В каких организациях не образуется уставный фонд

Формирование уставного фонда

Функционирование предприятия какой-либо формы органи­зации и формы собственности начинается с формирования уставного фонда.

Размер уставного фонда предприятия в какой-то мере опре­деляет масштабы его производственно-хозяйственной деятельно­сти. Однако не существует прямой связи между размерами уставных фондов предприятий различных отраслей народного хозяйства и их объемом производства продукции (товаров, работ и услуг). Последнее определяется и такими факторами, как спрос, предложение, цены, величина привлеченных банков­ских кредитов и других финансовых ресурсов.

Начальный размер уставного фонда фиксируется в Уставе предприятия и других учредительных документах. Источниками формирования уставного фонда в зависимости от организацион­но-правовых форм хозяйствования могут быть:

1. Акционерный капитал.

2. Паевые (долевые) взносы учредителей (участников).

3. Частный капитал предпринимателя.

4. Отраслевые финансовые ресурсы (при сохранении отрас­левых структур).

5. Долгосрочный кредит.

6. Бюджетные средства.

Размер уставного фонда характеризует первоначальную сумму собственного капитала, необходимую для создания предприятия и начала его хозяйственной деятельности. Для предприятий от­дельных сфер деятельности и организационно-правовых форм минимальный размер уставного фонда регулируется законода­тельством .В процессе хозяйственной деятельности величина уставного фонда может изменяться. Источниками дополнитель­ных денежных средств предприятия, необходимых для увеличе­ния объема производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг) могут выступать:

1) средства, полученные от дополнительного выпуска акций, облигаций, других ценных бумаг;

2) средства, полученные от увеличения сумм взносов участ­ников (учредителей) предприятия в уставный фонд;

3) средства других предприятий, перераспределенные в пре­делах отраслевых финансовых ресурсов;

4) кредитные средства, привлеченные на краткосрочной и долгосрочной основе;

5) средства, выделенные из государственного бюджета .

Независимо от типа предприятия и формы собственности ус­тавный фонд может увеличиваться:

1) на величину дополнительных взносов в уставный фонд участников и учредителей предприятия в любой форме, разре­шенной законодательством Украины;

2) на величину части полученной прибыли, направленной на прирост собственных финансовых ресурсов;

3) за счет ввода в действие объектов, строительство которых инвестировалось из собственных средств;

4) за счет дооценки основных и оборотных средств предпри­ятия в результате проведения индексации, регламентированной законодательными и нормативными актами.

Коэффициенты индексации устанавливаются одинаковыми для всех предприятий, независимо от форм собственности и организационно-правовой формы организации и зависят от индекса инфляции года.

Однако в результате хозяйственной деятельности раз­мер уставного фонда может и уменьшаться. К уменьшению уставного фонда ведут убытки предприятия, которые спи­сываются в конце года за счет уставного фонда.

Уменьшение уставного фонда предприятия может также произойти в результате уцен­ки основных и оборотных средств. Уменьшает размер уставного фонда износ основ­ных фондов и нематериаль­ных активов, которые его формируют. Такое уменьшение устав­ного фонда должно компенсироваться введением в действие новых основных фондов, приобретением нематериальных акти­вов, финансируемых за счет амортизационного фонда.

Уставный фонд предприятия — это важный источник фор­мирования финансовых ресурсов, которые необходимы для нор­мального функционирования предприятия. Можно выделить два основных фонда, которые формируются из средств уставного фонда. Это фонд основных средств и нематериальных активов и фонд оборотных средств. Первый является источником созда­ния и приобретения строений, зданий, сооружений, машин, обо­рудования, устройств, транспортных средств, патентов, лицен­зий, «ноу-хау», прав на владение и пользование землей, водой, другими природными ресурсами, торговой марки, знака и дру­гих нематериальных активов.

Фонд оборотных средств необходим предприятию для созда­ния производственных запасов (сырья, материалов, топлива, запасных частей и т д.), переходящих остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов, остатков готовой продукции. Часть оборотных средств предприятия выступает в виде денежных средств — наличных в кассе предприятия и безналичных на расчетном или других счетах предприятия.

УСТАВНЫЙ ФОНД

Юридический словарь современного гражданского права . 2014 .

Смотреть что такое «УСТАВНЫЙ ФОНД» в других словарях:

УСТАВНЫЙ ФОНД — совокупность материальных и денежных средств, представляющих постоянный вклад учредителей участников в созданную ими компанию, хозяйственное общество. Уставный фонд может пополняться за счет прибыли от хозяйственной деятельности компании.… … Экономический словарь

Уставный Фонд — См. Фонд уставный Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

УСТАВНЫЙ ФОНД — в РФ аналог понятия уставный капитал для государственных и муниципальных предприятий … Юридический словарь

уставный фонд — уставный капитал Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

УСТАВНЫЙ ФОНД — 1) УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ; 2) совокупность основных и оборотных средств, выделенных государственной или муниципальной организации соответственно государственным или муниципальным органом для обеспечения деятельности, определенной в положении (уставе)… … Юридическая энциклопедия

Уставный фонд — (charter fund) совокупность материальных и денежных средств, предоставленных государством в постоянное распоряжение государственного производственного объединения, предприятия ( см. Государственные и муниципальные унитарные предприятия) … Экономико-математический словарь

уставный фонд — Совокупность материальных и денежных средств, предоставленных государством в постоянное распоряжение государственного производственного объединения, предприятия ( см. Государственные и муниципальные унитарные предприятия). [http://slovar… … Справочник технического переводчика

уставный фонд — совокупность материальных и денежных средств, представляющих постоянный вклад учредителей участников в созданную ими компанию, хозяйственное общество. Уставный фонд может пополняться за счет прибыли от хозяйственной деятельности компании.… … Словарь экономических терминов

УСТАВНЫЙ ФОНД — 1) см. УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ; 2) совокупность основных и оборотных средств, выделенных государственной или муниципальной организации соответственно государственным или муниципальным органом для обеспечения деятельности, определенной в положении… … Энциклопедический словарь экономики и права

уставный фонд — в РФ аналог понятия уставный капитал для государственных и муниципальных предприятий … Большой юридический словарь

Формирование уставного фонда унитарных предприятий

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Оно находится в собственности РФ или субъекта РФ (тогда мы имеем дело с государственным унитарным предприятием – ГУП), либо в собственности муниципального образования (муниципальное унитарное предприятие — МУП) и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Деятельность унитарных предприятий регламентирована Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о ГУП (МУП)).

Если имущество закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения, это означает, что предприятие самостоятельно осуществляет права владения и пользования этим имуществом, а право распоряжения им носит ограниченный характер. Последнее заключается в том, что предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или распоряжаться иным способом без согласия собственника.

Если имущество закреплено за предприятием на праве оперативного управления (это касается казенных предприятий), то оно осуществляет право владения этим имуществом, а пользоваться им может только в соответствии с целями своей деятельности и заданием собственника. Право распоряжения имуществом в данном случае носит еще более ограниченный характер, чем при праве хозяйственного ведения: казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться всем закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества, а самостоятельно может распоряжаться лишь производимой им продукцией, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

На дату регистрации государственного предприятия размер его уставного фонда должен составлять не менее 5000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Для муниципального предприятия размер уставного фонда не должен быть менее 1000 МРОТ. В казенном предприятии уставный фонд не создается.

Имущество унитарного предприятия формируется за счет:

· Имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

· Доходов унитарного предприятия от его деятельности;

· Иных не противоречащих законодательству источников.

Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Оно не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества, равно как последний не несет ответственность по обязательствам ГУП или МУП. За исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества.

Читать еще:  Кадастровый план что это

Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

ГУП (МУП) ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов или иных обязательных платежей в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Так, порядок и сроки перечисления в бюджет части прибыли федеральных предприятий, остающейся у них после налогообложения, определены Правилами разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.04.2002 г. №228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий.».

За счет прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, оно может создавать резервный и иные фонды. Средства резервного фонда расходуются только на покрытие убытков, средства иных фондов – на цели, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом унитарного предприятия.

Движимым и недвижимым имуществом ГУП (МУП) распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены уставом такого предприятия. Данное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Казенные предприятия вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим им имуществом только с согласия уполномоченного органа государственной власти. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником его имущества.

Размер чистых активов унитарного предприятия не может быть менее размера уставного фонда. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев она не будет восстановлена до его минимального размера, собственник имущества ГУП (МУП) должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.

К числу денежных фондов относится добавочный капитал, который является источником увеличения стоимости имущества организации. Он создается за счет:

1) дооценки внеоборотных активов, т.е. за счет прироста стоимости внеоборотных активов после их переоценки (увеличение первоначальной стоимости на дату переоценки до восстановительной стоимости объектов основных средств.

2) суммы разниц, образовавшихся в результате превышения суммы начислений амортизации на дату переоценки основных средств над суммой амортизации основных средств полученной путем индексации или прямого пересчета.

3) эмиссионного дохода акционерного общества, полученного при оплате акций, т.е. эта сумма полученная акционерным обществом сверх номинальной стоимости размещенных акций (за вычетом издержек по их продаже).

4) за счет курсовых разниц по уставному капиталу оплаченному иностранной валютой. Организации, приходующие имущество, включая денежные средства в счет вклада в уставный капитал организации и оцененное в учредительных документах в свободно-конвертируемой валюте возникающие суммовые разницы по счету 75 «расчеты с учредителями» относят на добавочный капитал.

5) за счет возврата лизингодателю имущества с полной погашенной стоимостью (п. 7 приказа Минфина РФ от 17.02.97. №15 «Об отражении в бухучете операций по договору лизинга»)

До 2001 года нераспределенная прибыль, направления на достройку, дооборудование и реконструкцию основных средств, т.е. на капитальные вложения относилась к добавочному капиталу в соответствии с ПБУ 6/97. с 01.01.2001 введено в действие ПБУ 6/01 и в нем такого порядка не предусмотрено. Значит всю прибыль, которая в 2001 году пошла на капитальные вложения, нужно учитывать в составе нераспределенной прибыли.

До 2000 года безвозмездно полученные ценности относились на увеличение добавочного капитала. С 2002 года безвозмездная передача учитывается в составе доходов будущих периодов периодичным отнесением сумм начисленной амортизации на прочие доходы. Снижение величины добавочного капитала возможны в случае:

1) погашения сумм снижения стоимости внеоборотных активов выявившихся по результатам его переоценки (т.е. в связи с уменьшением первоначальной стоимости объектов основных средств на дату переоценки до восстановительной стоимости).

2) погашения суммы разницы, образовавшейся от превышения суммы амортизации основных средств, которая получена путем пересчета в установленном порядке над суммой амортизации учтенной на дату переоценки основных средств.

3) погашения убытка, выявленного по результатам деятельности организации, как за отчетный год, так и прошлых лет (за исключением сумм прироста имущества по переоценке).

4) направления средств на увеличение уставного капитала

5) направления средств на выплату доходов учредителям (сумма добавочного капитала, распределенная между учредителями).

6) списания сумм дооценки выбывающего объекта основных средств (при продаже, безвозмездной передаче, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях, чрезвычайных ситуациях и при списании основных средств, | вследствие морального или физического износа).

Резервный капитал — это денежные фонды, которые образуются в соответствии: с требованиями действующего законодательства РФ для акционерных обществ, в соответствии с учредительными документами и положением по учетной политике для других организационно-правовых форм собственности.

С 2002 года величина резервного капитала должна составлять не менее 5% уставного капитала. Конкретные размеры отчислений от чистой прибыли общества до тех пор, пока его величина не достигнет установленных учредительными документами размеров. В соответствии со статьей 35 Закона РФ «Об акционерных обществах» средства этого фонда в первую очередь используются на покрытие убытков от хозяйственной деятельности, а в акционерных обществах (в случае отсутствия средств для погашения облигаций и выкупа собственных акций). Не на какие другие цели его использовать нельзя.

Нераспределенная прибыль (убыток) — это конечный финансовый результат, выявленный за определенный период за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогах и других аналогичных и обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения. После распределения чистой прибыли (на выплату дивидендов, на образование резервного капитала) суммы нераспределенной прибыли предназначены для финансирования капитальных вложений (прироста основного капитала).

Создание фонда потребления и фонда социальной сферы в 2001 году предусмотрено. Расходы, производимые в настоящее время за счет средств этих; фондов относятся на счет 91 «прочие расходы и доходы» или на счет учета затрат на производство в зависимости от их характера. В соответствии с приказом Минфина РФ от 31.03 2001, в соответствии с новой редакцией ПБУ 10/99 «Расходы организации» в состав прочих расходов включаются взносы, выплаты, связанные с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера.

Услуги учреждений, находящихся на балансе организаций, оказываемой ее работником и сторонним клиентом в области культуры, отдыха, развлечений, коммунального хозяйства, т.е. услуги непроизводственной сферы должны отражаться как доходы от обычных видов деятельности (выручка от продаж). Следовательно затраты на оказание этих услуг отражаются в составе расходов от обычных видов деятельности, т.е. результат деятельности этих учреждений должен формировать общий финансовый результат по организации. Создание фонда накопления на счете 84 «нераспределенная прибыль» допускается на уровне аналитического учета.

Создание унитарного предприятия и его уставный фонд

Главной особенностью УП является закрепленное за ними имущество, в отношении которого не действует правовой режим собственности.

Государственные и муниципальные предприятия часто упоминаются в контексте деятельности публичных властей городов и регионов.

Главной особенностью таких организаций является закрепленное за ними имущество, в отношении которого не действует правовой режим собственности (действует право оперативного управления или хозяйственного ведения).

Как же создаются такие предприятия?

Порядок создания унитарного предприятия

Базовые нормы, регулирующие порядок учреждения муниципальных и государственных унитарных предприятий, изложены в ст. 114 ГК. Они конкретизированы в главе 2 закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Кто принимает решение об учреждении МУПа или ГУПа?

Согласно ст. 8 закона, учредителем унитарного предприятия может выступать государство (РФ или регион) и муниципалитет. Когда речь идет об учреждении такой организации, то или иное публичное образование представляет определенный государственный или местный орган.

Читать еще:  Как получить гражданство Латвии для россиян

На федеральном уровне им по умолчанию является Правительство.

Учредителем может выступить и другой государственный, в том числе региональный, или муниципальный орган, но у него должны быть соответствующие правомочия.

Обычно они указываются в положении, который регулирует его статус, либо наделение происходит специальным актом (постановление или другой документ).

Для чего создаются унитарные предприятия?

Учреждение таких организаций является одним из проявлений государственного вмешательства в экономику. Неконтролируемое повсеместное их открытие, с учетом возможностей публичных властей в сфере контроля надзора, теоретически может привести к ликвидации частного сектора экономики. По этой причине, закон предусматривает цели учреждения государственного или муниципального унитарного предприятия.

Они могут открываться в следующих случаях:

  • Когда необходимо управление и использование имущества, на передачу которого в частные руки наложен запрет. В качестве одного из примера законодатель приводит предметы, требующиеся, чтобы обеспечить государственную безопасность.
  • Когда преследуются социальные цели. В основном это связано с необходимостью обеспечить минимально возможные цены на значимые товары. Примером могут послужить многочисленные государственные или муниципальные аптеки. Также допускается учреждение организаций, осуществляющих интервенции закупочного или продажного характера для поддержания на продовольственном рынке определенного ценового баланса.
  • Когда научная деятельность осуществляется в сферах, обеспечивающих безопасность государства.
  • При необходимости изготовления изъятой или ограниченной в гражданском обороте продукции.
  • Когда цели связаны с производством продукции, связанной с обеспечением госбезопасности.
  • При прямом указании специально принятого федерального закона на возможность выполнения тех или иных функций исключительно ГУПами. Примером служит «Почта России», осуществляющая деятельность на основании отдельного законодательного акта.

Как оформляется решение о создании УП?

Общий порядок, согласно которому оформляется решение, изложен в ст. 50.1 ГК. Однако такие организации отличаются рядом особенностей.

При учреждении муниципального или государственного унитарного предприятия принимает участие единственный орган.

Возможно разное именование такого документа (постановление, решение и иные акты). Он должен содержать указание на нормативно-правовую основу деятельности учредителя (документ, дающий право создавать МУП или ГУП).

Остальные требования носят стандартный характер:

  • Решение вопроса об утверждении устава, либо использовании его типового варианта, утвержденного органом госвласти.
  • Сведения об уставном фонде, включая размер, срок, а также способ его формирования.
  • Информация о назначении руководителя.

Что должен содержать устав предприятия?

Требования к учредительному документу УП изложены в ст. 9 закона. Он должен включать следующие положения:

  • фирменное наименование в полном и сокращенном виде;
  • данные о месте нахождения (населенный пункт);
  • сведения о деятельности, включая предмет, виды и цели;
  • информацию об органе власти, который осуществляет права собственности в отношении передаваемого в уставный фонд имущества;
  • наименование управленческого органа УП, которым может быть директор, руководитель, либо генеральный директор, а также процедура заключения с ним трудового договора;
  • список формируемых внутри предприятия фондов, включающий размер и процедуру использования;
  • информацию о размере уставного фонда, его источниках и порядке передачи в него имущества;
  • о направлениях, по которым будет использоваться прибыль организации;
  • Другие, специально предусмотренные законом требования.

Регистрация государственного или муниципального унитарного предприятия происходит на общих основаниях в налоговой инспекции.

Уставный фонд унитарного предприятия

Вопросы формирования и использования уставного фонда УП урегулированы в ст. 114 ГК и в главе 3 закона.

Формирование уставного фонда УП

Согласно с. 12 закона, уставный фонд унитарного предприятия может быть создан путем передачи денежных средств, ценных бумаг, вещей, а также других объектов гражданских прав, обладающих денежной оценкой.

Минимальный размер этого фонда составляет 500 тыс. руб. Однако на дату регистрации в него может быть внесено от 100 тыс. руб. При этом, оставшаяся часть должна быть передана в 3-месячный срок после госрегистрации. К факту передачи приравнивается зачисление необходимой суммы на банковский счет организации.

Операции с уставным фондом УП

Закон допускает как увеличение уставного фонда унитарного предприятия, так и его уменьшение. Эти процедуры возможны с учетом установленных законом ограничений.

Увеличение

Порядок увеличения уставного фонда определен в ст. 14 закона. Это возможно при выполнении следующих условий:

  • На момент принятия такого решения, уставный фонд должен быть сформирован в полном объеме, в соответствии с учредительным документом.
  • Источником увеличения служит либо полученная предприятием прибыль, либо дополнительная передача имущества учредителем.
  • Решение может быть принято исключительно по итогам содержимого бухгалтерской отчетности за прошедший финансовый год.
  • Размер, с учетом увеличения, не может превышать размер чистых активов организации.
  • Решение, увеличивающее размер уставного фонда, должно одновременно предусматривать внесение соответствующих корректировок в учредительный документ.

Если в ходе процедуры соблюден указанный порядок, то изменения будут зарегистрированы налоговой инспекцией. При игнорировании любого из условий, в регистрации может быть отказано. Кроме того, это может стать основанием для судебного спора.

Уменьшение

Наряду с увеличением, возможно и уменьшение уставного фонда. Требования к процедуре изложены в ст. 15 закона:

  • Установлено ограничение, предполагающее невозможность уменьшить размер уставного фонда ниже его минимального размера (500 тыс. рублей)
  • Обязанность выполнить эти действия установлена в случае, если чистые активы предприятия станут меньше его уставного фонда.

Такая процедура призвана защитить интересы кредиторов. Игнорирование необходимых действий имеет определенные последствия. В этом случае, кредиторы вправе предъявить требования досрочно, включая возмещение причиненных убытков.

Если уменьшение уставного фонда происходит, то предприятие обязано выполнить следующие действия:

  • в 30-дневный срок с момента принятия соответствующего решения разослать уведомления кредиторам об уменьшении уставного фонда и его новом размере;
  • в указанный период разместить сообщение о произошедших изменениях в «Вестнике государственной регистрации».

Без доказательств выполнения этих условий, государственная регистрация невозможна.

Кредиторы муниципального или государственного УП вправе предъявить требования о досрочном исполнении обязательств с возмещением убытков в 30-дневный срок с момента направления официального уведомления или публикации информации об уменьшении уставного фонда.

Уставный фонд — это. Определение, формирование, минимальный размер

В соответствии с законодательством РФ, предприятия — частные, государственные или муниципальные, должны иметь уставные фонды. В чем заключается их предназначение? Каким образом формируются, корректируются и используются соответствующие фонды?

В чем сущность термина «уставный фонд»?

Для начала определимся с сущностью рассматриваемого термина. Понятие «уставный фонд» имеет несколько значений.

В широком смысле данный термин можно считать соответствующим имуществу любого предприятия (частного, государственного), которое представлено в денежном выражении, материальных и нематериальных активах. В ряде контекстов он может быть синонимом понятия «уставный капитал», которое соответствует ресурсам частного предприятия.

В свою очередь, в узком смысле уставный фонд — это имущество, принадлежащее только государственным или муниципальным субъектам хозяйственной деятельности.

Изучим, таким образом, рассматриваемый термин в двух наиболее распространенных трактовках:

— как соответствующий имуществу частных фирм (выступающий синонимом понятия «уставный капитал»);

— как обозначающий ресурс, используемый в хозяйственной деятельности государственных и муниципальных предприятий.

Уставный фонд государственных и муниципальных хозяйствующих субъектов

Изучим специфику более узкой трактовки термина, о котором идет речь. Ее сущность определена законодательством РФ о деятельности государственных и муниципальных предприятий.

В соответствии с данными положениями, уставный фонд — это минимальный размер собственности компаний, принадлежащих государству или местным органам власти, который используется в целях удовлетворения интересов кредиторов и иных управомоченных лиц. Данный ресурс может формироваться посредством денежных зачислений, включения ценных вещей, различных имущественных прав в собственность предприятия.

Величина уставного фонда государственных и муниципальных организаций

Размер уставного фонда государственного или же муниципального хозяйствующего субъекта определяется законодательством и может меняться. Как правило, он соответствует значениям, выражаемым в тысячах минимальных размеров оплаты труда. Обычно требования по размеру уставного фонда для государственных предприятий выше, чем для муниципальных.

Законодательством устанавливается особый порядок формирования ресурса, о котором идет речь — в том числе и в части минимальной его величины. Изучим его подробнее.

Каким образом формируется уставный фонд?

Формирование рассматриваемого ресурса осуществляется в порядке, определенном законодательством. В соответствии с положениями норм права, регулирующих данные процедуры, уставной фонд организации должен образовываться собственником хозяйствующего субъекта в течение 3 месяцев с того момента, как будет завершена государственная регистрация компании.

Читать еще:  ОСАГО что страхует

Ресурс, о котором идет речь, считается сформированным, как только денежные средства в минимальной величине или же в размере, который превышает установленный законодательством критерий, будут зачислены на расчетный счет государственного или муниципального предприятия. В ряде случаев формирование уставного фонда признается состоявшимся, если необходимый объем ресурсов передан в хозяйственное ведение субъекта.

Законодательством РФ установлен порядок увеличения рассматриваемого ресурса. Изучим его.

Порядок увеличения уставного фонда

Уставный фонд — это ресурс, который может быть в порядке, установленном законодательством, увеличен. Данная процедура может быть осуществлена, прежде всего, только по факту формирования фонда в полном объеме.

Увеличение соответствующего ресурса возможно за счет имущества, передаваемого учредителем государственного или муниципального хозяйствующего субъекта, а также за счет выручки, извлекаемой в процессе предпринимательской деятельности фирмы, если она не запрещена законом.

Решение об увеличении величины уставного фонда принимается с учетом показателей, отраженных в бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта. Величина рассматриваемого ресурса после корректировки не должна превышать стоимость чистых активов хозяйствующего субъекта. Одновременно с решением, в соответствии с которым уставный фонд фирмы увеличивается, вносятся необходимые изменения в уставе организации.

Те документы, которые нужны для регистрации корректировок в учредительных документах, а также те источники, что подтверждают изменение капитала предприятия, предоставляются в Федеральную налоговую службу. Если какие-либо источники будут отсутствовать, то ФНС может отказать в регистрации изменений в структуре уставного фонда организации.

Такова специфика увеличения ресурса, о котором идет речь. Но уставный фонд — это имущество, которое может быть также при необходимости уменьшено. Изучим то, каким образом осуществляется соответствующая процедура, подробнее.

Порядок уменьшения уставного фонда

Уменьшение величины уставного фонда фирмы также реализуется при непосредственном участии учредителя хозяйствующего субъекта. Данная процедура может быть осуществлена по желанию собственника муниципального или государственного предприятия либо в силу закона. Уставный фонд хозяйствующего субъекта нельзя уменьшать, если по факту снижения его стоимостных показателей он будет ниже, чем минимальная величина данного ресурса, определенная законодательством.

Уменьшение уставного фонда: требования к хозяйственным показателям

Если по завершении финансового года величина чистых активов предприятия будет меньше, чем его уставный фонд, то владелец соответствующего хозяйствующего субъекта будет должен уменьшить величину данного фонда до величины, которая не будет превышать стоимости активов. Изменения величины ресурса, о котором идет речь, должны быть зарегистрированы в ФНС в порядке, определенном законодательством.

Если по завершении финансового года величина чистых активов будет меньше минимального уставного фонда, то в случае, если данное соотношение хозяйственных показателей сохранится в течение 3 месяцев, собственник предприятия должен будет ликвидировать либо реорганизовать фирму. Стоимость чистых активов в данном случае определяется, исходя из сведений, зафиксированных в бухгалтерском учете.

Если предприятие не обеспечит доведение уставного фонда до требуемой величины, либо не инициирует в предусмотренных законом случаях ликвидацию или же реорганизацию фирмы, то кредиторы хозяйствующего субъекта получат право запросить от него досрочного исполнения имеющихся обязательств или компенсации возникших убытков.

Такова сущность, специфика формирования и корректировка величины уставного фонда в государственных предприятиях и тех, что учреждаются муниципальными органами власти. Рассмотрим теперь сущность термина, о котором идет речь, в контексте работы частных структур. Например, хозяйственных обществ.

Уставный фонд, или капитал в хозяйственных обществах

Уставный фонд, или же капитал организации — это один из ключевых источников имущества частного хозяйствующего субъекта. Данный ресурс формируется, главным образом, за счет вкладов собственников — непосредственно при учреждении или в процессе развития бизнеса.

Уставный капитал организации — это имущество фирмы, которое используется, прежде всего, в целях удовлетворения интересов кредиторов организации, как и в случае с государственными предприятиями. Его величина отражается в учредительных документах хозяйствующего субъекта.

Минимальная величина уставного капитала

Минимальный размер соответствующего ресурса — десять тысяч рублей для ООО. Для АО он составляет 100 минимальных размеров оплаты труда, для публичных акционерных обществ — в 10 раз больше. Самая большая величина минимального уставного капитала установлена для банков, она составляет 300 млн рублей.

Соответствующее имущество хозяйствующего субъекта должно быть сформировано в определенные сроки. Так, участники ООО, к примеру, должны внести вклады в уставный капитал ООО в течение 4 месяцев с момента его регистрации в ФНС.

Состав уставного капитала в хозяйственных обществах

Ресурс, о котором идет речь, может быть представлен денежными средствами, различными акциями, материальными ценностями или, к примеру, имущественными правами. Когда участники ООО вносят те или иные типы имущества в уставный капитал, необходимо подтвердить стоимость инвестируемых ресурсов посредством проведения независимой оценки. Рассматриваемый вид имущества не подлежит налогообложению и не считается расходами хозяйственного общества.

Уставный капитал и участие собственников в бизнесе

Если учредителей фирмы несколько, то должна быть определена доля в уставном фонде каждого из них. Вносится соответствующее имущество в кассу предприятия или же на его расчетный счет. Если один из учредителей фирмы выходит из ее состава, то принадлежащая ему доля в уставном капитале должна быть возмещена. Для этого в законодательстве установлен определенный срок — 6 месяцев после завершения финансового года.

При этом право учредителей фирм, в частности, если речь идет об ООО, на выход из бизнеса должно быть закреплено в учредительных источниках — прежде всего, в уставе организации. Если данное соглашение не заключено между собственниками, то процедура выхода учредителя из фирмы не может быть осуществлена по его желанию.

Функции уставного капитала в частной организации

Уставный фонд частной фирмы характеризуется особыми функциями. Такими как, например:

— распределение долей во владении бизнесом между учредителями;

— обеспечение защиты интересов кредиторов: в случае, если предприятие, взявшее заем, окажется неплатежеспособным, то управомоченные лица получат возможность компенсировать убытки за счет средств, составляющих уставный капитал предприятия.

Стратегия инвестирования в соответствующий ресурс фирмы — важнейшая составляющая работы менеджеров предприятия. Корпоративное управление — ключевое направление деятельности руководителей хозяйствующего субъекта, оно предполагает регулярное рассмотрение вопросов, связанных с инвестированием в уставный капитал.

Это связано с тем, что соответствующий ресурс выполняет еще одну важнейшую функцию — обеспечение инвестиционной привлекательности компании. Растущий уставный капитал предприятия — показатель конкурентоспособности, индикатор успешного развития фирмы.

Учет уставного капитала

Корпоративное управление фирмы также включает организацию бухгалтерского учета. В частности — регистрации хозяйственных операций с уставным капиталом. Тот или иной взнос в уставный фонд, перераспределение долей данного ресурса подлежат отражению в бухучете. Для этого используются специальные счета. В соответствии с законодательством, в данном случае должен быть задействован счет 80. При регистрации хозяйственных операций в рамках расчетов с учредителями задействуется счет 75.

Итак, мы рассмотрели сущность понятия «уставный фонд». Оно может рассматриваться в двух основных контекстах.

Во-первых, соответствующий фонд в узком смысле может обозначать имущество только государственного и муниципального хозяйствующего субъекта. Порядок его формирования, корректировки, назначение, минимальный размер определяются отдельными нормами законодательства, регулирующего деятельность данных предприятий.

Во-вторых, термин «уставный фонд» может соответствовать имуществу частного предприятия. В этом случае его можно рассматривать в качестве синонима понятия «уставный капитал».

Требования к размеру и особенностям управления имуществом государственного или муниципального и частного предприятия значительно отличаются. Так, к примеру, регистрация ООО требует внесения уставного капитала, составляющего десять тысяч рублей. Учреждение государственного или муниципального предприятия — существенно выше. Самый высокий минимальный уставный капитал установлен для банков.

Основное назначение ресурса, о котором идет речь, в целом, совпадает при сопоставлении имущества частных и государственных или муниципальных хозяйственных субъектов: оно заключается в обеспечении защиты интересов кредиторов и иных управомоченных лиц вследствие установления правоотношений с фирмой. В случае, если фирме потребуется срочно погасить долги по займам и выполнить иные обязательства, то в качестве источника финансирования задействуется, прежде всего, ее уставный фонд.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector