Земли водного фонда это

Земли водного фонда: правовой режим

Понятие земель водного фонда подразумевает под собой земли, где размещены различные водные объекты, зоны охраны подобных объектов, отводные полосы и охраняемые водоразборные зоны, различного рода гидротехнические сооружения и иные объекты, а также сооружения, отнесенные к водному хозяйству.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Земли водного фонда – это

К землям водного фонда относят:

  • Земли, на которых располагаются поверхностные воды, сосредоточенные в водных объектах;
  • Земли, где размещены гидротехнические и другие сооружения непосредственно на водных объектах;

В отношении тех земель, которые заняты поверхностными водами, не предусмотрено отведение участков. Если необходимо построить водохранилище либо иной искусственный водный объект, выполняют земельное резервирование. Сам же порядок эксплуатации и охраны земель, относящихся к водному фонду, полностью предусматривает ЗК Российской Федерации и отдельно законодательство в водной сфере.

Согласно Водному кодексу Российской Федерации, воды – это важнейший компонент природной среды. Он может возобновляться, его объем ограничен, и это одни из наиболее уязвимых ресурсов природы.

Под действие водных отношений подпадают различные водные объекты или же их части. Это могут быть и воды, расположенные на поверхности и земли, которые ими покрываются, а также граничащие с ними берег и дно водного объекта.

По этой причине, водные отношения при рассмотрении вопроса их регулирования, тесно граничат с вопросом регулирования отношений в земельной сфере, взаимодействуя между собой.

Каждый из используемых водных объектов рассматривается как центральное (основное) звено, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность того или иного народа, проживающего в пределах территории Российской Федерации, который служит экономическим, социальным и экологическим подспорьем благополучия всего населения, а также существования местной флоры и фауны.

Составляющие водного фонда – это сосредоточение различных водных объектов, которые уже включены или подлежат включению в водный госкадастр.

Водный госкадастр является центральной базой всей информации, имеющейся о водных объектах и их применении, отдельных ресурсах и водопользователях.

Каким образом взаимодействуют между собой законодательство двух сфер (водное и земельное), можно увидеть, рассмотрев регулирование, применение и охрану отдельно располагаемых водных объектов.

Что такое земли запаса?

Что относится к землям лесного фонда, читайте тут.

В перечень объектов, участвующих в водных отношениях, относят и группу обособленных водных объектов. Они представляют собой водоемы искусственного происхождения, имеющие небольшую площадь и характеризующиеся непроточностью, у которых отсутствуют какие-либо соединения с иными видами водных объектов, располагаемых на поверхности.

Обозначение отдельно размещенного водного объекта — крайне важный фактор в установлении режима его применения. К примеру, с учетом положений Земельного кодекса Российской Федерации, запрещено осуществление приватизации участков, размещенных в черте береговой полосы, которая устанавливается с учетом требований Водного кодекса Российской Федерации, а также участков, с расположенными на них прудами, обводненными карьерами (объектами обособленного вида), в пределах территорий общего использования.

Владельцы участков земли имеют полное право в предусмотренном законодательством порядке в личных целях эксплуатировать располагаемые на их участках водоемы подземного расположения и отдельно размещенные объекты (к таким можно отнести пруд или обводненный карьер), а также выполнять работы по строительству прудов и других водных объектов, с учетом установленных требований законодательства: экологических, санитарно-гигиенических, строительных и других.

Водные объекты относятся к федеральным владениям. Такие объекты как: карьеры обводненного типа, пруды, располагаемые в пределах участков отнесенных к владениям субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц, пребывают в собственности последних, если обратные положения не предусмотрены в законах.

Не допустимо отчуждение объектов без сопутствующего отчуждения вместе с ними и земли, в пределах которых они размещены. Участки не могут быть разделены, если при таких действиях потребуется разграничение карьера обводненного типа или пруда.

Земли водного фонда: состав

Земли, отнесенные к водному фонду включают в себя:

  • Занимаемые любыми водными объектами;
  • Отнесенные к водоохранным зонам;
  • Выделение которые выполнено для установки отводных полос и охранных секторов водоразбора, сооружений гидротехнического значения и других объектов и сооружений водохозяйственного значения.

Земли, включенные в водный фонд, являются самостоятельными категориями земель, как и преимущественная их доля, покрываемая водой.

Отдельно же можно упомянуть земли в болотной местности, территории пашен, с древесно-кустарниковой растительностью.

Среди земель водного фонда, без размещения на них водных объектов, существуют:

  • угодья сельскохозяйственного назначения (пашни, залежи, угодья кормового типа, насаждения многолетнего использования);
  • также можно выделить серди них леса и участки для застроек;
  • земли, где используется древеснокустарниковая растительность;
  • земли, размещаемые под дорожными полотнами;
  • нарушенные и другие.

Земли, включенные в водный фонд, предназначаются для рационального применения в восстановительных и охранных целях.

Основным целевым предназначением подобных земель можно назвать их использование для строительных целей и выполнения эксплуатации зданий, которые предназначаются для обеспечения различных нужд людей (оздоровительного, бытового, питьевого характера), а также обеспечения потребности общества и государства в энергетической, транспортной, промышленной, рыбохозяйственной, природоохранной, сельскохозяйственной, водохозяйственной и других сферах.

Земли, входящие в структуру водного фонда, разделают на две разновидности: земли, чьи территории покрыты водой, и земли, которые граничат с водными объектами, и предназначены для обслуживания различных лиц, отнесенных к водопользователям из числа юридических и физических лиц.

К землях, которые покрыты водой, относятся земли, покрываемые водной средой на протяжении большей части года или всегда, и которые относятся к части одного из водных объектов.

Если говорить о водных объектах, то здесь подразумевают сосредоточенность воды поверх участков суши с повторением ее рельефа, или же в глубинах недр, имеющая границы, конкретный объем и признаки водного режима.

К перечню земель, покрытых водой, можно отнести земли, которые заняты морскими внутренними или же территориальными водами Российской Федерации.

К внутренним морским водам относят воды, размещение которых характеризуется заполнением от исходных точек в сторону береговых линий. Исходные точки (линии) используются для выполнения расчетов параметров ширины территориального моря.

К последнему можно отнести морские воды, которые в ширину имеют 12 (двенадцать) морских миль, которые отмерены с учетом международных правовых норм и российского законодательства.

Водные объекты, сосредоточенные на поверхности, являют собой постоянные или же временные воды, размещаемые на структуре поверхности суши с повторением формы ее рельефной поверхности, которые имеют конкретные границы, а также измеряемые объемом и границами водного режима. К их перечню относятся воды, размещаемые на поверхности, дно и сам берег.

Водные объекты поверхностного расположения разделяют на водотоки поверхностного размещения и размещаемые на них водохранилища.

Под поверхностными водостоками понимают водные объекты поверхностного размещения, чьи воды пребывают в постоянном движении, к таким причисляют ручьи, реки, включая и водохранилища, располагаемые на них.

Сюда же включены каналы междубассейного распределения и для комплексных использований воды, а также водоемы поверхностного типа.

К ним относят водные объекты поверхностного расположения, чьи воды пребывают в земедленном водообмене. Речь ведется об озерах, водохранилищах, прудах и болотах, ледниках и снежниках.

Ледники — это природные ледяные образования, произошедшие в результате атмосферных явлений, находящиеся в движении и располагаемые на поверхности земли.

Снежниками же, напротив, называют природные образования, чья структура выполнена из ледяных и снежных масс, имеющих неподвижных характер. Им свойственно сохранение на поверхности на протяжении всего теплого периода или же части такового.

Земли, относящиеся к водному фонду в правовом режиме, урегулированы такими нормативно-правовыми актами как:

  • Земельный и Водный кодексы;
  • Закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ»;
  • Закон «О госгранице РФ»;
  • Закон «О защите граждан и государственных территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера».

Земли водного фонда: целевое назначение

Основным целевым назначением земель, отнесенных к водному фонду, являеься строительство и эксплуатация сооружений, которые обеспечивают нужды всего населения: питьевые, бытовые, оздоровительные и прочие, а также потребности государства и общества в различных сферах (сельскохозяйственной, водохозяйственной, природоохранной, промышленной, рыбохозяйственной, энергетической, транспортной и т. п.).

Право владения землей, отнесенной к водному фонду, имеет прямое подчинение праву владения на конкретный водный объект. Проще говоря, землями, включенными в водный фонд, владеют те, кому принадлежит непосредственно водный объект.

Водный кодекс РФ предусматривает государственное, муниципальное и частное право владения водными объектами. Чтобы обеспечить охрану источников, отнесенных к водоснабжению для хозяйственных и питьевых потребностей, должны быть обеспечены охранные зоны, в чьих рамках должен быть введен особенной режим правовой эксплуатации земель.

Зоной водоохраны называют территорию, которая примыкает к водной акватории, где вводится охранный и спецрежим эксплуатации ресурсов и выполнения другой хоз. деятельности (статья 111 Водного кодекса Российской Федерации).

Зоны водоохранного значения устанавливают в целях поддержки объектов в положении, которое полостью соответствует всем требования экологии, и для сохранности естественной среды, где обитают представители флоры и фауны.

В водоохранных чертах устанавливают защитные береговые линии, где вводится запрет на распашку земель, корчевку и рубку лесов, расположение лагерей и ферм животноводческого направления и другой деятельности, кроме случаев, которые предусмотрены Водным кодексом Российской Федерации.

Читать еще:  Какого числа зарплата у военных

Среди основных средств правовой охраны от вредоносных факторов, можно выделить установку санитарных охранных зон водоснабжающих источников.

Основная цель, для которой создается и обеспечивается охранный режим в зоне, — это активное противостояние возникновениям возможных загрязнений на объектах, отвечающих за водоснабжение водопроводных сооружений и территории, где они размещены.

Охраняемые зоны разделены на три пояса. Первый – строгого режима: состоит из территории, где располагается водоразбор, участков где размещены все водопроводные сооружения и каналы.

Единственное его предназначение – обеспечение защиты водоразборного центра и отнесенных к нему сооружений от случаев возникновения загрязнений или повреждений.

Под вторым и третьим поясом (поясами ограничений) подразумевают территории, предназначенные для активного предупреждения возможных загрязнений водных источников.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Правовой режим земель водного фонда: понятие и общая характеристика

Как известно, вода представляет собой неотъемлемую часть жизнедеятельности представителей человеческого общества, а также флоры и фауны. Это одна из основных составляющих природных ресурсов, которая используется и охраняется, а также считается уязвимым,ограниченным и возобновляемым источником жизни населения, которое непосредственно проживает на прилегающей к ним территории. Помимо этого водные ресурсы гарантируют стабильность экономического, социального и экологического благополучия населения и соседствующего с ними миром животных и растений. Исходя из этого начинают подниматься вопросы по поводу целесообразного использования водных объектов и их охраны, как основы всего существующего.

Говоря о водных ресурсах, находящихся на территории РФ, стоит отметить, что их большая часть включена в государственный водный кадастр и является водным фондом Российской Федерации.

Земли, на которых расположены поверхностные воды, а также занятые специальными сооружениями на водных объектах, являются землями водного фонда. Они считаются автономной категорией с 1968 г. и значатся в Основах земельного законодательства.

Водные объекты и их классификация

Все виды водоемов, водотоков и другие классы вод, которым свойственны признаки водного режима, относятся к водным объектам. Порядок использования таких объектов регулирует водное законодательство, которое в свою очередь тесно связано с правовым режимом земель, на которых они находятся.

Водные объекты можно выделить в две группы исходя из особенностей правового режима, физико-географических и ряда других признаков. Они подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные.

Поверхностные водные объекты – это воды, которые покрывают поверхность земли, к ним также относится и береговая линия. Они делятся на:

  • моря и все составляющие их части, такие как проливы, заливы, бухты, лиманы;
  • проточные воды, такие как реки, ручьи, каналы;
  • водоемы и водохранилища;
  • болота;
  • природные родники и гейзеры;
  • ледники, снежники.

Береговая линия, как предел водного объекта, в свою очередь тоже делиться на отдельные виды, такие как рубеж:

  • моря. Его измерения происходят относительно постоянного уровня воды. Если уровень меняется, то измеряют по линии максимального отлива;
  • реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера. Предел в этом случае измеряется в то время, когда объекты не покрыты льдом, а сами замеры ведутся согласно среднемноголетнему уровню вод;
  • пруда, водохранилища. Границы береговой линии определяются по нормальному подпорному уровню воды;
  • болота. Замеры ведут по границе залежей торфа на нулевой глубине.

Подземные водные объекты представляют собой локализацию вод, находящихся в недрах земли и имеющих границы, объем и черты водного режима.

Границы этих объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.

К подземным водным объектам относятся:

  • бассейны подземных вод;
  • водоносные горизонты.

Земли водного фонда

Как говорилось выше, земли водного фонда представляют собой земельные участки, занятые поверхностными водами, специальными конструкциями или участками, которыми пользуются в качестве полос отвода водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов. Исходя из этого, земли водного фонда делятся на две группы:

  • земельные участки, которые покрыты водой;
  • земельные участки, которые прилегают к водоемам и рассчитаны для использования и охраны водных объектов.

На прилегающих к водоемам землях располагаются строения, которые обеспечивают

жителей питьевой водой, сооружения для бытовых, оздоровительных, водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и других потребностей населения и общества в целом. Помимо этого, в перечень объектов также входят строения, которые отвечают за охрану природы и производственных водных объектов, нуждающихся в особенной санитарной защите, сооружения ограждающие население от отрицательного влияния промышленных, транспортных и другого вида объектов. В последних случаях законодательство вводит санитарные зоны, на территории которых вступает в силу особый правовой режим использования земель.

Береговая полоса также относится к землям водного фонда, представляя собой объект общего и безвозмездного пользования. Ее ширина составляет 20 метров и берет свое начало от кромки воды, причем расчет ведется исходя из среднемноголетнего уровня воды на свободных реках. В отношении искусственно созданных внутренних водных путей при нормальном уровне воды их береговая полоса составляет 5 м.

Так как береговая полоса является общедоступным объектом, ей могут пользоваться все граждане как для передвижения, так и для пребывания. Не запрещается причаливать, заниматься любительской и спортивной рыбалкой. Что касается приватизации близлежащих земель и земель граничащих с прудами и обводненными карьерами, то в этом случае она не допустима.

Доступными для общественного пользования, также являются и поверхностные водные объекты. Существует ряд правовых норм, которые регулируют эксплуатацию водных объектов общего пользования, согласно правилам охраны жизни людей. Эти нормы устанавливает Правительство Российской Федерации. Относительно водных объектов для личных, а также бытовых нужд населения, правила эксплуатации устанавливают органы местного самоуправления.

Однако, к компетенции ВК РФ относиться только область эксплуатации и охраны водных объектов. Что касается вод окружающей среды не находящихся в их пределах, то они не относятся к области регулирования водного кодекса.

Водное законодательство регламентирует также отношения связанные с землей, лесами, недрами флоры и фауны и атмосферным воздухом, которые возникают в связи с использованием и охраной водных объектов.

Регулировать такого рода отношения необходимо для гарантии соблюдения ряда прав населения:

  • относительно чистой воды и благоприятной среды поддержания условий ее использования;
  • сохранения поверхностных и подземных вод в качественном состоянии по санитарным и экологическим критериям;
  • охраны водных объектов от возможного загрязнения, засорения или истощения;
  • устранения негативного влияния вод и поддержания биологического разнообразия водных экосистем.

Что касается имущественных отношений, то в случае с реализацией водных объектов они будут регулироваться гражданским кодексом РФ.

Порядок использования земель водного фонда

Земельное и водное законодательство устанавливает правовой режим земель водного фонда. Исходя из того, что оба правовых режима относительно водных объектов и земель, на которых они находятся, тесно связаны между собой, земли водного фонда выделены в независимую группу.

Отличительной особенностью порядка пользования земель водного фонда, заключается в том, что их главная хозяйственная функция – это «обслуживание» использования водных объектов.

К землям водного фонда, также имеют отношение приводоемные участки, такие как:

  • водоохранные зоны водных объектов и их прибрежные защитные полосы;
  • земли, на территории которых находятся объекты водоснабжения;
  • зоны рыбного и охотничьего хозяйства;
  • территории на которых находятся водозаборные, портовые и гидротехнические сооружения и т.д.

Существует множество вариантов эксплуатации водоемов: они служат основным ресурсом питьевой воды; рыбохозяйственной зоной; местом для купания людей; судоходным водоемом; средством лесосплава и т.п. Многоаспектность их использования приводит к действию, на территории земель водного фонда, сводного правового режима, который устанавливают различные нормативно-правовые акты. Особое внимание следует уделить кодексу внутреннего водного транспорта РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О животном мире» и ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Основываясь на вышеперечисленных документах выходит, что порядок использования земель водного фонда обусловливается правовым режимом водных объектов, которые на них находятся, а это:

  • цели, с которыми используется водоем. В этом случае получается, что водоем рассчитанный для питьевого назначения будет контролироваться правилами пользования санитарной охраны. Тогда как в отношении рыбохозяйственных водоемов устанавливается правовой режим охраны рыбных запасов и лимит хозяйственной деятельности, которая оказывает негативное влияние на их состояние. Что касается водоема, отведенного под место для купания, то здесь устанавливаются нормы, сдерживающие деятельность хозяйственных предприятий, которые сбрасывают сточные воды в этот водоем;
  • экологическая обстановка, которая образовалась в месте его нахождения. Это говорит о том, что законодательство может ограничить или прекратить использование водоема, если место его расположения признано зоной экологического бедствия;
  • правовой статус субъектов землепо льзования. Таким образом, при заборах воды сельскохозяйственными предприятими, которые используют водоем для употребления в питье, процедура производится в порядке с утвержденными проектами водозаборных сооружений, основываясь на договорах о водопользовании или решениях о предоставлении водоемов в пользование.

Специальный правовой режим земель водного фонда

Помимо общего порядка использования земель водного фонда существует и специальный правовой режим, вызванный наличием особых целей назначения выделенной земли или водоема. К этим случаям можно отнести:

  • реализацию водного объекта для потребностей энергетики предприятия. В данном случае гидросооружения, которые используют на водоемах, должны обеспечивать режим наполнения и сработки водохранилищ, учитывая всех водопользователей, находящихся в зоне их влияния;
  • осуществление рыбохозяйственной деятельности. Здесь другие водопользователи могут быть ограничены в правах, исходя из интересов рыболовного хозяйства, но только если это не относится к питьевому водоснабжению;
  • передача в пользование водоема для потребностей сельского хозяйства. Этот случай создает ряд обязательств по предотвращению попадания воды в мелиоративные системы из источников водозабора, а также по созданию благоприятного режима почвенной влаги.
Читать еще:  Если задерживают зарплату что делать куда обращаться

Говоря о специальном правовом режиме, можно сделать вывод о том, что он определен естественной взаимосвязью природных объектов, которые оставляют свой след на правовом регулировании данных земель. Таким образом выходит, что режим хозяйственной деятельности в лесах водоохранных зон сосредоточен на сохранение природных свойств водных объектов, так как природная подпитка и защита водоемов реализуется через водоохранные леса. В данном случае отчетливо видно взаимодействие между водным и лесным пользованием.

Некоторые виды водоемов могут находиться сразу в нескольких регионах Российской Федерации, что говорит о невозможности их использования в локальном порядке. Но если эксплуатировать водный объект в одном районе, это может негативно сказаться на его общем состоянии.

Таким образом, решение этой проблемы нашлось в бассейновом принципе регулирования водных отношений. Такой порядок позволяет собственникам и пользователям эксплуатировать водные объекты исключительно для своих нужд, не нарушая права и законные интересы других лиц.

Как говорилось ранее, в собственности Российской Федерации находятся практически все водные объекты, исключением являются пруды или обводненные карьеры, которые находятся в пределах территории относящейся к собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического или юридического лица. Однако, право собственности на данные объекты прекращается сразу после того, как заканчивает свое действие право собственности на земельный участок, в границах которого они расположены. На основании гражданского кодекса, пруды и обводные карьеры могут изыматься, но это будет иметь силу только в случае отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Что касается раздела таких земель, то это будет невозможным, только если требуется раздел пруда или обводненного карьера.

Из сказанного выше следует вывод, что право собственности на земли водного фонда состоит в непосредственной связи с правом собственности на водные объекты.

ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА» в других словарях:

ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА — земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода (по берегам) водоемов, магистральных… … Экологический словарь

ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА — земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов. З.в.ф. могут… … Юридическая энциклопедия

ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА — Земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода (по берегам) водоемов, магистральных… … Словарь бизнес-терминов

ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА — самостоятельная категория земель, включающая земли,занятые водоемами,ледниками, болотами (за исключением тундровой и лесотундровой зон),гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода, по… … Энциклопедия юриста

Земли водного фонда — 1) одна из категорий земель РФ; 2) земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах; на землях, покрытых поверхностными… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Земли водного фонда — 1. К землям водного фонда относятся земли: 1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; 2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. Источник: Земельный кодекс Российской… … Официальная терминология

Земли водного фонда — категория земель, к которой относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах (ст. 102 ЗК РФ). Правовой режим земель водного… … Большой юридический словарь

ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА — земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями; а т.ж. земли, выделенные под полосы отвода (по берегам) водоемов, магистральных… … Энциклопедический словарь экономики и права

земли водного фонда — по земельному праву РФ земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода (по берегам) водоемов,… … Большой юридический словарь

ВОДНОГО ФОНДА ЗЕМЛИ — (см. ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА) … Энциклопедический словарь экономики и права

Земли водного фонда

Земли водного фонда – это те земельные участки, которые находятся на территории водных объектов (море, пруд, реки, озера, водохранилища и т.п.), а также различные водоохранные здания и сооружения, полосы отвода водных объектов, различные водно-технические объекты.

У всех земель, согласно действующему законодательству, имеется свой определенный статус. Так, порядок эксплуатации земельных участков, относящихся к водному фонду, осуществляется не только по Земельному кодексу, но Водному кодексу России.

Понятие и виды таких земель

Земли водного фонда – это те земельные участки, которые находятся на территории водных объектов (море, пруд, реки, озера, водохранилища и прочие), а также различные водоохранные здания и сооружения, полосы отвода водных объектов, различные водно-технические объекты. Несмотря на то, что согласно Водному кодексу РФ водные ресурсы являются природными и возобновляемыми, они все равно остаются уязвимыми и ограниченными. Именно поэтому контроль за их использованием осуществляется государством.

Земли водного фонда делятся на несколько видов, которые четко описаны в Водном кодексе РФ:

Земли водного фонда (или водный фонд) – это все объекты, а точнее их совокупность, которые находятся на территории Российской Федерации. По сути, под понятием водного фонда понимаются все существующие его виды.

Акваторией же называют все водные просторы, которые находятся рядом, в пределах любого водоема, каким бы образом он не был создан: хоть естественными путем, хоть искусственным. Объектами водных земель называют все водоемы, которые обладают признаками, позволяющими признать их водными землями.

Под водными ресурсами в Водном кодексе РФ понимаются все водные ресурсы (как внешние, так и внутренние), которые могут быть использованы, используются, находятся под охраной государства. К ним, например, относятся подземные ключи с питьевой водой.

Под водным хозяйством следует понимать всю деятельность, которая имеет отношение к использованию, изучению, охране водных объектов и их ресурсов, а также ликвидации водных катастроф. Водный режим – это уровень воды в водоеме (любом водоеме, существующем на территории страны), который может изменяется в большую или меньшую сторону.

Правовой режим земель водного фонда определяется действующим законодательством, находится на контроле у государства, ему же подведомственен.

Состав земель водного фонда условно подразделяет все водные земли на две больших категории:

  • Общего пользования. Это те земли, которые находятся в собственности государства или его представителей (муниципальные и федеральные органы власти), которые могут быть использованы всеми желающими в своих целях, для удовлетворения своих бытовых нужд. При этом юридическим лицам запрещено осуществлять какую-либо деятельность коммерческого характера на объектах водных земель. Физические же лица должны иметь беспрепятственный доступ к землям такого вида, поскольку это указано в Водном кодексе России.
  • Особо охраняемые. Это те земли, которые находятся на особом контроле у государства. На них обычно расположены объекты технического характера, которые осуществляют деятельность по водозабору, изучению вод, а также объекты, которые осуществляют деятельность научного, культурного, эстетического, рекреационного и другого значимого характера. Физические лица использовать такие земли для своих нужд не могут.

Водные объекты, их виды, береговая линия и ее определение

Земли водного фонда имеют ряд своих объектов, которые находятся на контроле у государства, прописаны в действующем законодательстве. Так, все существующие объекты, согласно Водному кодексу России, делятся на две большие категории: подземные и поверхностные. Их описание и правовое положение указаны в статье 5 действующего Водного кодекса РФ.

Согласно этой статье к объектам, которые находятся над землей, относятся:

  • все морские части (как само море, так и то, что на нем расположено, все его проливы или заливы, пристани, порты и прочие объекты);
  • все существующие водотоки и водоемы (пруды, заводи, ручьи, реки, водохранилища, болота и прочие);
  • все выходы подземных водотоков (имеются в виду ключи, родники, гейзеры, колодцы и прочие);
  • объекты со льдом и снегом (к примеру, ледники на вершинах гор).

Все эти объекты относятся к государственной собственности, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами в конкретном субъекте федерации. Их границы устанавливаются согласно законодательству. К объектам поверхностных водных земель относят не только сами водные объекты, но и прилегающие к ним территории, которые называются береговой линией.

Читать еще:  Как подать уточненную декларацию 3 НДФЛ

Для каждого из существующих объектов границы устанавливаются отдельно. Так, границей морской территории является стабильный уровень воды в море, а если он изменяется за счет отливов и приливов, то по линии максимально возможного отхода вод.

Границы болот определяются по торфяным залежам на максимально возможной глубине, а рек и прочих водотоков – по замеру уровня воды, когда водотоки не скованы льдом. При этом за основу берутся данные, собранные в течение многих лет, а не только одного года.

Все существующие стоячие водоемы имеют свое определение границы, выявление которых осуществляются путем замера естественного уровня воды. Согласно статье 5 Водного кодекса РФ к объектам, находящимся под землей, относятся:

  • водные карманы и водоемы подземного характера;
  • подземные водостоки, ключи, течения.

Границы водных земель, находящихся не на поверхности, устанавливаются исключительно действующим законодательством, в частности, об использовании природных недр.

Перевод и изъятие земель водного фонда. Охрана таких земель

Правовой режим земель водного фонда установлен таким образом, что большая часть объектов таких земельных участков находится в федеральной собственности. Частным лицам, муниципалитету, юридическим лицам могут принадлежать или находится в их собственности лишь небольшие водоемы или пруды, прилегающая к ним территория, в том случае, если находятся они в частной собственности этих лиц.

При этом законодательством предусмотрено принудительное отчуждение как водного объекта в пользу государства, так и прилегающего земельного участка, поскольку одно без другого существовать не может. Примечательно, что такие участки земли не могут быть разделены на части, отчуждению подлежит весь участок в пределах его границ.

Согласно статье 6 Федерального закона РФ № 172 земли, которые находятся не в государственной собственности, могут быть изъяты и переведены в другую категорию, в том числе и категорию водного фонда, в тех случаях, когда это требуется для реализации государственных нужд. При этом обязательно учитываются все нормы, особенности и нюансы действующего законодательства.

Согласно все той же 6 статье Федерального закона № 172 перед тем, как уведомить землевладельца, кем бы он ни был (имеется в виду юридическое или физическое лицо), органы местного или федерального управления осуществляют перевод земель из категории в категорию, чтобы их можно было использовать согласно задуманной цели.

Перевод земель водного фонда в другую категорию возможен только в том случае, если водные объекты на этих землях утрачивают свой статус «водных» и только в рамках действующих нормативно-правовых актов.

Согласно же Земельному кодексу России органы местного самоуправления или федеральные органы власти имеют право для постройки или создания любого искусственного водоема (в том числе и водохранилища) не изымать земельные участки у собственников, а реквизировать во временное пользование, то есть ровно до тех пор, пока не будет закончена работа по созданию водоема.

Сроки в законодательстве прописаны не слишком четко: реквизирование земельных участков может занять от двух до двадцати лет, в зависимости от того, кто является собственником земли, а также какого именно масштаба и назначения задумывается водный объект.

Примечательно, что в рамках Водного кодекса России, предусмотрено право собственности на водные объекты, как физических, так и юридических лиц, представителей органов любой власти. При этом право собственности прекращается одновременно с утратой прав на земельный участок, на котором и находятся водные объекты.

Основные особенности охраны земель водного фонда находятся в юрисдикции действующего водного законодательства, которое включает в себя как отдельные части Земельного кодекса России, так и Водный кодекс РФ, а также любые другие нормативно-правовые акты федерального и местного значения, где прописаны правила использования водных земель и объектов. Охрана водных земель осуществляется исключительно на основании действующего законодательства.

Понятие и виды земли водного фонда

Категория земель водного фонда — это группа территорий, на которых осуществляются уполномоченными органами меры по регулированию и защите. Министерству природных ресурсов и экологии вменено в обязанности предпринимать природоохранные меры на данных площадях.

Понятие и виды земель водного фонда

Элементы, которые введены в структуру территорий водного фонда, перечислены в Водном Кодексе РФ. Статьи данного документа оговаривают, что эти земли имеют в своем составе водные объекты, ресурсы, а также береговые полосы, водозаборные зоны и гидротехнические сооружения.

Участки, относимые к водному фонду, определяются как возобновляемые, но из-за уязвимости природных ресурсов и их ограниченности, на территориях действует особый правовой режим, регулируемый законодательством.

Состав земель водного фонда

Территории, относимые к землям водного фонда, делятся на 2 большие группы:

  1. Естественные водоемы и заполненные водой площади.
  2. Участки, прилегающие к водным объектам и используемые физическими и юридическими лицами для обслуживания.

Территории второй группы, свою очередь, делятся на мелкие подгруппы в зависимости от своего наделенного функционала. Они могут:

  • обеспечивать население питьевой водой;
  • использоваться для оздоровительных нужд;
  • применяться для добывания технической воды для сфер промышленности и сельского хозяйства;
  • использоваться энергетическими компаниями;
  • служить в роли рыболовных комплексов.

Защита данных земель от нерационального использования и несоблюдения норм экологической безопасности осуществляется природоохранными службами. Особенный охранный режим устанавливается на территориях федеральными и муниципальными законодательными актами.

Водный объект, поверхностные объекты и береговая линия

Водный объект — это искусственная или естественная территория, свойства и особенности которой подразумевают необходимость введения особого режима.

Элементы данной категории определены в Водном Кодексе РФ: в их число включаются водные территории, располагающиеся над поверхностью земли, и воды, протекающие или содержащиеся под землей.

Поверхностные воды

Эта группа включает в себя наземную и водную территории в зоне береговой линии:

  • морские территории;
  • реки, крупные ручьи;
  • водохранилища;
  • водоемы;
  • болота;
  • естественные снеговые отложения;
  • ледники.

Объекты могут быть как искусственного, так и естественного происхождения, они составляют единую экосистему с землями водного фонда, поэтому на данных площадях вводятся особый правовой режим и правила пользования, защищающие природные ресурсы.

Подземные воды

К данной подгруппе относятся подземные бассейновые расположения, а также воды, протекающие постоянно или после осадков в горных массивах и расщелинах.

Береговая линия

Данный ландшафтный элемент также включается законодательством в перечень водных объектов. Береговая линия представляет собой охраняемую законодательством естественную полосу суши.

Фактически эти участки относятся к зоне непосредственного водного объекта, который они обрамляют, но на них допустима организация оздоровительной или хозяйственной деятельности, если она не противоречит установленным законодательством правилам.

Правовой режим

На территориях фонда действует введенный Земельным Кодесом правовой режим, заключающийся в требовании соблюдения установленных норм. Они регулируют правоотношения между государством и лицами, которые осуществляют хозяйственную деятельность на выделенных участках данной категории.

Перевод земель водного фонда в иные категории может быть осуществлен в следующих случаях:

  • при формировании участка с особо охраняемой зоной;
  • при расширении площади городов и поселков;
  • при переносе федеральных или муниципальных объектов;
  • при наличии территориальных изменений, делающих использование водного объекта невозможным.

Не все земли, принадлежащие к фонду, разрешено переводить в иные категории. Запрет на переход наложен законодательством на следующие объекты:

  • изъятые из оборота площади (например, имеющие культурно-историческую ценность);
  • земли, на оборот которых наложено временное ограничение;
  • земли, находящиеся в распоряжении организаций, осуществляющих обслуживание населения (например, ГЭС или очистные сооружения);
  • территории, перемещенные в резерв.

Решение о переводе земель в иные категории решается на федеральном и муниципальном уровне на основании присутствия участка в специальных реестрах.

Право собственности

Согласно ЗК и ВК, участки, прилегающие или имеющие на своей площади замкнутые водные пространства, могут находиться в собственности у частных и юридических лиц. В таком случае территории выполняют хозяйственный функционал и могут быть проданы или переданы во владение вместе с расположенными на них прудами, карьерами и иными искуственными водоемами.

Важно отметить, что объектом купли продажи в этих случаях могут быть только замкнутые элементы: реки, озера не могут быть отчуждены вместе с прилегающими территориями, поскольку являются государственной собственностью и принадлежат к категории объектов общего пользования. Передача в собственность может быть осуществлена, если водоем, расположенный на участке:

  • имеет незначительные размеры;
  • не имеет протока к иным водоемам;
  • имеет замкнутую береговую линию.

При соблюдении всех перечисленных факторов, участки могут быть куплены, проданы, переданы в наследство или подарены. Если территория не является собственностью, пользоваться ей в хозяйственных нуждах и физическим, и юридическим лицам разрешается только на правах сервитута.

Охрана территорий водного фонда

Для обеспечения щадящего и рационального использования природных ресурсов на землях осуществляются охранные мероприятия, особенности которых подробно прописаны в ВК РФ. Помимо соблюдения мер по контролю за оборотом и пользованием территорий, входящих в данную категорию, государство требует от собственников и руководителей соблюдения мер по защите имеющихся ресурсов.

Законодательством определены элементы, требующие особенных мер по защите: это береговая линия и природоохранные зоны, прилегающие непосредственно к водным объектам. Охраной данных земель занимаются Министерство природных ресурсов и экологии, подчиненные ему федеральные ведомства, муниципалитеты, а также собственники. При фиксировании нарушений санитарных и природоохранных норм, следует ограничить эксплуатацию водного объекта и прилегающих к нему участков.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector