Оборот земель это

Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков

Статья 27 . Ограничения оборотоспособности земельных участков

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 27 ЗК РФ

1. Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

2. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

3. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ в пункт 4 статьи 27 настоящего Кодекса внесены изменения

4. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

Правовой режим объектов гражданских прав, которые до 1 октября 2013 г. признавались изъятыми из оборота и в соответствии с пунктом 2 статьи 129 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 142-ФЗ) признаются ограниченными в обороте, сохраняется

1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 460-ФЗ в подпункт 2 пункта 4 статьи 27 настоящего Кодекса внесены изменения

2) зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ в подпункт 3 пункта 4 статьи 27 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2015 г.

3) зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды;

4) объектами организаций федеральной службы безопасности;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ в подпункт 5 пункта 4 статьи 27 настоящего Кодекса внесены изменения

5) объектами организаций органов государственной охраны;

6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

9) воинскими и гражданскими захоронениями;

10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

5. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ подпункт 2 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

2) из состава земель лесного фонда;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ подпункт 3 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ в подпункт 4 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;

5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;

6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ подпункт 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 марта 2015 г.

7) предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также — размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения;

Оборот земель. Оборотоспособность земель разных категорий в рамках компетенции

Оборот земли — это перераспределение земли между собственниками экономическими методами на основе спроса и предложения. Оборот обеспечивает передачу прав на земельный участок от одного лица к другому.

Оборот земель имеет свои особенности, связанные с государственным регулированием землепользования.

Выделяются две категории земель по отношению к их возможности вовлекаться в сделки:

— земельные участки, оборот которых разрешен;

— земли, изъятые из оборота;

— земли, частично изъятые из оборота.

Земли, изъятые из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Но для них разрешены сделки с иными вещными правами.

К землям, изъятым из оборота, относятся земельные участки, занятые следующими объектами, находящимися в федеральной собственности:

— государственными природными заповедниками и национальными парками;

— зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, войска Пограничной службы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;

Читать еще:  Как поставить на кадастровый учет объект недвижимости

— зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

— объектами организаций федеральной службы безопасности;

— объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

— объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

— объектами, в соответствии с видами деятельности которых, созданы закрытые административно-территориальные образования;

— исправительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации;

— воинскими и гражданскими захоронениями;

— инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Земли с ограниченным оборотом. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

— в пределах особо охраняемых природных территорий, не находящиеся в федеральной собственности;

— в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

— занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда;

— занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

— предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд;

— в границах закрытых административно-территориальных образований;

— предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

— предоставленные для нужд связи;

— занятые объектами космической инфраструктуры;

— расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

— предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

— загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Понятие оборотоспособности земельных участков

Согласно российским законодательным нормам, действия, связанные с использованием и охраной земель как основного достояния населения РФ, квалифицируются как земельные отношения. Совокупность норм, которые регулируют эти правоотношения, является правовым режимом земель. Один из признаков, характеризующих наделы как объекты гражданского права, – оборотоспособность земельных участков.

Понятие оборотоспособности земель

Оборот земли в Российской Федерации осуществляется в соответствии с положениями Земельного и Гражданского кодексов РФ. Законодательные акты регламентируют порядок свободного отчуждения или перехода наделов от одного лица к другому. Это может стать результатом реорганизации юридического лица, наследования или совершиться иным способом, например, на основании сделок по отчуждению.

Таким образом, оборотоспособность земельного участка – это свойство наделов становиться объектами подобных отношений. Если соответствующие территории не относятся к категориям, которые ограничены в обороте или исключены из него, то, на основании ст. 260 Гражданского Кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право:

  • свободно владеть,
  • распоряжаться;
  • пользоваться таким наделом.

В случаях, когда оборот земельных участков ограничен или они изъяты из него, предоставление наделов в частную собственность невозможно.

Кроме того, земли, исключенные из оборота, не могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством РФ.

Какие земли считаются изъятыми из оборота

Особую категорию земель, владение, распоряжение и пользование которыми происходит по особым правилам, представляют земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота. К ним относятся территории, которые заняты федеральной собственностью, относящейся к объектам:

В этот перечень также включены земельные участки, изъятые из оборота, на которых расположены:

  • государственные национальные парки и природные заповедники, за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК;
  • инженерно-технические сооружения, линии коммуникаций и связи, возведенные с целью охраны и защиты государственной границы РФ;
  • здания и сооружения, в которых находятся военные суды;
  • строения и сооружения, где дислоцированы воинские формирования и органы, ВС РФ, другие войска.

Земли с ограниченной оборотоспособностью

Участки земли, владение и эксплуатация которых ограничена, не могут быть предоставлены в частную собственность. Исключение составляют случаи, регламентированные федеральным законодательством.

Ограничение оборотоспособности наделов земли происходит как в отношении объекта, так и применительно к субъекту правоотношений. Так, по первому признаку ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в муниципальной или государственной собственности и относящиеся к категориям земель, которые:

  • принадлежат лесному фонду;
  • находятся в границах охраняемых природных площадей;
  • содержат муниципальные или государственные водные объекты;
  • предоставлены для обеспечения безопасности и обороны, таможенных нужд, оборонной промышленности;
  • заняты историко-культурными заповедниками, особо ценными объектами культурного наследия и содержащимися в Списке всемирного и археологического наследия;

ЗК РФ не только определяет, какие земельные участки ограничены в обороте, но и указывает, кто не может стать их собственником. Так, наделы, относящиеся к особо охраняемым природным, приграничным территориям, перечень которых устанавливает Президент РФ, а также земли сельскохозяйственного назначения не могут перейти в собственность:

  • иностранных юридических лиц и совместных предприятий с долей иностранного капитала свыше 50%;
  • иностранных граждан;
  • лиц без гражданства.

Нюансы ограничения отдельных видов территорий

Ограничение оборотоспособности земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, на которых отсутствуют объекты недвижимости, регламентирует Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» .

Правила оборота земель лесного фонда (лесных участков) и его особенности устанавливает Лесной кодекс РФ.

Согласно нормам ЗК, к землям водного фонда относятся площади:

  • на которых размещены гидротехнические сооружения и прочие строения, расположенные на водных объектах;
  • находящиеся под поверхностными водами объектов.

Участок земли как объект имущественных прав в границах береговой линии водной территории не формируется. Таким образом, ограниченный имущественный оборот касается только земель водного фонда, занятых гидротехническими и иными сооружениями, которые могут предоставляться в аренду.

Согласно ЗК РФ, использование наделов земли регулируется путем разделения их на находящиеся в свободном владении, распоряжении и пользовании, а также на те, что в этом ограничены или вовсе исключены из оборота. Перечень таких территорий и ограничения по их эксплуатации регламентированы законодательством.

Магистр юридических наук по направлению «Гражданское и семейное право». В 2005 году окончил СПбГУ, в 2012 году – экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.

Оборот земельных участков

Статья рассказывает о правовом регулировании оборота земельных участков в России

Оборот земельных участков: история и понятие

Особенности оборота земельных участков заключаются в специфике процесса передачи прав на землю как имущественного и хозяйственного объекта посредством установленных гражданско-правовым и земельных законодательством правил.

Правовое регулирование оборота земельных участков как объектов недвижимости в России начинается с закрепления прав на общинное, вотчинное, и помещичье владение. До 1917 г. отношения по землеустройству и землепользованию устанавливались Гражданским уложением Свода законов Российской Империи.

Принятие 26 октября 1917 г. «Декрета о земле» стало основой национализации земельных участков как объектов пользования. Имущественные сделки с угодьями запрещались и преследовались по закону. Земельные кодексы РСФСР 1922 и 1970 годов закрепили землю как исключительно государственную собственность. Был установлен запрет оборота участков и природных ресурсов.

Исключение составляли приусадебные участки, отнесенные к личной собственности граждан, но их нельзя было купить или подарить. Только взять с разрешения государства в аренду для хозяйственных нужд.

Гражданско-правовой режим земельных участков

Право частной собственности на землю было закреплено в ст. 9 Конституции России, принятой в декабре 1993 года и позже конкретизировалось в положениях ч. 1 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), принятой в 1994 году.

Управленческая основа оборота земли как объекта недвижимости была сформирована после утверждения в 2001 году Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ). Новое законодательство установило порядок регулирования земельных отношений, определило перечень их участников (ст. 6), выделило основу правового статуса земель — разных по категории и целевому назначению.

Согласно нормам Земельного кодекса, вовлечение земли в гражданский оборот осуществляется исходя из определения понятия «недвижимость». Согласно ГК РФ – ст. 130, недвижимость – это объект, который невозможно переместить без несоразмерного ущерба его назначению. Земля как имущественный объект обладает оборотоспособностью (ст. 129 ГК РФ). По общему правилу, она может свободно переходить от одного субъекта к другому.

К участкам, в отношении которых возможны лишь некоторые сделки, относятся: особо охраняемые территории, курортные зоны, сельскохозяйственные угодья, земли связи. Для таких участков возможна аренда или иное право: бессрочное, бесплатное срочное пользование.

Возникновение прав на земельные участки

Согласно ст. 25 ЗК РФ, основания возникновения прав на землю устанавливаются гражданским законодательством. Перечень оснований для приобретения земельного участка содержится в ст. 8 ГК РФ. Получить землю в собственность или владение можно, если заключены соответствующие сделки. Ими могут быть, в частности:

  • Договор купли-продажи;
  • Договор мены или дарения;
  • Договор ренты или пожизненного содержания с иждивением;
  • Договор аренды.

Предметом сделки будет земельный участок или право на него – субаренда, частный или публичный сервитут.

Основания передачи государственных или муниципальных земель устанавливаются в ЗК РФ. Возможно решение государственного органа или муниципалитета о предоставлении земли бесплатно в собственность или бессрочное пользование.

Право на землю может быть установлено судебным решением. Так, суд признает право государственной или муниципальной собственности на бесхозный участок (на основании ст. 225 ГК, ст. 53 ЗК РФ).

Осуществление прав на земельные участки

Права на участки, изъятые из оборота, осуществляются исключительно государством и его уполномоченными органами. Согласно ст. 43 ЗК РФ, граждане и организации осуществляют права на землю свободно и на свое усмотрение, с учетом ограничений, установленных законодательством – для сохранения и защиты природных ресурсов и иных целей.

Вещные права на земельные участки (собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления) устанавливаются на основании сделки, решения государственного (муниципального) органа или суда. Так, ограниченное правомочие по использованию чужого (соседнего) земельного участка может быть установлено соглашением между собственниками или решением суда о частном или публичном сервитуте.

К обязательственным правам на землю относится аренда, право бесплатного срочного пользования. Например, собственник участка передает на время землю другому хозяйствующему субъекту или гражданину для целевого использования – постройки дома (ИЖС), занятия сельским хозяйством и другой коммерческой деятельностью. Такие отношения устанавливаются на основании сделки.

Защита прав владельцем участка возможна способами, указанными в ст. 12 ГК РФ. Восстановление собственности или другого правомочия на землю осуществляется в судебном порядке. Возможны требования по компенсации имущественного и морального вреда, возмещение убытков (при порче земли и загрязнении природных объектов), взыскание неустойки.

Прекращение прав на земельные участки

Права на земельный участок прекращаются при исполнении условий сделки, если она заключается на определенный срок и контрагенты не договорились о продлении договора. Возможно расторжение сделки по соглашению сторон или в судебном порядке, когда сторона соглашения не исполняет установленные обязательства или выполняет их не полностью, причиняя контрагенту существенный вред. Право на землю также прекращается в связи со смертью гражданина или при ликвидации юридического лица.

Участок может быть изъят для нужд государства. Это допустимо в случаях, обозначенных в законе (ст. 49 ЗК РФ). Изъятие участка осуществляется по соглашению с собственником, с выплатой ему равноценной денежной компенсации. Земля может быть безвозмездно изъята в виде наказания за совершение преступления. Основания конфискации устанавливаются ст. 104.1 Уголовного кодекса РФ.

Оборот земельных участков

Оборотоспособность земельного участка – это возможность земельного участка свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследования, реорганизации юридического лица) либо иным способом, если этот участок не изъят из оборота или не ограничен в обороте. Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом РФ.

Земельное законодательство регулирует ограничение оборота земельных участков тремя различными способами:

  1. По объекту
  2. По субъекту
  3. По особому порядку совершения сделки с земельными участками.

1. Ограничение оборота земельных участков по объекту

В статье 27 Земельного кодекса РФ содержится перечень:

  • изъятых из оборота земельных участков;
  • ограниченных в обороте земельных участков.

Земельные участки, изъятые из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. К ним относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

  • государственными природными заповедниками и национальными парками;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  • объектами организаций Федеральной службы безопасности;
  • объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
  • объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
  • объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
  • воинскими и гражданскими захоронениями;
  • инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Земельные участки, ограниченные в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. К ним относятся находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

  • в пределах особо охраняемых природных территорий;
  • из состава земель лесного фонда;
  • в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
  • занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд;
  • в границах закрытых административно-территориальных образований;
  • предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
  • предоставленные для нужд связи;
  • занятые объектами космической инфраструктуры;
  • расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
  • предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
  • загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
  • расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
  • в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

2. Ограничение оборота земельных участков по субъектам

Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица и совместные предприятия, доля иностранного капитала в которых превышает 50%, не могут быть собственниками земель:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • особо охраняемых природных территорий;
  • приграничных территорий, перечень которых устанавливается указом Президента РФ.

Следовательно, сделки, направленные на приобретение в собственность указанных земельных участков, запрещены.

3. Ограничение оборота земельных участков по особому порядку совершения сделки

В соответствии с Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. То есть субъект Федерации или орган местного самоуправления приобретает преимущественное право покупки земельного участка сельскохозяйственного назначения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector