Независимые наблюдатели на выборах как потенциальные враги российской государственности

Институт наблюдателей на выборах, если исходить из здравого смысла, должен относиться к институтам гражданского общества, независимым от государства. Но авторитарное государство стремится национализировать гражданские инициативы для получения полного контроля над процедурой подсчета голосов и минимизации рисков от деятельности независимых гражданских наблюдателей. Вот и памятка наблюдателя, разработанная ЦИК РФ, говорит о том, что наблюдатель — «гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования». Уполномочить гражданина могут партии, одномандатники и общественные палаты, количество самих уполномоченных на наблюдение граждан регулируется ЦИКом. Но сам гражданин без «уполномачивания» его государственным или общественным институтом не может стать наблюдателем за процедурой подсчета голосов.

Аргументы сторонников полной «национализации» процедуры контроля за подсчетом голосов на выборах в России (читай: «упразднения» института независимых наблюдателей) сводятся к следующим:

  • это необходимо для обеспечения безопасности на УИК (чем больше наблюдателей, тем больше может быть провокаций),
  • незачем тратить «миллиард на любопытство диванных наблюдателей» (цитата руководителя ЦИК РФ),
  • сначала «независимым» наблюдателям нужно обучиться, а потом идти наблюдать.

Неделю назад Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК РФ опубликовал видеоурок, в котором даются инструкции членам УИК, как бороться с потенциальным противником российской государственности — независимыми наблюдателями — в дни голосования. Независимые наблюдатели представлены в ролике как сторона, которая непременно будет провоцировать членов УИК через видеосъемку, подачу жалоб или попытки физического задержания фальсификаторов на избирательных участках.

В связи с этим возникают вопросы. Действительно ли поток наблюдателей-добровольцев может стать таким большим, что полиция, присутствующая на УИК, не сможет справиться? Как много прецедентов провокаций было (будет) со стороны наблюдателей? Чем грозит общественной безопасности предоставление всем желающим гражданам России права видеонаблюдения за ходом голосования, как это было в 2018 году во время президентских выборов? Или есть что скрывать от граждан России 17-19 сентября 2021 года?

Создается впечатление, что за надуманными угрозами со стороны независимых наблюдателей стоит настойчивая потребность государства максимально ограничить контроль за процедурой подсчета голосов со стороны граждан. Почему избиратель, проявивший интерес к политике, не может непосредственно реализовать свое право на наблюдение за выборами, тем более что видеонаблюдение это позволяет делать? Вместо этого он должен идти в партию или общественную палату, чтобы получить такое «право на наблюдение». Почему члены УИК должны смотреть на наблюдателя в первую очередь как на потенциального провокатора (этому же учит упомянутый учебный фильм ЦИК)?

Полагаю, что власть не совсем уверена в благоприятном для нее исходе выборов с точки зрения поставленных ею перед собой целей. Отказ от всеобщего доступа к видеонаблюдению, ограничение количества наблюдателей и признание общественного движения независимых наблюдателей «Голос» иноагентом — тому подтверждение.

Для справки: В Германии, во Франции каждый гражданин может наблюдать за процессом голосования и принимать лично (!) непосредственное участие в подсчете голосов без какой-либо регистрации.

В России сегодня институт общественных наблюдателей — искусственно создающийся государством общественный институт, в большинстве случаев   имитирующий контроль за подсчетом голосов на выборах. Независимые наблюдатели, которые хотят объективно контролировать процедуру подсчета голосов на выборах, маркируются как потенциальные провокаторы либо иноагенты.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest