Как блогер может свести на нет всю рекламную кампанию известной косметической фирмы. Катя Конасова против косметической фирмы Fem Fatal

Сегодня разберем интересный судебный кейс.

Начнем с того, что социальные сети уже давно превратились в один огромный гипермаркет. Крупные бренды успешно взаимодействуют с блогерами, которые активно продвигают самую разную продукцию.

Товар, который приобретается на эмоциях во время беззаботного листания ленты или сторис, словно создан для реализации через соцсети. Например, в Инстаграме[1] отлично продается косметика и парфюмерия.

Но, как выяснилось, подходить к таким покупкам нужно с осторожностью. Кейс бренда Fem Fatal лучшее тому подтверждение.

В 2019 году компания активно продвигала свои продукты через блогеров, когда на их чудо-сыворотку Acne Remover обратила внимание блогер Катя Конасова. Она занимается расследованиями в отношении недобросовестных производителей. Девушка приобрела рекламируемый чудо-продукт и отдала его на экспертизу. Результаты последней показали, что в составе сыворотки присутствует антибиотик тетрациклин.

Особую пикантность ситуации добавляли следующие моменты:

  • В России антибиотики запрещены к применению в косметологии.
  • Стоимость одного флакона сыворотки составляла 1490 рублей, а курс, необходимый, по заверениям производителя, для избавления от акне, обошелся бы в 5000 рублей. Для сравнения тетрациклиновая мазь в аптеке стоила примерно 50 рублей.

Разумеется, многие сочли действия Конасовой хайпом, да и Fem Fatal тут же открестилась от обвинений, заявив, что вся их косметика натуральна и не содержит никаких антибиотиков.

Тем временем ситуация перешла в правовую плоскость.

  • Катя Конасова обратилась с иском в арбитражный суд, который частично удовлетворил требования блогера, обязав компанию выплатить 17 300 рублей, в том числе 1000 рублей – за моральный вред, а также возместить стоимость покупки в 1500 рублей и судебные расходы в размере 14 800 рублей.
  • Привлеченный к участию в деле Роспотребнадзор, в свою очередь, выявил нарушения Технического регламента Таможенного союза О безопасности парфюмерно-косметической продукции, за которые привлек компанию к административной ответственности.[2] Сумма штрафа составила 200 000 рублей. Правда, впоследствии арбитражный суд снизил размер штрафа до 50 000 рублей, приняв во внимание жалобу производителя.

Стоит отметить и тот факт, что последовавший за этим коллективный иск потребителей к компании суд не удовлетворил.

Спустя год, в 2020-м году основатель компании выпустил разоблачение блогера Конасовой, сообщив, что она представила на экспертизу поддельную сыворотку. Тем не менее, вся продукция, в том числе сыворотка раздора, реализуется теперь компанией под другим брендом.[3]

В сухом остатке репутационный урон компании оказался настолько ощутимым, что она произвела ребрендинг.

Правоту позиции блогера поддержал суд и Роспотребнадзор. То, что фирма Fem Fatal не провела альтернативную экспертизу и в дальнейшем продолжала ссылаться на факт фальсификации продукции, не сделав этого во время судебного разбирательства, вызывает недоумение, а также подозрения в том, что фирма специально ждала окончания судебного спора, чтобы заявить о подделке.

Какие важные выводы, на мой взгляд, содержит этот кейс:

  1. Реализация товара через соцсети не освобождает производителя от обязанности выполнять все требования, установленные законом и техническими регламентами.
  2. Покупателям стоит внимательнее относиться к покупкам, совершаемым в соцсетях, и осторожнее относиться к рекомендациям блогеров, ведь часто они не являются реальными пользователями косметики, а только рекламируют ее за деньги.
  3. Репутацию бренда может погубить буквально одно судебное дело.

А вы приобретаете товары через социальные сети? Делитесь в комментариях и подписывайтесь на мой Телеграм-канал Муравьева|PROправо, где каждый день в 9.00 на утреннем шоу Пижамное утро юриста вместе с коллегами мы разбираем интересные судебные дела.

[1] Принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ.

[2] Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве от 14.01.2020 № 24.

[3] ttps://flacon-magazine.com/ukhod/antieydzh/8392016-cto-proishodit-s-goluboj-syvorotkoj-protiv-akne

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest