Исламский банкинг

Вдогонку к состоявшейся недавно на этом портале публикации Максима Хромченко по поводу исламского банкинга, хотел бы добавить свои несколько слов.

***

Исламский банкинг или, шире, исламское финансирование, это не вопрос частной или публичной юриспруденции, это вообще не вопрос права, а вопрос религиозной политики.

Для исламского банкинга право и юриспруденция уже существуют, им полторы тысячи лет и их не нужно конструировать заново или приспосабливать к каким-либо конкретным условиям.

Законоположения шариата способны в любой момент целиком и полностью заменить собой светское публичное и частное право в любом государстве, в том числе не относящемся к исламской цивилизации. Потому что шариат – это вовсе не точечные предписания от случая к случаю, основанные на отдельных сурах Священной Книги и хадисах Пророка Мухаммеда (Да благословит его Аллах и приветствует!), а полностью самодостаточная и цельная система права.

Христианскому каноническому праву никогда не была присуща способность стать единственным государственным правом. Тем более в современном мире. Это одно из последствий восприятия римской правовой традиции, которая не была связана ни с какими устойчивыми религиозными концепциями. Для шариата такой проблемы нет и никогда не было. Он способен почти мгновенно вытеснить любые светские правовые доктрины, институты, воззрения и объективные нормы.

Ислам это самое молодое и самое пассионарное вероучение мирового масштаба. В той стране, где возникает даже самый небольшой по количеству своих последователей исламский элемент, немедленно возникает своя особенная исламская культура, особенные исламские традиции и правила частной жизни, публичной власти и экономики.

Поэтому в неисламских государствах к исламу в целом и к исламским экономическим практикам относятся настороженно, их опасаются, сознавая, что их невозможно будет удержать в каких-либо территориальных, социальных или коммерческих рамках. Ислам и шариат с легкостью все эти границы преодолеют.

***

Судя по всему, это понимают инициаторы принятого 21 декабря Государственной Думой в первом чтении проекта федерального закона № 198584-8 со сложным и путанным названием О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации (https://sozd.duma.gov.ru/bill/198584-8). Если говорить проще законопроекта об исламском (шариатском) финансировании или об исламском (шариатском) банкинге.

Самим названием законопроекта подчеркивается некий ограниченный характер внедрения шариата в регулирование экономических отношений. Опять же, если говорить проще, подчеркивается настороженность и опасение.

При всей его аккуратности и осторожности подобное название законопроекта вполне может вызвать недоумение со стороны исламского сообщества России. Ислам и шариат не могут быть низведены до уровня эксперимента даже в формальном, мало что значащем словоупотреблении, поскольку они извечны, всеохватны и навсегда.

В этой связи аналогичное недоумение может также вызвать ограничение эксперимента двухлетним сроком и территориями лишь некоторых публично-правовых образований.

***

Цель законопроекта очевидна: обеспечить светскую легитимность того, что является духовно легитимным уже много столетий для столь крупного конфессионального сообщества, каковым являются российские мусульмане.

Не думаю, что сегодня следует обсуждать достоинства и недостатки законопроекта. Он сделан аккуратно и традиционно. Аккуратно в том смысле, что в нем не содержится ни слова по поводу религиозных основ партнерского финансирования, хотя именно это является самым главным условием присутствия исламского элемента в экономике и в праве. Некий намек на основные запреты шариата прорывается в статье 4-й законопроекте, но не более.

Традиционен же законопроект в том смысле, что практически весь объем содержащегося в нем текста посвящен теме учета, контроля и надзора со стороны Центрального банка России за участниками партнерского финансирования. Фактически, самому партнерскому финансированию внимание уделено в одной-единственной статье под номером 3.

Законопроект выражает общую тенденцию разворота России в сторону Востока по целому ряду известных всем причин, и потому является актуальным.

Помимо идеи придания исламскому финансированию характеристики светской законности, другую главную идею законопроекта можно выразить словами открыть окно посмотреть, что получится в случае опасности немедленно закрыть окно. И именно вот это последнее намерение представляется невозможным. Никакое светское неисламское государство, однажды открыв окно исламу, не в состоянии его закрыть даже тогда, когда напрягает для этого все свои силы и ресурсы.

Из этого следует простой вывод. Либо не стоит заигрывать с исламским финансированием вовсе, либо, открыв окно шариатским коммерческим практикам, не стоит именовать исламское финансирование экспериментом.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest