Градообразующая организация это

Постановление Правительства РФ от 29 августа 1994 г. N 1001 «О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий-должников, являющихся градообразующими» (прекратило действие)

Постановление Правительства РФ от 29 августа 1994 г. N 1001
«О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий-должников, являющихся градообразующими»

Настоящее постановление фактически прекратило действие

Указом Президента РФ от 2 февраля 2005 г. N 116 Указ Президента РФ от 2 июня 1994 г. N 1114 «О продаже государственных предприятий-должников» признан утратившим силу

См. § 2. «Банкротство градообразующих организаций» Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое положение о порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий-должников, являющихся градообразующими.

2. Установить, что продажа находящихся в государственной собственности долей (паев акций) в капитале предприятий-должников, являющихся градообразующими, осуществляется на аукционе или путем проведения коммерческого конкурса с учетом особенностей продажи предприятий-должников, являющихся градообразующими, в соответствии с утвержденным настоящим постановлением положением.

Председатель Правительства Российской Федерации

Положение
о порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий-должников, являющихся градообразующими
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 августа 1994 г. N 1001)

Настоящее Положение применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ

I. Общие положения

1. Настоящее положение разработано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 июня 1994 г. N 1114 «О продаже государственных предприятий-должников» и определяет порядок отнесения государственных предприятий-должников к градообразующим, а также особенности продажи указанных предприятий, устанавливаемые исходя из необходимости предотвращения негативных социальных последствий, связанных с возможностью их банкротства.

2. Настоящее положение применяется к предприятиям, в отношении которых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. N 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве)» предприятий» принято решение о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятий — неплатежеспособными (далее именуются — предприятия-должники).

Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2003 г. N 218 названное постановление признано утратившим силу

См. Положение о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденное постановлением Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257

Действие настоящего положения распространяется на государственные предприятия-должники, а также предприятия-должники, в капитале которых имеются доли (паи, акции), находящиеся в федеральной собственности или государственной собственности субъектов Российской Федерации.

3. В целях настоящего положения к градообразующим предприятиям-должникам относятся:

а) предприятие-должник, на котором занято не менее 30 процентов от общего числа работающих на предприятиях города (поселка);

б) предприятие-должник, имеющее на своем балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 30 процентов населения города (поселка).

II. Порядок отнесения предприятий-должников к градообразующим

4. Решение вопроса об отнесении предприятия к градообразующим принимается в срок не более одного месяца с момента признания предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса. Указанное решение принимается органом, уполномоченным в соответствии с пунктом 2 Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 июня 1994 г. N 1114, принимать решение об обязательной продаже (далее именуется — уполномоченный орган).

Предприятие-должник подлежит отнесению к градообразующим, если оно соответствует одному из критериев, определенных пунктом 3 настоящего положения.

5. Для принятия решения об отнесении предприятия-должника к градообразующим соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, получивший уведомление о признании предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса, направляет уполномоченному органу заключение о необходимости отнесения предприятия-должника к градообразующим.

Указанное заключение должно основываться на критериях, определенных пунктом 3 настоящего положения, а также содержать предложения по применению особенностей продажи государственного предприятия-должника, установленных разделом III настоящего положения. Заключение об отнесении федерального государственного предприятия-должника к градообразующим должно быть согласовано с федеральным органом исполнительной власти, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления).

В случае, если в 20-дневный срок соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не представил такого заключения, отнесение предприятий к градообразующим осуществляется уполномоченным органом самостоятельно.

III. Продажа предприятий-должников, являющихся градообразующими

6. Продажа предприятий-должников, являющихся градообразующими, осуществляется в соответствии с Положением о порядке продажи государственных предприятий-должников, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 июня 1994 г. N 1114 «О продаже государственных предприятий-должников», с учетом особенностей, определенных настоящим разделом.

7. Продажа предприятий-должников, признанных градообразующими, с сохранением статуса юридического лица осуществляется в соответствии с разделом II Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников на коммерческом или инвестиционном конкурсах с учетом следующих особенностей:

в условия конкурса включается обязательное требование сохранения числа рабочих мест на предприятии в случае, если предприятие отнесено к градообразующим на основании пункта 3 «а» настоящего положения;

ограничение по минимальной начальной цене продажи предприятия не устанавливается;

объекты инженерной инфраструктуры, обслуживающей население города (поселка), находящиеся на балансе предприятия, подлежат исключению из состава имущества предприятия при его продаже.

8. Продажа имущества (активов) ликвидируемых предприятий-должников, признанных градообразующими, осуществляется в соответствии с разделом III Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников на аукционе, коммерческом или инвестиционном конкурсах с учетом следующих особенностей:

решение о ликвидации предприятий-должников и продаже их имущества (активов) может быть принято только по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

объекты инженерной инфраструктуры, обслуживающей население города (поселка), находящиеся на балансе предприятия, подлежат исключению из состава имущества предприятия при его продаже.

9. Продажа находящихся в федеральной собственности или государственной собственности субъектов Российской Федерации долей (паев, акций) в капитале предприятий-должников, признанных градообразующими, осуществляется в соответствии с разделом IV Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников на аукционе или коммерческом конкурсе с учетом следующих особенностей:

ограничение по минимальной начальной цене продажи долей (паев, пакета акций) не устанавливается;

при продаже долей (паев, акций) на коммерческом конкурсе в условия проведения конкурса может включаться требование по погашению в срок не более 1 месяца со дня заключения договора купли-продажи просроченной кредиторской задолженности предприятия-должника, уменьшенной пропорционально отношению приобретаемой государственной доли (пая, пакета акций) к размеру уставного капитала, но не менее суммы средств, необходимой для покрытия фактической задолженности предприятия по оплате труда работникам предприятия. Указанные средства в первоочередном порядке направляются на погашение задолженности по оплате труда работникам предприятия.

Постановление Правительства РФ от 29 августа 1994 г. N 1001 «О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностям продажи предприятий-должников, являющихся градообразующими»

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 сентября 1994 г., N 19, ст. 2217

Настоящее постановление фактически прекратило действие

Указом Президента РФ от 2 февраля 2005 г. N 116 Указ Президента РФ от 2 июня 1994 г. N 1114 «О продаже государственных предприятий-должников» признан утратившим силу

См. § 2. «Банкротство градообразующих организаций» Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Что такое градообразующее предприятие: сведения и особенности

Градообразующие предприятия – настоящие промышленные гиганты, благодаря которым на карте страны появляются новые города и поселения. Это территории тесного сотрудничества общества и предприятия, где существование заводов и фабрик невозможно без местных жителей, а комфортное существование населения напрямую зависит от бесперебойного функционирования производства.

Общие сведения

Современная история знает немало случаев, когда новые, только построенные и открытые заводы, предприятия, комбинаты и коллективные хозяйства обрастали поселениями, состоящими из работников этих учреждений и их семей. Вместе с развитием предприятий росли и поселения, постепенно превращаясь в города. Особенно много подобных городов создавалось во времена существования СССР.

Так и возникло понятие «градообразующее предприятие» — учреждение, где плодотворно трудится более 25% местных жителей, а объем производимой продукции – более 50% всего количества, выпускаемой на территории города. Подобные объекты в значительной мере влияют на экономические показатели города, его инфраструктуру, уровень жизни людей и их обеспеченность. В свою очередь от местного населения зависит вся работа организации, то есть жители и предприятие неразрывно связаны.

На градообразующие объекты, помимо основной деятельности, полагаются задачи по решению социальных проблем. Например, обеспечение теплом образовательных и дошкольных учреждений, содержание объектов здравоохранения, обеспечение жителей электроэнергией.

Естественно, социальные расходы влияли на себестоимость продукции, которая с приходом рыночной экономики становилась абсолютно неконкурентной.

Многие градообразующие предприятия перестали быть востребованными после того, как СССР распался. Продукция, процессы производства которой были нерушимы годами, стала никому не нужна из-за своей высокой цены. А упадок организаций повлек за собой возникновение крайне неблагоприятной социальной обстановки в зависимых городах, в том числе и высокий уровень безработицы.

Стоит заметить, что «многие» не значит «все». На карте страны отмечены около 100 моногородов, градообразующие предприятия которых остались на плаву даже во время кризиса и успешно ведут экономическую деятельность.

Нормативное регулирование

Изначально термин «градообразующее предприятие» регламентировался ПП РФ от 29.08.94 № 1001, которое было признано недействительным Указом РФ от 02.02.05 № 116. Нормативный акт признавал предыдущий Указ РФ от 02.06.94 № 1114 утратившим силу. А именно на основании этого акта и было издано Постановление.

Что интересно, на сегодняшний день нет ни единого нормативного акта, регламентирующего порядок признания объекта промышленной или хозяйственной деятельности градообразующим.

В настоящем своде законов можно обнаружить только упоминания, применяемые для особых случаев. Ст. 169 ФЗ от 26.10.02 № 127-ФЗ говорит, что градообразующими считаются организации, где работает не менее 25% жителей соответствующего населенного пункта. Информация повторяется в законе № 219 21.07.14.

Стратегическое планирование

Отсутствие стратегического планирования, как такового, стало основной проблемой градообразующих предприятий и причиной их упадка. Такие промышленные объекты просто не реагировали на изменения в экономике.

Исследования, проведенные российскими и зарубежными учеными, позволили определить следующие факторы, препятствующие развитию градообразующих компаний:

  1. Высокий уровень зависимости экономики города от предприятия. Так, любые изменения и реформации, требующие значительных финансовых затрат, невозможны без внешнего кредитования, поскольку промышленный объект является бюджетообразующим.
  2. Отсутствие проработанных планов дальнейшего развития предприятия, устаревание инфраструктуры производства.

Нужно заметить, что градообразующие компании являются крайне привлекательными для инвестирования при условии реструктуризации, смены вида деятельности, актуализации производимой продукции под современные нужды, внедрения принципиально новой стратегии деятельности, смены руководства. Однако, все реформы необходимо производить только после тщательной проработки и оценки всех рисков, поскольку существует вероятность возникновения негативных социально-экономических изменений для сотрудников промышленного объекта.

В настоящее время наиболее перспективны три модели стратегического планирования и развития:

  1. Стратегия снижения себестоимости при обеспечении конкурентной цены. Достижима при снижении производственных издержек.
  2. Стратегия приспособления оказываемых услуг к потребностям и нуждам потребителей из определенных групп населения.
  3. Путь первопроходца. Производство абсолютно нового вида продукции, оказываемых услуг.

Указанные стратегии являются универсальными, но применение их индивидуально в каждом конкретном случае.

Финансовое обеспечение

Учитывая узкую направленность деятельности объектов, образовавших вокруг себя поселения, в моногородах не так много возможностей для экономического развития и часто они направлены только на использование простаивающих производственных мощностей для создания абсолютно другой экономической базы.

Если руководитель градообразующего предприятия является профессионалом своего дела и настроен на активное развитие организации и территории, возможны поступления средств в бюджет города со стороны малого и среднего бизнеса, получающих дополнительную поддержку.

Но, как это часто бывает, далеко не каждый владелец подобных промышленных объектов проявляет желание к инвестированию средств.

Поэтому моногорода находятся на господдержке, выполняющейся в двух основных направлениях:

  1. Совершенствование и рост производственных показателей градообразующих объектов и повышение занятости местного населения.
  2. Вливания в бюджет моногородов, направленные на сохранение и повышение качества оказываемых услуг.

Мероприятия

Рассмотрим подробнее направления господдержки моногородов и организаций, вокруг которых они были основаны.

Законодательством РФ предусмотрены следующие меры господдержки:

  • возврат доли средств, затраченных на оплату кредитов посредством субсидирования
  • налоговые «каникулы» и кредитование
  • государственные гарантии при оформлении кредитов организацией

Для поддержки городского бюджета применяются такие меры поддержки:

  • дотации и бюджетные кредиты для содержания регионального бюджета сбалансированным
  • инвестирование средств в проекты регионального значения Инвестиционным фондом РФ посредством предоставления субсидий для совместного финансирования строительства объектов государственной собственности
  • субсидирование дополнительных процедур и мероприятий, позволяющих снизить уровень безработицы, включая спонсирование малого и среднего бизнеса, сельскохозяйственной деятельности

Дополнительные программы развития

Государственными органами, совместно с представителями местной власти, выполняются такие виды мероприятий, направленных на улучшение показателей социальной сферы и развитие экономики в моногородах:

  • стимулирование территориального рынка труда за счет подготовок и переподготовок кадров, профессиональных стажировок
  • в случае, если градообразующая организация начала процесс ликвидации, стимулируется процесс переселения местных жителей в более благоприятные регионы
  • совершенствование, перепрофилирование предприятия
  • искусственное повышение спроса на продукцию, выпускаемую предприятием, за счет присвоения высочайшего приоритета при участии в торгах государственного заказа
  • работа по модернизации и совершенствованию инфраструктуры города за счет аварийных и ветхих построек, проведения ремонтов зданий, восстановления и обновления инженерных сетей и т.д.

Дополнительными программами развития также предусматривается введение новейших средств сбережения энергии в сфере производства и социально-бытовом направлении.

Перечень градообразующих предприятий РФ

На данный момент, перечень градообразующих предприятий Российской Федерации включает 319 объектов. Крупнейшие промышленные объекты и связанные с ними города в порядке убывания численности населения:

  1. Тольятти, Самарская область, ОАО «АвтоВАЗ» — лидер рейтинга, численность населения города составляет порядка 705 тыс. человек.
  2. Новокузнецк, Кемеровская область, «ЗСМК» – население порядка 564 тыс. человек.
  3. Набережные Челны, Республика Татарстан, «КамАЗ» – более 516 тыс. человек.
  4. Чусовой, Пермский край, «Чусовский металлургический завод».

В перечне приведены предприятия в моногородах, численность населения которых превышает 50 тысяч жителей.

Некоторые моногорода выросли вокруг предприятий военно-промышленной сферы, и являются по сути закрытыми административно-территориальными образованиями.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Понятие градообразующего и градообслуживающего предприятия

На основе типологии Фишера – Кларка в первой половине ХХ века сложился подход к изучению экономической жизни города и перспектив его развития, основанный на выявлении тех отраслей города, продукция которых может привлекать в город денежные потоки из других городов. По аналогии с терминами внешней торговли в экономике города поток продукции, идущий из предприятий города в другие города, принято называть экспортным. А отрасли, выпускающие эту продукцию, называются градообразующими (или структурообразующими). С их развитием связывают возможности дальнейшего развития города. Эту концепцию называют иногда моделью «экспортной базы». На основе такого подхода в Советском Союзе в довоенный период возникло много городов, которые были спроектированы под одну единственную отрасль, например, Магнитогорск.

Предприятия такой ведущей отрасли обеспечивают рабочие места для основной части активного населения города и являются градообразующими. Вообще под градообразующим предприятиемпонимается организация любой формы собственности, в которой занято не менее 30% от общего числа трудоспособного населения соответствующего поселения. В том числе учитывается, что предприятие имеет на своем балансе объекты инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры, обслуживающей не менее 30% населения в этом городе, или налоги от которого составляют не менее 50% доходной части бюджета данного города.

Повседневные нужды работников градообразующих предприятий формируют спрос на потребительские товары и услуги для частных лиц. Параллельно предприятия ведущей отрасли создают спрос на услуги производственного характера и на материальные факторы производства. Этот спрос удовлетворяется предприятиями, возникающими на территории города. В частности, это относится к предприятиям городской инфраструктуры (электро-, тепло-, газо-, водоснабжение и т.д.), розничной торговли, хлебопекарной промышленности и т.д. Эти отрасли, обеспечивающие нормальное функционирование ведущей градообразующей отрасли, называют градообслуживающими (или резидентными) отраслями.

Предприятия, обеспечивающие основную отрасль сырьем и полуфабрикатами, могут располагаться либо в данном городе, либо в других городах. Даже если они располагались в данном городе, их не относили к числу градообслуживающих. Они рассматривались вместе с предприятиями основной отрасли как единый производственный комплекс.

Один из недостатков этой концепции: в больших городах, имеющих много предприятий, осуществляющих разнообразные функции, трудно выделить одну-две ведущие отрасли. Их реальное функционирование предполагает полифункциональность.

Таким образом, они не вписываются в стандартную упрощенную технологию.

В период становления классического функционального подхода в качестве ведущих обычно рассматривались отрасли промышленности, хотя существовали города, специализирующиеся на выполнении административных функций, города, ориентированные на туризм, и т.д. Соответственно, одна из причин кризиса этой концепции – игнорирование градообразующей роли некоторых видов услуг.

Привлекательность города для развития в нем высших управленческих видов деятельности во многом зависит от рынка высококвалифицированной рабочей силы. Для ее привлечения для проживания в городе большую роль играют такие виды деятельности, как образование, культура, индустрия досуга. Столь важная роль этих видов услуг приводит к включению их в список градообразующих отраслей. Высокий уровень развития инфраструктуры в городе привлекает все новые потоки инвестиций, что приводит к созданию новых предприятий и росту населения. Таким образом, инфраструктура в таких городах становится решающим фактором развития и переходит в градообразующую группу отраслей, что ломает исходную концепцию жесткого функционализма.

Использование функционального подхода для анализа городов концентрирует внимание исследователей исключительно на градообразующих отраслях. Такая техника анализа приводит к некоторым методологическим трудностям. Например, в городе существует мебельная фабрика. Часть мебели продается жителям этого города, т.е. часть продукции предприятия не покидает территорию города и предназначена для «обслуживания» его жителей. Таким образом, частично эта фабрика должна быть отнесена к группе градообслуживающих отраслей, в то время как основная ее часть была бы отнесена к градообразующему сектору, т.е. проводится мысленно искусственное расщепление его на основную и вспомогательную части.

Опыт социалистических стран дает наиболее яркие примеры нереалистичности упрощенного функционального подхода. Становление функционализма привело к возникновению многофункциональных городов-заводов. В долгосрочном плане такая многофункциональность поставила под сомнение перспективы дальнейшего развития города-завода, т.к. застой в отрасли вызывает стагнацию всей городской экономики.

Исторически сложилось так, что наша страна, учитывая уроки Великой Отечественной войны, создавала сибирские дублирующие пояса оборонных предприятий, осваивая новые территории, северные отдаленные районы. Осуществлялся организованный набор людей, сотни тысяч специалистов ехали и осваивали новые месторождения и производства. Часто вокруг этих, целевым образом формируемых государством производств, вырастали поселки, города, и отличительными их особенностями были, во-первых, удаленность от больших городов, во-вторых, создание большей части рабочих мест в таком поселке или городе на единственном промышленном предприятии. Остановка единственного градообразующего предприятия означает фактически социальную катастрофу для малого монопрофильного города.

Недостатки жестко функциональных проектных решений довольно быстро обнаружились, но на восстановление нормального баланса отраслей уходили десятилетия.

10.Взаимосвязь градообразующих и градообслуживающих предприятий: мультипликатор дохода и занятости населения, их понятие, методики расчета.

11.Факторы, влияющие на изменение спроса на рабочую силу: в городах.

2 вопроса в одном!!

Рост экономики города понимается как рост занятости населения, причем увеличение числа занятости может наступить по двум причинам: либо увеличения спроса на рабочую силу, либо увеличение предложения рабочей силы.

Спрос на рабочую силу предъявляют градообразующие (вывозящие свою продукцию за пределы города) и градообслуживающие предприятия, связанные между собой через мультипликаторы дохода и занятости.

Мультипликатор дохода. Это коэффициент, показывающий изменение в совокупном доходе горожан при изменении объемов реализации продукции на экспорт.

∆Iсов – изменение совокупного дохода

МРС – предельная склонность потребления на местном уровне.

МI– мультипликатор дохода

Например, мультипликатор дохода, равный 2,5 показывает, что на каждый дополнительный рубль от реализации на экспорт совокупный доход жителей города возрастет на 2,5 рубля.

Мультипликатор занятостипоказывает, как изменения в численности работающих на градообразующих предприятиях отразится на общем количестве рабочих мест в городе.

В – численность работающих на градообразующих предприятиях;

Т – общая занятость населения;

L – численность работающих на градообслуживающих предприятиях;

МТ – мультипликатор занятости

Соотношение L/Bпоказывает, сколько рабочих мест на предприятиях местной промышленностисуществуют благодаря 1 рабочему месту на градообразующем предприятии

Например, по исследованиям, проводимых в СССР, которые являлись основой для градостроительной деятельности, удельный вес обслуживающей группы населения для крупнейших и крупных городов составлял 19-21% (от количества работников занятых основным производством) на срок до 5 лет; а на перспективу до 30 лет порядка 23-27%; для малых и средних городов –15-17 %на 5 лет, а наперспективу в 30 лет – 19-22%; для больших городов –18 и 23% соответственно.

Графическая интерпретация роста экономики города представлена на рисунке 8. В данном случае под влиянием изменения спроса на рабочую силу меняется занятость населения в городе.

Рисунок 8 – Рост экономики города под влиянием увеличения спроса на рабочую силу

Первоначальное равновесие на рынке труда возникло в точке Е. Если спрос на труд увеличился на 10000 чел. (со стороны градообразующих предприятий), то кривая D сдвинется в сторону D1и совокупная занятость увеличится до уровня 60000 человек. При этом надо помнить, что занятость на градообразующих предприятиях связана с занятостью на градообслуживающих предприятиях через мультипликатор занятости. Если он равен 2,5, то общий пророст занятости в городе будет равен не 10000, а 25000 чел.:

Если Dувеличится на 10000 чел., то

Хотелось бы обратить внимание на следующий факт: с ростом спроса на рабочую силу увеличивается занятость населения и заработная плата.

На основании международного опыта можно выделить факторы, влияющие на изменение спроса на рабочую силу:

1. Изменение спроса на готовую продукцию градообразующих предприятий (если он растет, увеличивается спрос на рабочую силу, если уменьшается, значит сокращается.Эта закономерность действует в условиях стабильной технологии производства, если же она меняется в сторону улучшения, то вполне вероятно, что, при увеличенииспроса на готовую продукцию, спрос на рабочую силу не только не повысится, но может даже уменьшится).

2. Производительность труда на предприятии.Чем выше производительность, тем больше объем выпуска, с другой стороны, чем выше производительность, тем меньше требуется работников на предприятие.

3. Уровень налогообложения на местном уровне. Необходимо отметить, что многие предприятия являются очень чувствительными к местному налогообложению и стремятся разместиться там, где этот уровень меньше. Однако для Российской Федерации этот фактор является менее значимым, чем для зарубежных стран, так как муниципалитеты не обладают полномочиями определять количество и уровень налогообложения на местном уровне.

4. Предоставление льгот по оплате коммунальных услуг для промышленных предприятий. В ряде стран муниципалитеты для привлечения на свою территорию различных производств применяют политику льготной оплаты коммунальных услуг для этих предприятий.

5. Политика землепользования. Мировой опыт свидетельствует, о том, что муниципалитеты, самостоятельно подготавливающие промышленную площадку (подведение инженерной инфраструктуры и транспортных магистралей) значительно выигрывают в плане привлечения различных производств на свою территорию. Так как для предприятий расходы на подведение инфраструктуры – это большая статья затрат, а когда эти расходы на себя берет муниципалитет предприятию это выгодно.

Рост экономики города (численности занятых) может происходить и под влиянием изменения предложения рабочей силы, что отражено на рисунке 9.

Рисунок 9 – Рост экономики города под влиянием увеличения рабочей силы

Рост предложения рабочей силы может происходить в силу следующих факторов:

1. Качество окружающей среды. Если качество окружающей среды в городе довольно хорошее и есть возможность устроиться на работу с более лучшими условиями труда чем в сельской, то в этом случае люди стремятся переехать в город, тем самым увеличивая предложение рабочей силы в городе

2. Качество коммунальных услуг для жителей. Большую роль на принятие решение о том переезжать в город или нет играет качество коммунальных услуг. Если оно довольно высокое, то является привлекательным для населения, проживающего в сельской местности. Поэтому данное население будет стремится перебраться в город.

3. Уровень налогообложения физических лиц, является значимым фактором для принятия решения о том где жить. Однако в РФ данный фактор опять же не играет роли, т.к. уровень налогообложения на местном уровне не регулируется.

При увеличении роста предложения рабочей силы занятость увеличивается, а уровень з/пл в городе снижается.

Из вышесказанного следует, что администрация городов, проводя определенную политику, может привлекать на свою территорию предпринимателей, увеличивающих спрос на рабочую силу и в результате мультипликационных эффектов воздействующих на общий рост экономики города через занятость населения и рост его доходов.

Такая политика предполагает использование следующих методов:

– предоставление налоговых скидок (т.е. новые предприятия или предприятия чувствительные к налогообложению на некоторый период времени (до 10 лет!) освобождаются от местных налогов);

– осуществляется выпуск промышленных облигаций, с помощью которых финансируется подготовка земельных участков под промышленную застройку;

–предоставляются ссудные гарантии для предпринимателей или администрация сама является кредитором;

– муниципалитет непосредственно осуществляет подготовку промышленной площадки.

Таким образом, любая политика, способствующая снижению производственных затрат ведет при прочих равных условиях к появлению новых предприятий, расширению старых и росту численности занятости, а значит росту экономики города.

93.79.221.197 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Градообразующие организации

Как известно, в ранее действовавшем Законе о банкротстве 1998 г. под градообразующими организациями понимались такие юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляла не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта.

Новый Закон о банкротстве изменяет признаки градообразующих организаций и относит к их числу те юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25 процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта. В дополнение к этому к этому, как и прежде, положения об особенностях банкротства градообразующих организаций подлежат применению ко всякой иной организации, численность работников которой превышает 5 тыс. человек (ст. 169 Закона).

Сохранилось правило об обязательном включении в число лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей организации, соответствующего органа местного самоуправления. В таком же качестве арбитражным судом могут быть привлечены к участию в деле и федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

По ходатайству названных органов арбитражный суд, как и прежде, может ввести внешнее управление в отношении должника — градообразующей организации даже в том случае, когда собрание кредиторов проголосует за признание его банкротом и от­крытие конкурсного производства. Однако в этом случае, представляя ходатайство, соответствующие органы должны будут дать поручительство по обязательствам должника и тем самым взять на себя обязанность нести субсидиарную ответственность перед его кредиторами.

Кроме того, по ходатайству названных органов внешнее управление, а также финансовое оздоровление могут быть продлены арбитражным судом на срок не более года. Таким образом, общая продолжительность внешнего управления, а стало быть, и срок действия моратория на удовлетворение требований кредиторов может составить три года. Вместе с тем, в отличие от Закона 1998 г., новый Закон о банкротстве не предусматривает возможность продления в исключительных случаях срока внешнего управления градообразующей организации до 10 лет, при условии, что должник и его поручитель приступят к расчетам с кредиторами не позже чем через два года после введения внешнего управле­ния.

На практике нередко возникал вопрос о правовой природе по­ручительства, выдаваемого местными органами и исполнительными органами государственной власти, а отсюда следующий вопрос — о требованиях, которые надлежит предъявлять к такого рода поручителю. В связи с тем, что Закон о банкротстве 1998 г. не обеспечивал достаточно полного регулирования отношений, связанных с выдачей соответствующего поручительства, нередко встречались попытки квалифицировать указанные правоотношения как обычное гражданско-правовое поручительство со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Согласно п. 1 ст. 133 нового Закона о банкротстве под поручительством понимаются односторонняя обязанность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполнение всех его денежных обязательств перед кредиторами, а также обязанность по уплате обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды. Подробно регламентируются форма и содержание поручительства, порядок его выдачи и исполнения обязательств по поручительству, последствия его нарушения (п. 2-5 ст. 173 Закона).

Теперь уже однозначно можно утверждать, что поручительство, выдаваемое органами власти, не имеет никакого отношения к гражданско-правовому договору поручительства, а представляет собой одностороннюю сделку, в соответствии с которой соответствующий государственный или местный орган принимает на себя обязательство (не перед кредиторами, а перед судом!) нести субсидиарную ответственность по обязательствам должника в случае неудачи внешнего управления.

В процессе внешнего управления должником — градообразующей организацией может быть, как прежде, осуществлена продажа предприятия как единого имущественного комплекса, что позволит получить средства, необходимые для расчетов с кредиторами, не прибегая к ликвидации должника, а также сохранить рабочие места. Причем, при наличии ходатайства государственного органа либо органа местного самоуправления существенным условием договора купли-продажи предприятия может быть признано сохранение рабочих мест не менее чем для 50 процентов работников такого предприятия на дату его продажи и в течение не более чем трех лет с момента заключения договора (п. 2 ст. 175 Закона).

Правда, не могут не вызвать возражения положения о послед­ствиях расторжения договора купли-продажи предприятия в связи с неисполнением его условий покупателем. В этом случае за счет средств соответствующего бюджета покупателю подлежат возмещению не только денежные средства, затраченные на приобретение предприятия, но и осуществленные им в период действия договора инвестиции (?!), а предприятие передается в муниципальную собственность (п. 3 ст. 175).

Стратегические организации и субъекты естественных монополий

Излишне говорить, что общие критерии, внешние признаки несостоятельности и правила проведения процедур банкротства, предназначенные для всех юридических лиц (хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов и т.п.), совершенно непригодны для регулирования банкротства организаций оборонно-промышленного комплекса, субъектов естественных монополий и иных организаций, имеющих важное социально-экономическое значение. Ведь речь идет об обороноспособности и безопасности государства, а также о тех категориях юридических лиц, без которых не могут существовать ни экономика, ни само российское общество.

В этом плане новый Закон о банкротстве выгодно отличается от ранее действовавшего законодательства, поскольку в его тексте можно обнаружить правила, непосредственно регулирующие особенности банкротства указанных категорий юридических лиц (ст. 190-201).

Вместе с тем в число стратегических организаций и предприятий наряду с организациями оборонно-промышленного комплекса по непонятным причинам попали федеральные государственные предприятия и акционерные общества, акции которых принадлежат государству, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения не только обороноспособности и безопасности государства, но и для защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан (средства массовой информации, санатории и здравницы, аптеки?!). Несколько спасает положение норма о том, что перечень стратегических предприятий и организаций, в том числе организаций оборонно-промышленного комплекса, утверждается Правительством Российской Федерации и подлежит обязательному опубликованию (п. 1,2 ст. 190 Закона о банкротстве).

Под субъектом естественной монополии в Законе о банкротстве понимается организация, осуществляющая производство или реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии (п. 1 ст. 197). Следует заметить, что гораздо более точное определение круга субъектов естественных монополий можно найти в Федеральном законе «О естественных монополиях»[3] (ст. 3, 4). Кроме того, надо иметь в виду, что нормы об особенностях банкротства субъектов естественных монополий, содержащиеся в Законе о банкротстве, в соответствии с п. 1 ст. 231 Закона вступают в силу только с 1 января 2005 г. К этой дате приурочено признание утратившим силу Федерального закона «Об особенностях несостоятельности (банкротства) организаций — субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе».

Стратегические организации и субъекты естественных моно­полий считаются Неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанности по уплате обязательных платежей, если соответствующие требования и обязанности превысили сумму в 500 тыс. рублей и не исполнены в течение шести месяцев с момента, когда они должны были быть исполнены (п. 3, 4 ст. 190, п. 2, 3 ст. 197 Закона о банкротстве).

В делах о банкротстве этих категорий должников в качестве лиц, участвующих в деле в обязательном порядке, принимают участие федеральные органы власти, обеспечивающие проведение единой государственной политики в соответствующей отрасли экономики.

При банкротстве стратегических организаций в случае, когда первое собрание кредиторов не приняло решения об обращении в суд с ходатайством о введении в отношении должника определенной процедуры банкротства или проголосовало за введение внешнего управления либо признание должника банкротом, указанный федеральный орган исполнительной власти может заявить ходатайство о введении процедуры финансового оздоровления при условии предоставления обеспечения исполнения должником графика погашения задолженности.

Впрочем, такими же правами обладают учредители (участники) должника, а также третьи лица. При этом Закон о банкротстве предъявляет жесткие требования к графику погашения задолженности, который должен предусматривать начало удовлетворения требований кредиторов не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно равными долями в течение года с даты начала погашения требований. В подобной ситуации по заключению федерального органа исполнительной власти о возможности восстановления платежеспособности стратегической организации арбитражным судом может быть введена и процедура внешнего управления (п. 1 ст. 194 Закона о банкротстве).

При осуществлении внешнего управления должником — стратегической организацией со стороны внешнего управляющего не допускается отказ от исполнения тех договоров должника, которые связаны с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности государства. Внешний управляющий не вправе также отчуждать отдельные виды имущества, которое входит в состав имущественного комплекса стратегической организации, предназначенного для осуществления указанной деятельности.

Вместе с тем в ходе внешнего управления стратегической организации допускается продажа принадлежащего ей имущественного комплекса (предприятия) путем проведения конкурса. При этом государству (Российской Федерации) предоставлено право в течение месяца с момента подписания протокола об итогах торгов приобрести указанное предприятие, заключив договор купли-продажи в качестве покупателя по цене, определенной в результате торгов. Если государство в течение названного срока не воспользуется своим правом, договор купли-продажи имущественного комплекса стратегической организации заключается с победителем торгов. Продажа предприятия должника — стратегической организации может быть осуществлена и в ходе конкурсного производства. При наличии в составе предприятия имущества, изъятого из оборота, это имущество передается конкурсным управляющим его собственнику (ст. 196 Закона о банкротстве).

Что касается банкротства субъектов естественных монополии, то многие правила, регулирующие порядок проведения процедур банкротства этой категории должников, «перекочевали» в Закон о банкротстве из Федерального закона «Об особенностях несостоятельности (банкротства) организаций — субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе».

Общим недостатком норм, регулирующих особенности банкротства как стратегических организаций, так и субъектов естественных монополий, следует признать отсутствие каких-либо специальных правил о назначении арбитражных управляющих, кандидатуры которых, как и при банкротстве обычных должников, подбираются саморегулируемыми организациями. Предпочтительнее был бы порядок, при котором подбор кандидатур для назначения арбитражными управляющими осуществлялся бы государственными органами.

Главная же проблема состоит в том, что законодатель не посчитал необходимым установить особый критерий несостоятельности для этих категорий должников, как это имеет место сегодня, например, в отношении субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, где действует критерий неоплатности, т.е. общую сумму кредиторской задолженности необходимо сравнивать со стоимостью всего имущества такого должника. Следовательно, в отношении организации оборонной промышленности и субъектов естественньк монополий действует общий критерий несостоятельности, применяемый ко всем остальным должникам, а именно критерий неплатежеспособности. Особенность имеется лишь во внешних признаках неплатежеспособности: для возбуждения дела о банкротстве указанных организаций достаточно иметь сумму долга в 500 тыс. рублей, уплата которого просрочена на шесть месяцев.

Складывается впечатление, что именно на банкротство этих категорий должников (организаций оборонно-промышленного комплекса и субъектов естественных монополий) и рассчитан «бизнес на несостоятельности», так основательно урегулированный в новом Законе о банкротстве. Имеется в виду, что отличительной чертой общей направленности проводимой реформы правового регулирования несостоятельности (банкротства) является отнюдь не защита добросовестных должников и их кредиторов, скорее обеспечение интересов крупных финансовых структур, также профессиональных организаций (прежде всего саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и аккредитуемых при них страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг), специализирующихся в области антикризисного управления: первые получают легальную возможность «передела собственности», а последние — постоянный источник дохода за счет имущества обанкротившихся должников (и естественно — за счет их кредиторов).

Поэтому принятие нового Закона о банкротстве вряд ли можно рассматривать в качестве стабилизирующего фактора в этой сложной области правового регулирования экономических отношений. Очевидно, что законодательство не может сохраняться в неизменном виде в течение длительного периода. Следовательно, речь идет лишь об очередной краткосрочной реформе правового регулирования несостоятельности (банкротства).

Дата добавления: 2015-08-14 ; просмотров: 384 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Градообразующее предприятие

Градообразующее предприятие — производственное предприятие, на котором занята значительная или даже основная часть работающих граждан города, посёлка, в связи с чем оно определяющим образом влияет на занятость населения, воздействует на инфраструктуру и социальные проблемы [1] . Города с монопрофильной экономикой, в которых расположены градообразующие предприятия, также называются моногородами.

Содержание

Градообразующие предприятия в СССР

В Советском Союзе доля городов и рабочих посёлков, полностью ориентированных на обслуживание одного производства, доходила до 30-40 %. [2]

Градообразующие предприятия в РФ

Законодательное определение градообразующего предприятия

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О несостоятельности (банкротстве)» (принят ГД ФС РФ 27.09.2002) [3]

Статья 169 трактует градообразующие предприятия следующим образом:

Для целей настоящего Федерального закона градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее двадцати пяти процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта.

Ранее для определения градообразующего предприятия ссылались на Постановление Правительства РФ от 29.08.94 № 1001 однако оно утратило силу

Субъекты РФ могут принимать свои законы, определяющие это понятие.

Список моногородов в России

Здесь приведен неполный список городов образованных на основе градообразующих предприятий. [4]

Также большое количество городов и посёлков Ханты-Мансийского автономного округа и других нефтегазодобывающих регионов.

Градообразующие предприятия в других странах

Похожим образом понятие «градообразующее предприятие» трактуется и в законодательстве некоторых стран СНГ. Например, законом Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» установлено, что к градообразующим относится предприятие, на котором занято не менее 25 % от численности занятых в экономике данного населенного пункта. [5]

Примечания

  1. Современный экономический словарь
  2. Ъ-Приложение Business Guide (41539) — Выставки и достижения
  3. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О несостоятельности (банкротстве)» (принят ГД ФС РФ 27.09.2002)
  4. Список моногородов, в которых в 2010 году начнется модернизация | Справки | Лента новостей «РИА Новости»
  5. Елена ВанкевичГрадообразующие предприятия: напряжение на рынке труда не падает. Экономическая газета (Беларусь) (26.11.2004). Архивировано из первоисточника 23 марта 2012.Проверено 13 июля 2009.

постановление правительства в настоящее время не действует, отменено Указом Президента в связи с принятием закона «О несостоятельности (банкротстве)» критерии отнесения к градообразующим — 25 % численности работающего населения.

  • И.Д. Тургель, Л.И. КрючинаТенденции и проблемы формирования системы моногородов России. ЧиновникЪ (Выпуск №6’05 (40)). Архивировано из первоисточника 23 марта 2012.Проверено 13 июля 2009.
  • Монопрофильные города и градообразующие предприятия. СоИнвест — Союз Инвесторов. Архивировано из первоисточника 23 марта 2012.Проверено 13 июля 2009.
  • Моногорода мёртвых: пенсионный проект Медведева!

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Викифицировать статью.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Градообразующее предприятие» в других словарях:

Вятские Поляны и его градообразующее предприятие — Градообразующим предприятием в г. Вятские Поляны является ОАО ВПМЗ Молот . В разные годы ОАО ВПМЗ Молот выпускал широкую номенклатуру военной и гражданской машиностроительной продукции. Финансово экономическое состояние предприятия стало… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Предприятие — Предприятие самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги[1][2][3]. В современных условиях предприятие является… … Википедия

Научно-производственное предприятие «Исток» — У этого термина существуют и другие значения, см. Исток (значения). Научно производственное предприятие «Исток» Тип Федеральное государственное унитарное предприятие Год основания 1943 Прежние названия НИИ … Википедия

Список моногородов, в которых в 2010 году начнется модернизация — Перечень монопрофильных населенных пунктов, в которых в 2010 году в первоочередном порядке необходимо разработать и начать реализацию комплексных инновационных планов модернизации моногородов, предоставлен Минрегионом РФ. Приводим этот перечень:… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Краснокаменск — У этого термина существуют и другие значения, см. Краснокаменск (значения). Город Краснокаменск Флаг Герб … Википедия

Кириши — У этого термина существуют и другие значения, см. Кириши (значения). Город Кириши Флаг Герб … Википедия

Серов (город) — Город Серов … Википедия

Озёрск (Челябинская область) — Город Озёрск Челябинск 40 Флаг Герб … Википедия

Читать еще:  Как получить землю в ленинградской области бесплатно
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector