Какой правоспособностью обладает кредитная организация

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ КРЕДИТНЫХ БАНКОВСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Спорной в учебной и научной литературе является категория «правоспособность кредитной банковской организации». Существует три точки зрения о характере правоспособности банка. Одни ученые считают, что банк обладает общей правоспособностью, другие делают вывод о специальной правоспособности банка, третьи усматривают в правоспособности исключительный характер [1].

Причем авторы разных точек зрения приводят в качестве веских аргументов своей теоретической позиции ссылки на одни и те же положения. Как правило, банковская правоспособность характеризуется следующими признаками:

банки имеют исключительное право на осуществление банковской деятельности; запрет другим организациям осуществлять эту деятельность;

запрет банкам заниматься деятельностью в сфере производства, торговли и страхования; банки осуществляют банковскую деятельность с момента получения лицензии;

каждый банк вправе выполнять банковские операции, которые указаны в его банковской лицензии. Однако первый, третий и четвертый признаки позволяют некоторым ученым относить банковскую правоспособность к разряду специальной [5].

Гражданский кодекс (ст. 49) различает общую и специальную правоспособность. По общему правилу коммерческие организации обладают общей правоспособностью. Исключение составляют унитарные предприятия, а также другие виды организаций, предусмотренные федеральным законом.

Судебная практика исходит из того, что некоторые коммерческие организации наделены специальной правоспособностью. Так, в соответствии с п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 банки, страховые организации, инвестиционные институты относятся к юридическим лицам со специальной правоспособностью. Однако непонятно, почему указанные субъекты не обладают общей правоспособностью. Можно лишь высказать на этот счет собственные предположения [2].

Первое — наличие специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности. Но, по нашему мнению, сам по себе факт получения лицензии на осуществление банковской, страховой, инвестиционной деятельности не влияет в принципиальном плане на характер правоспособности коммерческой организации. В противном случае пришлось бы признать, что все юридические лица (независимо от их принадлежности к коммерческим и некоммерческим организациям), осуществляющие свою деятельность на основании лицензий, обладают специальной правоспособностью.

Второе — существование запретов на занятие теми или иными видами деятельности. Законом о банках (ст. 5) кредитным организациям запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Указанные запреты действует в отношении страховых организаций, инвестиционных институтов.

Полагаем, что данные запреты нельзя рассматривать в качестве основания для отнесения какой-либо организации к юридическому лицу со специальной правоспособностью. Правовые запреты — это ограничение правоспособности юридического лица в порядке и случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 49 ГК). Эти ограничения распространяются как на общую, так и на специальную правоспособность юридических лиц.

Для разграничения общей и специальной правоспособности юридических лиц необходимо использовать формально-юридический критерий — прямое указание закона. Во избежание споров и конфликтных ситуаций специальная правоспособность отдельных видов коммерческих организаций должна получить легальное закрепление в законе.

Сам по себе вывод о специальной правоспособности кредитных банковских организаций правомерен, но только в контексте осуществления ими предпринимательской деятельности. В то же время ограничивать право банков заключать сделки, направленные на поддержание их деятельности (купля-продажа имущества, аренда нежилых помещений и т. д.), ст. 49 ГК не дает. Иначе происходит подмена правовых понятий. За пределами предпринимательской деятельности можно говорить об общей правоспособности всех коммерческих организаций.

Список литературы

1. Алексеев А.А. Правовое регулирование банковского кредитования физических лиц: Дис. . к.ю.н. М., 2008.

2. Алистархов В. Ловушка для ипотечных заемщиков // Жилищное право. 2015. N 5. С. 7 — 18.

3. Буркова А. Защита прав клиентов по потребительскому кредитованию: Великобритания и Россия // Международное публичное и частное право. 2009. N 3. С. 39 — 41

4. Бычков А. Об аннуитетных и дифференцированных платежах. Какой платеж выбрать? // Финансовая газета. 2015. N 12. С. 8 — 9.

5. Вагонова А.С. Сравнительная характеристика понятия потребительского кредита по законодательству Великобритании и России // Международное публичное и частное право. 2015. N 1. С. 29 — 31.

6. Егорова Н. Новые правила игры в сфере потребкредитования // Информационный бюллетень «Экспресс- бухгалтерия». 2014. N 26. С. 13 — 16.

7. Карпов Л.К. Правовое регулирование деятельности кредитных организаций в Европейском союзе. М.: Статут, 2014. 152 с.

8. Кац Е. Курс на сжатие // Банковское обозрение. 2014. N 10. С. 46 — 50.

9. Молодыко К.Ю. О справедливом балансе интересов сторон в потребительском кредитовании // Вестник гражданского права. 2015. N 1. С. 71 — 88.

10. Оськина И., Лупу А. Виды договоров банковского кредита // ЭЖ-Юрист. 2012. N 47. С. 12.

11. Ручкина Г.Ф., Сарнаков И.В. Полная стоимость потребительского кредита: проблемы теории и практики // Банковское право. 2013. N 4. С. 59 — 67.

12. Тхашокова А. Реклама финансовых услуг: как довести до потребителя полные условия и не получить штраф // Конкуренция и право. 2015. N 4. С. 53 — 56.

Правоспособность кредитной организации

В ст. 49 ГК РФ сказано, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (п. 2 ст. 51 ГК РФ) и прекращается в момент завершения его ликвидации (п. 8 ст. 63 ГК РФ). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» в ст. 5 «Банковские операции и другие сделки кредитной организации» относит к банковским операциям:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение указанных в п. 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;[22]

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).[23]

Помимо перечисленных банковских операций кредитная организация вправе осуществлять следующие сделки:

1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;[24]

4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6) лизинговые операции;

7) оказание консультационных и информационных услуг.

Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России – и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами. Правила осуществления уполномоченными банками операций и сделок с иностранной валютой и с ценными бумагами в иностранной валюте без получения отдельных разрешений (лицензий) на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, установлены Указанием Банка России от 27 марта 1998 года № 193-У.

Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» в ст. 6 «Деятельность кредитной организации на рынке ценных бумаг» разъясняет, что в соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.

Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.[25]

Читать еще:  Как рассчитать остаток материнского капитала

Правоспособность банка. Лицензирование банковской деятельности;

Понятие, признаки и виды банков.

В соответствии со ст. 8 БК, банк – это юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (депозиты);

2) размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Банк вправе осуществлять иные банковские операции, указанные в лицензии на осуществление банковской деятельности в рамках перечня, содержащегося в ст. 14 БК. При этом, банк не вправе осуществлять:

— производственную и (или) торговую деятельность, за исключением случаев, когда такая деятельность осуществляется для их собственных нужд, а также случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

— страховую деятельность в качестве страховщиков.

Можно выделить следующие признаки банка, как организации:

1) банк является коммерческой организацией;

2) законодательством определяется организационно-правовая форма создания банка (АО или УП (ст. 71 БК));

3) банк является кредитной организацией, т.е. привлекает денежные средства на основе возвратности, платности, срочности;

4) деятельность банка, круг его операций ограничен лицензией;

5) банк обладает специальной, а в ряде случаев, исключительной правоспособностью;

6) является элементом финансово- кредитной системы.

Существующие банки можно классифицировать по ряду оснований:

1. По территориальному признаку:

2. По форме собственности:

3. В зависимости от способа формирования уставного капитала:

а) акционерные (уставной фонд сформирован путем выпуска акций);

б) паевые (уставной фонд сформирован на основании денежных средств ограниченной группы лиц);

в) частные (уставной фонд сформирован на основании денежных средств одного лица).

4. По составу уставного фонда:

а) банки, основанные на белорусском капитале;

б) банки с иностранными инвестициями.

5. По набору оказываемых услуг:

а) универсальные – банки, имеющие лицензия на осуществление всех видов банковских операций;

б) специализированные – банки, деятельность которых направлена на осуществление отдельных банковских операций.

В литературе можно встретить и иные критерии классификации банков, например по размеру уставного капитала, или в зависимости от отраслевой специализации.

Правоспособность банка определяется через единство правоспособности и дееспособности.

Выделяют три вида правоспособности:

1. Общая. Она присуща всем юридическим лицам, в т.ч. и банку. Включает в себя следующие права:

— иметь имущество в собственности;

— заниматься предпринимательской деятельностью;

— создавать другие юридические лица;

— совершать не противоречащие законодательству сделки;

— избирать место нахождения;

— иметь иные имущественные и неимущественные права.

2. Специальная, т.е. правоспособность банка как участника финансово-кредитной системы. Данный вид правоспособности может быть определен двумя способами:

а) в объективном смысле – путем перечисления в БК банковских операций, которые банки могут (обязаны) совершать, и установления запретов для деятельности банка;

б) в субъективном смысле – путем выдачи лицензии на осуществление банковских операций конкретному банку.

Таким образом, специальная правоспособность означает, что любой банк в принципе может совершать все те банковские операции, которые предусмотрены законом, но каждый конкретный банк вправе осуществлять только те операции, которые указаны в его лицензии и в той валюте, которая там же определена.

3. Исключительная – выражается в наделении банка контрольными функциями в случаях, предусмотренных законодательством. В частности, банки выполняют функции агентов валютного контроля, т.е. контролируют соблюдение своими клиентами правил осуществления валютных операций; осуществляют контроль за соблюдением клиентами правил ведения кассовых операций, а также осуществляют функции в рамках законодательства о мерах по предупреждению легализации доходов, полученных незаконным путем и финансирования террористической деятельности. Данные полномочия являются административно-контрольными, возлагаются на банки законодательством и их осуществление не связано для банка с извлечением прибыли.

Правоспособность определяется учредителями в момент создания банка и приобретается с момента регистрации. Однако существуют ограничения, которые прямо или косвенно влияют на правоспособность банка. В частности, ст. 122 БК устанавливает следующие ограничения:

1) банки не вправе предоставлять кредиты Правительству Республики Беларусь, а также льготные условия инсайдерам и работникам банка;

2) должностным лицам и специалистам банков запрещается одновременно принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, а также заниматься лично или через доверенных лиц предпринимательской деятельностью и иной оплачиваемой деятельностью (выполнять иную оплачиваемую работу), за исключением осуществления преподавательской, научной и творческой деятельности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

3) банки не могут передаваться в управление другим банкам и лицам, за исключением случаев, предусмотренных БК;

4) банк не вправе уменьшать свой уставный фонд без предварительного получения письменного разрешения НБ;

5) участие банка в уставном фонде другого банка допускается только с согласия НБ;

6) участие банка в уставном фонде юридического лица, не являющегося банком, в размере, превышающем размер, установленный НБ, допускается только после получения разрешенияНБ.

7) учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка (собственник имущества банка не имеет права принимать решение о его ликвидации) в течение первых трех лет со дня его государственной регистрации.

Правоспособность может быть изменена либо в добровольном порядке (например, расширение круга выполняемых операций), либо в принудительном (например, внесение изменений в выданную лицензию).

Лицензии на осуществление банковской деятельности выдаются НБ в порядке, установленном БК и Инструкцией о государственной регистрации банков и НКФО и лицензировании банковской деятельности (Утверждена Постановлением Правления НБ Республики Беларусь от 28.06.2001 N 175 (с изменениями и дополнениями).

Банк приобретает право на осуществление банковской деятельности со дня получения лицензии на осуществление банковской деятельности.

Лицензии, выданные НБ, учитываются в реестре лицензий на осуществление банковской деятельности. При отзыве лицензии на осуществление банковской деятельности, в том числе в части осуществления отдельных банковских операций, и приостановлении либо восстановлении ее действия в указанном реестре делается соответствующая запись.

Реестр лицензий на осуществление банковской деятельности подлежит опубликованию НБ в журнале «Банкаускi веснiк» не реже одного раза в год. Изменения и дополнения, вносимые в указанный реестр, публикуются НБ в тридцатидневный срок со дня их внесения в реестр.

В лицензии на осуществление банковской деятельности указывается перечень банковских операций, которые банк вправе осуществлять.

За выдачу лицензии на осуществление банковской деятельности взимается лицензионный сбор в размере, определяемом Президентом Республики Беларусь и (или) законами Республики Беларусь. Лицензионный сбор за выдачу лицензии на осуществление банковской деятельности направляется в доход республиканского бюджета.

Национальный банк, выдает одновременно со свидетельством о государственной регистрации банка лицензию на осуществление банковской деятельности с указанием в ней перечня банковских операций, которые банк вправе осуществлять.

Право на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, во вклады (депозиты), открытию и ведению банковских счетов таких физических лиц, открытию и ведению счетов в драгоценных металлах, купле-продаже драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, размещению драгоценных металлов и (или) драгоценных камней во вклады (депозиты) может быть предоставлено банку не ранее двух лет с даты его государственной регистрации при условиях его устойчивого финансового положения в течение последних двух лет и наличия нормативного капитала в размере, установленном НБ.

Лицензия на осуществление банковской деятельности с указанием в ней перечня банковских операций, которые банк вправе осуществлять, выдается банку на основании документов, представленных для государственной регистрации банка.

Изменения и (или) дополнения в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии на осуществление банковской деятельности, вносятся:

— по ходатайству банка;

— по инициативе Национального банка.

На основании решения о внесении изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в лицензии на осуществление банковской деятельности, НБ выдает банку лицензию, оформленную на новом бланке, с указанием в ней измененного перечня банковских операций, которые этот банк вправе осуществлять. При этом банк обязан возвратить НБ ранее выданную ему лицензию на осуществление банковской деятельности (ее дубликат) и копии такой лицензии.

Национальный банк вправе отказать в выдаче лицензии на осуществление банковской деятельности по основаниям, предусмотренным для отказа в государственной регистрации банка. Основания для отказа во внесении изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в лицензии на осуществление банковской деятельности, определяются Национальным банком.

НБ вправе отозвать лицензию на осуществление банковской деятельности, в том числе в части осуществления отдельных банковских операций, в случае:

1. Если выявленные в деятельности банка нарушения не были устранены в указанный НБ срок и ранее по этим нарушениям принималось решение о приостановлении действия лицензии;

2. установления факта недостоверности сведений, на основании которых была выдана лицензия на осуществление банковской деятельности либо были внесены изменения и (или) дополнения в указанный в ней перечень банковских операций;

3. неосуществления банковских операций, указанных в выданной лицензии на осуществление банковской деятельности, в течение одного года;

4. установления факта недостоверности отчетных данных, которые привели к нарушению интересов вкладчиков и иных кредиторов банка;

Читать еще:  Что нужно для оформления ИНН

5. неоднократного (не менее двух раз) нарушения в течение одного года требований, установленных Национальным банком к порядку и срокам представления отчетности;

6. осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не указанных в выданной лицензии на осуществление банковской деятельности;

7. неоднократного (не менее двух раз) неисполнения по вине банка в течение одного года исполнительных документов судов о взыскании денежных средств со счетов клиентов банка при наличии средств на их счетах;

8. нарушения иных требований банковского законодательства, если в течение одного года к банку неоднократно (не менее двух раз) применялись меры воздействия, установленные БК;

9. неудовлетворительного финансового положения банка, которое повлекло неисполнение им своих обязательств перед вкладчиками и иными кредиторами;

10. наличия оснований для признания банка банкротом в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

11. реорганизации банка путем его слияния, или присоединения (у присоединенного банка), или разделения, или преобразования в небанковскую кредитно-финансовую организацию (внесения соответствующих изменений в устав банка);

12. принятия решения о ликвидации банка (ст. 97 БК).

На самостоятельное изучение:

1. Ст. 97 БК «Основания для приостановления, восстановления действия лицензии на осуществление банковской деятельности и ее отзыва»

2. Ст. 98 БК «Приостановление и восстановление действия лицензии на осуществление банковской деятельности»

3. Ст. 99 БК «Отзыв лицензии на осуществление банковской деятельности и его последствия»

Обязательство исходя из специальной правоспособности кредитной организации и тесно связанного с ней // АС УО ограничил право банков на обращение с заявлением о банкротстве по «непросуженному» долгу

ФЗ от 29.12.2014 N 482-ФЗ в п.2 ст.7 Закона о банкротстве были внесены изменения, которые предоставили кредитным организациям обращаться в суд с заявлением о банкротстве, не имея вступившего в законную силу судебного акта о подтверждении требования к должнику, при условии заблаговременного раскрытия информации в ЕФРСФДЮЛ.

Интересно, что в пояснительной записке к законопроекту 460633-6, который «превратился» в ФЗ от 29.12.2014 N 482-ФЗ указано следующее: «предлагается предоставить конкурсным кредиторам и уполномоченному органу по денежным обязательствам право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в случае неисполнения должником денежных обязательств или неисполнения обязанности по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, вне зависимости от наличия вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с должника денежных средств (ст. 7 Закона о банкротстве). В настоящее время недобросовестный должник имеет возможность обратиться в суд с заявлением о собственном банкротстве, опередив конкурсных кредиторов, которые вынуждены обращаться в суд для получения решения о взыскании денежных средств. Поскольку в подобной ситуации временный управляющий назначается по заявлению должника, недобросовестный должник сохраняет контроль за ведением хозяйственной деятельности в процедуре наблюдения, что объективно создает предпосылки для злоупотреблений с его стороны».

При этом первоначальный текст законопроекта серьезно отличается от текста, подписанного Президентом РФ:

Во-первых, такое право предлагалось предоставить всем кредиторам, а не только кредитным организациям.

Во-вторых, помимо п.2 ст.7 изменения вносились также в п.3 ст.48 Закона о банкротстве, где в качестве дополнительного основания для оставления заявления о банкротстве без рассмотрения предлагалось указать следующее «4) требования кредитора не подтверждены вступившим в законную силу судебным актом и между кредитором и должником имеется спор о праве, который подлежит разрешению в общеисковом производстве». Иначе говоря право предоставлялось только по «бесспорным» требованиям.

Несколько известных юристов в сфере банкротства (Upd.Автор идеи, видимо, Олег Романович Зайцев) даже утверждали, что принятый текст закона необходимо понимать именно в первоначальной редакции законопроекта 460633-6 с идеей о «бесспорных» требованиях, что, конечно, тексту закона никак не соответствовало.

Затем норма о «бесспорных требованиях» возродилась в «законе о банкротстве граждан» ФЗ от 29.06.2015 N 154-ФЗ в ст.213.5. и п.2 ст.213.6. Закона о банкротстве.

Те же авторы в подтверждении своей позиции стали говорить, что необходимо распространять нормы для граждан о «бесспорных требованиях» по аналогии ко всем требованиям банков по «непросуженному» долгу.

Однако эта идея противоречила неписаному принципу «специальная норма не может быть истолкована расширительно с распространением на общую норму», да и судебной практике как-то не приглянулась…

П.2 ст.7 Закона о банкротстве, если читать его буквально, признает кредитные организации особыми конкурсными кредиторами (особыми субъектами права если хотите).

Гипертрофируя данную мысль, некоторые окружные суды даже начали отказывать в праве кредитным организациям, у которых отозвана лицензия (см., например, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.09.2015 N Ф04-23015/2015 по делу N А27-7115/2015), а также отказывать заявителям, которые являлись правопреемниками кредитных организаций из кредитного договора, но сами статусом кредитной организации не обладали (см., например, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.03.2016 N Ф08-1371/2016 по делу N А53-24497/2015, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.05.2016 N Ф02-2273/2016, Ф02-2447/2016 по делу N А19-18592/2015).

Это лишь усугубляло понимание концептуальной непродуманности самой нормы.

Безусловно, в самой норме есть нарушение принципа равенства (ч.1 ст.19 Конституции РФ), однако единственное заявление, которое было подано в Конституционный суд по этому вопросу, ссылку на данную статью почему-то не содержало (Определение Конституционного Суда РФ от 25.02.2016 N 351-О).

Ну это если читать п.2 ст.7 ЗоБ буквально.

Большинство же мыслящих юристов попыталось понять, какую идею хотел вложить в новую норму законодатель. Ответ, как кажется, очевиден: кредитные организации выступают в банкротстве, в основном, по требованиям из кредитных договоров и связанных с ним договоров залога и поручительства. В подавляющем большинстве случаев между кредитными организациями и должниками нет спора о размере долга (считать кредитные обязательства не так-то сложно). Поэтому сама идея в целом не кажется такой уж несправедливой.

Такие же мысли, видимо, были и у судей КС РФ, так как в упомянутом выше Определении Конституционного Суда РФ от 25.02.2016 N 351-О указано следующее: «федеральный законодатель, принимая во внимание характер и природу различных денежных требований, очередность их удовлетворения и пр., вправе установить перечень денежных обязательств, которые учитываются для определения наличия признаков банкротства должника и могут явиться основанием для подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом (Определения от 1 ноября 2012 года N 2047-О, от 24 сентября 2014 года N 2119-О и др.)».

Однако проблема в том, что в п.2 ст.7 ЗоБ нет ни слова о предоставлении права на заявление о банкротстве по «непросуженному» долгу только в отношении обязательств из договоров кредита или поручительства. Там указан субъектный критерий – «кредитным организациям». Критерия вида обязательств в Законе о банкротстве нет.

Поэтому с Конституционным судом РФ, как это часто бывает, получилось по принципу «я ему про Фому, а он мне про Ерему». Ну а что удивительного? Там столько докторов наук.

За что можно зацепиться арбитражным судам, чтобы «правильно» истолковать нормы п.2 ст.7 Закона о банкротстве?

Конечно, можно уйти в толкование тайных мыслей законодателя и т.п., однако шансов устояться у такого судебного акта немного.

Проще обратить внимание на сам термин «кредитные организации»: тогда абз.2 п.2 ст.7 Закона о банкротстве можно истолковать так, что право на обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве без подтверждения обоснованности требования кредитора вступившим в законную силу судебным актом имеется только в тех видах материальных правоотношений, в которых одна из сторон является кредитной организацией: кредитные договоры, договоры банковского счета и др.

Тогда мы придем к выводу, что кредитные организации не имеют права на обращение с заявлением о банкротстве без подтверждения обоснованности требования судебным актом на основании абз.2 п.2 ст.7 Закона о банкротстве по договорам, в которых выступают как обычные участники правоотношений, а не как кредитные организации.

Например, очевидно, что было бы не справедливо, если бы банк мог обращаться с требованием о банкротстве без «просуженного долга» в отношении поставщика канцелярских принадлежностей или поставщика мебели для банка.

При правильном подходе этот же вывод можно распространить и на отношения с деривативами, факторинг и др.

А если этого не сделать, то, помимо нарушения принципа равенства, скоро у банков появится новый бизнес, который называется «ввести банкротство и передать право требования дальше» (особенно будут стараться «карманные» банки различных финансово-промышленных групп).

В общем мысль о «правильном» толковании п.2 ст.7 ЗоБ, как говорится, «витала в воздухе».

Требовалась только воля и подходящее дело.

И вот, наконец-то

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что Законом о банкротстве для кредитной организации предусмотрен специальный порядок подачи заявления о признании должника банкротом, не требующий предоставления вступившего в законную силу судебного акта, подтверждающего наличие задолженности, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; указанное право возникает у кредитной организации в случае, когда обязательство должника возникло исходя из специальной правоспособности кредитной организации и тесно связанно с ней; исходя из фактических обстоятельств настоящего спора, следует, что в рассматриваемом случае требование Банка основано на договоре уступки права требования к обществу «Камазавтомаркет» по договору поставки от 24.09.2014 N 100/0914-22657/Ф, а именно по конкретной товарной накладной, перешедшие от общества «ТФК «КАМАЗ» к обществу «НФК-Премиум» на основании генерального договора об общих условиях факторингового обслуживания путем покупки денежных требований от 02.07.2013 N 100/0914-22657/Ф, в связи с чем не имеется оснований полагать, что данные правоотношения возникли у Банка в связи с осуществлением им специальной правоспособности как кредитной организации и тесно связаны с ней. Несостоятельна ссылка Банка о наличии у кредитной организации права на осуществление сделок по приобретению права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме, поскольку данное право специальной правоспособностью кредитной организации не обусловлено.

Остается надеяться, что идею АС УО подхватят и другие окружные суды, а может и ВС РФ.

Читать еще:  Что нужно чтобы получить мат капитал

§ 2. Кредитная организация — коммерческая организация

Цели деятельности кредитной организации сформулированы в ст. 1 Закона о банках и должны быть определены в ее уставе. Законом предусмотрено, что кредитная организация осуществляет свою деятельность [1]

с целью извлечения прибыли. Таким образом, по своему статусу кредитная организация является коммерческой организацией. Следовательно, ее деятельность определяется всеми нормативными актами, которые регулируют предпринимательскую деятельность.

§ 3. Правоспособность кредитных организаций

Как уже было указано выше, главной особенностью правового положения кредитных организаций следует считать предмет их деятельности: посредническая деятельность на рынке капиталов. Он конкретизирован в ст. 5 и 6 Закона о банках, в соответствии с которыми кредитные организации вправе выполнять банковские операции и другие сделки, как перечисленные в ч. 2 ст. 5 и в ст. 6 Закона о банках, так и не перечисленные в них. Причем сделки, названные банковскими операциями, кредитные организации осуществляют монопольно, иные сделки — в общем порядке, наряду с другими небанковскими организациями. В свою очередь, банки вправе монопольно осуществлять в совокупности три вида банковских операций, которые перечислены в ст. 1 Закона о банках. При этом кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Поэтому любые сделки так или иначе обслуживающие такую деятельность не могут быть ею совершены.

В связи с указанной нормой возникает проблема определения характера правоспособности кредитных организаций.

Гражданская правоспособность кредитной организации представляет собой частный случай правоспособности юридического лица. В соответствии со ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельности обязанности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Эти организации могут заниматься любыми видами предпринимательской деятельности вне зависимости от того, перечислены ли они в их уставах или нет. Таким образом, гражданский закон, а вслед за ним и доктрина различают общую и специальную правоспособность юридического лица. Причем специальная правоспособность всегда понималась либо как уставная правоспособность, либо как правоспособность, содержание которой составляет закрытый перечень видов деятельности, который не может быть расширен, например, учредительными документами.

Коммерческие организации, наделенные обшей правоспособностью, в практической жизни никогда не осуществляют все виды деятельности сразу. Они вынуждены специализироваться. Причем одни коммерческие организации специализируются по собственной воле, другие — по воле законодателя. Последняя ситуация складывается путем введения в действие нормы, запрещающей отдельным коммерческим организациям совмещать некоторые виды деятельности’. Аналогичная ситуация сложилась в отношении кредитных организаций, которым запрещено заниматься торговой, производственной и страховой деятельностью. Отсюда следует, что в отличие от остальных коммерческих организаций кредитные организации не обладают общей правоспособностью в том объеме, в каком идет речь в абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК РФ, что их правоспособность ограничена. Однако представляется, что нет оснований для вывода о специальной правоспособности кредитных организаций в смысле абз. 1 п. 1 ст. 49 ГК РФ Помимо ст. 5 Закона о банках действующее законодательство не содержит никаких ограничений на свободный выбор кредитными организациями каких- либо видов деятельности и совмещения их с банковскими операциями и сделками. Поэтому кредитные организации вправе осуществлять те банковские операции, которые перечислены у них в лицензии, а также заниматься любыми другими видами деятельности, которые прямо не относятся к торговле, производству или страхованию, вне зависимости от того, перечислены ли они в уставе или нет. Очевидно, речь может идти лишь о частичном ограничении общей правоспособности кредитных организаций путем введения для них запрета заниматься опре-

‘ См. ст. 5 Закона о банках; ст. 6 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 2. Ст. 56; ст. 10 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.

Такая точка зрения была высказана В. В. Витрянским (см.: Брагинский М.И., Вит- рянский В.В. Договорное право. С. 410), а также судебной практикой. См. п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1996. № 9. С. 10.

деленными видами деятельности. Это явление можно назвать принудительной специализацией кредитных организаций. Аналогичная ситуация складывается в отношении страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг. Унитарные предприятия, напротив, обладают специальной правоспособностью. В связи с этим, сфера их специализации определяется уставом.

Вопрос о моменте возникновения правоспособности кредитных организаций является спорным. Известно, что правоспособность юридического лица возникает со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК РФ) и прекращается после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК РФ). Однако деятельность кредитных организаций в части осуществления ими банковских операций лицензируется Банком России (ст. 12—23 Закона о банках)’. В связи с этим в литературе была высказана точка зрения о том, что правоспособность кредитных организаций возникает не с момента регистрации кредитной организации как юридического лица, а с момента получению ею банковской лицензии. Аналогично прекращение правоспособности кредитной организации происходит с момента отзыва у нее банковской лицензии, а не с момента исключения ее из реестра юридических лиц ! . Изложенная точка зрения опирается на определение кредитной организации, содержащейся в ст. 1 Закона о банках, где наличие банковской лицензии признается конститутивным признаком кредитной организации. Соглашаясь в целом с позицией о важности банковской лицензии, необходимо уточнить, что организация с отозванной банковской лицензией должна быть все-таки признана кредитной, хотя бы в порядке исключения. Для этого есть несколько оснований. Во-первых, такая организация не исчезает как юридическое лицо и возможность осуществления ею всех банковских операций, указанных в ее уставе, сохраняется хотя бы потенциально; во-вторых, отзыв лицензии до ликвидации кредитной организации как юридического лица никогда не является окончательным. Банк России по собственной инициативе или по решению суда может вернуть кредитной организации ее лицензию. На практике имеется немало таких

‘ Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не распространяется на деятельность кредитных организаций (см.: п. 2 ст. 1).

Братко А.Г. Банковское право России. Учебное пособие. С. 242-243.

примеров. Нельзя же, в самом деле, признать, что в этом случае кредитная организация будет исчезать и появляться «как птица феникс». В-третьих, после отзыва банковской лицензии кредитная организация не вправе выполнять только банковские операции и сделки, перечисленные в ст. 5 Закона о банках. Однако она может совершать некоторые банковские операции, указанные в ст. 20 этого же Закона.

Все приведенные выше примеры показывают, что правоспособность кредитной организации возникает и прекращается в общем порядке — с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Лицензия Банка России, как и любая другая лицензия, представляет собой разрешение на право заниматься определенной деятельностью, в данном случае — выполнять банковские операции, которые в ней перечислены. Поэтому представляется, что наличие у кредитной организации банковской лицензии следует рассматривать не как признак ее правоспособности, а как признак наличия у нее специальной дееспособности. В этом отношении тезис о том, что для юридических лиц понятия правоспособности и дееспособности необходимо объединить в одну категорию «право- дееспособность», не вполне отвечает современному законодательству. Отстаиваемая позиция находит подтверждение на практике. Известно немало случаев, когда банки, не имеющие соответствующей лицензии на осуществление каких-либо операций, например валютной лицензии, привлекали на договорной основе другие банки, которые от своего имени, но в интересах банка-клиента проводили необходимую операцию. То есть требуемая сделка все-таки совершалась, но не своими действиями банка, не имеющего лицензии, а действиями комиссионера или агента, имеющего требуемую лицензию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector