Отстранить нельзя продолжать работать // Нужно ли отстранять от работы сотрудников, которые не прошли вакцинацию от Covid-19?

Во многих регионах России введена обязательная вакцинация для ряда отраслей. Перед работодателями встает вопрос: можем ли мы отстранить от работы сотрудников, которые не прошли вакцинацию? Может мы даже должны это сделать как предписывает ст. 76 Трудового кодекса РФ?

Особенно это актуально для регионов, которые определили сроки вакцинации. Например, в Москве установлено, что работодатели обязаны в срок до 15.07.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной не менее 60% от общей численности работников (Постановление Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 15.06.2021 N 1).

Нужно ли в Москве отстранять от работы непрошедших вакцинацию? Имеет ли работодатель на это право или обязан ли он это делать?

Для тех, кто не любит детективы, сразу дам ответ отстранять не нужно и права такого у работодателя нет.

Теперь обо всем по порядку и тезисно.

1. Отстранение от работ как инструмент, связанный с вакцинацией, предусмотрено только в двух ситуациях:

Первое когда выполнение определенных работ без вакцинации связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (п.2 ст.5 ФЗ № 157 Об иммунопрофилактике инфекционных болезней).

Второе – при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (ч. 1 п. 6 ст. 51 ФЗ №52 О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

2. П. 2 ст. 5 ФЗ №157 регулирует вопросы, скажем так, плановой вакцинации и предусматривает возможность отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. В связи с этим важно следующее:

а) Во-первых, п. 2 ст. 5 ФЗ № 157 позволяет отстранить только от работ, а не от работы в принципе. То есть к выполнению определенных работ допускаются только сотрудники, прошедшие соответствующую вакцинацию. Нельзя отстранить от работы вообще, а только от определенных видов работ. Сотрудник может заниматься разными видами работ, но отстранять можно только от определенных.

б) Во-вторых, отстранить можно не от всех работ, а только от тех работ, которые вошли в перечень, установленный Правительством Российской Федерации постановлением N 825 от 15.07.1999. Об этом напрямую сказано в п. 2 ст. 5 ФЗ № 157.

в) В-третьих, отстранять можно при отсутствии вакцинации, которая обязательна для этого типа работ в соответствии с календарем прививок. Например, если у сотрудника, выполняющего работы по лесозаготовке, не будет прививки против лихорадку Ку, то это не дает право отстранить его от работы поскольку для этого типа работ такой прививки не требуется.

г) Наконец, отстранить сотрудника от работы в целом можно только если выполнение работ из перечня правительства является его основной трудовой функцией. Если, например, сантехник выполняет много разной работы и, в том числе, обслуживает канализационные сети (этот вид работ вошел в перечень Правительства РФ №825), то именно от этих работ его отстранить можно, но нет основания отстранять от других.

3. Статья 51 ФЗ №52 О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения регулирует уже вопросы не плановой вакцинации, а ситуации, когда в том или ином регионе или в России в целом есть спонтанная угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Для этих целей есть отдельный календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, действие которого запускается по решению главного государственного санитарного врача Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. В этом случае, пунктом 6 статьи 51 ФЗ №157 санитарным врачам предоставлено ряд полномочий, в том числе:

  • о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства,
  • о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Иными словами, когда в регионе начинается эпидемия и есть угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний, то санитарный врач может принимать определенные решения, в частности, об обязательной вакцинации и временном отстранении от работы лиц, которые не вакцинированы.

Анализ постановлений санитарных врачей регионов (в том числе по Москве от 15.06.2021 № 1 и по Московской области от 16.06.2021 №3) показал, что на данный момент санитарные врачи субъектов РФ реализовали только одно свое право – установили проведение обязательных профилактических прививок отдельным группам граждан. Правомочием по временному отстранению от работы санитарные врачи не воспользовался и этого в постановлениях нет.

При этом правомочие по отстранению как компетенция санитарного врача сформулировано следующим образом: о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства.

Возможно прочтение, при котором достаточно одного признака и тогда можно отстранять от работы как лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний, так и лиц, которые могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний. В этой ситуации тех, кто не вакцинировался, как раз и можно считать лицами, которые могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний. В таком случае санитарный врач может установить такую меру как отстранение от работы лиц без вакцинации.

Если же считать, что нужно оба признака, то тогда отстранять от работы можно только тех, кто и является носителем, и может являться источником распространения инфекционного заболеваний. При таком прочтении, у главного санитарного врач нет права санкционировать отстранение от работы лиц без вакцинации.

4. Вот и получается, что в данный момент обязательная вакцинация во многих регионах для определенных категорий есть, а возможность отстранить от работы нет. Это обязанность по отстранению (именно обязанность в соответствии со ст. 76 Трудового кодекса РФ) может появиться у работодателей только если главный государственный санитарный врач Российской Федерации или государственный санитарный врач субъекта Российской Федерации своим решением установят такую обязанность работодателя. И даже это можно подвернуть сомнению при указанном выше прочтении пункта 6 статьи 51 ФЗ №157.

В развитии событий Федеральная служба по труду и занятости выпустила документ №1811-Т3 от 13.07.2021. Про него можно прочитать вот тут:

https://zakon.ru/blog/2021/7/15/razyasneniya_rostruda_ob_otstranenii_ot_raboty_v_svyazi_s_vakcinaciej__v_moskve_otstranyat_ot_raboty

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest