Что такое рекламная конструкция по закону

Статья 19. Наружная реклама и установка рекламных конструкций

Статья 19. Наружная реклама и установка рекламных конструкций

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 98-ФЗ в часть 1 статьи 19 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее — рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) — собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 193-ФЗ в часть 2 статьи 19 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы.

3. Распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 50-ФЗ статья 19 настоящего Федерального закона дополнена частью 3.1

3.1. Распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, их территориях допускается в случаях и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», с соблюдением требований к рекламе и ее распространению, установленных настоящим Федеральным законом.

4. Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 98-ФЗ в часть 5 статьи 19 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 98-ФЗ в часть 5.1 статьи 19 настоящего Федерального закона внесены изменения

Со дня утверждения схем размещения рекламных конструкций положения части 5.1 статьи 19 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 98-ФЗ) применяются в соответствующих муниципальных образованиях (субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт- Петербурге)

5.1. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

Закон о рекламных вывесках и конструкциях на зданиях и в других местах, их отличия, законное согласование и регистрация, штрафы

Для осуществления работы надо позаботиться о действенной рекламе своего бизнеса. Регистрация рекламных обозначений происходит по правилам, предусмотренным законом.
Судебная практика показывает, что при нарушении законодательства о рекламе, нарушитель рискует заплатить крупный штраф. Выдать разрешение может только орган местного самоуправления.

Что такое вывеска, как называется такая конструкция с названием организации

ФАС (федеральная антимонопольная служба) дала свои разъяснения относительно того, что именно следует признавать вывеской.

Так, вывеска – это щит или иного рода конструкция различного размера, которая может размещаться на фасаде здания и носить информационный характер.

Главное условие, указанное в письме ФАС, это то, чтобы на конструкции не было обозначения продукции или услуг, оказываемых организацией. В этой ситуации такая вывеска будет признаваться рекламной и, следовательно, на нее будет распространяться федеральный закон о рекламе.

Что такое реклама (в т.ч. наружная), рекламная конструкция: определения по закону

Под рекламой понимается информация об организации, о том, в каких сферах она осуществляет свою деятельность и др. Она может быть изображена любым способом, как в словестном, так и в материальном выражении. Ее можно вешать на входе, объявлять с помощью средств массовой информации и др.
Предназначена реклама для неопределенного круга лиц.

Под рекламной конструкцией в соответствие с законом понимается размещение наружной рекламы с помощью различных приспособлений на жилых домах, табличках, предприятиях и др.

Наружная реклама – ее отличительный признак заключается в том, что она находится непосредственно на улице, вне пределов помещения. В соответствии с действующим ФЗ наружная реклама в городах должна соответствовать постановлениям регионов: московской, тульской областей и др.

Реклама над входом относится к одному из видов наружной. Не на всех учреждениях допускается ее размещение, о чем еще будет сказано ниже.

Чем отличается вывеска, реклама и рекламная конструкция между собой

Среди этих понятий реклама – наиболее общее. Все остальные понятия – это ее формы (за исключением информационных конструкций). Так, вывеска и конструкция – это наружные формы выражения рекламы, которые размещаются в городах и населенных пунктах различными способами.
Например, допускается установка стационарных рекламных щитов, размещение прочих конструкций на трассах и остановках, размещение временных вывесок и др.

Информационная конструкция — что это

Такая конструкция к рекламной не относится. Она может содержать в себе информацию об организации, ее фирменном и коммерческом наименовании и др. Такие указатели можно установить на территории собственника учреждения.

Тем самым можно сделать вывод, что информационная конструкция имеет привязку к месту нахождения организации. Рекламная же конструкция такой привязки не имеет.

Что является рекламой а что информацией, в чем разница, является ли вывеска с названием магазина рекламой

Как отметалось выше, рекламная и информационные конструкции отличаются друг от друга. Разница в следующем. Информационная конструкция преследует целью сообщение о том, что в данном месте находится соответствующая организация, какие услуги она предоставляет, какой товар продает или какую услугу оказывает и др.

Читать еще:  Техническая рекультивация земель это

Реклама же в основном направлена на доведение сведений о конкретном виде товара или услуги. Она преследует цель привлечения потребителя к товару. Таким образом, вывеска с названием магазина рекламой не является, а является лишь информационной конструкцией.

Нужно ли согласовывать вывеску, рекламу для ее размещения

В данной ситуации все зависит от того, какой характер имеет вывеска. В той ситуации, когда она признается информационной, то никакого согласования в данной ситуации не требуется.

Другое дело обстоит с рекламной вывеской. Здесь должно производиться согласование по правилам, предусмотренным законодательством. Такие разъяснения были предусмотрены федеральной антимонопольной службой и направлены на защиту прав потребителей. Обязательному согласованию подлежит реклама как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей.

Временная вывеска: нужно ли согласование и какую вывеску не надо согласовывать

Временная вывеска представляет собой размещение информации на специальных тентах. Отличительной чертой временной вывески является то, что она не требует согласования в органах местного самоуправления. Помимо всего прочего, временная вывеска является менее затратной чем постоянная.

Согласовывать необходимо только постоянную вывеску, которая помимо всего прочего носит характер рекламной. За несогласованную рекламу предусмотрена ответственность в виде штрафа.

Какую наружную рекламу не нужно согласовывать

В соответствие со ст. 5 ФЗ о рекламе, любая информация, имеющая характер рекламной, согласно законодательству в области рекламы должна быть согласована. Исключением являются лишь наружные вывески, относящиеся к информационным. Никаких исключений для непосредственно рекламных конструкций нет.

Размеры вывески или таблички: какие должны быть, требования к ним, что должно быть на них по закону

В соответствие с законом, вывески должны быть расположены выше входа в здание. Установлен также и размер такой вывески/таблички. Он измеряется в квадратных метрах. Установлены минимальные и максимальные пределы ( от 0,2 до 0,7 квадратных метров). Размер букв не должен по общему правилу превышать двух сантиметров.

На ней должна быть следующая информация:

  • режимная деятельность магазина (часы работы);
  • информация о названии;
  • данные о коммерческом обозначении;
  • сфера деятельности и др.

Незаконной будет считаться такая вывеска, которая является рекламной и содержит соответствующие рекламные элементы.

Для магазина

Для магазина предусмотрены в качестве обязательных данные о часах работы, о названии и об указании на род деятельности (например, продуктовый). Установка вывески должна происходить по правилам, предусмотренным законом.

Для организации

Для организации достаточно указать название, юридический адрес и организационную форму деятельности. Часы работы указываются по желанию руководителя фирмы.

Требования к вывескам образовательных учреждений, школ

Для образовательных учреждений разрешена на вывесках такая информация:

  1. Номер школы.
  2. Указание на муниципальное образование, которое на праве оперативного управления передало имущество.
  3. Герб РФ или муниципального образования.

Никакой другой информации на подобных информационных конструкциях в образовательных учреждениях не предусмотрено. Если это частное образовательное учреждение, то допускается указание на юридический адрес главного офиса.

Вывески на жилых помещениях

Отдельные положения по данному вопросу содержатся в законе о рекламе. Так, вывески на жилых помещениях, содержащих рекламную информацию должны размещаться по порядку, предусмотренному жилищным законодательством.

Имущество многоквартирных домов является общим и равные права на него имеют все собственники входящих в дом квартир. Размещение рекламы на домах происходит с использованием такого общего имущества, а, следовательно, для такого действия необходимо заручиться согласием всех собственников жилья.

Такое согласие дается в письменном виде и подписывается каждым собственником жилого помещения.

В отличие от рекламных конструкций, для вывесок на окнах применяется более лояльный правовой режим. Так, специального согласования в уполномоченных государственных органах не требуется.

В той ситуации, когда реклама размещается на окнах собственника помещения, то он может произвести это действие без тех или иных разрешений. В той ситуации, когда рекламу нужно разместить на окнах в здании, принадлежащем другому лицу, то на это нужно его письменное согласие.

Вывеска ИП: образец

Вывеска для индивидуальных предпринимателей должна выглядеть определенным образом. Образец ее можно посмотреть ниже.

Штраф за несогласованную вывеску, за размещение рекламы без разрешения или незаконную установку рекламной конструкции

Данный правоотношения регулируются кодексом об административных правонарушениях. Так если отсутствует разрешение на оформление рекламы, то применяется статья 14.3 КоАП. Размеры варьируются от двух тысяч рублей, до пятисот тысяч рублей.

Все зависит от того, кем именно является нарушитель – физическим лицом или должностным лицом.

Как согласовать вывеску на фасаде здания, рекламу, процедура

Согласование вывески происходит в несколько этапов, среди которых можно выделить:

  1. Определение правил и вида рекламы.
  2. Определение места, где владелец хочет ее повесить.
  3. Сбор необходимой документации (сюда входят учредительные документы фирмы, проект вывески, разрешительные документы от владельца здания, на котором предполагается размещение).
  4. Обращение в орган местного самоуправления для получения разрешения.

Изначально документация подписывается в управлении района города, после того происходит согласование в органе местного самоуправления города, а в конце подписывается проект и выдается разрешение.

Куда обращаться

Изначально происходит обращение в районную администрацию, а потом в городскую. Особое место здесь занимает градостроительный комитет, который и руководит вопросами размещения наружных рекламных вывесок.

В качестве основных документов можно выделить учредительные документы фирмы, проект вывески, разрешительные документы от владельца здания, на котором предполагается размещение, а также лист согласования.

Сроки и стоимость

Максимальный строк в данном случае не может превышать одного месяца. Что касается стоимости, то в разных регионах она отличается. Так, например, в Москве придется за подготовку проекта уплатить около 20 тысяч рублей. Если гражданин сам разрабатывает проект, то эта процедура становится для него бесплатной. Регистрировать рекламу можно только по образцу, за изготовление которого также можно заплатить сторонним организациям.

Правила установки рекламных щитов, установка вывески на фасаде

Размещение такого рода рекламы допускается только после получения разрешения от местных властей. Правила размещения информационных вывесок уже рассматривались выше, они и подходят к размещению подобных же рекламных материалов.

Что касается щитов, то размещение рекламы на них допускается только в ситуациях, когда такой щит был установлен по согласованию с городской администрацией.

Правила размещения вывесок в московской области, 902 постановление в последней редакции

Скачать правила можно здесь. ⇐

Закон о наружной рекламе

Скачать закон в последней редакции скачивайте по этой ссылке. ⇐

Таким образом, требования о рекламе содержатся в различных законодательных актах РФ. Имеется отличие между наружной и внутренней рекламой, которые также необходимо учитывать при размещении. Какая реклама называется внутренней, а какая наружной, было рассмотрено выше.

Помимо этого, существуют и иные виды рекламы. Нужно помнить массу нюансов и правил размещение (перевод рекламы, размещенной на иностранном языке, обязательное согласование рекламы на фасадах и др.).

Новый закон о рекламных конструкциях

На прошлой неделе был опубликован закон о рекламных конструкциях и совершенствовании порядка распространения наружной рекламы. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 98-ФЗ преследует двуединую цель. Во-первых, это изменение порядка заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, правил их размещения, во-вторых, упрощение процедуры демонтажа незаконно установленных рекламных конструкций.

По задумке законодателей, принятие новых правил приведет к значительному сокращению в стране наружной рекламы, поскольку будет ограничено число мест для ее установки и исключены факты бесконтрольной эксплуатации наружных конструкций. В связи с этим закон провозглашает, что все без исключения рекламные щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки и электронных табло должны размещаться строго в соответствии с утвержденными органами местного самоуправления схемами размещения рекламных конструкций.

В данных схемах будут указываться конкретные места возможного размещения рекламных конструкций, а также типы и виды рекламных конструкций с точным определением площади информационных полей и технических характеристик этих конструкций. Причем схема должна будет обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, и соответствовать требованиям безопасности. Схемы подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и обязательному опубликованию.

Читать еще:  Как найти контрагента по ИНН

В свою очередь органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются правом определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям.

Кроме того, субъекты РФ наделяются правомочием определять конкретные предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы. Причем, согласно закону, такие сроки не могут быть менее пяти и более десяти лет (первоначально предполагалось разрешить заключение договоров сроком до 15 лет).

Что касается демонтажа незаконных рекламных конструкций, то закон в значительной мере упрощает его порядок. По сути, вводится административный порядок демонтажа незаконных рекламных конструкций. В соответствии с законом владелец рекламной конструкции обязан будет демонтировать рекламную конструкцию, установленную без разрешения, в течение месяца со дня выдачи предписания о демонтаже. В противном случае демонтаж в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания осуществляет собственник имущества, к которому присоединена рекламная конструкция. Причем собственник недвижимости вправе будет потребовать с владельца рекламной конструкции возмещения всех понесенных расходов.

Если в установленный срок собственник недвижимости не выполнит демонтаж конструкции, такой демонтаж осуществляется за счет средств местного бюджета. При этом по требованию органа местного самоуправления владелец рекламной конструкции либо собственник имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан будет возместить все расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

Напомним, что в соответствии с ранее действующими правилами при невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления вправе был лишь обратиться в суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа. И принудительный демонтаж был возможен только в случае принятия судом соответствующего решения, что приводило к неоправданному затягиванию процесса удаления с улиц незаконной рекламы.

Кстати, именно нормы об упрощении демонтажа наружной рекламы вызвали в обществе наибольшее число дискуссий и негативных откликов. Даже Правительство РФ рекомендовало не поддерживать данный законопроект, заявив о том, что он представляет угрозу для развития конкуренции на рекламном рынке, и владельцы рекламных конструкций лишатся права на судебную защиту своих интересов.

В итоге парламентарии постарались учесть в финальной редакции закона все прозвучавшие замечания. Отказываться от административного порядка сноса незаконной рекламы депутаты, конечно, не стали, но в законе было прописано, что демонтаж рекламной конструкции может быть обжалован в суде в течение трех месяцев со дня демонтажа рекламной конструкции.

Важным моментом нового закона является и то, что он в целях установки и использования рекламной конструкции требует от ее владельца получения разрешения именно на “установку и эксплуатацию”, а не только на “установку”, как это было ранее. Данное уточнение, введенное законом, не позволит недобросовестным владельцам конструкций отказывать в их демонтаже со ссылкой на то, что истечение срока действия разрешения на установку не влечет за собой невозможности эксплуатации рекламной конструкции.

Одновременно закон вводит ограничения в отношении рекламы, размещаемой на транспортных средствах. Так, использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, равно как и переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара, запрещается.

Таким образом, теперь достаточным основанием для привлечения к ответственности послужит само переоборудование автомобиля с полной или частичной утратой его первоначальных функций, и правоприменителям не нужно будет доказывать факт использования транспорта именно в рекламных целях. Штраф за указанное правонарушение составит для граждан от трех тысяч до пяти тысяч рублей, для должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а для юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Ужесточается административная ответственность и за нарушение требований к установке и эксплуатации рекламных конструкций. Теперь установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения или с нарушением законных требований повлечет наложение штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей. Напомним, ранее за указанное правонарушение, совершенное юридическими лицами, предусматривался штраф в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Новый закон уже вступил в силу, но до утверждения местными властями соответствующих схем размещения (конечный срок — 1 января 2014 года) будет применяться ныне действующий порядок размещения рекламных конструкций. При этом с 1 января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций станет осуществляться исключительно при наличии утвержденных схем размещения таких конструкций.

Являются ли рекламные наклейки на фасаде (окна) здания рекламной конструкцией?

Являются ли рекламные наклейки на фасаде (окна) здания рекламной конструкцией? Вручили уведомление арендатору — нужно дибо оформить либо демонтировать. Говорят снаруже это рекламная конструкция а если снутри то нет.(Ставропольский край)

Марк, здравствуйте!
В силу ст.19 ФЗ «О рекламе»

Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее — рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) — собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Таким образом, хоть и с натяжкой, но можно признать рекламной конструкцией и Ваш случай. Следовательно очевидности в Вашей ситуации нет, но поскольку Ваша конструкция стационарна и расположена вне помещения, то суд, скорее всего, признает это рекламой.

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2012 по делу N А35-14645/2011

В данном деле отказали по формальным основаниям, в связи с противоречиями в документах. Поэтому как пример не очень подходит.

Все зависит от того, какую информацию содержит Ваша наклейка на окнах., так как согласно ст. 9 закона о защите прав потребителей.

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Изготовитель (исполнитель, продавец) — индивидуальный предприниматель — должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
2. Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.
3. Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).

Плюс, что является рекламой, а что не является разъяснено в письме ФАС.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 23.07.09 N АЦ/24234
О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПОНЯТИЙ РЕКЛАМА И ВЫВЕСКА

ФАС России рассмотрела обращение о разграничении понятий вывеска и реклама с учетом внесения изменений в статью 3 Федерального закона «О рекламе» и сообщает.
Федеральным законом от 07.05.2009 N 89-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с наделением Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции „Ростехнологии“ дополнительными полномочиями и формированием ее имущества» в статью 3 Федерального закона «О рекламе» были внесены изменения, касающиеся понятия объекта рекламирования: к объекту рекламирования были добавлены, помимо средств индивидуализации товара, средства индивидуализации юридического лица.
Однако данные изменения носят технический характер и не меняют по существу ранее установленные положения Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с Федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Кроме того, согласно пункту 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 «Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.
Как ранее сообщалось письмом ФАС России от 16.03.2006 N АК/3512, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. Такое обозначение может использоваться на вывесках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.
Размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого юридическим лицом для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля деятельности организации и вида реализуемых товаров, оказываемых услуг, по мнению специалистов ФАС России, может быть признано обычаем делового оборота.
С учетом изложенного не подпадают под понятие рекламы размещенные в месте осуществления юридическим лицом своей деятельности коммерческое обозначение, а также профиль деятельности организации и вид реализуемых товаров, оказываемых услуг, например, «Универмаг „Седьмой континент“, „магазин цифровой техники “Ион», «Итальянская мебель», «Кафе „Атаман“, „Крымские вина“.
А.Ю.ЦАРИКОВСКИЙ

Читать еще:  Объект незавершенного строительства как объект недвижимости

Таким образом, если на Ваших наклейках содержится информация больше чем предусмотрено законом, то наклейки могут признать рекламными конструкциями.

Вывеска или рекламная конструкция?

Судебной коллегией по экономическим спорам обновленного Верховного суда РФ было рассмотрено первое рекламное дело (Определение ВС РФ № 303-ЭС14-395 от 18 ноября 2014 года). Одним из основных вопросов, стоявшим перед коллегией, был вопрос, который имеет уже скорее философский оттенок, нежили правовой, это вопрос разграничения понятий «вывеска» и «рекламная конструкция».

Поводом для спора послужили действия кондитерского магазина, разместившего на фасаде здания две вывески. Одна вывеска в форме шоколадной плитки площадью 2 кв. метра и сведениями — «Шоколадный Департамент. Фирменный магазин кондитерских изделий. Режим работы с 09 до 21. Наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)», вторая вывеска площадью 7,56 кв.метров и сведениями – «Шоколадный Департамент. Фирменный магазин кондитерских изделий».

Данные вывески были размещены без согласия собственников жилых помещений, в связи, с чем управляющая компания обратилась в суд с кондикционным иском.

Позиция Истца заключалась в том, что в силу пункта 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» общество «Свитинка» обязано было заключить договор с управляющей компанией на размещение на фасаде дома рекламных конструкций, однако такой договор заключен не был, соответственно у ответчика возникло неосновательное обогащение.

Ответчик, возражая против иска, указывал на то, что вывески размещаются в силу требований положений Закона о защите прав потребителей, а именно пункта 12 статьи 9, которая обязывает доводить до сведения потребителей сведения о фирменном наименовании своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Поскольку спорные вывески были размещены во исполнение требований этого закона, оснований для взыскания суммы неосновательного обогащения, по мнению заявителя, не имеется.

Суды трех инстанций удовлетворили исковые требования, однако ЭК ВС, сочла, что имеются основания для частичной отмены судебных актов. Отменяя судебные акты, Коллегия указала, что суды первой и апелляционной инстанций признали вывески рекламными конструкциями, а суд кассационной инстанции — вывесками, не содержащими сведения рекламного характера, тем не менее, пришли к единому выводу о наличии у лица, их разместившего, обязанности уплатить соответствующую плату за использование общего имущества дома. При этом, как указано, в Определении Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» было указано, что при применении пункта 1 статьи 3 этого закона следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. К такой информации относится, в частности информация, размещаемая в силу статей 9,10 Закона о защите прав потребителей.

Поскольку размещая именно такую информацию, продавец (исполнитель) выполняет публичную обязанность в интересах неограниченного круга лиц, взимание с него соответствующей платы ни нормами указанного закона, ни нормами Жилищного кодекса не предусмотрено, в связи, с чем такое лицо не может быть признано обогатившимся за чужой счет, и оснований для применения главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется.

С данным выводом, трудно не согласиться, при этом особенно приятно, что обновленный ВС, не стал менять практику, сформированную упраздненным ВАС в Пленуме № 58.

Но также, в данном Определении есть и некоторые, негативные и мягко говоря, спорные моменты, так Коллегия указала, что вывеска площадью 2 кв.м. по содержанию находящихся сведений на ней, ее размеру, расположению на фасаде дома соответствует требованиям, предъявляемым Законом о защите прав потребителей, ее следовало признать вывеской, содержащей информацию, необходимую для защиты прав потребителей, обязательную в соответствии с указанным законом для доведения до сведения неограниченного круга лиц.

Вторая спорная вывеска площадью 7.56 кв.м., не содержит всех необходимых сведений, предусмотренных Законом о защите прав потребителей, превышает допустимые для информационной вывески размеры, направлена на привлечение и поддержание внимания к реализуемому товару, его продвижению, в т.ч. с использованием товарного знака, и поэтому является рекламной конструкцией.

Вывод, сделанный в отношении второй вывески, представляется крайне спорным, поскольку как указывал ВАС, в том же пункте 58 Пленума, если информация приведена не в полном объеме, то это не означает, что данная информация является рекламой.

При этом такой вывод также не согласуется с практикой выработанной ФАС, в частности в Письме от 28.11.2013 N АК/47658/13, ФАС указывал, что основное отличие вывески от рекламной конструкции, заключается в цели их размещения, так рекламная конструкция преследует цель привлечения внимания к товару, а вывеска необходима для обозначения места нахождения продавца, при этом антимонопольный орган указывал, что указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, в том числе, если такое указание осуществляется с использованием товарного знака или его части, не может рассматриваться в качестве рекламы.

Также представляется спорным следующий вывод, закон не предусматривает необходимость размещения в этих целях двух информационных табличек по одному адресу в непосредственной близости друг к другу, в какой находятся спорные вывески. Но при этом закон и не запрещает размещение нескольких вывесок в одном местонахождения, трудно представить, чтобы в огромном гипермаркете была всего одна вывеска, сообщающая о режиме работы данной организации, подобный подход не отвечал бы целям Закона о защите прав потребителя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector