Ст 24 1 КОАП РФ с комментариями

Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Комментарий к Ст. 24.1 КоАП РФ

Комментируемая статья закрепляет следующие задачи производства по делам об административных правонарушениях:

— всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела об административном правонарушении.

Всесторонность предполагает рассмотрение дела во всей совокупности обстоятельств в их взаимосвязи.

Полнота означает, что совокупность всех обстоятельств, доказательств, фактов по делу должна быть достаточной для принятия органом или лицом, рассматривающим дело, решения.

Объективность связана с положением органа или лица, рассматривающего дело, по отношению к другим участникам производства по делам об административных правонарушениях, напрямую вытекающим из принципа равенства перед законом (ст. 1.4 КоАП РФ).

Своевременность означает, с одной стороны, рассмотрение дела в процессуальные сроки, установленные КоАП РФ, с другой стороны, рассмотрение дела в такие сроки, что бы это не повлекло за собой негативные последствия как, например, утрата доказательств, нивелирование обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, истечение срока привлечения лица к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ);

— разрешение дела в соответствии с законом — данный принцип является общеправовым и вытекает из ч. 2 ст. 15 Конституции РФ. Рассмотрение дела в соответствии с законом означает, во-первых, соблюдение процессуальной формы, закрепленной в КоАП РФ, во-вторых, правильное применение действующего законодательства при разрешении дела, в-третьих, соблюдение в процессе дела прав лиц, участвующих в деле;

— обеспечение исполнения вынесенного решения — вытекает из общеправового принципа неотвратимости наказания за совершенное правонарушение и направлено на реализацию целей административного наказания (ст. 3.1 КоАП РФ);

— выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений — данная задача носит превентивный характер и направлена на предупреждение совершения аналогичных административных правонарушений в будущем.

Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях

СТ 24.1 КоАП РФ

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Комментарий к Ст. 24.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Производство по делам об административных правонарушениях является составной частью административно-юрисдикционного процесса. Легального определения понятия такого производства нормы КоАП РФ не содержат, что является пробелом в законодательстве об административных правонарушениях. Вместе с тем производство об административных правонарушениях обладает всеми признаками административно-юрисдикционного процесса и в то же время имеет присущие только ему специфические черты.

В комментируемой статье определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которые конкретизируют общие задачи законодательства об административных правонарушениях, установленные в ст. 1.2 КоАП РФ.

Сущность задач производства по делам об административных правонарушениях заключается в следующем:

— всестороннее и полное выяснение обстоятельств каждого дела означает, что судья, орган, должностное лицо обязаны выяснить (исследовать) все обстоятельства дела, относящиеся к предмету доказывания (ст. 26.1 КоАП РФ), для чего необходимо заслушать объяснения лиц, перечисленных в ст. ст. 25.1 — 25.4 КоАП РФ, а также выслушать мнение по делу защитника и представителя (ст. ст. 25.5, 25.5.1 КоАП РФ), показания свидетелей (ст. 25.6 КоАП РФ), пояснения специалиста (ст. 25.8 КоАП РФ), заключение и объяснения эксперта (ст. 25.9 КоАП РФ), заключение прокурора (ст. 25.11 КоАП РФ), исследовать вещественные (ст. 26.6 КоАП РФ) и письменные доказательства (ст. 26.7 КоАП РФ), выяснить иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела;

— объективное выяснение обстоятельств дела заключается в установлении материальной истины по делу, т.е. подлинной картины деяния, дающей основание для применения административной ответственности к виновному лицу, либо освобождения от нее по обстоятельствам, указанным в ст. 24.5 КоАП РФ. Принцип объективности предполагает, что судья, орган, должностное лицо, ведущие производство по делу об административном правонарушении, должны быть беспристрастными, непредвзятыми, в случае необходимости они вправе истребовать доказательства (ст. 26.9 КоАП РФ), иные сведения, необходимые для разрешения дела (ст. 26.10 КоАП РФ), тем самым обеспечить закрепленное в ст. 19 Конституции РФ и получившее непосредственное продолжение в ст. 1.4 КоАП РФ равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

— своевременное выяснение обстоятельств каждого дела означает соблюдение судьей, органом, должностным лицом не только процессуальных сроков, установленных в ст. ст. 28.5, 28.7, 28.8, 29.6, 30.3, 30.5, 30.16, 31.8 КоАП РФ, но также и пресекательного срока — срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного в ст. 4.5 КоАП РФ. Вместе с тем нарушение процессуальных сроков производства по делу об административном правонарушении само по себе не влияет на законность и обоснованность принятых процессуальных актов, если при этом не нарушен срок давности;

Читать еще:  Как по ИНН узнать адрес физического лица

— разрешение дела в соответствии с законом означает соблюдение принципа законности, закрепленного в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой судья, орган, должностное лицо обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, которые установлены законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство (ст. 1.6 КоАП РФ);

— обеспечение исполнения вынесенного постановления также относится к задачам производства по делам об административных правонарушениях и, в свою очередь, означает неотвратимость наказания, что имеет важное значение для эффективного достижения его целей — предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ). На исполнение постановления направлено и применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, полный перечень которых содержится в ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ;

— выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, также обращено на предупреждение новых правонарушений. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе внести представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий в адрес соответствующих организаций и должностных лиц, последние, в свою очередь, в течение месяца со дня его получения должны сообщить о принятых мерах (ст. 29.13 КоАП РФ).

Статья 24.1. КоАП РФ. Задачи производства по делам об административных правонарушениях

Ст 24.1 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Комментарий к статье 24.1. КоАП РФ:

1. В данной статье, определяющей задачи производства по делам об административных правонарушениях, исходя из буквального толкования данной статьи речь идет главным образом о реализации охранительной функции закона. Вместе с тем следует иметь в виду, что в процессе указанного производства в той или иной степени реализуется и превентивная функция закона, хотя об этом ничего не говорится в указанной статье, потому что любое охранительное законодательство, в том числе и административное, эту задачу так или иначе решает.

2. Задача выявления причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, предполагает внесение представления об устранении этих причин и условий (ст. 29.13 настоящего Кодекса), что прямо направлено на предупреждение правонарушений.

3. Всесторонность и полнота исследования всех обстоятельств дела означают, что должны быть выяснены все имеющие значение обстоятельства для правильного рассмотрения дела. В частности, необходимо установить, имело ли место административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, причинен ли имущественный ущерб, есть ли обстоятельства, являющиеся основанием для прекращения дела. Подлежат также выявлению обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, данные о правонарушителе, его имущественном положении, другие обстоятельства, имеющие значение для дела.

4. Объективность выяснения обстоятельств дела исключает пристрастность, предвзятость к рассмотрению дела, обвинительный уклон, пренебрежение обстоятельствами, свидетельствующими в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности. Объективность несовместима с неравным отношением к участникам процесса, заявленным ходатайствам.

5. Указание на разрешение дела в соответствии с законом имеет важное значение. Никто не может быть привлечен к административной ответственности за совершенное административное правонарушение иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

6. Одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является обеспечение исполнения вынесенного постановления. Неисполнение постановления о привлечении к административной ответственности, назначении административного наказания или исполнение указанного постановления не полностью снижает эффективность борьбы с административными правонарушениями.

Статья 24.1 КоАП РФ. Задачи производства по делам об административных правонарушениях

Новая редакция Ст. 24.1 КоАП РФ

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Комментарий к Статье 24.1 КоАП РФ

1. Важнейшей задачей производства по делам об административных правонарушениях является выяснение обстоятельств дела, отвечающее принципам всесторонности, полноты, объективности и своевременности. Только руководствуясь данными принципами можно в полной мере установить наличие или отсутствие тех обстоятельств (юридических фактов), которые являются основанием для принятия решения по существу. Поэтому обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, указываются в постановлении по делу об административном правонарушении.

2. Разрешение дела должно осуществляться в соответствии с законом. Это значит, что постановление по делу должно иметь четкие и ясные нормативные основания. Должна быть дана правовая квалификация установленных обстоятельств по делу. Поэтому в постановлении по делу должна быть указана статья комментируемого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения либо основания прекращения производства по делу.

Читать еще:  Как получить гражданство Молдовы

3. Важной задачей является обеспечение исполнения вынесенного постановления.

Производство по делам об административных правонарушениях не может быть эффективным без исполнения постановлений по делу. Решению этой задачи и посвящен раздел V настоящего Кодекса — «Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях».

4. Производство по делам об административных правонарушениях имеет и профилактическое значение. Поэтому оно ставит задачу выявить причины и условия, способствовавшие совершению административных правонарушений. Реализация этой задачи выражается в возможности вносить в организации и должностным лицам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Другой комментарий к Ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Производство по делам об административных правонарушениях является одной из сторон административно-процессуальной деятельности, осуществляемой широким кругом исполнительных органов, а также представляющих их должностных лиц. Субъектами такой деятельности являются и судебные органы, функции которых постоянно расширяются, что свидетельствует об усилении процессуальных гарантий прав и интересов лиц, подвергаемых административной ответственности.

Процессуальный характер производства свое основное выражение получает в реализации санкций правовых норм, устанавливающих административную ответственность физических и юридических лиц за совершаемые ими административные правонарушения, предусмотренные в Особенной части КоАП РФ. Соответственно определяются и задачи производства, главная из которых состоит в обеспечении всестороннего, полного, объективного и своевременного рассмотрения полномочными судьями, органами и должностными лицами каждого дела об административном правонарушении с целью разрешения его в соответствии с законом.

Разрешение дела находит выражение в принятии по итогам его рассмотрения мотивированного постановления о назначении административного наказания (либо в отказе от его назначения) и его исполнении. Естественно, что в процессе производства выделяются причины и условия, способствовавшие совершению административных правонарушений.

В интересах выполнения задач производства КоАП РФ регламентирует важнейшие его процессуальные проявления: порядок производства, права и обязанности участников производства, виды и порядок составления процессуальных документов (протоколы, определения и т.п.), виды и порядок использования доказательств, порядок применения специальных мер процессуального обеспечения производства (например, административное задержание, осмотр помещений, территорий и находящихся там документов и вещей, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю и т.п.) и др.

2. В отличие от уголовного, гражданского и арбитражного производства, каждое из которых оснащено процессуальными кодексами, производство по делам об административных правонарушениях регламентируется не специальным Административно-процессуальным кодексом, а нормами КоАП РФ, составляющими содержание его разд.IV (гл.24-30). Фактически к процессуальной части настоящего Кодекса можно отнести также и разд.III, поскольку в нем содержится юридическая характеристика судей, органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, без которых невозможно производство. Поскольку в число задач производства по делам об административных правонарушениях входит обеспечение исполнения вынесенного постановления, постольку исполнительное производство также является составной частью комплекса административно-процессуальных действий. В то же время исполнение вынесенных постановлений не относится к полномочиям судей, органов и должностных лиц, рассматривающих конкретные дела; это функция иных органов и должностных лиц. В силу этого вопросы, связанные с исполнительным производством, выделены в разд.V КоАП РФ (гл.31 и 32).

3. Производство по делам об административных правонарушениях — одна из форм административного процесса, основной чертой которого, позволяющей провести грань между ним и гражданским и уголовным процессом, является его преимущественно внесудебный порядок. Административно-процессуальные действия, внешне сходные с уголовно-процессуальными и гражданско-процессуальными, осуществляются, как правило, органами и должностными лицами, представляющими исполнительную власть. И то, что одним из субъектов данного процесса является судья (мировой судья), не лишает этот процесс административного характера, поскольку в рамках производства по делам об административных правонарушениях судья действует не на основе уголовно-процессуальных или гражданско-процессуальных норм, а на основе административно-процессуальных норм.

Административно-процессуальную деятельность отличают от иных видов процесса такие черты, как известная упрощенность и ускоренность отдельных процессуальных действий, множественность субъектов, уполномоченных на назначение административных наказаний и т.п. Вместе с тем административно-процессуальное производство имеет немало качеств, которые обычно характеризуют процессуальную деятельность на основе УПК, ГПК, АПК.

4. Производство по делам об административных правонарушениях, равно как и иные формы процессуальной деятельности, в своей основе является административно-деликтным. В нем находит соответствующее процессуальное выражение негативная реакция государства и общества на противоправные деяния, совершаемые в сфере государственного управления или реализации задач и функций исполнительной власти — административные деликты, или административные правонарушения. Последние, как известно, являются основанием административной ответственности, реализуемой в административно-процессуальной форме.

По своей сути производство по делам об административных правонарушениях нацелено на разрешение административно-правовых споров, возникающих между сторонами административно-процессуальных отношений, по поводу правомерности или неправомерности применения мер административной ответственности. Причем эти споры (конфликты) разрешаются чаще всего уполномоченными на это исполнительными органами (должностными лицами).

5. Полномочия по разрешению правовых споров (конфликтов) и по применению в случае негативного их разрешения установленных правовых санкций (уголовное или административное наказание) характеризуются как юрисдикционные. Применительно к производству по делам об административных правонарушениях юрисдикция означает определение круга уполномоченных на рассмотрение и разрешение правовых вопросов исполнительных органов (должностных лиц), а также перечня конкретных дел, отнесенных к компетенции каждого из них. Она вытекает из административной право- и дееспособности, а также их функциональной обязанности применять нормы материально-административного права к конкретным ситуациям, возникающим в подведомственной им сфере общественных отношений.

Читать еще:  Как посчитать пробег автомобиля по расходу топлива

6. Производство по делам об административных правонарушениях оснащено процессуальными нормами, по характеру которых можно судить о его организационной структуре. Имеется в виду совокупность последовательно осуществляемых процессуальных действий, совершаемых в интересах эффективного достижения тех задач, которые поставлены перед ним КоАП РФ.

Соответственно можно выделить определенные стадии производства, каждая из которых имеет свое процессуальное назначение, закрепленное в нормах КоАП РФ. В них как в этапах данного вида административно-процессуальной деятельности, фактически проявляется собственно производство.

В КоАП РФ РСФСР эти стадии специально не выделялись, хотя об их существовании можно было догадаться. Новый Кодекс дает основания для этого. К числу стадий относятся вытекающие непосредственно из задач производства по делам об административных правонарушениях следующие его основные этапы, в рамках каждого из которых осуществляются предусмотренные административно-процессуальными нормами действия судей, органов, должностных лиц, уполномоченных на рассмотрение и разрешение подобных дел.

К числу обязательных стадий относится:

возбуждение дела об административном правонарушении (гл.28);

рассмотрение дела об административном правонарушении (гл.29);

вынесение постановления по делу об административном правонарушении. Фактически это стадия разрешения дела в точном соответствии с требованиями административно-процессуальных норм. Следует иметь в виду, что в КоАП РФ она не обозначена как самостоятельная; вынесение мотивированного постановления по делу входит в содержание стадии рассмотрения дела. Тем не менее, поскольку речь идет об издании индивидуального правового акта, имеются основания для выделения данной стадии как в наибольшей степени юридизированной;

исполнение постановления по делу об административном правонарушении (гл.31 и 32).

КоАП РФ предусматривает еще одну стадию производства, а именно — пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл.30). Процессуальное ее назначение несомненно, так как в ее рамках возможно опротестование или обжалование постановления о назначении административного наказания. Поскольку все здесь зависит от инициативы лица, в отношении которого применена мера административной ответственности, и прокурора, а этой инициативы может и не быть, данную стадию производства характеризуют как факультативную.

7. Порядок производства по делам об административных правонарушениях, включая установление мер обеспечения производства, а также порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний, КоАП РФ относит к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях (ст.1.3). Это означает, что установление производства по таким делам — централизованный в масштабе всей страны предмет ведения.

8. В качестве определенного итога следует указать на то, что производство по делам об административных правонарушениях есть нормативно урегулированный вид процессуальной деятельности юрисдикционного характера, осуществляемый как в судебном, так и во внесудебном порядке в особых процессуальных формах, закрепленных в КоАП РФ.

Статья 24.1 КоАП РФ. Задачи производства по делам об административных правонарушениях (действующая редакция)

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 24.1 КоАП РФ

В отличие от конституционного, уголовного и гражданского судопроизводства, производство по делам об административных правонарушениях осуществляется различными органами административной юрисдикции, в числе которых органы исполнительной власти, их должностные лица, судьи районных судов, судьи гарнизонных военных судов, судьи арбитражных судов, мировые судьи.

В производстве по делам об административных правонарушениях участвуют не только должностные лица органов исполнительной власти, но и должностные лица иных государственных органов, наделенных отдельными исполнительно-распорядительными полномочиями, в частности при осуществлении функций государственного контроля (надзора), но не входящие в структуру федеральных органов исполнительной власти; так, отдельными процессуальными полномочиями наделены должностные лица Банка России (см. п. 81 ч. 2 ст. 28.3 КоАП), должностные лица избирательных комиссий, комиссий референдума (см. абз. 1 ч. 5 ст. 28.3 КоАП), должностные лица Счетной палаты РФ — постоянно действующего органа государственного финансового контроля.

Для задач производства об административных правонарушениях характерны общие признаки и свойства, соответствующие задачам законодательства об административных правонарушениях (см. комментарий к ст. 1.2). Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с административным законодательством РФ, отнесенным согласно ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов в ее составе.

Под законом по смыслу данной статьи понимаются федеральные законы, а также законы субъектов РФ, в том числе и законы субъектов РФ об административных правонарушениях (см. комментарий к ст. 1.1).

Комментируемая статья различает процессуальные действия, предшествующие вынесению постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по указанному делу, от исполнения уже вынесенного постановления. До вынесения постановления уполномоченный орган (должностное лицо) обязан всесторонне, объективно выяснить обстоятельства дела об административном правонарушении и установить наличие или отсутствие признаков, исключающих возможность рассмотрения дела (см. комментарий к ст. 29.2).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector