К вопросу о наличии в действующем законодательстве Российской Федерации юридической обязанности граждан Российской Федерации проходить обязательную вакцинацию от COVID-19

I. Введение.

Уже долгие годы с момента становления юридической науки в том виде, в каком ученые-правоведы привыкли ее лицезреть, неоспоримым и очевидным представляется тезис, что те или иные новые жизненные обстоятельства, различного рода потрясения являются катализаторами ранее неизвестных юридической науке общественных отношений, в связи с чем, с учетом объективной потребности в урегулировании упомянутых, действующий законодатель принимает решение о придании им правовой формы, либо же нет.

Так, недавно ударившая по всему человеческому миру пандемия коронавирусной инфекции нового типа (далее по тексту – COVID-19, пандемия, коронавирус), не явялется исключением из приведенного общего правила.

Ряд мировых правительств принимают меры по борьбе с пандемией: от введения ответственности за недобросовестное соблюдение введенных противоэпидемиологических ограничений до разработки вакцины и проведения массовой вакцинации, в результате чего активно осуществляется правотворческая деятельность.

В этом аспекте, Российская Федерации – не исключение, в результате чего ряд граждан Российской Федерации задаются вопросом об обязательном характере вакцинации от COVID-19.

Настоящий сводный материал призван дать исчерпывающий ответ (разъяснение) неопределенному кругу лиц на вопрос о наличии в действующем законодательстве Российской Федерации юридической обязанности проходить обязательную вакцинацию от COVID-19.

II. Основные термины.

a) Вакцины – лекарственные средства или лекарственные препараты, вводимые человеку или животным, предназначенные для стимулирования у них защитного иммуного ответа с целью предотвращения заболевания,

Об утверждении Списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю: указ Президента Рос. Федерации от 20.08.2007 №1083 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. №35. Ст. 4288. 2017. №47. Ст. 6959. (в ред. от 14.11.2017).

b) Профилактические прививки – введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням,

Об иммунопрофилактике инфекционных болезней: федер. закон от 17.09.1998 №157-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. №38. Ст. 4736. 2020. №50 (часть III). Ст. 8074. (в ред. от 08.12.2020).

c) Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям – нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок по эпидемическим показаниям,

Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. №38. Ст. 4736. 2020. №50 (часть III). Ст. 8074. (в ред. от 08.12.2020).

d) Медицинское вмешательство – выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.

Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федер. закон от 21.11.2011 №323-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. №48. Ст. 6724. 2020. №52 (Часть I). Ст. 8584. (в ред. от 22.12.2020).

III. Разъяснение правовых аспектов иммунизации граждан Российской Федерации в целях предотвращения распространения COVID-19.

Так, вакцинация (профилактическая прививка) явялется одним из видов медицинских вмешательств.

Согласно положениям статьи 35 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (далее по тексту – Закон о санэпидблагополучии) профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

В соответствии с абзацем 7 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ Об иммунопрофилактике инфекционных болезней (далее по тексту – Закон об иммунопрофилактике), граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок.

Данный отказ, исходя из требований абзаца 2 пункта 3 статьи 5 Закона об иммунопрофилактике должен быть подтвержден гражданином в письменной форме, что является его непосредственной обязанностью при осуществлении иммунопрофилактики.

Рекомендуемая документальная форма утверждена приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации.

О рекомендуемом образце добровольного информирования согласия на проведение профилактических детям или отказа от них: приказ Минздравсоцразвития Рос. Федерации от 26.01.2009 №19н // Российская газета. 2009. №84.

Таким образом, вопрос об обязательном характере характере профилактических прививок от COVID-19 с учетом приведенных законодательных положений является риторическим. Проведение принудительной вакцинации, в том числе от COVID-19 является недопустимым.

В отношении, например, сотрудников – по инициативе работодателя или детей – по инициативе администрации образовательного учреждения, поскольку вакцинация требует обязательное добровольное информированное согласие пациента (его законных представителей) (см. напр.: пункт 5.1 Клинических рекомендаций, утв. Минздравом России)

Вместе с тем, пункт 2 статьи 5 Закона об иммунопрофилактике вводит ряд ограничений, связанных с отсутствием профилактических прививок.

– Отсутствие профилактических прививок влечет:

На мой взгляд, наличие в законе данных ограничений, несмотря на диспозитивный характер регулирования общественных отношений, связанных с иммунопрофилактикой, с одной стороны – фактически, вынуждает граждан проводить навязываемые государством сверху профилактические прививки.

  • запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок,
  • временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемии,
  • отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (см. Приложение №1 к настоящему заключению).

Тем не менее, исходя из того, что проведение профилактических прививок является субъективным правом каждого субъекта правоотношения, связанного с иммунопрофилактикой, а не юридической обязанностью, каждый самостоятельно решает вопрос о рисках, связанных с налагаемыеми ограничениями при отказе от профилактических прививок.

Так, на данный период времени, юридические основания для отстранения от работы сотрудников, в том числе относящихся к группам высокого риска инфицирования, в связи с отказом от вакцинации против COVID-19 отсутствуют, так как иммунизация против COVID-19 включена в календарь профилактических прививок по эпедимическим показаниям.

Обязательная вакцинация утверждена национальным календарем профилактических прививок

Кроме того, на уровне Минздрава России разработано письмо, регламентирующее порядок проведения вакцинации против COVID-19 взрослого населения, в пункте 6 которого указаны общие требования вакцинации: вакцинация против COVID-19 проводят вакциной Гам-КОВИД-Вак гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний, с добровольного соглания граждан в медицинских организациях согласно Алгоритму действий медицинских работников, осуществляющих проведение вакцинации против COVID-19 у взрослых. Вакцинация проводится в медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) вакцинация.

О порядке проведения вакцинации против COVID-19 взрослого населения: письмо Минздрава России от 28.12.2020 №1/н/1-9601 // СПС КонсультантПлюс

– Указанные обстоятельства также подтверждаются следующими актами рекомендательного характера:

  • Письмо Минздрава России от 21.01.2021 №1/И/1-333 О порядке проведения вакцинации вакциной ГАМ-КОВИД-ВАК против COVID-19 взрослого населения,
  • Письмо Роспотребнадзора от 09.09.2020 №02/18666-2020-23 О рассмотрении обращения по иммунизации и лабораторному обследования учителей и сотрудников образовательных организаций.

Следует учитывать, что вышеупомянутые документы не носят нормативного характера, не являются общеобязательными, а лишь содержат разъяснения по конкретным запросам

Наконец, абзацем 4 пункта 6 статьи 51 Закона о санэпидблагополучии предусмотрено, что при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (в том числе и COVID-19), главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации и их заместители наделены полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

В частности, решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимает главный государственный санитарный врач Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 Закона об иммунопрофилактике).

Таким образом, только при наличии таких постановлений отказ от вакцинации по эпидемическим показаниям может повлечь отстранение граждан, не имеющих прививок, от работы.

Согласно актуальным сведениям из информационно-телекоммуникационной сети Интернет, СПС КонсультантПлюс, по состоянию на 12.05.2021г. такие постановления не принимались, в связи с чем вакцинация против COVID-19 в Российской Федерации является добровольной для всех категорий граждан.

П. Дорощук

помощник юриста ООО ЮФ Контра

официальный сайт https://contralegal.ru/

2021г.

IV.

Приложение №1 к Заключению

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 №825.

Об утверждении перечная работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок: пост. Правительства Рос. Федерации от 15.07.1999 №825 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. №29. Ст. 3766. 2015. №1 (часть II). Ст. 262. (в ред. от 24.12.2014).

– Перечень содержит следующие виды работ:

  • Сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательные, экспедиционные, дератизиационные и дезинсекционные работы на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных,
  • Работы по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных,
  • Работы в организациях по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных,
  • Работы по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных,
  • Работы по убою скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов,
  • Работы, связанные с уходом за животными и обслуживанием животноведческих объектов в животноводческих хозяйствах, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных,
  • Работы по отлову и содержанию безнадзорных животных,
  • Работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей,
  • Работы с больными инфекционными заболеваниями,
  • Работы с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний,
  • Работы с кровью и биологическими жидкостями человека,
  • Работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest