По каким вопросам не принимаются федеральные законы

По каким вопросам не принимаются федеральные законы?

а) по предметам ведения субъектов Российской Федерации;

б) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

в) по предметам ведения Российской Федерации.

2. Председатель Правительства РФ, временно исполняя обязанности Президента РФ, имеет право:

а) распускать Государственную Думу;

б) назначать референдум;

в) вносить предложения о пересмотре Конституции РФ;

г) не имеет перечисленных прав.

3. На какой срок избирается Президент Российской Федерации:

4. Конституция Российской Федерации:

а) принята всенародным голосованием;

б) утверждена Федеральным Собранием;

в) подписана Президентом Российской Федерации.

5. В Российской Федерации признается и защищается:

а) государственная и муниципальная собственность;

б) равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;

в) государственная собственность, в определенных законом случаях — муниципальная, частная и иные формы собственности.

6. В тексте Конституции Российской Федерации не предусмотрена обязанность:

а) свидетельствовать против себя самого, супруга, близких родственников;

б) доказывать свою невиновность;

в) нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением;

г) все вышеперечисленное.

7. Смертная казнь в Российской Федерации:

б) установлена за особо тяжкие преступления против конституционного строя и общественной безопасности;

в) впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

8. Не имеют права избирать и быть избранными граждане:

а) признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда;

б) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

в) в установленном законом порядке лишенные судом избирательных прав;

г) все вышеперечисленные.

9. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

а) Президент РФ, Федеральное собрание РФ, органы государственной власти субъектов РФ;

б) Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды;

в) Президент РФ, Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

10. Судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство находятся:

а) в ведении субъектов Российской Федерации;

б) в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов;

в) в ведении Российской Федерации.

11. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в пределах самостоятельного ведения субъекта Российской Федерации, действует:

а) нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации;

б) федеральный закон;

в) договор о разграничении полномочий между РФ и субъектом РФ.

12. Меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти обеспечивает:

а) Правительство Российской Федерации;

б) Президент Российской Федерации;

в) Конституционный Суд Российской Федерации.

13. Президентом Российской Федерации может быть избран:

а) гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, не имеющий судимостей, обладающий избирательным правом;

б) лицо, постоянно проживающее в Российской Федерации не менее 10 лет, не имеющее судимостей;

в) гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

14. Референдум в Российской Федерации назначается:

а) Президентом Российской Федерации;

б) Федеральным Собранием Российской Федерации;

в) Правительством Российской Федерации;

г) любым из вышеперечисленных органов и должностных лиц.

15. Органы местного самоуправления:

а) входят в систему органов государственной власти;

б) не входят в систему органов государственной власти;

в) входят в систему органов государственной власти субъектов РФ, на территории которых они находятся.

16. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является:

а) Президент Российской Федерации;

б) Федеральное Собрание;

в) многонациональный народ;

г) органы государственной власти и органы местного самоуправления.

17. При осуществлении правосудия допускается:

а) использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона;

б) пересмотр приговора вышестоящим судом;

в) повторное осуждение за одно и то же преступление;

г) толковать неустранимые сомнения в виновности лица против обвиняемого.

18. Президент РФ издает:

а) постановления и распоряжения;

б) указы и распоряжения;

в) указы и постановления.

19. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются:

а) федеральные конституционные законы и федеральные законы;

б) федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления;

в) федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

20. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии правом на введение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военного положения обладает:

а) Президент Российской Федерации;

б) Совет Федерации;

в) Государственная Дума;

г) Директор национальной гвардии Российской Федераци.

21. Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании:

а) мотивированного письменного запроса прокурора;

б) указания руководителя следственного органа;

в) ходатайства начальника подразделения дознания;

г) судебного решения.

22. Государственная Дума РФ состоит из:

а) 350 депутатов;

б) 400 депутатов;

в) 450 депутатов.

23. Право законодательной инициативы принадлежит:

а) членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы;

б) Правительству Российской Федерации;

в) Конституционному Суду Российской Федерации по вопросам ведения;

г) всем вышеперечисленным.

24. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо:

Читать еще:  Какие отчисления с зарплаты делает работодатель

а) в целях защиты интересов государственных органов;

б) в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

в) не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах.

25. Территория Российской Федерации включает в себя:

а) территории республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов;

б) территории субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними;

в) территории субъектов РФ, территориальное море и континентальный шельф РФ.

Вопросы по 226-ФЗ

«О войсках национальной гвардии Российской Федерации»

1. Каким нормативным правовым актом создана Федеральная служба войск национальной гвардии РФ:

а) указом Президента РФ от 05.04.2016 № 157;

б) Федеральным законом от 03.07.2016 № 226-ФЗ;

в) Федеральным законом от 03.07.2016 № 227-ФЗ.

2. Руководство войсками национальной гвардии осуществляет:

б) Директор ФСВНГ РФ – главнокомандующий войсками национальной гвардии РФ:

в) Совет Безопасности РФ.

3.Каким межведомственным приказом войск национальной гвардии и МВД РФ организуется взаимодействие войск национальной гвардии и МВД РФ:

а) приказ ВНГ и МВД РФ от 07.10.2016 № 292дсп/633дсп;

б) приказ ВНГ и МВД РФ от 07.09.2016 № 292дсп/634дсп;

б) приказ ВНГ и МВД РФ от 22.10.2016 № 292дсп;

4. Положениями, какого нормативного правового акта регламентировано применение оружия военнослужащими (сотрудниками) войск национальной гвардии:

а) указом Президента РФ от 05.04.2016 № 157;

б) Федеральным законом от 03.07.2016 № 226-ФЗ;

в) Федеральным законом от 03.07.2016 № 227-ФЗ.

5. Из состава войск национальной гвардии к участию в обеспечении правопорядка привлекаются:

а) специальные группы быстрого реагирования;

б) подразделения вневедомственной охраны;

в) образовательные организации высшего образования войск национальной гвардии;

По каким вопросам принимаются федеральные конституционные законы

Содержание статьи

  • По каким вопросам принимаются федеральные конституционные законы
  • Сколько изменений претерпела Конституция РФ
  • Как читать закон

Федеральные конституционные законы представляются особым видом нормативно-правовых актов, которые принимаются по ограниченному кругу вопросов, прямо предусмотренных Конституцией РФ. Данные вопросы отнесены к предметам ведения РФ, являются наиболее важными и значимыми для деятельности государства. Именно поэтому для принятия федеральных конституционных законов установлен особый порядок, предполагающий необходимость их одобрения большим количеством народных избранников. Кроме того, именно федеральные конституционные законы занимают следующее за Конституцией место в иерархии нормативно-правовых актов страны. Это означает, что они не могут противоречить Основному закону, но все федеральные законы, подзаконные нормативные акты, законодательные акты субъектов РФ должны им соответствовать.

Какие вопросы предусмотрены Конституцией РФ?

Конституция РФ определяет следующий перечень вопросов, по которым допускается принятие федеральных конституционных законов: условия и порядок введения чрезвычайного положения, установление государственной символики России и ее описание, принятие в состав страны нового субъекта или изменение статуса существующих субъектов, порядок установления режима военного положения, определение статуса Уполномоченного по правам человека, определение судебной системы, порядок образования и работы высших судебных органов, федеральных судов, особенности деятельности Правительства РФ, порядок и случаи созыва Конституционного Собрания. Прямое толкование текста Основного закона позволяет сделать вывод о том, что приведенный перечень вопросов является закрытым, то есть федеральные конституционные законы могут приниматься исключительно по данному списку.

Ограничения для федеральных конституционных законов

В настоящее время федеральные конституционные законы приняты практически по всем перечисленным выше вопросам. При этом изменения в каждый принятый федеральный конституционный закон также вносятся федеральным конституционным законом. Следует отметить, что данные нормативные акты не могут использоваться в качестве инструмента для изменения норм самой Конституции РФ, придания им гибкости или современности, что предлагается некоторыми исследователями. Кроме того, нельзя допускать расширения перечня вопросов, по которым принимаются федеральные конституционные законы, поскольку часто звучат предложения о придании такого статуса тому или иному федеральному закону для повышения его значимости.

По каким вопросам не принимаются федеральные законы

Шибанова Анна Владимировна 27 ноября 2009, 00:35

Ответ эксперта

Ответ на данный вопрос подготовлен совместно со студенткой Юридического института Сибирского федерального университета Подлобниковой Еленой Васильевной.

Согласно ч. 1 ст. 76 Конституции РФ федеральные конституционные законы (далее — ФКЗ) принимаются только по предметам ведения Российской Федерации, которые перечислены в ст. 71 Конституции. Это первое и, пожалуй, главное ограничение сфер жизнедеятельности, которые могут регулироваться ФКЗ.

Согласно ч. 1 ст. 108 Конституции РФ федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации. Действительно, в ряде норм Конституции закреплено, что в таком-то и таком случае следует принимать ФКЗ.

Например, именно ФКЗ по Конституции подлежат принятию для определения (регулирования):

— условий и порядка введения чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях (ст. 56, 88 Конституции);

— порядка принятия в Российскую Федерацию или образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации, изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст. 65, 66, 137);

— государственных символах Российской Федерации, их описания и порядка официального использования (ст. 70);

— референдума (ст. 84);

— режима военного положения (ст. 87);

— статуса Уполномоченного по правам человека (ст. 103);

— порядка деятельности Правительства Российской Федерации (ст. 114);

— судебной системы (в целом) (ст. 118)

— полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов (ст. 128)

Читать еще:  Где посмотреть ЕГРЮЛ организации

— статуса Конституционного Собрания (ст. 135).

— изменения в ст. 65 Конституции РФ, определяющую состав Российской Федерации, (в этом случае принимается ФКЗ о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации) (ст. 137).

Исходя уже из этого списка, можно сделать вывод, что на настоящий момент приняты далеко не все ФКЗ. В частности, до сих пор нет ФКЗ о статусе Конституционного Собрания РФ, о полномочиях порядке образования и деятельности федеральных судов общей юрисдикции, за исключением Верховного Суда РФ и военных судов.

По вопросу о том, является открытым или закрытым перечень ФКЗ в литературе есть 2 противоположных подхода:

1) Узкий (формальный) — перечень закрыт, ч. 1 ст. 108 понимается так: написано в конкретной статье Конституции, что по такому-то вопросу нужен ФКЗ, принимаем его. В иных случаях нет.

2) Широкий — перечень открыт, а статьи Конституции РФ, якобы закрепляющие реестр ФКЗ, на самом деле формируют обязательный минимум для законодателя (по этим вопросам он ОБЯЗАН принять ФКЗ, а по иным, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ) — вправе, если сочтет это необходимым.

Более приемлемым и гибким видится второй подход, т.к. при формальном подходе закрытый перечень ФКЗ оставляет за бортом регулирования ФКЗ как органическими по своей сути законами, многие сферы регулирования, имеющие по своему характеру конституционный характер в сфере исключительного ведения РФ.

Кроме того, перечень ФКЗ точно нельзя назвать исчерпывающим еще по одной простой причине — может быть принято хоть тысяча и один ФКЗ о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (см. ст. 137 Конституции).

Федеральные конституционные законы

Эта справочная страница создана для постановки постоянных линков на 12 её разделов из статей Конституции, где упоминаются федеральные конституционные законы, а уже отсюда — на сами законы, названия и набор которых меняется со временем.

Вопросы, по которым должны быть приняты федеральные конституционные законы, упоминаются в 13 статьях Конституции (в т.ч. 3 из них — дважды). В Конституции не записаны ни точные названия законов, ни их количество, но говорится, что ФКЗ принимаются по конкретным вопросам, ею, Конституцией, предусмотренным (хотя С.М.Шахрай считает, что можно и по другим).

Ниже перечислены указанные в Конституции вопросы, по которым принимаются ФКЗ, и все принятые ФКЗ самостоятельного значения (т.е. не сводящиеся к поправкам в ранее принятые) — их 23 (22 действующих и один заменённый новым), включая 6 ФКЗ однократного действия (об объединении и присоединении субъектов Российской Федерации); а кроме того — 4 закона о поправках к Конституции, которые с натяжкой можно отнести к разряду ФКЗ:

1 (ст.56, 88). О чрезвычайном положении

О чрезвычайном положении (3-фкз от 30.05.2001)

2 (ст.65, 137). О принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта

О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации (6-фкз от 17.12.2001)
Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа (1-фкз от 25.03.2004)
Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа (6-фкз от 14.10.2005)
Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа (2-фкз от 12.07.2006)
Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (6-фкз от 30.12.2006)
Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (5-фкз от 21.07.2007)
О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя (6-фкз от 21.03.2014)

3 (ст.66, 137). Об изменении статуса субъекта Российской Федерации

4 (ст.70). О Государственных флаге, гербе и гимне Российской Федерации

О Государственном флаге Российской Федерации (1-фкз от 25.12.2000)
О Государственном гербе Российской Федерации (2-фкз от 25.12.2000)
О Государственном гимне Российской Федерации (3-фкз от 25.12.2000)

5 (ст.84). О референдуме

О референдуме Российской Федерации (5-фкз от 28.06.2004)
Предшествовавший ему (отменён): О референдуме Российской Федерации (2-фкз от 10.10.1995)

6 (ст.87). О военном положении

О военном положении (1-фкз от 30.01.2002)

7 (ст.103). Об Уполномоченном по правам человека

Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации (1-фкз от 26.02.1997)

8 (ст.114). О порядке деятельности Правительства

О Правительстве Российской Федерации (2-фкз от 17.12.1997)

9 (ст.118). О судебной системе

О судебной системе Российской Федерации (1-фкз от 31.12.1996)

10 (ст.128). О полномочиях, порядке образования и деятельности Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного и иных федеральных судов

О Конституционном Суде Российской Федерации (1-фкз от 21.07.1994)
О Верховном Суде Российской Федерации (3-фкз от 5.02.2014)
Об арбитражных судах в Российской Федерации (1-фкз от 28.04.1995)
О военных судах Российской Федерации (1-фкз от 23.06.1999)
О Дисциплинарном судебном присутствии (4-фкз от 9.11.2009)
О судах общей юрисдикции в Российской Федерации (1-фкз от 7.02.2011)

Читать еще:  Как получить свидетельство ИНН в другом городе

11 (ст.135). О Конституционном Собрании

* (ст.136). В том же порядке принимаются и такой же нумерацией обозначаются Законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации

Федеральный конституционный закон.

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Все ФЗ государства и другие НПА не должны противоречить ФКЗ, а ФКЗ – К РФ.

Принятие предусмотрено: одобрение обеими палатами одновременно (в юридическом смысле)

2/3 общего числа депутатов государственной думы (225*2 = 450)

¾ общего числа депутатов совета федерации (85*2 = 170)

Принимается по вопросам, предусмотренным К РФ.

ч. 2 ст. 56 (Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом),

ч. 2 ст. 65 (Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом),

ч. 1 ст. 70 (Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом),

п. «в» ст. 84 (Президент РФ назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом),

ч. 3 ст. 87 (Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом),

ч. 2 ст. 114 (Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом),

ч. 3 ст. 118 (Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается),

ч. 3 ст. 128 (Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом) – одна из немногих в этой области, которая продолжает реализовываться,

ч. 2 ст. 135 (Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание) К РФ.

Процедура и сущность, присущая органическим законам, используется для конституционных, а те законы (как правило, касающиеся гражданского общества), которые должны быть ФКЗ (очень важные), являются ФЗ, так и не получив статус ФКЗ.

Эта ситуация (при всех этих необычайно усложненных вопросах) дополнена также ст. 136 К РФ (Поправки к главам 3 — 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации) – те главы, которые касаются 2ой части предмета КП, изменяются относительно просто.

Все, что касается федеративного устройства, статуса ФС, местного самоуправления, судебной власти и т.д., может быть изменено «в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ» — это вызывает разногласия (неоднозначное толкование). ГД в 1995 г. обратилась с запросом в КС РФ с просьбой разъяснить наименование документа (что за документ и что из себя представляет). КС РФ, детально рассмотрев этот вопрос, вынес ПП КС РФ №12 от 31.10.1995 г. – форма документа, о котором идет речь, никак не является ФКЗ, т.к. требуются дополнительные действия, не предусмотренные для процедуры принятия ФКЗ и субъекты принятия этого закона отличаются от субъектов законодательной инициативы.

В ст. 134 К РФ перечислены субъекты, которые могут выступать с инициативой принятия такого НА: Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Субъекты законодательной инициативы для ФКЗ – ст. 104 К РФ:

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Вывод: Закон о поправке к К РФ – особый ПА.

(ФКЗ Президент подписывает не глядя, а в ФЗ принимает активную роль)

(ФКЗ принимается по вопросам, на которые есть ссылка в Конституции)

(ФКЗ нужны для ограничения законотворчества Парламента)

(На сегодняшний момент нет лишь ФКЗ «О Конституционном Собрании»)

93.79.221.197 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector