Комментарии к ФЗ о защите конкуренции

Постатейный комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции»

В марте увидело свет первое издание постатейного комментария к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — «Закон о защите конкуренции»). Оно было подготовлено коллективом авторов на базе кафедры экономического и антимонопольного регулирования.

Ответственным редактором выступил заведующий кафедрой экономического и антимонопольного регулирования, заслуженный экономист РФ И.Артемьев.

Коллектив редакторов и авторов комментария состоит из юристов и экономистов, являющихся ведущими российскими экспертами и имеющих многолетний опыт работы в области антимонопольного регулирования. Это и преподаватели из ключевых российских вузов (МГИМО, МГЮА им. О.Е.Кутафина , МГУ им. М.В.Ломоносова , НИУ ВШЭ, РАНХиГС, Института государства и права Российской академии наук), и сотрудники Федеральной антимонопольной службы России и Центрального банка РФ, а также частнопрактикующие юристы из некоммерческого партнерства «Содействие развитию конкуренции».

«Совместная работа авторов — ученых и практиков, государственных служащих и частнопрактикующих специалистов — на независимой академической площадке позволила представить сбалансированную точку зрения на многие спорные вопросы, возникающие при применении ФЗ „О защите конкуренции“, с учетом новейших тенденций российской и международной антимонопольной практики», подчеркнул руководитель ФАС России И.Артемьев.

Это первое в своем роде издание комментария к Закону о защите конкуренции. В нем впервые представлен взгляд на современное антимонопольное законодательство и практику его применения с различных позиций: и с позиций, выработанных в судебной практике и практике антимонопольных органов, и с учетом последних достижений науки в области конкурентного права и антимонопольного регулирования, и с позиций юристов, каждый день консультирующих компании в области применения антимонопольного законодательства.

«Настоящее издание — это еще один результат многолетнего плодотворного сотрудничества МГИМО и Федеральной антимонопольной службы, начавшегося в 2007 году. Уверен, что этот фундаментальный научно-практический труд будет способствовать совершенствованию знаний и опыта в сфере антимонопольного регулирования», — отметил ректор А.Торкунов.

Комментарий приурочен к 70-летнему юбилею МГИМО и 25-летию антимонопольного регулирования в России.

Кафедра экономического и антимонопольного регулирования

Головин В.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (постатейный). — «Деловой двор», 2013 г.

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Головин В.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (постатейный). — М. «Деловой двор», 2013.

В книге дан постатейный комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» с учетом последних изменений, внесенных в него Федеральными законами от 2 июля 2013 г. N 144-ФЗ, 185-ФЗ и от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ.

Подробно рассмотрены запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, иные антимонопольные запреты, требования и ограничения, функции и полномочия антимонопольного органа, особенности государственного контроля за экономической концентрацией, ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

Книга содержит анализ практики рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. Приведены правовые позиции Конституционного Суда России, а также разъяснения, данные Высшим Арбитражным Судом РФ и ФАС России.

Издание адресовано руководителям, юристам и экономистам хозяйствующих субъектов, должностным лицам антимонопольных органов.

Головин Владимир Николаевич — к.ю.н., специалист в области антимонопольного законодательства, сотрудник территориального управления Федеральной антимонопольной службы России

Органы государственной власти, иные органы и организации

КС России — Конституционный Суд Российской Федерации;

ВС России — Верховный Суд Российской Федерации;

ВАС России — Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

Минфин России — Министерство финансов Российской Федерации;

Минкомсвязь России — Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

Минэкономразвития России — Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации;

Минюст России — Министерство юстиции Российской Федерации;

Роспатент — Федеральная служба по интеллектуальной собственности;

ФАС России — Федеральная антимонопольная служба;

ФНС России — Федеральная налоговая служба;

ФСФР России — Федеральная служба по финансовым рынкам;

Ростехрегулирование — Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;

Госстандарт России — Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации;

Банк России — Центральный банк Российской Федерации.

Закон 1991 г. о конкуренции — Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»*(1);

часть первая ГК РФ — Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ*(2);

СК РФ — Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ*(3);

часть вторая ГК РФ — Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ*(4);

УК РФ — Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ*(5);

БК РФ — Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ*(6);

часть первая НК РФ — Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ*(7);

Закон о конкуренции финансовых услуг — Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»*(8);

часть вторая НК РФ — Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ*(9);

часть третья ГК РФ — Гражданский кодекс РФ (часть третья) от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ*(10);

КоАП РФ — Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ*(11);

ТрК РФ — Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ*(12);

АПК РФ — Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ*(13);

ГПК РФ — Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ*(14);

часть четвертая ГК РФ — Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ*(15);

Закон о защите прав при осуществлении контроля (надзора) — Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»*(16);

Закон о контрактной системе в сфере закупок — Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»*(17);

постановление Пленума ВАС России от 30 июня 2008 г. N 30 — постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2008 г. N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»*(18);

Правила 2005 г. рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства — Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утверждены приказом Федеральной антимонопольной службы от 2 февраля 2005 г. N 12 *(19) (утратил силу);

Регламент ФАС России по осуществлению контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц — регламент Федеральной антимонопольной службы по осуществлению государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц, утвержден приказом Федеральной антимонопольной службы от 28 декабря 2007 г. N 457*(20);

Читать еще:  Ст 109 УК РФ с комментариями

Административный регламент ФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства — административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержден приказом ФАС России от 25 мая 2012 г. N 339*(21);

Административный регламент ФАС России по проведению проверок — административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержден приказом Федеральной антимонопольной службы от 25 мая 2012 г. N 340*(22);

Административный регламент ФАС России по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта — административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержден приказом ФАС России от 25 мая 2012 г. N 345*(23);

письмо ФАС России от 27 декабря 2011 г. — письмо Федеральной антимонопольной службы от 27 декабря 2011 г. N ИА/48801 «О применении «третьего антимонопольного пакета»*(24).

Источники правовых актов

www.pravo.gov.ru — «Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru»;

БВС РФ — «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации»;

БНА ФОИВ — «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»;

ВВАС РФ — «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»;

Ведомости ВС СССР — «Ведомости Верховного Совета СССР»;

Ведомости СНД и ВС РСФСР — «Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР»;

Ведомости СНД и ВС РФ — «Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации»;

ВКС РФ — «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации»;

РГ — «Российская газета»;

СЗ РФ — «Собрание законодательства Российской Федерации»;

СПС — справочные правовые системы.

При написании данного комментария использовались нормативные правовые акты по состоянию на 1 августа 2013 г.

Приводится в соответствии с печатным первоисточником.

*(1) Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, N 16, ст. 499.

*(2) СЗ РФ, 1994, N 32, ст. 3301.

*(3) СЗ РФ, 1996, N 1, ст. 16.

*(4) СЗ РФ, 1996, N 5, ст. 410.

*(5) СЗ РФ, 1996, N 25, ст. 2954.

*(6) СЗ РФ, 1998, N 31, ст. 3823.

*(7) СЗ РФ, 1998, N 31, ст. 3824.

*(8) СЗ РФ, 1999, N 26, ст. 3174.

*(9) СЗ РФ, 2000, N 32, ст. 3340.

*(10) СЗ РФ, 2001, N 49, ст. 4552.

*(11) СЗ РФ, 2002, N 1, ч. I, ст. 1.

*(12) СЗ РФ, 2002, N 1, ст. 3.

*(13) СЗ РФ, 2002, N 30, ст. 3012.

*(14) СЗ РФ, 2002, N 46, ст. 4532.

*(15) СЗ РФ, 2006, N 52, ч. I, ст. 5496.

*(16) СЗ РФ, 2008, N 52, ч. I, ст. 6249.

*(17) www.pravo.gov.ru, 2013, 8 апреля.

*(18) ВВАС РФ, 2008, N 8.

*(19) РГ, 2005, 12 мая, N 98.

*(21) БНА ФОИВ, 2013, N 8.

*(22) БНА ФОИВ, 2012, N 45.

*(23) БНА ФОИВ, 2013, N 8.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Комментарии к ФЗ о защите конкуренции

Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции»

© Коллектив авторов, 2016

© Издательство «Статут», редподготовка, оформление, 2016

К 10-летию Федерального закона «О защите конкуренции»

Рад представить вашему вниманию второе издание комментария к Федеральному закону «О защите конкуренции».

Настоящее издание – это еще один результат многолетнего плодотворного сотрудничества Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России и Федеральной антимонопольной службы, начавшегося в 2007 г.

Созданная в 2013 г. в нашем Университете кафедра экономического и антимонопольного регулирования объединила юристов и экономистов высокого профессионального уровня из числа сотрудников ФАС России и практикующих специалистов.

У студентов Университета появилась уникальная возможность получения знаний у высококвалифицированных специалистов в области антимонопольного регулирования.

С удовлетворением отмечаю, что ряд выпускников уже применяют полученные знания на практике, став сотрудниками ФАС России и ведущих российских компаний.

Уверен, что этот фундаментальный научно-практический труд будет способствовать совершенствованию знаний и опыта в сфере антимонопольного регулирования.

Приятно, что настоящее издание посвящено 10-летию Федерального закона «О защите конкуренции».

С уважением, А.В. ТОРКУНОВ, ректор МГИМО МИД России, академик РАН

Вы открыли второе издание комментария к Федеральному закону «О защите конкуренции».

Настоящее издание подготовлено широким авторским коллективом, объединившим представителей ФАС России и Ассоциации антимонопольных экспертов, на базе кафедры экономического и антимонопольного регулирования МГИМО МИД России.

При этом следует особо отметить роль Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России – ведущего российского учебного заведения с мировым именем – в появлении второго издания настоящего комментария.

Совместная работа авторов – ученых и практиков, государственных служащих и частнопрактикующих специалистов – на независимой академической площадке позволила представить сбалансированную точку зрения на многие спорные вопросы, возникающие при применении Федерального закона «О защите конкуренции», с учетом новейших тенденций российской и международной антимонопольной практики.

Посвящая это издание 10-летию Федерального закона «О защите конкуренции», мы надеемся, что наше сотрудничество будет продолжаться и способствовать совершенствованию антимонопольного регулирования как в России, так и на международном уровне.

руководитель ФАС России,

заведующий кафедрой экономического и антимонопольного регулирования

МГИМО МИД России, заслуженный экономист Российской Федерации,

член Попечительского совета МГИМО МИД России, сопредседатель научного совета РАН

по проблемам защиты конкуренции

Алешин К.Н., начальник Контрольно-инспекционного управления в сфере государственного оборонного заказа ФАС России, профессор кафедры экономического и антимонопольного регулирования МГИМО МИД России, к.ю.н.

Большаков Е.А., член Ассоциации антимонопольных экспертов, советник адвокатского бюро «Егоров, Путинский, Афанасьев и партнеры».

Владимиров В.В., руководитель Управления ФАС России по Санкт-Петербургу, заведующий кафедрой контроллинга и антимонопольного регулирования Северо-Западного института управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации.

Вовкивская Л.В., заместитель начальника Правового управления ФАС России.

Войченко С.В., член Ассоциации антимонопольных экспертов, руководитель проектов Департамента управления регуляторными рисками ОАО «МТС».

Гаврилов Д.А., член Ассоциации антимонопольных экспертов, заместитель заведующего кафедрой конкурентного права МГЮА, к.ю.н., советник адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».

Галимханова Н.Ф., начальник Управления контроля промышленности ФАС России.

Гусаров г. В., консультант Административного управления – Секретариата руководителя ФАС России.

ГУЦУ К.Г., член Ассоциации антимонопольных экспертов, преподаватель кафедры гражданского права СПбГУ, управляющий партнер адвокатского бюро «Гуцу, Жуковский и партнеры».

Давыдова А.И., заместитель начальника Управления контроля строительства и природных ресурсов ФАС России.

Дианов В.Н., член Генерального совета Ассоциации антимонопольных экспертов, руководитель группы антимонопольной практики юридической фирмы Goltsblat BLP, к.ю.н.

Егорушкин А.В., член Ассоциации антимонопольных экспертов, партнер юридической фирмы Antitrust Advisory.

Золотарев И.В., руководитель Управления ФАС России по Московской области, доцент кафедры экономического и антимонопольного регулирования МГИМО МИД России, член научного совета РАН по проблемам защиты конкуренции».

Каменская Т.А., член Ассоциации антимонопольных экспертов, управляющий партнер юридической компании «Каменская & партнеры», преподаватель кафедры экономического и антимонопольного регулирования МГИМО МИД России.

Читать еще:  Что является газоном по закону

Карташов Н.Н., начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России.

Кинев А.Ю., член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, заведующий кафедрой конкурентного права юридического факультета им. М.М. Сперанского РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, доцент кафедры конкурентного права МГЮА, д.ю.н.

Кобаненко М.А., член Ассоциации антимонопольных экспертов, советник адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».

Коростелева Н.М., член Генерального совета Ассоциации антимонопольных экспертов, партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».

Крюков А.С., заместитель начальника Правового управления ФАС России, преподаватель кафедры экономического и антимонопольного регулирования МГИМО МИД России.

Кузьмин В.В., заместитель начальника Правового управления ФАС России.

Кулик Я.В., член Генерального совета Ассоциации антимонопольных экспертов, преподаватель кафедры конкурентного права МГЮА, руководитель антимонопольной практики фирмы «ART DE LEX».

Леоненкова Е.А., член Ассоциации антимонопольных экспертов, руководитель антимонопольной практики юридической фирмы «Яковлев и партнеры».

Максименко А.В., член Ассоциации антимонопольных экспертов, юрист юридической фирмы Debevoise & Plimpton.

Максимов С.В., директор Департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок Евразийской экономической комиссии, заведующий сектором уголовного права ИГП РАН, член научного совета РАН по проблемам защиты конкуренции, д.ю.н., профессор.

Мироненко П.А., заместитель руководителя Управления ФАС России по Московской области.

Научно-практический комментарий к федеральному закону «О защите конкуренции» (стр. 1 )

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ «О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ»

2-е издание, переработанное и дополненное

руководитель ФАС России, заведующий кафедрой экономического

заслуженный экономист Российской Федерации, сопредседатель

Научного совета РАН по проблемам защиты конкуренции

— руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области, доцент кафедры экономического и антимонопольного регулирования МГИМО МИД России, член Научного совета РАН по проблемам защиты конкуренции;

— заместитель руководителя ФАС России, заведующий кафедрой конкурентного права МГЮА, кандидат юридических наук, член Научного совета РАН по проблемам защиты конкуренции;

— член Ассоциации антимонопольных экспертов, преподаватель кафедры конкурентного права МГЮА, партнер юридической фирмы Antitrust Advisory;

— член Ассоциации антимонопольных экспертов, адвокат в Адвокатском кабинете , старший преподаватель кафедры конкурентного права юридического факультета им. РАНХиГС при Президенте Российской Федерации.

Ассистент ответственного редактора и редакторов

— инспектор кафедры экономического и антимонопольного регулирования МГИМО МИД России.

, руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике, заведующий кафедрой управления государственными и муниципальными закупками Московского городского университета управления правительства Москвы;

, председатель Комитета по конкурентной политике Московской области.

, начальник Контрольно-инспекционного управления в сфере государственного оборонного заказа ФАС России, профессор кафедры экономического и антимонопольного регулирования МГИМО МИД России, кандидат юридических наук.

, член Ассоциации антимонопольных экспертов, советник адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».

, руководитель Управления ФАС России по Санкт-Петербургу, заведующий кафедрой контроллинга и антимонопольного регулирования Северо-Западного института управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации.

, заместитель начальника Правового управления ФАС России.

, член Ассоциации антимонопольных экспертов, руководитель проектов Департамента управления регуляторными рисками ОАО «МТС».

, член Ассоциации антимонопольных экспертов, заместитель заведующего кафедрой конкурентного права МГЮА, кандидат юридических наук, советник адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».

, начальник Управления контроля промышленности ФАС России.

, консультант Административного управления — секретариата руководителя ФАС России.

, член Ассоциации антимонопольных экспертов, преподаватель кафедры гражданского права СПбГУ, управляющий партнер адвокатского бюро «Гуцу, Жуковский и партнеры».

, заместитель начальника Управления контроля строительства и природных ресурсов ФАС России.

, член Генерального совета Ассоциации антимонопольных экспертов, руководитель группы антимонопольной практики юридической фирмы Goltsblat BLP, кандидат юридических наук.

, член Ассоциации антимонопольных экспертов, партнер юридической фирмы Antitrust Advisory.

, руководитель Управления ФАС России по Московской области, доцент кафедры экономического и антимонопольного регулирования МГИМО МИД России, член Научного совета РАН по проблемам защиты конкуренции».

, член Ассоциации антимонопольных экспертов, управляющий партнер юридической компании «Каменская & партнеры», преподаватель кафедры экономического и антимонопольного регулирования МГИМО МИД России.

, начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России.

, член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, заведующий кафедрой конкурентного права юридического факультета им. РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, доцент кафедры конкурентного права МГЮА, доктор юридических наук.

, член Ассоциации антимонопольных экспертов, советник адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».

, член Генерального совета Ассоциации антимонопольных экспертов, партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».

, заместитель начальника Правового управления ФАС России, преподаватель кафедры экономического и антимонопольного регулирования МГИМО МИД России.

, заместитель начальника Правового управления ФАС России.

, член Генерального совета Ассоциации антимонопольных экспертов, преподаватель кафедры конкурентного права МГЮА, руководитель антимонопольной практики фирмы «ART DE LEX».

, член Ассоциации антимонопольных экспертов, руководитель антимонопольной практики юридической фирмы «Яковлев и партнеры».

, член Ассоциации антимонопольных экспертов, юрист юридической фирмы Debevoise & Plimpton.

, директор Департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок Евразийской экономической комиссии, заведующий сектором уголовного права ИГП РАН, член Научного совета РАН по проблемам защиты конкуренции, доктор юридических наук, профессор.

, заместитель руководителя Управления ФАС России по Московской области.

, начальник Правового отдела Управления ФАС России по Московской области, преподаватель кафедры экономического и антимонопольного регулирования МГИМО МИД России.

, начальник Контрольно-финансового управления ФАС России, доцент кафедры экономического и антимонопольного регулирования МГИМО МИД России.

начальник Правового управления ФАС России, преподаватель кафедры конкурентного права МГЮА.

, старший преподаватель кафедры административного и финансового права МГИМО МИД России, кандидат юридических наук.

, член Ассоциации антимонопольных экспертов, адвокат, руководитель антимонопольной практики Коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры».

, член Ассоциации антимонопольных экспертов, партнер юридической фирмы Dentons.

, член Ассоциации антимонопольных экспертов, юрист юридической фирмы Dentons.

, председатель Ассоциации антимонопольных экспертов, доцент базовой кафедры ФАС России факультета права НИУ ВШЭ, советник адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».

, заместитель руководителя ФАС России, профессор кафедры экономического и антимонопольного регулирования МГИМО МИД России, кандидат экономических наук.

, начальник отдела правовой экспертизы Правового управления ФАС России.

, руководитель магистерской программы «Конкурентное право» юридического факультета МГУ им. , доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ, адвокат, кандидат юридических наук.

, заместитель руководителя ФАС России.

, руководитель Управления ФАС России по Ленинградской области.

, член Ассоциации антимонопольных экспертов, президент некоммерческого партнерства «Консалтум», член Экспертного совета Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, адвокат.

, заместитель руководителя ФАС России, заведующий кафедрой конкурентного права МГЮА, кандидат юридических наук, член Научного совета РАН по проблемам защиты конкуренции.

, член Ассоциации антимонопольных экспертов, доцент базовой кафедры ФАС России факультета права НИУ ВШЭ, заместитель декана факультета права НИУ ВШЭ, партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», кандидат юридических наук.

, член Ассоциации антимонопольных экспертов, директор департамента управления регуляторными рисками ОАО «МТС», кандидат юридических наук.

, член Ассоциации антимонопольных экспертов, партнер юридической фирмы «ИНФРАЛЕКС».

, заместитель начальника Контрольно-инспекционного управления в сфере государственного оборонного заказа ФАС России, кандидат педагогических наук, доцент.

, начальник Управления контроля финансовых рынков ФАС России.

, член Ассоциации антимонопольных экспертов, преподаватель кафедры конкурентного права МГЮА, советник юридической фирмы «ЮСТ».

Читать еще:  Что такое кпп организации

, директор Департамента антимонопольного регулирования Евразийской экономической комиссии, профессор базовой кафедры ФАС России факультета права НИУ ВШЭ, заслуженный экономист Российской Федерации, кандидат экономических наук.

, член Ассоциации антимонопольных экспертов, адвокат МГКА «Делькредере».

, начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России, старший преподаватель кафедры конкурентного права юридического факультета им. РАНХиГС при Президенте Российской Федерации.

, заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России.

, член Генерального совета Ассоциации антимонопольных экспертов, юрист юридической фирмы White & Case.

, заместитель начальника Правового управления ФАС России.

, член Ассоциации антимонопольных экспертов, преподаватель кафедры конкурентного права МГЮА, партнер юридической фирмы Antitrust Advisory.

, член Ассоциации антимонопольных экспертов, адвокат в Адвокатском кабинете , старший преподаватель кафедры конкурентного права юридического факультета им. РАНХиГС при Президенте Российской Федерации.

Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции» (4 стр.)

5 ААС – Пятый арбитражный апелляционный суд

6 ААС – Шестой арбитражный апелляционный суд

7 ААС – Седьмой арбитражный апелляционный суд

8 ААС – Восьмой арбитражный апелляционный суд

9 ААС – Девятый арбитражный апелляционный суд

10 ААС – Десятый арбитражный апелляционный суд

11 ААС – Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд

12 ААС – Двенадцатый арбитражный апелляционный суд

13 ААС – Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

14 ААС – Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

15 ААС – Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

16 ААС – Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

17 ААС – Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

18 ААС – Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд

19 ААС – Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

20 ААС – Двадцатый арбитражный апелляционный суд

АС г. Москвы – Арбитражный суд города Москвы

АС г. Санкт-Петербурга и ЛО – Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

АС Кабардино-Балкарской республики – Арбитражный суд Кабардино-Балкарской республики

Наименования органов государственной власти

УФАС – Управление Федеральной антимонопольной службы

ФАС России – Федеральная антимонопольная служба России

ФСТ России – Федеральная служба по тарифам России (ликвидирована)

ЦБ РФ – Центральный банк Российской Федерации

абз. – абзац, абзацы др. – другой, другие

ЕАЭС – Евразийский экономический союз

ЕГРЮЛ – Единый государственный реестр юридических лиц

ЕС – Европейский союз

ЕЭК – Евразийская экономическая комиссия

РФ – Российская Федерация напр. – например млн – миллион млрд – миллиард п. – пункт, пункты подр. – подробнее подп. – подпункт, подпункты руб. – рубль, рубли см. – смотреть ст. – статья, статьи тыс. – тысячи утв. – утвержден, утвержденный части – часть, части

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ

«О защите конкуренции»

Статья 1. Предмет и цели настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; 2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

2. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

1. В ч. 1 комментируемой статьи сформулирован предмет комментируемого Закона: организационные и правовые основы защиты конкуренции.

Указание на «основы» защиты конкуренции показывает, что Закон является базовым нормативным правовым актом в сфере защиты конкуренции, а детальное правовое регулирование выстраивается на нескольких уровнях, включая подзаконное регулирование.

Ключевым понятием комментируемого Закона является «конкуренция», содержание которого раскрывается в п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции. Согласно легальному определению конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Аналогичное по содержанию определение конкуренции сформулировано в п. 8 ч. 2 ст. 1 Приложения № 19 к Договору о ЕАЭС.

На высокую степень значимости конкуренции обращается особое внимание в Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ на период 2013–2024 гг., утвержденной Президиумом ФАС России 3 июля 2013 г., в которой отмечается, что конкуренция – это основа поступательного развития страны, она обеспечивает постоянное и динамичное внедрение инновационных технологий, является главным движущим фактором эволюционного развития общества, порождает разнообразие и обеспечивает максимально эффективное распределение ресурсов. Именно поэтому защита и развитие конкуренции являются одним из главных приоритетов государственной политики.

В плане мероприятий («дорожной карте») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2579-р, отмечается, что поддержка конкуренции является одной из основ конституционного строя РФ, а также постоянным приоритетом государственной политики. Развитие конкуренции в экономике – это многоаспектная задача, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений: от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижение административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав граждан и национальной политики.

Значимость конкуренции подтверждается и судами. Так, в определении ВС РФ от 12 октября 2015 г. № 309-ЭС15-6673 по делу № А60-25477/2013 отмечается, что государство объективно заинтересовано в поддержании конкуренции на внутреннем товарном рынке, наличие которой существенным образом увеличивает потенциал рыночной экономики.

2. Защита конкуренции предполагает осуществление антимонопольными органами комплекса мероприятий, включающего в себя предупреждение и пресечение:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения и устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами и ЦБ РФ.

Определения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции также даны законодателем непосредственно в Законе о защите конкуренции (п. 10 и 9 ст. 4 соответственно).

Так, к монополистической деятельности отнесены следующие составы нарушений:

– злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением (ст. 10);

– ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов (ст. 11);

– согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию (ст. 11 1 );

– незаконная координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов (ч. 5 ст. 11).

Субъектами монополистической деятельности являются в основном хозяйствующие субъекты, однако в определенных случаях (при квалификации действий в качестве незаконной координации экономической деятельности) ими также могут являться физические лица и некоммерческие организации, не относящиеся к хозяйствующим субъектам.

Недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (подробнее о недобросовестной конкуренции см. комментарий к гл. 2 1 Закона о защите конкуренции).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector