тогда же федеральная власть указала республике на то, что остальные положения её конституции (в т.ч. о статусе республики) до сих пор не приведены в соответствие нормам Конституции Российской Федерации и нормам Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации, хотя срок на это отводился достаточный (до 01.01.2023). Казань поняла, что шутки кончились, и мягкий бойкот позиции Москвы более не пройдет.

И накануне 26.01.2023 группа республиканских парламентариев, образующих необходимое конституционное инициативное число, незаметно для прессы внесла в Государственный Совет Татарстана проект закона Республики Татарстан № 381-6 О внесении изменений в Конституцию Республики Татарстан, и за один день (26.01.2023 – первый день весенней сессии парламента) он – 19-страничный важный текст с 64 изменяемыми позициями – был принят в трех чтениях, подписан и опубликован Президентом Татарстана на Официальном портале правовой информации Татарстана (www.pravo.tatarstan.ru). Время между первым и вторым чтениями, отведенное на обсуждение и внесение поправок к законопроекту, составило чуть более одного часа (если учитывать, что заседание парламента началось в 10:00 ч., вопрос по законопроекту стоял в повестке дня под вторым номером, а профильный комитет был обязан представить законопроект с поправками ко второму чтению к 11:30 ч.).

06.02.2023 внесеные в Конституцию Республики Татарстан изменения вступили в силу. Прежняя формулировка ст. 1 Конституции Татарстана, называвшая республику ассоциированным с Российской Федерацией государством (демократическим правовым государством, объединенным с Российской Федерацией) с ограниченным суверенитетом, заменилась на лояльное федеральному центру выражение демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией без намека на суверенитет в любом его (в т.ч. ограниченном) виде. В иных положениях громкое слово суверенитет (там, где это по смыслу допустимо) сменено на тихое слово государственность. Многие конституционные нормы, ранее закрепленные на основе федеративных договоров и отличавшие исторически образовавшийся сложный статус Татарстана от статуса других субъектов Российской Федерации, признаны утратившими силу, за счет чего текст Конституции Татарстана в целом потерял оригинальность. Переходное положение, касающееся переименования высшего должностного лица республики, отменено.

Из официального сайта Президента Татарстана исчезли слова президент, суверенитет и им подобные, некогда бравировавшие и подчеркивавшие особенности политического небосклона Татарстана категории. Этому примеру последовали и остальные республиканские интернет-представительства. Вместо привычного президент на территории республики вездесущим стало раис (но никак не глава).

От былого Основного закона республики остались три вещи:

1) словосочетание демократическое правовое государство (в ст. 1) – применительно к конституционно-правовому статусу Татарстана в составе Российской Федерации,

2) термин глава государства (в ст. 89) – относительно Главы (Раиса) Республики Татарстан (ранее – Президента Республики Татарстан),

3) норма нетронутой ст. 123, предписывающая, что положения статьи 1 Конституции Республики Татарстан и настоящей статьи могут быть изменены только по результатам референдума Республики Татарстан.

Прицепится ли федеральный центр и к ним? Вряд ли. В Конституции Российской Федерации монополии на слово государство нет, напротив, в ч. 2 ст. 5 она обозначила республику, находящуюся в составе России, как государство, хоть и в скобках, а это дает какое-никакое основание Татарстану ссылаться на то, что он – государство. Третий момент Москве не интересен, т.к. команда по единообразному расположению регионов по одной шеренге в контексте нового российского федеративного строя выполнена – строптивый Татарстан смиренно принял указанное ему место в этом строю, хоть и не без фокусов. Статья 1 Конституции республики, фундаментально закреплявшая особенный правовой статус Татарстана с отсылкой на ограниченный суверенитет, изменена, подогнана под федеральные нормы, соответственно, ст. 123 Конституции Татарстана теперь мертва. Как долго будет эта некрозированная деталь продолжать находиться в теле республиканской Конституции – неизвестно.

06.02.2023 на территории России закрепилось симметричное конституционно-правовое поле, состоящее из равноправных и теперь ничем не отличающихся друг от друга субъектов федерации. Но кто-то, ссылаясь на контекст исторического развития российского федерализма, скажет, что от федерации осталось в этом поле только слово, как и от государства в Конституции Татарстана.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest