Участие работников в управлении организацией это

Статья 53. Основные формы участия работников в управлении организацией

Информация об изменениях:

Статья 53 изменена с 14 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 315-ФЗ

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в статью 53 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

Статья 53. Основные формы участия работников в управлении организацией

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 53 ТК РФ

Основными формами участия работников в управлении организацией являются:

учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашениями;

проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;

получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;

участие в разработке и принятии коллективных договоров;

участие представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами,учредительным документом организации, внутренним регламентом, иным внутренним документом организации, коллективным договором, соглашениями;

иные формы, определенные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:

реорганизации или ликвидации организации;

введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

подготовки и дополнительного профессионального образования работников;

по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.

Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

Участие работников в управлении организацией

Это важный элемент политической стабильности в современном рыночном обществе и необходимое условие равноправного сотрудничества между трудом и капиталом, одна из форм социального партнерства. Оно осуществляется непосредственно или через представителей и регулируется Трудовым кодексом, иными федеральными законами, а также учредительными документами организации и коллективным договором.

Основными формами участия работников в управлении организацией являются (ст. 53 ТК РФ):

  • • учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ и коллективным договором;
  • • проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;
  • • получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
  • • обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;
  • • обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;
  • • участие в разработке и принятии коллективных договоров;
  • • иные формы, определенные ТК РФ, другими федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, локальными нормативными актами.

Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам: реорганизации или ликвидации организации; введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников; профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; по другим вопросам, предусмотренным ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации и коллективным договором. Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

К иным формам участия работников в управлении организацией следует, в частности, отнести право профессиональных союзов, закрепленное в ст. 16 Закона о профсоюзах, иметь по уполномочию работников своих представителей в коллегиальных органах управления организацией. Расширять формы социального партнерства предлагает и Рекомендация МОТ № 129 «О связях между администрацией и трудящимися на предприятии» (принята 28 июня 1967 г.).

Следует отметить, что в настоящее время институт участия работников в управлении организацией практически бездействует, поскольку в законодательстве не предусмотрены ни механизмы его реализации, ни гарантии такого участия. Оно зависит лишь от доброй воли работодателя.

Социально-партнерские соглашения появились в переходный к рыночной экономике период и представляют относительно новый для российского трудового права вид договорных правовых актов. Согласно ст. 45 ТК РФ: соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения. В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Иные соглашения — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

В отличие от коллективных договоров, регулирующих отношения социальных партнеров (работников и работодателей) на уровне «работники — работодатель» (локальном уровне), соглашения регулируют социально-партнерские отношения на более высоком уровне партнерства. Но, как и коллективные договоры, соглашения занимают подчиненное положение по отношению к трудовому законодательству, поскольку их условия не могут ухудшать положение работников.

Соглашения, по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, могут быть как двусторонними, так и трехсторонними. Соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Соглашение должно включать в себя положения о сроке действия соглашения и порядке осуществления контроля за его выполнением.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

  • • оплата труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения размера заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы);
  • • гарантии, компенсации и льготы работникам;
  • • режимы труда и отдыха;
  • • занятость, условия высвобождения работников;
  • • подготовка и дополнительное профессиональное образование работников, в том числе в целях модернизации производства;
  • • условия и охрана труда;
  • • развитие социального партнерства, в том числе участие работников в управлении организацией;
  • • дополнительное пенсионное страхование;
  • • другие вопросы, определенные сторонами.
Читать еще:  Как посмотреть кадастровый план участка по номеру

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.

Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.

Участие работников в управлении организацией

Участие работников в управлении организацией — важный элемент в системе управления организацией и трудовым коллективом.

Право работника на участие в управлении организацией является важным условием социального партнерства работника и работодателя в трудовом отношении,

Участие работников, их представителей в управлении организацией регламентируется статьей 27 ТК РФ и подробно раскрыто в главе 8 « Участие работников в управлении организацией», состоящей из двух статей.

В соответствии со статьей 53 ТК РФ основными формами участия работников в управлении организацией являются

учет мнения работодателем представительного органа работников в случаях предусмотренных ТК РФ, коллективным договором;

проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников; обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию; участие в разработке и принятии коллективных договоров;

иные формы, определенные ТК РФ учредительными документами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом организации

Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:

реорганизации или ликвидации организации;

введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

подготовки и дополнительного профессионального образования работников;

по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.

Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

Законодательно определяются и механизмы проведения консультаций и предоставления информации, порядок учета работодателем мнения выборного представительного органа работников и принятия взаимоприемлемого для сторон решения (ст. 372 и ст. 373 ТК).

Компетенция представительного органа работников организации состоит в общем из таких полномочий как представление и защиты прав и интересов членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов — указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке, в соответствии со статьей 11 Федеральный закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

30 января 2013 года Правительство РФ внесло в Госдуму проект ФЗ № 213745-6 “О внесении изменения в статью 22 Трудового кодекса РФ”. Этот законопроект предоставляет работодателям право создавать производственный совет — консультативный орган, образованный работодателем на добровольной основе из числа своих работников, как правило, имеющих значительные достижения в труде, для подготовки работодателю предложений по совершенствованию организационной структуры производства или отдельных производственных процессов, внедрению новой техники и технологий, повышению производительности труда и квалификации работников. Полномочия и состав производственного совета устанавливаются локальным нормативным актом.

Очевидно, что создание производственного совета в организации является еще одной формой участия работников в управлении организацией.

При этом в полномочия производственного совета не могут входить вопросы, решение которых в соответствии с федеральными законами отнесено к исключительной компетенции органов управления организации. А также — вопросы представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников, отнесенные в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами к компетенции профсоюзов, их первичных организаций, иных представителей работников.

Пределы участия работников в управлении организацией определяются путем систематизации вопросов компетенции производственного совета организации и компетенции представительного органа работников.

В функции производственного совета входят анализ, обобщение и представление работодателю предложений по различным вопросам деятельности организации. Предложения могут быть направлены:

на совершенствование производственной деятельности и отдельных производственных процессов;

внедрение новой техники и новых технологий, а именно:

разработку и освоение новых технологических процессов и модернизацию текущих;

внедрение в производство новых технологий, машин, оборудования, инструментов и материалов;

использование информационных технологий и новых способов производства продукции;

повышение производительности труда и квалификации работников.

Предложения могут включать организационные, экономические и социальные меры воздействия на работников в целях развития их творческой инициативы, эффективного освоения новых технологических процессов, а также использования имеющихся материальных и трудовых ресурсов.

Важно! К полномочиям производственного совета не могут относиться вопросы, решение которых в соответствии с федеральными законами отнесено к исключительной компетенции органов управления организации, а также вопросы представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников, решение которых в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами отнесено к компетенции профессиональных союзов, соответствующих первичных профсоюзных организаций, иных представителей работников.

Полномочия, состав, порядок деятельности производственного совета и его взаимодействие с работодателем устанавливаются локальным нормативным актом, например в форме Положения о производственном совете (далее — Положение).

Статья 22 ограничивает полномочия производственного совета, исключает из его компетенции вопросы, решение которых в соответствии с ФЗ-и отнесено к исключительной компетенции органов управления организации, а также вопросы представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников, решение которых в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами отнесено к компетенции профессиональных союзов, соответствующих первичных профсоюзных организаций, иных представителей работников

Методические рекомендации по созданию производственных советов работник управление производственный совет

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и в целях расширения участия работников в управлении организациями Правительству Российской Федерации дано поручение по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся создания в организациях производственных советов.

Федеральным законом от 07.05.2013 № 95-ФЗ внесены изменения в статью 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — трудовой кодекс, ТК РФ), в соответствии с которой работодатель имеет право создавать производственный совет (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).

Читать еще:  Что означает литера а в кадастровом паспорте

Второй такой предпосылкой является материальное обеспечение деятельности производственного совета со стороны работодате

Президентом РФ подписан федеральный закон, предоставляющий работодателям право создавать производственные советы. Такими нормами дополнена ст. 22 ТК РФ.

Как мы писали ранее, производственный совет — это консультативный орган, образованный работодателем на добровольной основе из числа работников, имеющих, как правило, значительные достижения в труде.

Данный орган создается для подготовки предложений работодателю по совершенствованию организационной структуры производства, отдельных производственных процессов, внедрению новой техники и технологий, повышению производительности труда и квалификации работников. При этом работодатель обязан информировать совет о результатах рассмотрения поступивших предложений и результатах их реализации.

Кроме того, в законе закреплено, что в полномочия производственного совета не могут входить вопросы, относящиеся на основании федеральных законов к исключительной компетенции органов управления организации, вопросы представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников, отнесенные к компетенции профсоюзов, их первичных профсоюзных организаций, а также иных представителей работников.

Полномочия и состав производственного совета устанавливаются локальным нормативным актом работодателя.

В соответствии со статьей 27 ТК РФ участие работников и их представителей в управлении организацией является одной из форм социального партнерства. Такое взаимодействие работников и их представителей с работодателем осуществляется исключительно на локальном уровне социального партнерства.

Право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы закреплено в статье 52 ТК РФ.

Трудовой кодекс выделяет несколько форм участия, которые могут использоваться на практике. Так, в соответствии со статьей 53 ТК РФ основными формами участия работников в управлении организацией являются:

учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашениями;

проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;

получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;

участие в разработке и принятии коллективных договоров;

участие в заседаниях органов управления организации при рассмотрении внесенных предложений;

иные формы, определенные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Кроме того, представители работников имеют право полу¬чать от работодателя информацию по вопросам:

реорганизации или ликвидации организации;

введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

подготовки и дополнительного профессионального образования работников;

по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.

Участие работников в управлении организацией — важный элемент в системе управления органи¬зацией и трудовым коллективом.

Предоставление работникам возможности участвовать в управлении организацией влияет на эффективность работы организации. Приобщение работников к принятию управленческих решений дает следующие положительные результаты:

  • ?улучшается использование человеческого потенциала организации;
  • ?повышается мотивация работников к труду;
  • ?повышаются производительность и эффективность труда;
  • ?ускоряется внедрение новой техники и технологии;
  • ?оптимизируется организационная структура организации;
  • ?увеличивается количество рассматриваемых альтернатив¬ных вариантов решений;
  • ?повышается качество принимаемых управленческих решений.

С помощью института участия работников в управлении организацией работодатели могут существенно уменьшить число трудовых конфликтов, оптимизировать отношения между персоналом и менеджментом компании, что сказывается на конечных итогах деятельности организации.

Очевидно, что создание производственного совета в организации является еще одной формой участия работников в управлении организацией.

Производственный совет — это совещательный орган, образуемый на добровольной основе из числа работников данного работодателя, имеющих, как правило, достижения в трудовой деятельности.

Создание производственного совета позволит работодателю, наладить эффективное взаимодействие с трудовым коллективом по многим значимым вопросам.

В функции производственного совета входят анализ, обобщение и представление работодателю предложений по различным вопросам деятельности организации. Предложения могут быть направлены:

на совершенствование производственной деятельности и отдельных производственных процессов;

внедрение новой техники и новых технологий, а именно:

  • ?разработку и освоение новых технологических процессов и модернизацию текущих;
  • ?внедрение в производство новых технологий, машин, оборудования, инструментов и материалов;
  • ?использование информационных технологий и новых способов производства продукции;

повышение производительности труда и квалификации работников.

Предложения могут включать организационные, экономические и социальные меры воздействия на работников в целях развития их творческой инициативы, эффективного освоения новых технологических процессов, а также использования имеющихся материальных и трудовых ресурсов.

Важно! К полномочиям производственного совета не могут относиться вопросы, решение которых в соответствии с федеральными законами отнесено к исключительной компетенции органов управления организации, а также вопросы представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников, решение которых в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами отнесено к компетенции профессиональных союзов, соответствующих первичных профсоюзных организаций, иных представителей работников.

Полномочия, состав, порядок деятельности производственного совета и его взаимодействие с работодателем устанавливаются локальным нормативным актом, например в форме Положения о производственном совете (далее — Положение).

Типовая форма Положения трудовым законодательством не установлена, в связи с чем, работодатель вправе разработать его самостоятельно.

В Положении необходимо отразить:

  • ?общие положения о правовом статусе данного органа, его цели и задачи;
  • ?полномочия совета;
  • ?состав и порядок его формирования;
  • ?порядок взаимодействия с работодателем.

Участие работников в управлении организацией

Право работника на участие в управлении организацией в предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами и коллективным договором формах отнесено к числу основных прав работника в трудовых отношениях (ст. 21 ТК РФ).

Право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется законодательством, а также учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.

Статья 53 ТК РФ устанавливает основные формы участия работников в управлении организацией:

  • 1) учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором, соглашениями;
  • 2) проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;
  • 3) получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
  • 4) обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;
  • 5) обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;
  • 6) участие в разработке и принятии коллективных договоров;
  • 7) иные формы, определенные ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Анализ этого перечня показывает, что законодатель смешивает понятия форм социального партнерства и форм участия работников в управлении организацией.

Само по себе участие в управлении организацией является одной из форм социального партнерства. Формами социального партнерства признаются (ст. 27 ТК РФ) также проведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров, соглашений; проведение взаимных консультаций, которые также названы и формами участия работников в управлении организацией (п. 2 и 6 приведенного выше списка). При этом учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором, соглашениями (п. 1 вышеприведенного списка) по существу является одним из видов взаимных консультаций.

Читать еще:  Как присоединить землю к участку в деревне

Таким образом, в списке форм участия работников в управлении организации остаются п. 3, 4 и 5. Относительно последних двух пунктов (4 и 5) необходимо признать, что они являются скорее декларациями, чем реально применяемыми формами участия в управлении. Механизмов реализации этих прав в законодательстве не содержится, поэтому возможность их реализации зависит исключительно от доброй воли работодателя по созданию соответствующих механизмов в рамках конкретной организации. Механизмы реализации этих прав могут быть также включены в коллективные договоры, соглашения.

В качестве формы участия работников в управлении организации нужно признать право представителей работников вносить в органы управления организацией предложения по вопросам реорганизации или ликвидации организации; введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников; профессиональной подготовки, дополнительному профессиональному образованию работников и иным вопросам, предусмотренным ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями, а также участвовать в заседаниях органов управления организацией при рассмотрении этих вопросов. Оно сформулировано в ч. 3 ст. 53 ТК РФ, но не обозначено в качестве формы участия в управлении в ч. 1 ст. 53 ТК РФ.

Материалы к размышлению

В зарубежных странах существуют такие формы участия работников в управлении организациями как консультации и информирование работников со стороны органов управления предприятиями; создание в организациях представительных органов работников для участия совместно с органами управления в решении социально-экономических вопросов; включение представителей трудовых коллективов в состав органов управления (codetermination); участие работников в прибылях компании, прямое или косвенное приобретение работниками акций своих предприятий.

Получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников, ст. 53 ТК РФ относит к формам участия работников в управлении организацией. Представляется, что правильнее было бы говорить о том, что это право является скорее гарантией реализации иных полномочий в области участия в управлении.

Трудовой кодекс РФ не регламентирует цель получения информации и вообще уделяет крайне скупое внимание этому вопросу.

В соответствии с ч. 2 ст. 53 ТК РФ представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:

  • • реорганизации или ликвидации организации;
  • • введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;
  • • профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования работников;
  • • по другим вопросам, предусмотренным ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.

Право получения информации по этим вопросам предусмотрено в отношении иных представителей работников, что расширяет круг субъектов получения информации по сравнению с правом профсоюзов на информацию.

Материалы к размышлению

МОТ принята Рекомендация № 129 «О связях между администрацией и трудящимися на предприятии» 1967 г., в которой говорится, что предприниматели и их организации, а также трудящиеся и их организации должны в своих общих интересах признать важность атмосферы взаимопонимания и доверия на предприятии, которая благотворна как для эффективной деятельности предприятия, так и для чаяний трудящихся. Создание такой атмосферы должно облегчаться путем быстрого распространения и обмена возможно более полной и объективной информацией по различным аспектам жизни предприятия и социальных условий трудящихся.

Согласно Рекомендации предоставляемая администрацией информация должна быть адресована либо представителям трудящихся, либо трудящимся и должна по мере возможности включать все интересующие трудящихся вопросы, относящиеся к работе предприятия и его перспективам, а также к положению трудящихся в настоящее время и в будущем.

В частности, должна предоставляться информация относительно следующих вопросов (п. 15.2 Рекомендации): а) общие условия занятости, включая условия найма, перевода и увольнения; b) описание обязанностей, подлежащих исполнению на различных работах, и место конкретной работы в структуре предприятия; с) возможности профессионального обучения и перспективы продвижения по работе на предприятии; d) общие условия труда; е) правила техники безопасности и гигиены труда и инструкции по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний; f) процедуры, установленные для рассмотрения жалоб, а также правила и практика, регулирующие их применение, и условия, дающие право прибегать к ним; g) социально-бытовое обслуживание персонала (медицинское обслуживание, здравоохранение, столовые, жилищные условия, условия отдыха, условия для хранения сбережений и банковское обслуживание и т.д.); h) системы социального обеспечения или социальной помощи, существующие на предприятии; i) положения национальных систем социального обеспечения, распространяющиеся на трудящихся в силу того, что они работают на предприятии.

Отдельно выделим вопросы, которые являются наиболее широкими и в наибольшей мере способствуют формированию понимания текущего положения организации и ее перспектив:

j) общее положение предприятия и перспективы или планы его дальнейшего развития; к) разъяснение решений, которые могут прямо или косвенно повлиять на положение трудящихся на предприятии; 1) методы консультаций, дискуссий и сотрудничества между администрацией и ее представителями, с одной стороны, и трудящимися и их представителями – с другой.

Глава 8. Участие работников в управлении организацией

Статья 52. Право работников на участие в управлении организацией

Право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.

Статья 53. Основные формы участия работников в управлении организацией

Основными формами участия работников в управлении организацией являются:

учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, коллективным договором;

проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;

получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;

участие в разработке и принятии коллективных договоров;

иные формы, определенные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, локальными нормативными актами.

(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:

реорганизации или ликвидации организации;

введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;

по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.

Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector