Эксперт экспертная организация это по 44 фз

Энциклопедия решений. Эксперты и экспертные организации, привлекаемые при закупках по Закону N 44-ФЗ

Эксперты и экспертные организации, привлекаемые при закупках по Закону N 44-ФЗ

В соответствии с п. 15 ст. 3 Закона N 44-ФЗ эксперт, экспертная организация (далее также — эксперты) — обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам.

По контексту приведенной нормы и норм ст. 41 Закона N 44-ФЗ очевидно, что под экспертами, экспертными организациями в Законе N 44-ФЗ понимаются третьи по отношению к заказчику и любому его контрагенту лица. При этом, поскольку эксперты действуют на основании договора, то есть заключаемого заказчиком контракта (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ), привлечение экспертов, безусловно, должно осуществляться в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ. В частности, на это прямо указывается в ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ. Каких-либо особенностей закупки при отборе именно экспертов, помимо вышеуказанных ограничений, Законом N 44-ФЗ не предусмотрено. Соответственно, способ закупки выбирается заказчиком по общим правилам, исходя из принципов, определенных ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ.

Законом N 44-ФЗ не установлено каких-либо специальных требований к экспертам. Такие требования могут быть установлены применительно к проведению экспертиз в конкретной отрасли иными законами, на что фактически указано в ч. 8 ст. 41 Закона N 44-ФЗ, и предъявляются заказчиком к участникам закупки на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.

Перечень категорий лиц, которые не могут быть допущены к экспертизе, приведен ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ. Анализ этого перечня показывает, что речь идет о лицах, которые не могут быть допущены к экспертизе в конкретных ситуациях в силу сомнения в их беспристрастности при проведении экспертизы. В частности, к экспертизе не допускаются работники заказчика (пп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, за указанными исключениями, которые подробнее рассмотрены в отдельном материале, в качестве эксперта может выступать любое лицо, обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в соответствующей области (см. также письма Минэкономразвития России от 22.01.2015 N Д28и-97, от 29.01.2015 N Д28и-58).

Согласно ч. 1 ст. 41 Закона N 44-ФЗ заказчики привлекают экспертов в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. Привлечение экспертов обязательно только для экспертизы поставленного по контракту товара, выполненной работы или оказанной услуги, в случаях, предусмотренных ч.ч. 4, 4.1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ. Привлечение экспертов для экспертизы поставленного по контракту товара, выполненной работы или оказанной услуги во всех прочих случаях является правом заказчика (ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Также ст. 58 Закона N 44-ФЗ предусмотрено право заказчика привлекать экспертов в целях обеспечения экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсах, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора участников конкурса оценки их соответствия дополнительным требованиям.

Для проведения экспертизы эксперты имеют право запрашивать у заказчика, контрагента дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы (ч. 6 ст. 41, ч. 5 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).

Результаты экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству РФ (ч. 5 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Форма такого заключения законом не предусмотрена, соответственно, оно оформляется в произвольной форме. Из указания п. 15 ст. 3 Закона N 44-ФЗ можно сделать вывод, что и в иных случаях результаты экспертизы оформляются в виде письменного заключения. При этом очевидно, что заключение в любом случае должно быть объективным, обоснованным и соответствующим законодательству РФ.

За предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за невыполнение требования ч. 3 ст. 41 Закона N 44-ФЗ эксперт, экспертная организация, должностные лица экспертной организации несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч. 7 ст. 41 Закона N 44-ФЗ). Следует заметить, что законодательством об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за заведомо ложные заключения экспертов только для отдельных случаев (ст. 19.26 КоАП РФ). Поэтому, полагаем, что по общему правилу следует исходить из того, что речь идет в первую очередь о гражданско-правовой ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту в виде возмещения убытков (ст.ст. 393, 393.1, 394 ГК РФ). Административная ответственность, помимо описанных случаев, так же как и уголовная ответственность может наступить в том случае, если решения, принятые заказчиком на основании экспертного заключения в отношении предмета контракта, в том числе приемка товаров, результатов работ, услуг, привели к наступлению последствий, подпадающих под определение состава административного правонарушения или уголовного преступления.

Энциклопедия решений. Требования к экспертам, экспертным организациям, привлекаемым при закупках по Закону N 44-ФЗ

Требования к экспертам, экспертным организациям, привлекаемым при закупках по Закону N 44-ФЗ

В соответствии с п. 15 ст. 3 Закона N 44-ФЗ эксперт, экспертная организация (далее также — эксперты) — обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо либо юридическое лицо, работники которого обладают указанными познаниями, осуществляющие на основе договора деятельность по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам, в том числе по оценке предмета экспертизы.

Законом N 44-ФЗ не установлено каких-либо специальных требований к экспертам. Такие требования могут быть установлены применительно к проведению экспертиз в конкретной отрасли иными законами, прежде всего — в соответствии с абзацем третьим п. 1 ст. 49 ГК РФ. На это прямо указано в ч. 8 ст. 41 Закона N 44-ФЗ, согласно которой если в отношении лиц, осуществляющих исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг, необходимых для проведения экспертизы, в соответствии с законодательством РФ установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов для проведения такой экспертизы должен осуществляться из числа лиц, соответствующих указанным требованиям. Такие требования в обязательном порядке предъявляются заказчиком к участникам закупки услуг по экспертизе на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Дополнительные требования к экспертам, привлекаемым для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по государственному оборонному заказу, согласно ч. 5 ст. 41 Закона N 44-ФЗ могут быть установлены Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». (На настоящий момент таких дополнительных требований не установлено).

В ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ приведен перечень категорий лиц, которые не могут быть допущены к проведению экспертизы в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. Анализ этого перечня показывает, что речь идет о лицах, которые не могут быть допущены к экспертизе в конкретных ситуациях в силу сомнения в их беспристрастности при проведении экспертизы в таких ситуациях. К таковым относятся:

— физические лица, являющиеся либо в течение менее чем 2 лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — контрагент) (пп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ);

— физические лица, имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза (пп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ);

Читать еще:  Как узнать о получении гражданства РФ

— физические лица, являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками контрагента либо состоящие с ними в браке (пп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ);

— юридические лица, в которых заказчик или контрагент имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем 20% вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц (п. 2 ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ);

— физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или контрагент прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы (п. 3 ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, по общему правилу в качестве эксперта может выступать любое лицо, обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в соответствующей области (см. также письма Минэкономразвития России от 22.01.2015 N Д28и-97, от 29.01.2015 N Д28и-58). Исключение составляют установленные законом случаи ограничения на осуществление соответствующей деятельности и выявление в конкретной ситуации возможности влияния заказчиком или контрагентом на результат экспертизы.

В силу ч. 3 ст. 41 Закона N 44-ФЗ эксперты обязаны уведомить в письменной форме заказчика и контрагента о допустимости своего участия в проведении экспертизы, в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы в соответствии с ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ.

В случае выявления в составе экспертов лиц, указанных в ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ, заказчик должен принять незамедлительные меры, направленные на привлечение для проведения экспертизы иного эксперта, иной экспертной организации (ч. 4 ст. 41 Закона N 44-ФЗ).

Экспертиза по контракту в рамках Закона № 44-ФЗ

Согласно ч.3 ст.94 Закона № 44-ФЗ заказчики обязаны проводить экспертизу принимаемой продукции. Такая экспертиза должна проводиться своими силами («внутренняя экспертиза») либо к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации («внешняя экспертиза»).

Содержание:

Как часто и по каким контрактам должна проводится экспертиза?

Закон № 44-ФЗ не содержит случаев, при которых экспертиза может не проводиться. Следовательно, экспертиза должна осуществляться по всем контрактам, в том числе контрактам (договорам), заключенным по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Иными словами, предмет контракта, его цена и основание для заключения никак не влияют на возможность (необходимость) проведения экспертизы.

Экспертиза должна проводиться даже в том случае, когда провести ее на практике невозможно. Например, в случае заключения контракта по поставку электрической энергии заказчик должен подтвердить, что поставленная энергоснабжающей организацией электрическая энергия соответствием всем условиям заключённого контракта. Приведем еще один пример: поставка ГСМ. В данном случае также нет никаких оснований, чтобы экспертизу не проводить. Соответственно, перед подписанием акта сдачи-приемки заказчик должен удостовериться в том, что поставленный ему ГСМ полностью соответствует условиям заключенного контракта.

Очевидно, что провести экспертизу по подобным контрактам проблематично. К счастью для заказчика Законом № 44-ФЗ не определен порядок ее проведения. Поэтому, в ряде случаев, такая экспертиза будет носить формальный, а не реальный характер, и состоять в документальном подтверждении факта ее проведения.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ экспертиза является неотъемлемой частью приемки продукции по контракту. Таким образом, экспертиза должна проводиться каждый раз перед подписанием заказчиком документа о приемке. Так, например, если по контракту предусмотрена ежемесячная приемка продукции, экспертиза должна проводиться ежемесячно в отношении той части продукции, которая принимается. Если продукция по контракту принимается ежедневно – экспертиза должна проводиться ежедневно перед каждой приемкой.

Недопустимо со стороны заказчика подтверждать соответствие принятой по контракту продукции после окончания срока действия контракта, т.е. «задним числом». Экспертиза во всех случаях должна проводиться до приемки продукции.

Как оформляется проведение экспертизы?

Закон № 44-ФЗ не устанавливает каких-либо специальных требований к оформлению экспертизы, проводимой заказчиком своими силами (в том числе не устанавливает требований к составлению каких-либо документов по результатам проведения такой экспертизы).

Вместе с тем, на практике довольно часто встречаются случаи, при которых заказчику необходимо подтвердить факт проведения экспертизы до осуществления приемки той или иной продукции. Просто подписание заказчиком документа о приемке недостаточно.

Факт проведения экспертизы может быть подтвержден несколькими способами. Например, путем проставления визы согласования на документе о приемке лицом, уполномоченным заказчиком на проведение экспертизы. Второй вариант – составление отдельного документа (например, экспертного заключения) таким лицом.

Проведение экспертизы может быть возложено на приемочную комиссию заказчика, если такая создана. В последнем случае в положении о такой комиссии следует указать, что она уполномочена не только на осуществление приемки продукции, но и на проведение ее экспертизы. При этом фактом, подтверждающим проведение экспертизы, является факт осуществление указанной комиссией приемки поставленной продукции, т.е. подписание документа о приемке. Возможны и иные способы и варианты подтверждения проведения экспертизы своими силами.

Если экспертиза проводится с привлечением внешних экспертов, экспертных организаций (прим.: случаи проведения «внешней экспертизы» с 31 июля 2019 года должны быть определены Правительством РФ (ч.4.1. ст.94 Закона № 44-ФЗ), но в настоящее время такой документ отсутствует), то результатом проведения такой экспертизы является экспертное заключение (ч.5 ст.94 Закона № 44-ФЗ). Содержание, порядок оформления экспертного заключения определяется условиями договора, заключенного заказчиком с внешним экспертом, экспертной организацией.

Кто уполномочен проводить экспертизу?

Если экспертиза принимаемой по контракту продукции проводится своими силами, то ее проводить может любое лицо. В 99% случаях – это штатный работник или работники заказчика. Проведение «внутренней экспертизы» может быть возложено заказчиком на членов приемочной комиссии, на работников контрактной службы или даже на членов комиссии по осуществлению закупок. В данном случае экспертиза будет проводиться коллегиально, т.к. в Законе № 44-ФЗ нет обязательного требования о том, что экспертиза должна проводиться кем-то персонально.

В отличие от членов комиссии по осуществлению закупок, контрактных управляющих, работников контрактной службы Закон № 44-ФЗ не предъявляет каких-либо требований к лицам, проводящим экспертизу от имени заказчика. Такие лица могут не иметь образования в сфере закупок. К сожалению, такие лица не во всех случаях являются специалистами в соответствующе предметной области. Однако, это не снимает с них ответственности, если в результате некачественно проведенной экспертизы заказчиком будет принята продукция, не соответствующая условиям заключенного контракта.

В случае проведения «внешней экспертизы» требования к внешним экспертам установлены ст. 41 Закона № 44-ФЗ. Важно отметить, что внешним экспертом, экспертной организацией может выступать физическое лицо (в том числе ИП), юридическое лицо, с которым заказчиком заключен договор на проведение экспертизы.

Требования к указанному договору два: 1) он должен быть возмездный; 2) он должен быть заключен на основании Закона № 44-ФЗ (не Закона № 223-ФЗ). Первое требование объясняется тем, что Закон № 44-ФЗ не регулирует заключение безвозмездных сделок и соглашений. Соответственно заключаемый с внешним экспертом, экспертной организацией контракт должен быть возмездным. Второе требование прямо предусмотрено ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.

Читать еще:  Что дает покупка недвижимости в Болгарии

К слову отметим, что контракт с внешним экспертом, экспертной организацией может быть заключен, например, по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при условии соблюдения иных ограничений, установленных для данного способа закупки. Это также будет является заключением контракта по Закону № 44-ФЗ.

В каких случаях обязательно проведение «внешней экспертизы»?

Если заказчиком не проводится внутренняя экспертиза, должна проводиться экспертиза внешняя. И наоборот, при проведении внешней экспертизы внутренняя экспертиза не проводится. Объясняется это союзом «или», который использовал законодатель в ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.

Однако, в отдельных случаях Закон № 44-ФЗ предписывает проводить только внешнюю экспертизу. Как уже было отмечено выше, такие случаи должно определить Правительство РФ, но пока такой акт Правительства РФ отсутствует.

Где размещаются результаты проведенной экспертизы?

Результаты «внутренней» и «внешней» экспертизы не подлежат размещению в ЕИС. Нет также требований о размещении таких результатов в реестре контрактов. В связи с этим, результаты экспертизы, как и иные документы о закупке, хранятся у заказчика и должны быть предоставлены по требованию контролирующих органов.

Ответственность экспертов

Довольно часто возникает вопрос о том, какую же ответственность несет эксперт, экспертная организация? Для «внешних экспертов» ответственность прямо предусмотрена в законодательстве. От административной (ст. 7.32.6 КоАП РФ) до уголовной (ст. 200.6 УК РФ).

На «внутренних экспертов» указанные статьи не распространяются , т.к. в понятийном аппарате Закона № 44-ФЗ они не являются экспертами, экспертными организациями. «Внутренние эксперты» являются должностными лицами заказчика и проводят экспертизу от его имени. Такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством в зависимости от тяжести наступивших последствий в результате некачественно проведенной ими экспертизы.

Услуги эксперта, экспертной организации для Заказчика по 44-ФЗ или 223-ФЗ

Компания «Бартон» уже много лет оказывает услуги эксперта, экспертной организации, а также услуги специализированной организации для Заказчика по 44-ФЗ или 223-ФЗ.

Эксперт, экспертная организация — обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией лицо, которое осуществляет деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным вопросам (п. 15 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы товара, работы, услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика на основании п. п. 2, 3, 7, 9 — 14, 16, 19 — 21, 24, 25, 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Правительство РФ может определить иные случаи обязательного проведения экспертизы, однако в настоящее время они не установлены (ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Кроме того, заказчик привлекает экспертов, экспертные организации при осуществлении закупки в случаях, которые предусмотрены Законом № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 41 Закона № 44-ФЗ). К ним относятся (ст. 58 Закона № 44-ФЗ):

1) оценка конкурсной документации в рамках предквалификационного отбора участников конкурса;

2) оценка заявок на участие в конкурсах в рамках предквалификационного отбора;

3) оценка соответствия участников конкурса дополнительным требованиям заказчика при проведении предквалификационного отбора.

Экспертиза в перечисленных случаях может проводиться по усмотрению заказчика. Необходимость ее проведения обусловлена установлением при проведении конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса дополнительных квалификационных требований к участникам закупки. К таким требованиям относятся условия о наличии у участников финансовых, материальных, кадровых ресурсов и опыта работы, связанного с предметом контракта, а также требования к деловой репутации. Установление указанных требований обусловлено технической и (или) технологической сложностью, инновационным, высокотехнологичным или специализированным характером объекта закупки (ч. 2 ст. 56 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, у заказчика может возникнуть необходимость экспертно оценить требования, которые должны быть предъявлены к участникам закупки, а также соответствие участников этим требованиям;

4) приемка поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта (ч. 3, 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

При осуществлении приемки необходимо экспертно оценить представленные исполнителем результаты исполнения контракта на предмет соответствия его условиям.

Решение о привлечении к приемке эксперта, экспертной организации заказчик принимает по своему усмотрению, однако в ряде случаев их участие в приемке является обязательным. К ним относятся следующие случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) закупка у исполнителя, определенного указом или распоряжением Президента РФ, постановлением или распоряжением Правительства РФ (п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

2) выполнение работы по мобилизационной подготовке в РФ (п. 3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

3) закупка российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов (п. 7 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

4) закупка услуг, срочность исполнения которых вызвана чрезвычайными и иными происшествиями (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

5) поставка культурных ценностей для пополнения государственных фондов (п. 10 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

6) закупка товара, работы, услуги у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ (п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

7) заключение контрактов в целях трудоустройства осужденных (п. 12 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

8) закупка произведений литературы и искусства, исполнений, фонограмм у лица, которому принадлежат исключительные права на них (п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

9) закупка изданий определенных авторов у издателей, которым принадлежат исключительные права на использование таких изданий (п. 14 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

10) закупка услуг по организации участия в мероприятии, проводимом для нужд нескольких заказчиков (п. 16 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

11) закупка услуг по техническому и авторскому надзору (п. 19 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

12) закупка услуг, связанных с обеспечением визитов представителей иностранных государств (п. 20 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

13) закупка для обеспечения деятельности объектов государственной охраны (п. 21 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

14) заключение контракта после признания несостоявшимся определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

15) закупка лекарственных препаратов для назначения пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Для привлечения к осуществлению закупки эксперта, экспертной организации заказчику необходимо их выбрать и заключить с ними контракт.

Срок: заключить контракт с экспертом, экспертной организацией целесообразно заранее, с учетом времени, необходимого для выбора эксперта, экспертной организации и заключения контракта. На практике проведение указанных мероприятий может занять от двух недель до трех месяцев.

2.1. Требования к экспертам, экспертным организациям

Эксперт, экспертная организация должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в отношении предмета экспертизы (п. 15 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Однако не каждое лицо, обладающее такими познаниями, опытом, квалификацией, может быть привлечено заказчиком в качестве эксперта, экспертной организации.

В ч. 2 ст. 41 Закона № 44-ФЗ определен перечень лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы. К ним относятся лица, с помощью которых заказчик или поставщик прямо и (или) косвенно может оказывать влияние на результат проводимой экспертизы, в частности:

Читать еще:  После получения гражданства РФ что делать дальше

1) лица, являющиеся либо являвшиеся в течение двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, должностными лицами или работниками заказчика или поставщика;

2) лица, имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;

3) близкие родственники, усыновители или усыновленные руководителя заказчика, членов комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы, контрактного управляющего, должностных лиц или работников поставщика либо лица состоящие с ними в браке;

4) юридические лица, в которых заказчик или поставщик имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов либо более чем 20% вкладов, долей.

Эксперт, экспертная организация обязаны письменно уведомить заказчика и поставщика о допустимости своего участия в проведении экспертизы и отсутствии оснований для недопуска к ее проведению (ч. 3 ст. 41 Закона № 44-ФЗ). В случае выявления в составе экспертов, экспертных организаций лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы, заказчик должен незамедлительно принять меры, направленные на привлечение иного эксперта, иной экспертной организации (ч. 4 ст. 41 Закона № 44-ФЗ).

2.2. Выбор эксперта, экспертной организации

Привлечение эксперта, экспертной организации осуществляется на основании договора (п. 15 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Закон № 44-ФЗ не определяет особенностей порядка выбора заказчиком экспертов, экспертных организаций для заключения такого договора. Следовательно, при выборе нужно руководствоваться общим порядком, установленным указанным Законом.

Таким образом, для осуществления закупки услуг экспертов, экспертных организаций заказчику необходимо:

1) определить предмет экспертизы;

2) выбрать способ определения исполнителя — эксперта, экспертной организации.

При выборе способа определения заказчик должен учитывать ограничения, предусмотренные Законом № 44-ФЗ для каждого из способов закупки (открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, закупка у единственного поставщика и т.д.);

3) провести процедуру определения исполнителя — эксперта, экспертной организации.

Если для проведения экспертизы необходимы осуществление исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, законодательством установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций производится из числа лиц, соответствующих указанным требованиям (ч. 8 ст. 41 Закона № 44-ФЗ);

4) заключить контракт с экспертом, экспертной организацией.

2.3. Контракт с экспертом, экспертной организацией

Заказчик привлекает эксперта, экспертную организацию на основании договора (п. 15 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Ввиду отсутствия в Законе № 44-ФЗ указания на особенности порядка заключения контракта с экспертом, экспертной организацией такой контракт должен заключаться по результатам определения исполнителя в общем порядке, предусмотренном названным Законом.

Если закупка услуг эксперта, экспертной организации осуществляется путём проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, форма контракта должна соответствовать проекту контракта, утвержденному в составе документации о закупке.

Если закупка осуществляется на сумму не более 100 тыс. руб. у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, контракт может быть заключен в устной форме (ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

1) условия, которые являются обязательными для включения в контракт в соответствии с Законом № 44-ФЗ;

2) предмет экспертизы, функции и полномочия эксперта, экспертной организации;

3) условие о праве эксперта, экспертной организации запрашивать у заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы (ч. 6 ст. 41 Закона № 44-ФЗ);

4) вид и размер ответственности эксперта, экспертной организации, в том числе за предоставление недостоверных результатов экспертизы, недостоверного или заведомо ложного экспертного заключения, невыполнение экспертом требования об уведомлении заказчика о наличии оснований для отстранения от проведения экспертизы (ч. 7 ст. 41 Закона № 44-ФЗ).

Кто составляет: юрист или работник контрактной службы (контрактный управляющий) по согласованию с юристом, отраслевыми подразделениями.

Кто подписывает: руководитель заказчика или иное уполномоченное лицо.

ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ. ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПКИ ЭКСПЕРТА, ЭКСПЕРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья 41. Эксперты, экспертные организации

Ст. 41 44-ФЗ в последней действующей редакции от 7 января 2019 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 41. Эксперты, экспертные организации

1. Заказчики привлекают экспертов, экспертные организации в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. К проведению экспертизы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не могут быть допущены:

  • 1) физические лица:
    • а) являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);
    • б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
    • в) являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;
  • 2) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;
  • 3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.

3. Эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы в соответствии с частью 2 настоящей статьи).

4. В случае выявления в составе экспертов, экспертных организаций лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, заказчик должен принять незамедлительные меры, направленные на привлечение для проведения экспертизы иного эксперта, иной экспертной организации.

5. Дополнительные требования к экспертам, экспертным организациям, привлекаемым для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по государственному оборонному заказу, а также особенности проведения такой экспертизы могут быть установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

6. Для проведения экспертизы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы.

7. Результаты экспертизы, проводимой экспертом или экспертной организацией в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. За предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за невыполнение экспертом, экспертной организацией требования части 3 настоящей статьи эксперт, экспертная организация, уполномоченный представитель экспертной организации, должностные лица экспертной организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. В случае, если для проведения экспертизы необходимы осуществление исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций для проведения такой экспертизы должен осуществляться из числа лиц, соответствующих указанным требованиям.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector