Фонд как некоммерческая организация

Общие аспекты фонда как некоммерческой организации

Понятие, признаки и источники формирования фондов

Фондом признается некоммерческая организация, в которой нет членства. Фонд учреждается гражданами и /или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Данная форма организации создается для достижения социальных, культурных, образовательных и других общественно-полезных целей. Выйти из числа учредителей Фонда невозможно. Это связано с тем, что понятие учредитель в данном случае — это лицо, создавшее организацию. Учредители Фонда не несут ответственность по обязательствам созданного ими фонда. Фонд так же не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд имеет право заниматься предпринимательской деятельностью. Но предпринимательством можно заниматься только в факультативном порядке и в двух формах:

  • 1) Непосредственной — деятельность осуществляется в пределах видов деятельности, обозначенных в Уставе Фонда;
  • 2) Принятие участия в хозяйственных обществах. В этом случае вся прибыль, полученная в данном случае должна быть направлена на цели, которые перечислены в Уставе Фонда.

Гражданский кодекс впервые в качестве юридических лиц выделяет фонды, дает определение фонда, закрепляет их правовой и имущественный статус.

Исходя из определения, можно выделить следующие характерные признаки фондов:

  • а) фонды относятся к некоммерческим организациям;
  • б) фонды не являются членскими организациями;
  • в) фонды могут учреждаться как физическими, так и (или) юридическими лицами;
  • г) фонды создаются на основе добровольных имущественных взносов;
  • д) фонды должны осуществлять социальные, благотворительные, культурные и иные общественно полезные цели.

В то же время, основным признаком фонда следует считать обязательное формирование имущества для реализации уставных целей.

Поскольку фонды являются некоммерческими организациями, на них распространяется Закон о некоммерческих организациях, а на благотворительные фонды — Закон о благотворительной деятельности.

В соответствии с абз. 2 п. 1 статьи 118 ГК имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда.

Статья 118 ГК не раскрывает всех возможных источников формирования имущества фондов. Только указано, что фонд учреждается на основе «добровольных имущественных взносов». Под добровольными имущественными взносами следует, прежде всего, иметь в виду имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем). В этом случае переданное имущество перестает быть собственностью учредителей и становится собственностью фонда. Фонд может иметь и другие источники формирования обособленного у него имущества, а именно: различного рода пожертвования; поступления от проводимых в соответствии с уставом мероприятий, например лекций, выставок, лотерей и т.д.; доходы, получаемые от соответствующей уставу предпринимательской деятельности; другие, не запрещенные законом поступления. [12, С.164]

Особенность реализации имущества фонда состоит в том, что оно должно использоваться не на реализацию внутренних интересов фонда, а на общественно полезные цели. Поэтому учредители и лица, осуществляющие управленческие функции в фонде, не вправе использовать имущество в своих интересах.

В определении, данном в статье 118 ГК, указано, что фонд учреждается как некоммерческая не имеющая членства организация, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Эти цели должны быть закреплены в уставе фонда. Учитывая общественно полезную направленность целевых задач фондов, многие из них являются благотворительными. Понятие благотворительной деятельности и статус благотворительной организации, в том числе благотворительных фондов, разработаны в Законе о благотворительной деятельности. Под благотворительной деятельностью фондов следует понимать деятельность по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.

Пункт 2 статьи 118 ГК предоставляет фондам право заниматься предпринимательской деятельностью при наличии двух условий:

  • а) эта деятельность должна быть необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд;
  • б) она должна соответствовать этим целям.

Первое условие означает, что доходы от предпринимательской деятельности должны служить источником формирования имущества, которое используется только на реализацию уставных целей. Второе условие предполагает, что предпринимательская деятельность фондов по своей направленности должна ограничиваться сферой уставных целей фонда. Согласно п. 2 статьи 118 ГК для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать только хозяйственные общества или участвовать в них. Таким образом, создание различного рода товариществ для фондов полностью исключается. Между тем в соответствии со ст. 37 Закона об общественных объединениях общественным фондам предоставляется возможность создавать не только хозяйственные общества, но и хозяйственные товарищества.

Фонды приобретают права юридического лица после их государственной регистрации со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Являясь юридическим лицом, фонды обладают специальной правоспособностью, определяемой целями и задачами, указанными в уставе. В качестве юридического лица фонд отвечает по своим обязательствам созданным и обособленным у него имуществом. Учредители (участники) фонда не отвечают по обязательствам созданного ими фонда. В свою очередь, фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей (участников). На основании ст. 48 ГК фонд как юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

От имени фонда права юридического лица осуществляет его постоянно действующий орган управления согласно компетенции, закрепленной в уставе. В фондах создаются попечительские советы, которые являются не органами управления, а органами надзора. Попечительский совет осуществляет надзор за соответствием деятельности фонда законодательству и уставу, за правильностью принятия другими органами фонда решений и за обеспечением их исполнения, а также за использованием средств фонда и др. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах. Порядок формирования и деятельности попечительского совета определяется уставом фонда. Уставом фонда может быть предусмотрено также создание контрольно-ревизионного органа, к компетенции которого относится проверка финансово-хозяйственной деятельности фонда. [14, С. 40-41]

Пошаговая инструкция регистрации фонда на 2019 год

Под фондом принято понимать систему идей и ресурсов, используемую для достижения определенных целей некоммерческого характера. В РФ фондом принято считать некоммерческую организацию, которая учреждена силами граждан и юридических лиц на базе имущественных взносов. Она обычно преследует общественно-полезные, социально-культурные, образовательные, благотворительные цели.

В статье будут рассмотрены виды фондов, существующих в настоящее время, их характеристики, а также пошаговая инструкция создания и регистрации.

Разница между фондом и другими некоммерческими организациями

Фонд представляет распространенную организационно-правовую форму некоммерческих организаций, которая учреждена посредством объединения имущественных взносов. В сравнении с другими формами НКО фонд имеет большое количество особенностей:

  1. Основание происходит на членстве, так что за участниками не закрепляется обязательство по принятию участия в деятельности фонда, но право на управление его делами также отсутствует.
  2. Данная организация выступает в качестве полноправного собственника входящего в состав имущества, а учредители не несут ответственность по долговым обязательствам.
  3. Если фонд будет ликвидирован, имущество, сохранившееся вследствие погашения долгов, не подлежит распределению между учредителями и членами.
  4. Данная НКО имеет ограниченную правоспособность. В связи с этим имеется право на осуществление только той деятельности, которая соответствует целям ее формирования. Они прописываются в уставе.
  5. За фондом не закреплено право на принятие участия в товариществах, а его создатели не могут быть органами государственной власти и местного самоуправления.
  6. Имущественная работа фонда должна производиться публично. Чтобы обеспечить надзор за соответствием нормам и положениям, формируется соответствующий попечительский совет, а также контрольно-ревизионный отдел.
  7. Члены организации занимаются исполнением своих непосредственных обязанностей на общественных началах, добровольно и не получают за это вознаграждение.

Виды и особенности

На практике существует несколько разновидностей фондов. Стоит рассмотреть их особенности и характеристики по отдельности.

Благотворительный

Благотворительный фонд – это НКО. Он учрежден за счет объединения нескольких взносов имущественного характера. Цель его создания и существования – ведение благотворительной деятельности.

В качестве регламента по порядку регистрации и ведения деятельности выступает устав. Существует два варианта получения средств на деятельности организации:

  • поиск спонсора в лице мецената (государства или организации);
  • самостоятельный заработок.

Нельзя принимать участие в благотворительных фондах структурам государственной власти, местного самоуправления, предприятиям государственного и муниципального значения. Благотворительные фонды не вправе принимать участие в хозяйственных обществах наряду с иными юридическими лицами.

В качестве регламента в отношении деятельности этой организации выступает ФЗ №135 от 11 августа 1995 года. Обязательным является формирование попечительского совета в лице контролирующей структуры.

Цель ее формирования – надзор за деятельностью организации и использованием ее средств. Попечительский совет, созданный в рамках фонда, имеет право на обращение в судебные инстанции, заявив о необходимости ликвидации предприятия.

Читать еще:  Где можно пройти техосмотр автомобиля

Как устроен типичный благотворительный фонд? Ответ на вопрос — ниже на видео.

Общественный

Это одна из разновидностей НКО, не предусматривающих членство. Цель создания состоит в формировании имущества и его последующего применения для общественных целей.

  1. Обеспечение социальной поддержки граждан и их защиты, а также совершенствование имеющегося материального положения малообеспеченных слоев населения.
  2. Проведение социальной реабилитации безработных лиц и граждан с инвалидностью, которые в силу обстоятельств не в состоянии действовать самостоятельно.
  3. Подготовка граждан к преодолению результатов бедствий стихийного характера, катастроф экологического, промышленного типа.
  4. Оказание всесторонней помощи и поддержки лицам, пострадавшим по причине репрессий, терактов, природных факторов.
  5. Содействие совершенствованию мира и дружбе между различными народностями.
  6. Трактовка понятия института семьи и его укрепление в обществе.
  7. Содействие в ходе получения образования и просвещения граждан в научной, культурной, социальной сфере.
  8. Поддержание стандартов и принципов здравоохранения, агитация по здоровому образу жизни.
  9. Пропаганда спорта.
  10. Защита окружающей среды и исторических объектов.

Некоммерческая организация

Это НКО, и она не предполагает членства и учреждается физическими, юридическими лицами на базе взносов, совершенных в добровольном порядке. Создание может производиться в целях оказания всесторонних услуг, связанных с образованием, культурой, здравоохранением, наукой, спортом.

В качестве регламента в данном направлении выступает ФЗ №7 от 12 января 1996 года. В соответствии с ним некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность и достигать целей, для которых она формировалась. Однако распределение прибыли между учредителями не происходит.

Право на имущество у учредителей не сохраняется, как и ответственность по обязательствам. Организаторы не имеют никаких привилегий по сравнению с участниками НКО и могут применять ее услуги равноправно с другими лицами на аналогичных условиях.

Надзор и контроль деятельности осуществляется в порядке, который прописан в учредительной документации. В качестве высшего коллегиального управленческого органа выступает общее учредительское собрание, совет или правление.

Учреждение

Под учреждением принято понимать НКО, которая была сформирована собственниками в целях решения управленческих и социальных задач. Она может спонсироваться организатором полностью или частично.

Собственником может быть юридическое или физическое лицо, а также образование муниципального значения, государственное учреждение. Есть вероятность участия нескольких собственников. В качестве базового учредительного документа выступает устав, утверждением которого занимается собственник.

Учреждение несет прямую и непосредственную ответственность по обязательствам, которые пребывают в его распоряжении. Если денежных средств в наличии для решения задач недостаточно, и погасить ими долги невозможно, они взыскиваются с участием собственника организации.

Наряду с этим учредитель имеет право наделить учреждение правом осуществления коммерческой деятельности. Полученные от нее доходы подлежат обязательному учету на балансе и являются средствами хозяйственной деятельности.

Нежилой фонд представляет комплекс помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данное понятие приведено в ст. 7.24 КоАП РФ.

В законе сказано, что нежилой фонд включает здания, постройки, сооружения и отдельные помещения, включая встроено-пристроенные территории, которые не признаны жилыми и не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилому фонду.

К учету нежилого фонда принято относить первичную техническую инвентаризацию, которая проводится силами органа технического учета и БТИ.

Пошаговая инструкция регистрации

Пошаговая инструкция прохождения регистрационной процедуры включает следующее:

  1. Подготовка требуемого набора документов.
  2. Уплата государственной пошлины.
  3. Нотариальное подтверждение заявления.
  4. Подача документации в Министерство юстиции по месту жительства и регистрации.
  5. Ожидание принятия решения регистрирующим органом.
  6. Выдача бумаг, выступающих в качестве официального подтверждения прохождения процедуры официального оформления.

Средняя продолжительность регистрации составляет месяц. Размер пошлины, которая взимается за его прохождение, равен 4000 руб. Документы, обязательные к подаче, следующие:

  • заявление, составленное в соответствии с формой РН0001, включающее сведения о ФИО, адресе, коде деятельности, составленное в двух экземплярах;
  • учредительные документы (устав), подаваемые в количестве трех штук, с наименованием фонда, целями его организации и деятельности, адресе, сведениями об управляющих структурах;
  • протокол о создании организации, он необходим в случае, если количество учредителей – два и более, если учредитель один, оформляется единоличное решение;
  • копия свидетельства о праве собственности / гарантийного письма;
  • сведения о лицах, являющихся учредителями фирмы, в частности, об ИНН, ОГРН, названиях, адресах, контактных данных;
  • квитанция об оплате государственной пошлины в оригинальном и отксерокопированном варианте.

Все документы должны быть тщательно прошиты и пронумерованы, а также подписаны лицом, выступающим в качестве заявителя. Документы может подавать, в том числе, доверенное лицо. Общая длительность процедуры регистрации равна 30 дням.

Сложности и возможные риски

Регистрация фонда представляет длительный и кропотливый процесс. В связи с этим не каждый учредитель сможет выполнить эту задачу грамотно. Дело в том, что регистрация проводится в Министерстве Юстиции, которое на регулярной основе меняет регламент.

Если в документации допущены ошибки, и она не соответствует нормативу, Минюст может отказать. Немаловажную роль играет завышение требований к юридическому адресу фонда.

Таким образом, фонды представлены в нескольких видах. Регистрация предполагает строгое соблюдение пошагового алгоритма действий, соблюдая который можно избежать ошибок и недочетов.

О регистрации некоммерческой организации в виде фонда — ниже на видео.

Фонд как некоммерческая организация

  • Фонд как некоммерческая организация
  • Какие бывают некоммерческие организации
  • Как заработать на благотворительности

Фонд: основы деятельности

Правовое положение и порядок осуществления деятельности фондов регулируются федеральными законами «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях» и «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Значительная часть вопросов деятельности некоммерческих фондов отражена в Гражданском кодексе РФ.

Фонд – разновидность некоммерческой организации. В нем не предусмотрено членство. Учредить фонд могут граждане или юридические лица, которые на добровольной основе вносят для этой цели имущественные взносы. Создается такая некоммерческая организация для осуществления культурных, образовательных, благотворительных или иных целей, обладающих общественной полезностью.

Все имущество, которое передают в фонд его учредители, становится собственностью этой организации. Фонд при этом не отвечает по обязательствам учредивших его лиц, а они не отвечают по имеющимся обязательствам фонда. Использовать свое имущество фонд может исключительно для целей, которые четко определены в уставе организации. Обязательным требованием является ежегодная публикация фондом отчетов об использовании имущества организации.

Некоммерческий фонд имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, но только в том случае, когда таковая соответствует целям фонда и требуется для выполнения стоящих перед фондом уставных задач. Чтобы заниматься предпринимательством, фонд имеет право создавать хозяйственные общества, равно как и участвовать в деятельности уже созданных структур такого типа.

Особенности благотворительных фондов

Чаще всего на практике встречаются благотворительные фонды, чья деятельность имеет свои особенности. Например, благотворительный фонд не имеет права использовать средства и свое имущество для поддержки политических движений, групп и партий. Не может такая организация также участвовать в хозяйственных обществах вместе с иными лицами.

Высший орган управления благотворительного фонда должен быть коллегиальным. Члены высшего органа вправе выполнять свои обязанности лишь в качестве добровольцев. Существуют также ограничения на участие в высшем органе тех лиц, которые являются работниками исполнительного органа благотворительного фонда. Должностные лица такого фонда не могут занимать должности в организациях, учредителем которых является благотворительный фонд.

Поскольку фонд не основан на принципах членства, его учредители могут и не участвовать в деятельности этой организации. За ними остается право влиять на дела фонда через органы его управления.

Формы некоммерческих организаций

Некоммерческая организация – это организация, которая не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками.

Особенности некоммерческих организаций.

  1. Могут создаваться в любых формах, которые предусмотрены Гражданским кодексом и другими законами.
  2. Вправе осуществлять только те виды деятельности, которые предусмотрены их учредительными документами.
  3. Вправе заниматься предпринимательской деятельностью постольку, поскольку это служит достижению поставленных целей.
  4. Некоммерческие организации не признаются несостоятельными (банкротами) по решению суда, в случае если они не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Исключение составляют потребительские кооперативы и фонды.

Этапы государственной регистрации.

Первый этап: принятие решения о регистрации некоммерческой организации.

Учредители принимают решение о регистрации некоммерческой организации и передают необходимые документы в уполномоченный орган до истечения 3-х месячного срока с момента принятия решения о регистрации. В Москве уполномоченным органом является Главное управление Министерства юстиции РФ.

Второй этап: направление в регистрирующий орган документов для внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Уполномоченный орган не позднее 14-ти рабочих дней с момента получения документов должен принять решение о регистрации некоммерческой организации и перенаправить указанные документы в регистрирующий орган для внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Читать еще:  Как получить кадастровый номер на землю

Третий этап: внесение сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Регистрирующий орган не позднее 5-ти рабочих дней с момента получения документов вносит сведения о государственной регистрации некоммерческой организации в Единый государственный реестр юридических лиц.

Четвертый этап: выдача заявителю свидетельства о государственной регистрации.

Уполномоченный орган выдает свидетельство о государственной регистрации в течение 3-х рабочих дней с момента получения информации от регистрирующего органа о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Виды некоммерческих организаций.

1) Фонд – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов.

Цели создания: социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные.

  • Нет членства и участников
  • Ликвидация только по суду
  • Устав меняется по решению органов Фонда (если допустимо по Уставу) или судом
  • Надзор осуществляет попечительский совет (на общих началах)

2) Автономная некоммерческая организация – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов.

Цели создания — предоставление услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта, и иных услуг.

  • Нет членства
  • Учредители теряют право на переданное имущество
  • Осуществляет предпринимательскую деятельность, для которой создано
  • Учредители вправе пользоваться услугами организации наравне с другими

3) Союзы и Ассоциации – объединение юридических лиц и (или) граждан.

Цели создания — представление и защиты общих имущественных интересов.

  • Члены Союза несут субсидиарную ответственность по его обязательствам
  • При выходе из Союза члены несут субсидиарную ответственность в течение двух лет
  • Члены вправе безвозмездно пользоваться услугами Союза

4) Государственная корпорация – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ путем принятия федерального закона на основе имущественного взноса.

Цели создания — осуществление социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

  • Нет членства
  • Для создания не требуется учредительных документов

5) Частные учреждения – некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом).

Цели создания — осуществление управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

  • Имущество закрепляется на праве оперативного управления (субсидиарная ответственность)
  • Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным, автономным или казенным
  • Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества

6) Потребительский кооператив – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства.

Цели создания – удовлетворение материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

  • Объединение паевых взносов членов
  • Члены обязаны ежегодно вносить дополнительные взносы для покрытия убытков в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса
  • Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива

7) Общины коренных малочисленных народов РФ – формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам РФ и объединяемых по кровнородственному и (или) территориально-соседскому принципам.

Цели создания – защита исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

  • Осуществляют предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для которых они созданы
  • Члены имеют право при выходе и ликвидации на часть имущества

8) Общественные объединения – добровольные объединения граждан, объединившихся на основе общности их интересов в установленном законом порядке.

Цели создания – удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей.

  • Считаются созданными с момента учредительного собрания
  • Могут существовать без государственной регистрации
  • Приобретают статус юридического лица с момента регистрации
  • Не сохраняют право на переданное в собственность имущество, в том числе и членские взносы
  • Вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, для которой созданы

9) Религиозные объединения – добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов.

Цели создания – удовлетворение духовных или иных нематериальных потребностей.

  • Не сохраняют право на переданное в собственность имущество, в том числе и членские взносы
  • Вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, для которой созданы

10) Казачьи общества – форма самоорганизации граждан РФ, объединившихся на основе общности интересов.

Цели создания — возрождение российского казачества, защита его прав, сохранение традиционного образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества.

  • Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации
  • Казачье общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано
  • Имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретенное за счет доходов от его деятельности, является собственностью казачьего общества

11) Государственная компания – некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная РФ на основе имущественных взносов.

Цели создания — оказание государственных услуг и выполнение иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления.

  • Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании.

Сводная таблица с видами и особенностями некоммерческих организаций.

Особенности правового статуса некоммерческих фондов

Законодательством Российской Федерации определено, что фонд — это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (статья 7 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О коммерческих организациях», статья 118 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Законодательство различает некоммерческие фонды, порядок деятельности которых регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ«О некоммерческих организациях» и общественные фонды, на которые распространяется действие Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Кроме того, порядок создания и деятельности фондов регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и другими специальными законами.

Среди разновидности фондов следует выделить общественные фонды. Основная особенность общественных фондов заключается в порядке их создания. Если учредителями некоммерческого фонда могут быть как физические лица — граждане, так и юридические лица (как некоммерческие, так и коммерческие организации), то учредителями общественного фонда в соответствии с нормами Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» могут быть не менее трех физических лиц, а также юридические лица, но только созданные в форме общественных объединений.

Следует отметить, что после вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве учредителя некоммерческого фонда могут также выступать представительные органы муниципальных образований. Однако, законодательством прямо определено, что учредителями, членами и участниками общественных фондов не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления. Запрещается участие в благотворительных фондах органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений.

Если классифицировать фонды по целям, с которыми они создаются, безусловно, наиболее многочисленную группу составляют благотворительные фонды (в том числе благотворительные общественные фонды).Цели деятельности благотворительного фонда установлены в статье 2 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Источники формирования имущества благотворительных фондов также определены в Федеральном законе от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», однако они отличаются от источников формирования имущества, установленных Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и действие Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Кроме того Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» установлены ограничения в распоряжении имуществом, в частности, благотворительный фонд не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний, не может участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами и др.

Также имеют место некоторые особенности в отношении деятельности высшего органа благотворительного фонда. Так, высший орган управления благотворительного фонда должен быть в обязательном порядке коллегиальным. При этом члены высшего органа управления благотворительной организацией выполняют свои обязанности в этом органе в качестве добровольцев. В составе высшего органа управления благотворительной организацией может быть не более одного работника ее исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса).

Кроме того, члены высшего органа управления благотворительной организацией и должностные лица благотворительной организации не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является эта благотворительная организация.

Читать еще:  Ст 197 ГПК РФ с комментариями

К некоммерческим фондам вполне можно отнести и негосударственные пенсионные фонды. Особое правовое положение негосударственного пенсионного фонда регулируется Федеральным законом от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Негосударственный пенсионный фонд является особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения. По своему статусу НПФ отвечает всем признакам некоммерческой организации в форме фонда: является некоммерческой организацией, не имеет членства, целевая направленность деятельности, ограничены права учредителей на имущество фонда, полная имущественная ответственность негосударственного пенсионного фонда и разграничение ответственности фонда и учредителей. Таким образом, негосударственный пенсионный фонд является разновидностью фонда как некоммерческой организации с особыми целями.

Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Также фонд вправе создавать другие некоммерческие организации или участвовать в них в случае, если это совершается в интересах достижения целей, предусмотренных уставом. Законом не предусмотрена возможность участия фонда в других видах коммерческих организаций.

В связи с тем, что фонды не основаны на членстве, учредители фонда не обязаны участвовать в деятельности организации и имеют возможность участвовать в управлении его делами только через органы фонда. Кроме того, фонд является собственником своего имущества, на которое у его учредителя (участников) отсутствуют какие-либо права.

Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители фонда не сохраняют вещных прав в отношении имущества, переданного фонду, и не приобретают каких-либо обязательственных прав в отношении фонда. Также законом не предусмотрена возможность передачи имущества фонду на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Учредительным документом фонда является устав. Устав фонда помимо основных сведений, указанных в пункте 3 статьи 14 Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», должен содержать: наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Устав фонда, в отличие от других некоммерческих организаций, может быть изменен органами фонда только в том случае, если самим уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке. Если такая возможность не оговорена, изменить устав можно только в случае непредвиденных негативных последствий по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью, в суд общей юрисдикции.

Фонд как некоммерческая организация имеет отличия в налоговом режиме от других налогоплательщиков.

Для некоммерческих организаций существует список необлагаемых доходов, указанный в статье 251 НК РФ. Обязательным условием для льготирования по налогу на прибыль средств целевого финансирования и целевых отступлений является раздельный учет. НК РФ требует организовать раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ), а также раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений (пункт 2 статьи 251 НК РФ).

Следует отметить, что порядок ликвидации фонда (в том числе общественного фонда) имеет значительное отличие в сравнении с другими организационно-правовыми формами некоммерческих организаций. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. При этом законодательством установлен перечень оснований, по которым может быть ликвидирован фонд, а именно:

если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;

в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Наиболее часто встречающимся основанием для ликвидации фонда является недостаточность имущества для осуществления его целей, другими словами, фонду не удалось привлечь необходимые для достижения своих целей средства.

Так, в 1 полугодии 2012 года Управление Министерства юстиции по Владимирской области (далее – Управление) было привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в 3 делах по исковым заявлениям о ликвидации фонда в связи с тем, что имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна.

По состоянию на 29.08.2012 общее количество зарегистрированных в ведомственном реестре Управления некоммерческих фондов составляет 112, из которых 43 являются благотворительными фондами; общее количество зарегистрированных общественных фондов составляет 20, из которых 9 являются благотворительными фондами. Для сравнения: общее количество зарегистрированных в ведомственном реестре Управления некоммерческих фондов по состоянию на 29.08.2011 составляло 101, из которых 37 являются благотворительными фондами; общее количество зарегистрированных общественных фондов составляло 19, из которых 9 являются благотворительными фондами.

Необходимо выделить также обязанность фондов представлять ежегодную информацию в территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации, в том числе в Управление.

Пункт 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устанавливает обязанность некоммерческих фондов представлять в Управление документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы (ОН 0001 и ОН 0002) и сроки (до 15 апреля года, следующего за отчетным) представления указанных документов установлены Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010 г. № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» (далее — Приказ) и подпунктом «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций». Кроме того, фонды соответствующие вышеуказанному пункту, обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в Управление.

Если учредителями (участниками, членами) фонда не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также фонд не имел в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств такого фонда в течение года составили до трех миллионов рублей, то пунктами 3.1 и 3.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определена обязанность представлять в Управление заявление, подтверждающее соответствие фонда указанному пункту и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности, а также ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

Общественные фонды представляют информацию в Управление согласно требованиям абзаца 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» по форме ОН0003, утвержденной Приказом, в аналогичные с некоммерческими фондами сроки. Кроме того, общественные фонды ежегодно информируют Управление о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного фонда в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Если в соответствии с учредительными документами фонд осуществляет благотворительную деятельность, тогда соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 11.09.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», фонд обязан представлять отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:

— финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований указанного Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительного фонда;

— персональном составе высшего органа управления благотворительным фондом;

— составе и содержании благотворительных программ благотворительного фонда (перечень и описание указанных программ);

— содержании и результатах деятельности благотворительного фонда;

— нарушениях требований Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Отчет представляется в Управление в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности (в течение 90 дней по окончании года, следующего за отчетным), представляемый в налоговые органы.

Еще одна ежегодная обязанность фондов установлена абзацем 2 пункта 2 статьи 118 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзацем 2 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а именно: публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector