Газотранспортная организация это

Постановление Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. N 162 «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. N 162
«Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

7 декабря 2005 г., 10 мая 2010 г., 24 ноября 2011 г., 26 марта 2012 г., 8 августа 2013 г., 19 июня 2014 г., 23 июля 2015 г., 25 ноября 2016 г., 4 февраля, 27 декабря 2017 г., 29 октября, 30 ноября 2018 г.

В целях повышения надежности газоснабжения в Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 426 «Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 18, ст.2132) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила поставки газа в Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1994 г. N 1445 «Об утверждении Правил поставки газа потребителям Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 2, ст.152).

Председатель Правительства
Российской Федерации

Правила
поставки газа в Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. N 162)

С изменениями и дополнениями от:

7 декабря 2005 г., 10 мая 2010 г., 24 ноября 2011 г., 26 марта 2012 г., 8 августа 2013 г., 19 июня 2014 г., 23 июля 2015 г., 25 ноября 2016 г., 4 февраля, 27 декабря 2017 г., 29 октября, 30 ноября 2018 г.

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.

2. Поставщик, газотранспортная и газораспределительная организации и покупатель газа обязаны строго соблюдать правила технической эксплуатации и техники безопасности в целях обеспечения надежного газоснабжения и рационального использования газа.

II. Термины и определения

3. В настоящих Правилах применяются следующие термины и определения:

«газ» — природный, нефтяной (попутный) и отбензиненный сухой газы, добываемые и собираемые газонефтедобывающими организациями и вырабатываемые газонефтеперерабатывающими заводами;

«броня газопотребления» — минимальный объем потребления газа, необходимый для безаварийной, при условии максимального использования резервных видов топлива, работы технологического оборудования покупателей, поставки газа которым в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не могут быть прекращены или уменьшены ниже определенного предела;

«газораспределительные организации» — специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям;

«газотранспортная организация» — обеспечивающая транспортировку газа организация, у которой магистральные газопроводы и газопроводы-отводы находятся в собственности или на иных законных основаниях;

«газотранспортная система» — система газопроводов, соединяющая производителя газа и потребителя газа, включающая магистральные газопроводы, газопроводы-отводы, газораспределительные сети, находящиеся у газотранспортной, газораспределительной организации или покупателя в собственности или на иных законных основаниях;

«невыборка газа» — отбор (получение) покупателем газа в объеме менее суточной нормы поставки газа в случае, если обеспечиваемое поставщиком давление газа в месте его передачи давало покупателю возможность отобрать (получить) газ в установленном договором объеме;

«перерасход газа» — отбор покупателем газа в объеме более суточной нормы поставки;

«расчетный период» — согласованный сторонами договора период, за который должен быть определен объем поставленного газа, произведены взаиморасчеты между поставщиком, газотранспортной, газораспределительной организациями и покупателем за поставленный газ. Расчетный период, согласованный сторонами, указывается в договоре;

«среднесуточная норма поставки газа» — объем поставки газа, определяемый путем деления месячного объема поставки на количество дней соответствующего месяца;

«суточная норма поставки газа» — среднесуточная норма поставки газа или норма, установленная диспетчерским графиком или соглашением сторон;

«транспортировка газа» — перемещение и передача газа по газотранспортной системе.

III. Порядок заключения договоров

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. N 679 пункт 4 изложен в новой редакции

4. До начала использования газа в качестве топлива покупатель должен выполнить технические условия на присоединение к газораспределительной системе газоиспользующего оборудования. Технические условия на подключение к газотранспортной и газораспределительной системе выдаются соответственно газотранспортной или газораспределительной организацией.

Расходы, связанные с подключением объектов поставщика и покупателя газа к газотранспортной системе, производятся за их счет.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2011 г. N 973 в пункт 5 настоящих Правил внесены изменения

5. Поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.

Договор поставки газа должен соответствовать требованиям параграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Баланс газа по Российской Федерации разрабатывается и утверждается Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации исходя из ресурсов газа и прогноза потребности российских потребителей в топливно-энергетических ресурсах. Баланс газа по России носит для поставщиков и покупателей газа рекомендательный характер.

В случае установления отдельным покупателям минимального объема потребления ими газа в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком в договоре по требованию такого покупателя должен быть определен объем поставки газа не менее этого минимального уровня.

Поставка газа лицам, оказывающим услуги по формированию перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2005 г. N 738, осуществляется на основании договора с поставщиком газа, заключенного на срок не менее срока действия договора об оказании услуг по формированию перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии, если иное не установлено соглашением сторон.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства России от 25 ноября 2016 г. N 1245 Правила дополнены пунктом 5.1, распространяющимся на отношения, возникшие из договоров, заключенных до дня вступления в силу названного постановления

5.1. Для заключения договора поставки газа (за исключением договоров поставки газа, заключаемых на организованных торгах) заявитель, имеющий намерение выступить покупателем по такому договору, вправе обратиться к поставщику с заявкой на приобретение газа, в которой указываются полное и сокращенное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), банковские реквизиты, предполагаемый период и дата начала поставки газа, количество и расположение (наименование) точек подключения и газоиспользующее оборудование по каждой из них, запрашиваемый к поставке объем газа на весь предполагаемый период действия договора (или годовой объем газа) с разбивкой по месяцам и кварталам по каждой или по всем точкам подключения.

К заявке на приобретение газа прилагаются копии:

учредительных документов юридического лица или паспорта индивидуального предпринимателя;

свидетельства о государственной регистрации юридического лица или свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

документов, подтверждающих полномочия лиц на подписание договора от имени покупателя;

документов, подтверждающих принадлежность газоиспользующего оборудования (объектов газоснабжения) заявителю на праве собственности или на ином законном основании, и технических паспортов на указанное оборудование;

акта о подключении (технологическом присоединении) или акта о присоединении объекта к газораспределительным сетям, по которым может осуществляться подача газа заявителю. Если подключение (технологическое присоединение) указанного объекта осуществлено до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», указанные документы прилагаются к заявке на приобретение газа при их наличии;

Читать еще:  Авто в аресте что делать

документов, подтверждающих, что доля поставки тепловой энергии в адрес бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, казенных предприятий, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, в общем объеме поставляемых покупателем товаров и оказываемых услуг составляет более 75 процентов (представляются субъектами теплоснабжения с указанной долей поставляемой тепловой энергии);

документа, подтверждающего установление брони газопотребления.

Копии документов, предусмотренных настоящим пунктом, заверяются лицами, выдавшими (составившими) такие документы, или лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на совершение действий по заверению копий таких документов.

Заявка на приобретение газа и приложенные к ней документы (при условии их соответствия требованиям настоящего пункта) рассматриваются поставщиком в течение 30 дней с момента их поступления. В указанный 30-дневный срок поставщик направляет заявителю предложение о заключении договора поставки газа (подписанный поставщиком проект договора) или письменный мотивированный отказ в его заключении.

6. Преимущественное право на заключение договоров поставки газа имеют покупатели газа для государственных нужд, для коммунально-бытовых нужд и населения, а также покупатели, заключившие договоры на поставку газа ранее, — на пролонгацию этих договоров.

См. Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549

«газотранспортная организация»

«газотранспортная организация» — обеспечивающая транспортировку газа организация, у которой магистральные газопроводы и газопроводы-отводы находятся в собственности или на иных законных основаниях;

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации . academic.ru . 2015 .

Смотреть что такое «»газотранспортная организация»» в других словарях:

Газотранспортная организация — организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях;. … … Официальная терминология

газотранспортная организация — Организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях.… … Справочник технического переводчика

ГАЗОТРАНСПОРТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях … Юридическая энциклопедия

Независимая газотранспортная организация — организация, оказывающая услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим ей на праве собственности или на ином законном основании, а также являющаяся независимой от организаций собственников систем газоснабжения (Единой системы… … Официальная терминология

независимая газотранспортная организация — Организация, оказывающая услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим ей на праве собственности или на ином законном основании, а также являющаяся независимой от организаций собственников систем газоснабжения (Единой системы… … Справочник технического переводчика

Постановление 162: Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации — Терминология Постановление 162: Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации: броня газопотребления минимальный объем потребления газа, необходимый для безаварийной, при условии максимального использования резервных видов топлива,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ОРГАНИЗАЦИЯ ГАЗОТРАНСПОРТНАЯ — ГАЗОТРАНСПОРТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ … Юридическая энциклопедия

Газотранспортная организация

«. газотранспортная организация — организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях;. «

Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 07.11.2011) «О газоснабжении в Российской Федерации»

Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое «Газотранспортная организация» в других словарях:

газотранспортная организация — Организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях.… … Справочник технического переводчика

«газотранспортная организация» — обеспечивающая транспортировку газа организация, у которой магистральные газопроводы и газопроводы отводы находятся в собственности или на иных законных основаниях; Источник: Постановление 162: Об утверждении Правил поставки газа в Российской… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГАЗОТРАНСПОРТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях … Юридическая энциклопедия

Независимая газотранспортная организация — организация, оказывающая услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим ей на праве собственности или на ином законном основании, а также являющаяся независимой от организаций собственников систем газоснабжения (Единой системы… … Официальная терминология

независимая газотранспортная организация — Организация, оказывающая услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим ей на праве собственности или на ином законном основании, а также являющаяся независимой от организаций собственников систем газоснабжения (Единой системы… … Справочник технического переводчика

ОРГАНИЗАЦИЯ ГАЗОТРАНСПОРТНАЯ — ГАЗОТРАНСПОРТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ … Юридическая энциклопедия

Постановление 162: Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации — Терминология Постановление 162: Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации: броня газопотребления минимальный объем потребления газа, необходимый для безаварийной, при условии максимального использования резервных видов топлива,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Сланцевый газ — (Shale gas) Сланцевый газ (Shale gas) это природный газ Сланцевый газ (Shale gas) это состав,технология и методы добычи сланцевого газа, а также оценка запасов сланцевого газа в мире Содержание >>>>> Сланцевый газ (Shale gas) это, определение… … Энциклопедия инвестора

система — 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

СТО Газпром 2-3.5-454-2010: Правила эксплуатации магистральных газопроводов — Терминология СТО Газпром 2 3.5 454 2010: Правила эксплуатации магистральных газопроводов: 3.1 авария на опасном производственном объекте ОАО «Газпром»; авария: Разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на действующих… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Газотранспортная организация

Газотранспортная организация — организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях. [1]

Деятельность газотранспортных организаций Мингазпрома оценивается по объемам транспорта газа. Это Министерство, действуя в соответствии с поставленной перед ним экономической целью, принимает в первую очередь меры по обеспечению общчх объемов транспорта газа, вне зависимости от того, какой газ подлежит транспортированию-нефтяной или природный. Такое положение обусловило длительное отставание строительства некоторых объектов для внешнего транспорта нефтяного газа. [2]

С территорий газотранспортных организаций атмосферные воды, которые могут быть загрязнены конденсатом, метанолом, нефтепродуктами или маслами, а также сточные воды от производственных зданий и установок должны отводиться через закрытую систему производственно-ливневой канализации. На всех выпускных линиях из производственных зданий и установок в производственно-ливневую канализацию необходимо предусматривать гидравлические затворы. Запрещается спуск в канализацию токсичных веществ и продуктов, кислот, щелочей, конденсата и масел даже в аварийных ситуациях. Для слива указанных продуктов должны быть установлены специальные емкости. Промывка оборудования, аппаратуры и трубопроводов водой со спуском промывочных вод в канализацию допускается только после полного их освобождения от продукта, конденсата и масел. Промышленные сточные воды, содержащие токсичные вещества, например метанол, перед их спуском в водоемы должны подвергаться очистке или нейтрализации. [3]

Читать еще:  Замощение как объект недвижимости

Примечание: нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. [4]

Разработана Инструкция, предназначенная для специалистов газотранспортных организаций ОАО Газпром, а также организаций, выполняющих обследование, ремонт и экспертизу технического состояния газопроводов, подверженных КРН. [5]

Поэтому для повышения надежности газоснабжения инженерно-технические работники нефтегазодобывающих и газотранспортных организаций должны хорошо знать условия образования гидратов, уметь правильно и своевременно принимать меры по предупреждению возникновения и ликвидации гидратных пробок. [6]

Рентгеновские блоки находят все более широкое применение в газотранспортных организациях РАО Газпром для решения задач диагностики, возникающих при эксплуатации магистральных газопроводов. [7]

Снижение объемов диагностических работ в 2005 г. связано с процессом передачи газотранспортными организациями объектов газовых хозяйств в ОАО Газпромрегионгаз. Однако в 2006 г. планом ОАО Газпром предусматривается диагностирование около 500 км стальных подземных газопроводов и 200 ГРП в семи газотранспортных обществах. [8]

Кодекса предусмотрено освобождение от налогообложения операции по использованию природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. [9]

ООО ВНИИГАЗ разработано трехслойное заводское полиэтиленовое покрытие, исключающее зарождение КРН; совместно с газотранспортными организациями разработана технология обследования и ремонта газопроводов, подверженных КРН в протяженных шурфах. В 1999 — 2000 гг. по указанной технологии проведены обследования газопроводов в ООО: Баштрансгаз, Севергазпром, Пермтранс-газ. По результатам обследований выявлено более 2000 стресс-коррозионных дефектов, заменено более 4 км дефектных труб. [10]

Проблема задолженности потребителей газа перед ГРО порождает проблему задолженности газораспределительных организаций перед поставщиками газа и перед газотранспортными организациями . [11]

Правительство Российской Федерации постановлением от 22 января 2001 г. № 45 О порядке утверждения нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды установило, что нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды утверждаются Минэнерго России по согласованию с Минэкономразвития России и направляются в МНС России и Минфин России. [12]

Не подлежат налогообложению закачка природного газа в пласт для поддержания пластового давления и в подземные хранилища, а также использование его на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах установленных нормативов. [13]

В настоящее время услуги по сезонному регулированию не выделены в отдельный вид бизнеса и тарифы на них включены в цены газа у потребителей, что не создает у газотранспортных организаций ( которым подчинены ПХГ) заинтересованности в развитии этих услуг. [14]

Правительство Российской Федерации постановлением от 22 января 2001 г. № 45 О порядке утверждения нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды установило, что нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды утверждаются Минэнерго России по согласованию с Минэкономразвития России и направляются в МНС России и Минфин России. [15]

Субъекты договора газоснабжения

Согласно федерального закона « О газоснабжении в РФ» субъектами данного вида договора могут быть.

Газотранспортная организация — организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях.

Независимая организация — организация, которая осуществляет производство и поставки газа и является независимой от организаций — собственников систем газоснабжения и организаций — собственников газораспределительных систем. Конкретизирующие данное понятие разъяснения даны в Положении об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе российского акционерного общества «Газпром», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 858. Согласно данному Положению «независимая организация» — это организация, не являющаяся организацией системы ОАО «Газпром» (независимые производитель, поставщик, потребитель газа) Помимо этого, смысл данного понятия может быть раскрыт от обратного. Так, согласно упомянутому Положению организацией системы ОАО «Газпром» является открытое акционерное общество «Газпром», дочернее или зависимое от ОАО «Газпром» хозяйственное общество, а также иная организация, контролируемая ОАО «Газпром». Таким образом, независимой организацией является юридическое лицо, не подпадающее под указанные признаки;

Газотранспортная организация — организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях. Газотранспортными организациями являются республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации газового хозяйства, являющиеся специализированными организациями по эксплуатации местных газораспределительных сетей в населенных пунктах, оказывающие услуги по транзиту газа по своим сетям;

Поставщик (газоснабжающая организация) — собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам.

Согласно определению ст. 506 ГК РФ поставщиком является продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность. Федеральной закон от 14 апреля 1995 N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» раскрывает понятие энергоснабжающей организации, под которой понимается коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.

Вопрос, связанный с определением статуса поставщика газа, имеет большое практическое значение. Так, например, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью «Краснодаррегионгаз» о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Краснодарского края от 10.06.2004 по делу N А32-7490/2004-58/3 и Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.12.2004 по тому же делу.

Общество с ограниченной ответственностью «Краснодаррегионгаз» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными решения Краснодарского территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 12.02.2004 о признании действий общества нарушением антимонопольного законодательства и предписания от 12.02.2004 N 1 о прекращении таких нарушений. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Северскаярайгаз».

Решением суда первой инстанции от 10.06.2004 в удовлетворении заявления обществу «Краснодаррегионгаз» отказано. Постановлением суда апелляционной инстанции от 15.09.2004 решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа Постановлением от 14.12.2004 Постановление суда апелляционной инстанции отменил, решение суда первой инстанции оставил в силе.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд РФ, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановления суда кассационной инстанции общество «Краснодаррегионгаз» просит отменить эти судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. В отзыве на заявление антимонопольный орган просит оставить названные судебные акты в силе как принятые в соответствии с действующим законодательством.

Общество «Северскаярайгаз», являясь газораспределительной организацией и имея договоры на поставку газа потребителям на 2003 г., в декабре 2003 г. направило в адрес общества «Краснодаррегионгаз» два экземпляра проекта договора поставки газа на 2004 г. и техническое соглашение к договору. Общество «Краснодаррегионгаз» проект договора не акцептовало, протокол разногласий не представило, одновременно известив газораспределительные организации и Департамент социальной защиты населения Краснодарского края письмами от 15.12.2003 N 67/2406 и от 18.12.2003 N 14/2431 о том, что поставка газа потребителям будет осуществляться на основании прямых договоров между поставщиком (ООО «Краснодаррегионгаз») и потребителями газа.

Антимонопольный орган при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с заявлением общества «Северскаярайгаз» исходил из того, что общество «Краснодаррегионгаз» занимает доминирующее положение на краевом рынке оптовой реализации природного газа и включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов. В решении антимонопольного органа от 12.02.2004 отказ общества «Краснодаррегионгаз» от заключения договора с обществом «Северскаярайгаз», при наличии возможности поставки газа расценен как необоснованный, а его действия — создающие препятствия доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам, ущемляющие интересы хозяйствующего субъекта, которые могут привести к ограничению конкуренции, т.е. признаны нарушающими п. 1 ст. 5 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Предписанием от 12.02.2004 N 1 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства обществу «Краснодаррегионгаз» предложено в срок до 04.03.2004 заключить с обществом «Северскаярайгаз» договор поставки газа и отозвать письма от 15.12.2003 N 67/2406 и от 18.12.2003 N 14/2431.

Читать еще:  Как узнать кадастровый номер здания по адресу

Отказывая обществу «Краснодаррегионгаз» в удовлетворении заявленных требований, суды первой и кассационной инстанций сослались на Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ» (в редакции Постановления от 22.05.2002 N 328), согласно которому право на получение платы за снабженческо-сбытовые услуги имеют любые организации, осуществляющие поставку газа конечным потребителям.

Суды этих инстанций сочли, что отказ общества «Краснодаррегионгаз» от заключения договора на поставку газа нарушает интересы общества «Северскаярайгаз», так как лишает его возможности являться поставщиком газа, а следовательно, права на установление и получение от потребителей платы за снабженческо-сбытовые услуги. Тем самым общество «Краснодаррегионгаз» допустило нарушение антимонопольного законодательства в виде устранения конкуренции на рынке газоснабжения и ущемления интересов хозяйствующего субъекта.

По мнению вышестоящего суда, выводы судов первой и кассационной инстанций нельзя признать обоснованными ввиду следующего: статья 5 Закона о конкуренции запрещает хозяйствующим субъектам злоупотреблять доминирующим положением на рынке, в том числе необоснованно отказываться от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства и поставки соответствующего товара. Согласно ст. 26 Закона РФ от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ» организациям — собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможностей его транспортировки. Таким образом, нарушением антимонопольного законодательства может быть признан необоснованный отказ поставщика газа от заключения договора с отдельным потребителем.

Исходя из ст. 2 Закона «О газоснабжении в РФ» поставщиком (газоснабжающей организацией) является собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющее поставки газа потребителям по договорам; потребителем газа — юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья. Как следует из ст. 18 названного Закона, поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством РФ правилами поставок газа и правилами пользования газом в РФ.

Согласно ст. 7 Закона «О газоснабжении в РФ» и подп. «б» п. 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 N 317, газораспределительная организация — это специализированная организация, которая осуществляет эксплуатацию предназначенной для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям газораспределительной системы и оказывает услуги, связанные с подачей газа потребителям.

Из проекта договора поставки газа и технического соглашения к нему следует, что общество «Северскаярайгаз» было намерено приобретать газ для последующей перепродажи потребителям, следовательно, ни потребителем (за исключением объемов, необходимых для собственных нужд), ни поставщиком газа в смысле Закона о газоснабжении оно не является.

Таким образом, отказ общества «Краснодаррегионгаз» от заключения договора поставки газа с обществом «Северскаярайгаз» основан на законодательстве о газоснабжении и не является нарушением антимонопольного законодательства, запрещающего необоснованный отказ от заключения договора.

Доказательств того, что общество «Краснодаррегионгаз» создает обществу «Северскаярайгаз» препятствия в осуществлении свойственной ему деятельности и доступе на рынок в сфере газоснабжения, в материалах дела нет См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2005 N 3007/05 по делу N А32-7490/2004-58/3 // Вестник ВАС РФ. 2005. N 11. ;

Потребитель газа (абонент, субабонент газоснабжающей организации) — юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья. Приобретение статуса потребителя газа, как и приобретение статуса поставщика, также имеет большое практическое значение.

Что же касается прав и обязанностей субъектов данного вида договора, то они схожи с правами и обязанностями субъектов по договору электроснабжения.

К правам энергоснабжающих организаций следует отнести право требования своевременной и полной оплаты за поставленную энергию и ресурсы (газ, воду); право контролировать приборы учета и другие технические устройства; право давать разрешение абонентам на присоединение к сетям; обязанность подачи нужного количества и качества предоставляемого ресурса.

Потребитель обязан обеспечивать безопасность использования энергии, для чего необходимо поддерживать в надлежащем техническом состоянии составные части присоединенной сети, находящиеся в его ведении (п. 1 ст. 543 ГК). Эта обязанность не распространяется на граждан, использующих энергию для бытовых нужд (п. 2 ст. 543 ГК). Однако граждане-потребители должны соблюдать правила техники безопасности при пользовании энергией, в том числе поддерживать в исправном состоянии соответствующие устройства и приборы (краны, газовые и электрические плиты, внутриквартирную электропроводку и т.п.).

Ответственность за техническое состояние и проверку контрольно-измерительных приборов учета газа несут организации, которым приборы принадлежат. Каждая из сторон договора обязана обеспечить представителю другой стороны возможность проверки в любое время работоспособности контрольно-измерительных приборов, наличия действующих свидетельств их проверки, а также документов об учете и использовании газа покупателем.

В случаях неудовлетворительного состояния газоиспользующих установок покупателя, создающих аварийную ситуацию и угрозу для обслуживающего персонала и населения, поставка газа должна быть немедленно прекращена без предварительного предупреждения по представлению органов контроля за безопасностью использования газа. Решение о прекращении поставки газа действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для принятия такого решения.

Поставщик, газотранспортная или газораспределительная организация и покупатель несут в установленном порядке ответственность за техническое состояние принадлежащих им объектов газоснабжения и соблюдение оперативно-диспетчерской дисциплины. Поставщик, газотранспортная и газораспределительная организация и покупатель обязаны немедленно сообщать друг другу об авариях и неисправностях на объектах газоснабжения, ведущих к нарушению режима поставки либо приема газа (п. п. 33 — 38 Правил поставки газа).

Сторона, ведущая учет газа, ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, составляет акт об объеме переданного газа, в котором отражаются ежесуточные объемы приема-передачи газа. При несогласии одной из сторон с определением объема переданного газа она подписывает акт, изложив особое мнение. При наличии разногласия стороны вправе обратиться в суд. До принятия решения судом объем переданного газа устанавливается в соответствии с показаниями контрольно-измерительных приборов стороны, передающей газ.

Поставщик обязан обеспечить качество газа в соответствии с нормативными требованиями. Он вправе уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ или за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством РФ.

Очевидно, что нормы, содержащиеся в Правилах поставки газа, по сути, представляют собой специальные правила, детализирующие нормы ГК о договоре энергоснабжения, а не о договоре поставки. При этих условиях предусмотренное правилами субсидиарное применение к этим отношениям правил ГК о договоре поставки может породить множество трудноразрешимых проблем.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector