Как сделать парковку во дворе по закону

Можно ли организовать парковку для автомобилей во дворе жилого многоквартирного дома?

Дом – наша крепость. Место, где все должно быть благоустроено, безопасно и красиво. В наше время самой большой проблемой дворов жилых домов – беспорядочно оставленные машины. Из-за этого страдают пешеходы, дети, жильцы, другие участники движения и сами владельцы брошенных как попало авто. Как же сделать двор безопасным, чистым и красивым?

Что говорит закон

Итак, есть ли упоминание в законе об обустройстве парковки машин во дворе жилого многоквартирного дома? Сразу же в качестве решения данной проблемы возникает слово «Запретить». Но с точки зрения закона это сделать практически невозможно.

Запретив оставлять автовладельцам средства передвижения во дворах, придется предоставить им замену: платную или бесплатную парковку, место для гаража, стоянку и т.п. Заставить купить или построить человека гараж мы не можем, это противоречит законодательству (навязывание платных услуг). Таким образом, появляется необходимость в создании парковочных мест на территории двора.

Регулируют отношения в рамках организации парковки во дворе жилого дома следующие официальные документы:

  • Федеральные законы:
    • 06.10.2003 № 131-ФЗ;
    • 08.11.2007 №257-ФЗ;
    • 10.12.1995 №196-ФЗ.
  • КоАП РФ (кодекс РФ об административных нарушениях);
  • Правила дорожного движения РФ;
  • СанПиН (правила и нормы).

Решать вопрос с организацией стоянок, паркингов и просто мест для расположения автомобилей могут заниматься органы местной власти и сами жильцы. Обращение к органам местного самоуправления повлечет за собой создание или изменение Правил благоустройства территории.

Как организовать парковку во дворе жилого дома

Не обязательно тревожить власть вопросами парковки. Жильцы многоквартирных домов могут своими силами решить эту проблему. Организовать стоянку и движение автомобилей во дворе можно несколькими способами.

Если жильцов беспокоит наличие посторонних автомобилей на территории двора, то решением этой проблемы станет создание ТСЖ. При помощи этого органа управления вы оформите придомовую территорию в собственность и на этой базе будете развивать идею паркинга. Тогда места парковки с легкостью закрепляются за каждым жителем, и посторонний водитель не сможет разместиться во дворе вашего дома.

Нередки случаи обустройства платной парковке во дворе домов. Как с этим бороться рассказывает следующее видео:

С чего начать

Начало строительства парковки в последние годы планируют чуть раньше, чем возведение самого многоквартирного дома. СанПиН регулируют дистанцию, на которой может расположиться парковка. Ее величина зависит от количества парковочных мест:

  • Менее 11 автомобилей – минимум 10 м;
  • От 11 до 50 автомобилей – минимум 15 м;
  • От 51 до 100 автомобилей – минимум 25.

Если строятся ряды гаражей, то это расстояние разрешается снизить на 25% (минимум в 10 м сохраняется), если соблюдены условия:

  • В гаражах нет окон;
  • Въезд не направлен на жилые окна первых этажей.

Но это все решается на этапе строительства дома. По факту возникновения проблемы с паркингом в уже построенном и обжитом доме начинать следует с собрания собственников квартир. Там жильцы определят, нужно ли им ТСЖ, вступать в него, если оно существует, действительно ли необходима полноценная парковка.

Куда обратиться

В процессе подготовки и реализации плана постройки паркинга придется посетить:

  • Кадастровую палату;
  • Администрацию;
  • Местный орган по земельным ресурсам и благоустройству;
  • Органы пожарной безопасности;
  • ГИБДД;
  • Проектную организацию;
  • Строительную организацию.

И теперь мы расскажем об особенностях процедуры оформления парковки во дворе жилого дома.

Об опыте жильцов в отношении организации парковки во дворе дома рассказывает следующий видеосюжет:

  1. В первую очередь ставим придомовую собственность на кадастровый учет. Если дом построен давно, существует ТСЖ, то это будет не проблематично, достаточно посетить соответствующее заведение. Если ТСЖ только-только начало свою деятельность, либо его до сих пор нет, то придется сначала определить границы и управление собственностью, затем обращаться в кадастровую палату.
  2. Далее организуется голосование или опрос всех жильцов-собственников. Важно, чтобы все участники были осведомлены о планах на парковку, выразили свое мнение. В итоге все должны прийти к одному положительному решению, иначе несогласные или непредупрежденные жильцы могут подать в суд. Обязательный итог собрания – оформленный протокол общего собрания. Важно! Кворум при принятии решения должен превышать или быть равен 66,6%.
  3. Затем вступают в силу правила СанПиНа. Проверяем место вокруг дома на соответствие этим положениям. Отметим, что стоянка вместимостью более 100 единиц транспорта должна получить допуск у пожарных.
  4. С протоколом собрания направляемся в местный орган по землеустройству. Составленное там заявление для выдачи земельного участка рассмотрят в течение трех дней. На практике этот срок может растянуться из-за ошибок в протоколе и иных обстоятельств.
  5. Следующий этап – посещение ГИБДД. Он не строго обязателен, но наличие бумаги из гос. инспекции помогает при возникновении спорных ситуаций.
  6. После оформления и получения последних документов производят сбор средств. Затем обращаются в проектную компанию за оформлением макета будущего паркинга, и с ним идем в строительную компанию.

Почему стоит организовать парковку, а не ставить машину где попало? О жалобах жильцов дома на подобные действия в следующем видео:

Как сделать парковку во дворе по закону

Наверное, все автолюбители, проживающие в столице, обеспокоены вопросом парковки своего личного транспорта.

В особенности их интересует вопрос, где именно припарковать свой автомобиль, чтобы это было одновременно и законно, и близко от дома.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Нет парковочных мест во дворе: куда жаловаться

Практика показывает, что решить такой вопрос – достаточно сложная задача. В каждом доме есть жильцы, которые за строительство парковки и те, которые категорически против нее.

Именно по этой причине, для начала необходимо прийти к единому мнению. Большинство граждан хотят оплачивать обустройство своего парковочного места, а часть вообще готова полностью оплатить такую стройку.

В обеих ситуациях необходимо придерживаться данной схемы действий:

  • Выяснить, в чьей именно собственности находится выбранный земельный участок. В данный момент большинство квартир в доме приватизированы собственниками, следовательно, и прилегающая к дому территория также находится в их ведении. То есть проживающие могут самостоятельно определять порядок парковки своего личного транспорта.
  • Следующий этап – провести собрание всех жильцов дома для голосования. Чтобы начать обустройство парковки на придомовой территории, необходимо получить согласие как минимум двух третей от общего количества проживающих. Вынесенное решение должно фиксироваться в протоколе.
  • После проведения собрания, необходимо написать заявление в администрацию района, чтобы ваш двор был включен в программу благоустройства, в результате которой появятся парковочные места.
  • После подачи заявления придется некоторое время подождать вынесенного решения. На данный момент популярно комплексное благоустройство, когда во дворе есть и площадки для детей, и парковочные места. Именно поэтому есть вариант, что именно ваш двор хоть и будет включен в списки на благоустройство, но доберутся до него только спустя пару лет.

Еще один вариант – не ждать помощи от своих городских властей, найти инвесторов и самостоятельно, всем домом, оплатить обустройство двора. Но в таком случае придется получать большое количество дополнительных бумаг в разных инстанциях, ведь под территорией двора вполне могут находиться разнообразные коммуникации.

Как узаконить стоянку автомобилей около своего дома?

Что делать, если во дворе стоит брошенная машина, читайте тут.

Как сделать парковку во дворе по закону

Для начала стоит подчеркнуть, что организация автомобильной стоянки в своем дворе – это очень кропотливое и трудоемкое занятие, потому стоит как следует запастись терпением.

Стоит понимать, что оплачивать непосредственно саму реализацию места для личных автомобилей придется самостоятельно, из своего кармана.

После проведения общего собрания, на котором присутствовали все жильцы дома, вы решили бороться самостоятельно со сложившейся нехваткой мест для парковки своего транспорта. Начать необходимо с малого: определить, какой правовой статус у выбранного вами участка, после чего поставить его на кадастровый учет.

Отдельно стоит акцентировать внимание на законодательство, согласно которому все коллективные автостоянки, а также гаражи и прочие постройки, которые находятся в установленных границах участка, с располагающимся на ним многоквартирным домом, должны быть включены в состав общего имущества.

Весь состав такого имущества входит в общую долевую собственность каждого владельца жилого помещения в данном многоквартирном доме. Использовать подобный земельный участок для организации на нем парковочных мест можно, только если он состоит на кадастровом учете.

Помимо этого, жильцами должно быть зарегистрировано право эффективно защищать все свои права на данный земельный участок и защищать использование парковки личного транспорта от посторонних лиц.

Читать еще:  Что такое окогу организации

В таком случае могут произойти сразу две ситуации:

  • Если данный земельный участок был сформирован еще до введения в законную силу Жилищного кодекса РФ, и он поставлен на кадастровый учет, то в такой ситуации, на основании федерального законодательства, он может быть передан в безвозмездную собственность всем владельцам жилых помещений, зарегистрированных в данном конкретном многоквартирном доме.
  • если данный земельный участок не был сформирован до марта 2005 года, то в такой ситуации лицо, уполномоченное на совершение подобных действий общим собранием всех собственников жилого помещения, имеет полное право обратиться в органы власти. Помимо этого, уполномоченный может обратиться в орган местного самоуправления. В любом из них, он должен предоставить заявление, на основании которого произойдет формирование земельного участка, с располагающимся на нем многоквартирным домом.

Отдельно стоит остановиться на ситуации, когда строительство дома произошло уже после марта 2005 года. В таком случае дом, равно как и все другие объекты недвижимости, входящие в его состав, могут быть приняты комиссией исключительно после установления точных размеров и границ земли, на которой он располагается.

Если говорить проще, то земельный участок должен быть сформирован непосредственно до ввода самого многоквартирного дома в эксплуатацию.

Второй шаг заключается в получении согласия на обустройство парковочных мест от собственников жилья. Чтобы получить возможность начать обустройство двора, необходимо, чтобы две трети владельцев квартир также выступали за обустройство.

Собрание собственников может проходить как в открытой форме, так и путем проведения заочного голосования. В общем принятом решении обязательно должно быть указано определенное лицо, уполномоченное представлять мнение всех собственников зарегистрированных жилых помещений, располагающихся в этом конкретном многоквартином доме.

После того, как все необходимое количество голосов за строительство парковки будет получено, можно обращаться в организацию, специализирующуюся на проектировании. Именно здесь вы сможете получить на руки проект своей будущей парковки.

В полученной схеме обязательно должна быть отражена следующая информация:

  • схема будущей площадки;
  • точный план движения всех автомобилей;
  • места для установки предусмотренных ограничителей;
  • тип применяемого дорожного покрытия;
  • места, предусмотренные для въезда пожарных машин;
  • дорожная разметка.

Помимо всего вышеперечисленного, проект также должен соответствовать установленному регламенту. Согласно действующим санитарно-эпидемиологическим нормам, все места, отведенные для размещения на них стоянок и гаражей, обязательно должны прямо соответствовать установленным требованиям гигиены.

К примеру, стоянка, предусмотренная для десяти машин, обязательно должна находиться на расстоянии как минимум десяти метров от фасадов дома и торцов без окон. Если стоянка рассчитана на пятьдесят машин – расстояние должно быть увеличено еще на пять метров. Если количество машин будет доходить до сотни, расстояние должно составлять двадцать пять метров.

Отдельно стоит отметить, что в Москве, чтобы хоть как-то урегулировать въезд и выезд транспорта на придомовую территорию, были созданы специальные правила, под названием «Порядок установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве».

Согласно данному документу, все решения об установке какого-либо ограждения или о непосредственном отказе в его установке могут быть приняты только советом депутатов данного муниципального органа.

После получения на руки проекта парковки, требуется согласовать его с местной администрацией своего района. Если дело касается Москвы, то уполномоченному представителю придется обращаться к исполнительным властям города и разнообразным городским организациям. Все порядки и сроки обращения четко устанавливаются в действующем законодательстве.

Отдельно стоит акцентировать свое внимание на том, что на территории Москвы допускается выполнение каких-либо земельных и строительных работ, исключительно после получения специального ордера, предоставляемого ОАТИ города.

Непосредственно после того, как составленный проект будет согласован во всех вышеперечисленных инстанциях, можно будет выбирать компанию, которая займется реализацией составленного проекта.

Только если ваш проект будет составлен правильно и с учетом всех особенностей местности, вы сможете наслаждаться эксплуатацией полученного объекта, не боясь дорогостоящих дополнительных и крайне нежелательных затрат, направленных на устранение возникающих дефектов.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Действующие нормы и правила парковки автомобилей во дворе жилого дома

Комфорт – естественное желание человека. Складывается он из миллионов различных аспектов, среди которых есть и некие глубоко личные параметры, и общественные, коммуникативные. Автомобиль уже давно является жизненной необходимостью, но кроме времени его эксплуатации, немалый период необходимо для стоянки. Здесь и возникает порой конфликт общественных интересов, когда одной стороне необходимо парковать машину около дома, а другую это не удовлетворяет по тем или иным причинам.

Парковки во дворах часто становятся причиной скандалов и даже судебных разбирательств. Можно ли ставить под окнами, вблизи детских площадок, на газонах, тротуарах и т.д. – эти вопросы возникают в городах постоянно. Им и посвятим данную статью, внимательно разобрав все детали законности стоянок для транспорта.

Можно ли парковаться во дворе жилого дома? Что говорит закон?

Можно, но для этого должны быть соблюдены установленные правила. Их мы подробно рассмотрим в отдельном разделе, здесь же обратимся к первым трудностям юридического характера, которые и вызывают максимум споров.

Дело в том, что в профильном СанПиН 2.1.2.2645-10 существуют две статьи:

  • Статья 2.3 разрешает устраивать во дворах гостевые парковки.
  • Статья 2.10 запрещает размещение во дворах постоянных парковок.

Противники машин, стоящих во дворах, настаивают на том, что жильцы, ставящие свои авто ежедневно, делают это постоянно. Соответственно, и парковка становится постоянной, что запрещено. Жалобщики настаивают на довольно нелогичной конструкции, мол, случайно попавшим людям (гостям) можно парковать автомобиль, а проживающим в этом дворе – нет.

Это не только нелогично, это и не соответствует нормам законодательства:

  1. Нет юридических норм, точно описывающих разницу между гостевой и постоянной парковкой по времени стоянки или категориям владельцев.
  2. В другом СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 указаны нормы, в т.ч. по удаленности от зданий, оборудованных стоянок. То есть сам факт стоянки возможен, но, разумеется, при выполнении условий.

Самым главным аргументом в пользу возможности паркинга во дворе является юридический опыт. Граждане неоднократно подавали в суды на управляющие компании за, по их мнению, неправильно расположенные дворовые стоянки, однако в подавляющем большинстве случаев суд признавал законность паркингов.

Невозможно определить временный или постоянный характер носит стоянка, особенно при перманентной эксплуатации автомобиля. Однако действительно длительное хранение (например, на зиму) может привести к негативным последствиям, но и этот вариант не гарантирован.

Стоянка грузовых автомобилей в жилой зоне

Грузовик, как говорится, грузовику рознь. Что касается конкретно парковок, то транспорт данного типа надо разделить на две категории: до и свыше 3,5 тонн.

Парковка грузового транспорта в свыше 3,5 тонн должна подчиняться следующим правилам:

  • Пункт 17.2 ПДД РФ прямо запрещает парковки в жилой зоне такому транспорту, если они (парковки) не обозначены специальными знаками / разметкой.
  • В соответствии с ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ, нарушение правил парковки приведет к штрафу в 500 рублей. Такое же нарушение, но произошедшее в Москве или Санкт-Петербурге – 2500 рублей (ч.5 той же статьи).

Таким образом, если стоянки не оборудованы специально для такого вида транспорта, парковка грузовиков свыше 3,5 тонн во дворах запрещена.

С грузовиками разрешенной максимальной массой менее 3,5 тонн дело обстоит противоположным образом. Их парковки не регламентированы отдельными нормами, а значит парковать такие машины можно по тем же правилам, что и легковые.

Разгрузочно-погрузочные работы и личный транспорт сотрудников компаний

Отдельно надо рассмотреть случаи остановки и стоянки транспорта, не принадлежащего жильцам ближайших домов, а имеющих отношение к помещениям общественного назначения (офисы, магазины и пр.), в таких домах располагающихся.

Здесь стоит говорить о двух типах ТС – личном транспорте работников таких организаций общественного назначения и автомобилей, припаркованных с целью проведения разгрузочно-погрузочных работ. С первым типом все просто:

Личный транспорт сотрудников компаний, расположенных в жилом здании, должен располагаться за пределами придомовой территории.

Что касается работ по разгрузке и загрузке продукции или материалов, то они должны выполняться с соблюдением следующих норм:

  1. Нельзя проводить данный вид работ со стороны фасадов, имеющий окна и входы. Разрешается в следующих местах:
    • торцы без окон и дверей;
    • из подземных тоннелей;
    • со стороны автомагистралей;
    • через специальные закрытые дебаркадеры.
  2. Если помещение общественного назначения (при жилом здании) имеет площадь менее 150 м², допускается не оборудовать специальные загрузочные помещения.

Мы рассмотрели требования и возможности оборудования стоянок во дворах с точки зрения массы автомобиля, мест проживания владельцев и времени парковки. К грузовому транспорту более возвращаться не будем. Перейдем к нормам парковок обычных автомобилей, массой до 3,5 тонн.

Читать еще:  Что такое код ОКПО организации

Правила парковки (стоянки) автомобиля во дворах согласно ПДД

Напомним, что законодательно существует разница между гостевыми парковками во дворе (они разрешены) и постоянными (запрещены). Однако, если речь не идет о действительно продолжительном хранении авто, определить разницу между этими типами практически невозможно. С точки зрения реальности, можно говорить, что дворовые паркинги разрешены. Но они должны соответствовать определенным условиям.

Остановка и стоянка на газонах

Проезд, если он не связан с обслуживанием, остановка и стоянка на газонах запрещены.

Понять эту норму несложно. А вот объяснить почему (на основании чего) достаточно проблематично. Дело в том, что регулируется данная норма совокупностью федерального, регионального, а то и муниципального законодательства. Устанавливается не только сам факт запрета, но и размер штрафных санкций.

Рассмотрим законодательную цепочку на примере Москвы:

  1. Статья 1 Закона г. Москвы «О защите зеленых насаждений» относит травянистую растительность естественного или искусственного происхождения к «зеленым насаждениям».
  2. Статья 7 того же закона заявляет о незаконности движения и стоянки на зеленых насаждениях.
  3. Переводя произошедшее в рамки нарушения правил парковки, оно подводится под действие ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ – штраф 500 рублей за неправильную парковку, или под 2500 рублей штрафа, если правонарушение произошло в Москве или Санкт –Петербурге (ч. 5 той же статьи).
  4. Однако на этом трудности не закончены! Федеральное законодательство разрешает определять размер штрафов субъектам федерации и/или местным властям. Вот, что говорит по этому поводу КоАП Москвы:
    • За размещение ТС на территории, имеющей зеленые насаждения (ст. 8.25 КоАП Москвы):

Как оформить парковочное место во дворе?

Если у вашего дома отсутствует собственная стоянка, решить проблему с несанкционированной парковкой автотранспортных средств в неположенных местах можно путём обустройства придомовой зоны.

Это длительный процесс, сопровождающийся финансовыми затратами и бумажной волокитой, однако в результате у жильцов дома появится огороженное место для стоянки ТС.

Что делать, если во дворе нет парковочных мест?

Придомовая территория относится к собственности жильцов, проживающих в многоквартирном доме. Как ею распоряжаться, решают сами владельцы жилых помещений.

Чтобы сделать ограждённую парковку на земельном участке, необходимо провести общее собрание жильцов и принять соответствующее решение, в пользу которого проголосуют как минимум 2/3 собственников.

Если данное условие будет выполнено, граждане получают возможность как оформить парковочное место во дворе, так и иным способом благоустроить территорию вокруг дома.

С этой целью на руках у жильцов должны быть следующие 2 важных документа:

  • справка от органов местной власти о размере придомовой зоны;
  • протокол собрания жильцов с подписями, подтверждающими принятие решения о строительстве стоянки.

Как сделать парковку во дворе по закону?

В первую очередь требуется определить, где именно будет находиться стоянка для автомобилей. Данная зона не должна препятствовать движению автотранспортных средств по придомовой территории или мешать пешеходам.

Будущая парковка обязана отвечать положениям СанПин, чтобы в дальнейшем быть узаконенной государственными инстанциями.

К основным требованиям по установке парковочных мест относят следующие:

  • строительство стоянки должно происходить на расстоянии 10 метров от самого жилого дома (если парковка подразумевает остановку более 10 ТС, это расстояние необходимо увеличить до 15 метров, а если более 50 машин – до 50 метров минимум);
  • длина парковочного места должна составлять 5 метров, тогда как ширина – 2,3 метра;
  • для инвалидов ширину стоянки необходимо увеличить вплоть до 3,5 метров.

Оформить придомовую зону во владение жильцов и построить на ней парковку можно с помощью создания ТСЖ.

При необходимости хозяева квартир в доме способны разобраться с данной процедурой и собственными силами, однако у ТСЖ больше привилегий и возможностей по управлению общим имуществом собственников.

Как узаконить парковочное место во дворе?

Для строительства мест для стоянки транспортных средств необходимо согласовать данное решение на общем собрании жильцов.

Если будущая парковка способна ущемить права и интересы других домов, а также если более 1/3 собрания проголосуют против возведения стоянки, в обустройстве придомовой зоны будет отказано.

Если согласие жильцов получено, необходимо следовать указанному алгоритму действий:

  1. убедиться в наличии проекта межевания придомовой зоны (узнать данную информацию в столице можно путём обращения в Департамент городского имущества, в других областях – в управе вашего района);
  2. подготовить проект строительства будущей парковки или обустройства территории вокруг дома, а также порядок въезда на придомовую зону после окончания строительных работ (заказать разработку проектов можно в специализированных организациях);
  3. утвердить перечисленные выше проекты на общем собрании жильцов;
  4. получить одобрение на строительство от земельного комитета, Госавтоинспекции и иных органов, занимающихся вопросами архитектуры и строительства в вашем населённом пункте (в столице представитель владельцев квартир обращается в совет депутатов определённого муниципального округа);
  5. дождаться положительного решения уполномоченных органов и приступить к обустройству стоянки (с этой целью нанимается соответствующая организация, специализирующаяся на возведении парковочных мест).

Выбор подрядчика зависит от решения собрания собственников. Жильцы ограничены исключительно в пределах выделенного для строительных работ бюджета.

Насколько просторной и оборудованной будет парковка, зависит от того, какую сумму денег готовы заплатить хозяева квартир.

При необходимости можно построить большую парковку для нескольких многоквартирных домов. В этом случае требуется проводить собрания и получить 2/3 голосов в каждом из них.

Какие документы необходимо предъявлять в государственные инстанции?

Что такое лофт апартаменты — подробнее тут?

Проекты по строительству будущей стоянки и порядку въезда на придомовую территорию после окончания строительных работ оформляются на заказ соответствующей организацией. При выборе подрядчика важно уточнить, имеется ли у компании лицензия на осуществление подобных работ.

Текст заявления должен содержать в себе следующие сведения:

  • наименование и адрес комитета;
  • ФИО заявителя и его контакты;
  • суть обращения (выделение земли для формирования стоянки);
  • точный адрес жилого дома;
  • согласие жильцов на возведение парковки (необходимо приобщить копию протокола собрания);
  • подпись заявителя;
  • дату составления запроса.

После получения разрешения местного комитета, оформленного в письменном виде, можно обращаться в иные инстанции (Госавтоинспекцию, совет депутатов и т. д.).

В данные госорганы предоставляется протокол общего собрания собственников и проекты, о которых шла речь ранее.

Как организовать собственную парковку во дворе? Шаг за шагом

Банки Сегодня Лайв

Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим

А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Парковочные войны вносят раздор в отношения между соседями по всей стране. Наши города проектировались под гораздо меньшее количество автомобилей, чем есть сейчас. Итог – заставленные машинами дворы, газоны и детские площадки. Выход есть: государство предлагает способ, как оформить стоянку на придомовой территории, угодив всем.

Гостевая и постоянная парковка

Свод правил в области градостроения устанавливает рекомендуемое число парковочных мест при строительстве новых домов. С учетом того, что на 1000 жителей приходится около 343 личных автомобилей (на самом деле больше), застройщик должен предусмотреть размещение автомобилей 25% из них.

Однако нормы являются рекомендуемые, и многие застройщики их игнорируют. Обычно под парковку отдают большую часть двора новостройки, но в дорогих проектах предусматривается подземный паркинг.

Но что делать жителям старых домов, которые построены до начала всеобщей автомобилизации? А если застройщик никак не выделил парковочные места во дворе?

Вообще проблема автомобилизации не имеет однозначного решения. Минимальная площадь парковки на 1 автомобиль – 11,5 квадратных метров, а если в доме проживает 1000 человек, нужно где-то найти почти 4000 квадратных метров. Для понимания, это кусок земли 10 x 40 метров (если ставить машины в 2 ряда, плюс еще проезд нужен). Учитывая, что двор обычно общий для нескольких домов, а жильцов там гораздо больше тысячи, парковка превращается в нерешаемую проблему.

Но даже если такой кусок земли на придомовой территории найдется, его нужно оформить именно как парковку, что не так просто и не дешево.

Места для временной стоянки автомобилей во дворе считаются гостевой парковкой, а жильцы дома должны оставлять свои автомобили на специально отведенных для этого территориях. Такое весьма неоднозначное решение принял недавно Верховный суд.

Естественно, что на сегодняшний день никто не будет проверять, живет ли владелец оставленного авто в этом доме или приехал в гости. Но в будущем проблема может стать более серьезной. Например, в Москве на 5 миллионов зарегистрированных автомобилей приходится 200 тысяч машиномест и гаражей.

Оставить автомобиль на придомовой территории можно в 3 местах:

  • на гостевой парковке (по сути, это любое место во дворе, которое не мешает его жителям, не находится на газоне и не перекрывает въезд-выезд);
  • на постоянной парковке (это уже оформленная по всем правилам и размеченная зона);
  • на собственном машиноместе или в гараже.

Гостевая парковка – это те 1-2 «кармана» во дворе, которых всегда недостаточно. Как оказалось, ставить там авто на ночь нельзя, но это никого не останавливает.

Об оформлении постоянной парковки пойдет речь дальше. Она должна соответствовать СанПиН, быть оформленной по всем правилам, иметь соответствующее покрытие и разметку.

На гостевой и постоянной парковке нельзя «закрепить» за собой какое-то место, разве что в устной договоренности между жильцами. Но если оно будет оформлено уже как машиноместо, претензий к его владельцу точно не возникнет.

В большинстве случаев жители дома не против организовать постоянную парковку. Это дает массу преимуществ – можно установить шлагбаум и не пускать «чужих», можно брать деньги за парковку и т.д.

Оформляем постоянную парковку

Требования к участку

Выделение на придомовой территории постоянной парковке позволяет жильцам беспрепятственно ставить там свои автомобили и запрещать въезд для посторонних. Особенно это актуально в городах с платной парковкой на улицах.

Но согласно Своду правил 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» к постоянным парковкам выдвигаются определенные требования. Основное касается расстояния до домов и социальных объектов:

  • отжилых домов – от 10 метров (если мест для машин 10 или меньше); от 15 метров (если мест до 50); от 25 метров (если мест до 100); от 35 метров (если мест до 300); от 50 метров (если мест планируется более 300);
  • если это торец жилого дома без окон – от 10 метров (если мест для машин 50 или меньше); от 15 метров (если мест до 100); от 25 метров (если мест до 300).
  • для общественных зданий, образовательных учреждений и больниц автостоянки нужно отодвигать еще дальше;
  • открытые стоянки, рассчитанные более чем на 300 мест, можно размещать только за пределами жилой зоны.

Такие требования нужны, чтобы в случае чрезвычайной ситуации к дому могла беспрепятственно подъехать специальная техника.

Есть требования и к самим местам для стоянки автомобилей:

  • как минимум 10% мест должны предназначаться для водителей-инвалидам;
  • минимальные размеры одного места: 5 метров в длину и 2,3 метра в ширину (если водитель передвигается в инвалидной коляске, ширина увеличивается до 3,5 метров);
  • проезд должен быть шириной минимум 6 метров;
  • если многоквартирный дом выше 28 метров, на стоянке должно быть минимум 2 выезда;
  • для стоянок более чем на 100 мест, отдельные требования есть по дорожному покрытию.

Прежде чем приступать к организации постоянной парковки во дворе, нужно понять, есть ли на придомовой территории подходящий участок. Если двор небольшой и земли свободной нет, можно не начинать сложную процедуру, потому что проект не будет одобрен.

Процедура организации

Выделить зону для парковки во дворе не так прост, так как это требует согласия жильцов дома с одной стороны, и наличия определенных документов с другой.

Если разбить весь процесс по этапам, получится следующее:

Этап 1. Нужно удостовериться, что придомовая территория (земельный участок, на котором находится дом, двор и часть прилегающей территории) выделен в кадастре и оформлен в общую долевую собственность жителей многоквартирного дома.

В случае, если земельный участок не выделен и относится к территории муниципального образования, процесс усложняется – нужно обращаться к кадастровому инженеру и в Росреестр. Об этом будет дальше.

Этап 2. Оформив придомовую территорию в общую долевую собственность (или если она была ранее уже оформлена), можно организовать общее собрание жильцов дома. Главное, чтобы за организацию парковки проголосовали более 2/3 жителей дома. Обычно за парковку голосуют те, у кого есть автомобили. Соответственно, в доме с преобладанием пенсионеров среди жильцов получить согласие будет трудно.

По результатам собрания составляется протокол. Собрание можно провести заочно, тогда это должно быть указано в протоколе собрания. Протокол подается в местную администрацию с остальными документами, поэтому должен быть заполнен по всем правилам.

Этап 3. Получив согласие жильцов, можно обращаться в проектную организацию для составления проекта. Проект должен включать в себя определенные элементы:

  • схема земельного участка со стоянкой;
  • схема движения транспорта;
  • параметры покрытия;
  • места, отведенные для въезда специального транспорта;
  • дорожная разметка и знаки.

Самостоятельно составить проект не выйдет, так как к ним выдвигается множество требований. Это не эскиз двора (как в программе «Комфортная городская среда»), а вполне официальный документ.

Этап 4. Получив проект, его нужно согласовать с противопожарной службой и ГИБДД. Дополнительно можно заручиться поддержкой муниципального органа в сфере архитектуры и градостроительства. Это необязательно, но в спорной ситуации даст преимущество.

Этап 5. Имея протокол (скачать образец ) общего собрания жильцов дома (где есть согласие большинства), справку о составе придомовой территории (выдается в Росреестре), документы от отдела архитектуры и ГИБДД, а также сам проект, нужно обратиться в отдел по земельным ресурсам в администрации муниципального образования.

Земельные ресурсы должны рассмотреть заявление о выделении участка для организации стоянки в течение 30 дней, но иногда срок увеличивается (особенно если на участке есть элементы благоустройства). Часто заявление возвращают, указывая на ошибки в протоколе или заявлении.

Этап 6. Получив одобрение отдела земельных ресурсов, можно начинать строительные работы – обустройство стоянки. Действовать нужно строго по проекту, а контроль за работами можно поручить управляющей компании. На это тоже придется собирать деньги с жильцов.

После окончания работ парковкой можно пользоваться. Если кто-то из жильцов был против обустройства стоянки и не сдавал на это деньги, ему все равно не могут запретить ею пользоваться.

Межевание придомовой территории

Самый первый этап оформления стоянки – оформление земельного участка в общую долевую собственность жильцов дома. Скорее всего, окажется, что участок все еще относится к муниципальному образованию.

Процесс оформления участка тоже начинается с общего собрания собственников:

  • собрать общее собрание собственников (можно привлечь к этому управляющую компанию). Главное – собрать голоса большинства жильцов. Также нужен протокол собрания, которым жители проголосовали за формирование земельного участка и постановку его на кадастровый учет;
  • обратиться в местную администрацию , в отдел земельных ресурсов или муниципального имущества (везде называется по-разному) с заявлением о выделении земельного участка. Делает это человек, которого выбрали для этого на собрании;
  • чиновники администрации на основании заявления и протокола собрания жильцов готовят постановление об утверждении схемы земельного участка в кадастре;
  • далее нужно обратиться к кадастровому инженеру. Это чаще всего частная фирма или отдельный специалист. Его услуги будут платными. Инженер готовит межевой план участка (на компакт-диске);
  • имея решение местной администрации о выделении участка, протокол собрания жильцов дома, правоустанавливающие документы жильцов на их квартиры, квитанцию об уплате госпошлины и межевой план участка, можно обращаться в Росреестр, который проведет регистрацию права собственности.

Зарегистрировав земельный участок, все жители дома становятся его собственниками. Плюсы – можно огородить двор и поставить шлагбаум, минусы – придется платить налог на землю.

Сделать ли ее платной?

Оформив придомовую территорию в общую долевую собственность и выделив на ней парковку, жильцы дома могут распоряжаться ею по своему усмотрению. Так как все жильцы имеют равные права на объект общей долевой собственности, запретить кому-то ставить там автомобиль нельзя. Нельзя «захватывать» отдельные места и требовать от соседа покинуть место – это будет незаконно.

Скорее всего, оформленной и построенной парковки все равно не хватит на всех. Обычно жильцы сами решают, как ставить машины – договариваются между собой, или устанавливают правило «кто первый – того и место».

Более цивилизованный подход – сделать парковку платной. Кажется, что это абсурд, ведь земля под ней принадлежит жильцам дома. Но автомобили есть не у всех, а право на землю – у всех. Поэтому введение платы за парковку во дворе рассматривают не только как способ заработать, но и как способ решить вопрос приоритетности.

Стоянка может быть платной для жителей других домов, а деньги пойдут на счет ТСЖ. Так же и с платой для «своих», собранных денег хватит на то, чтобы поддерживать чистоту и порядок на стоянке.

Кстати, если придомовая территория не передана в собственность жильцов дома, регион или город вправе организовать там платную парковку (учитывая мнение жильцов). Правда, тогда деньги пойдут в бюджет муниципального образования.

Поэтому лучше всего оформить земельный участок в собственность жильцов дома. Даже если на нем еще нет отдельной стоянки, это поможет хотя бы не платить городу за парковку в собственном же дворе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector