Назад, в будущее

Когда имеешь дело с базовыми правовыми материями, нужен юридический слог достаточной высоты. Но и в его отсутствие, можно попробовать донести свою мысль на бытовом уровне.

Казалось бы, нет ничего более базового и незыблемого, чем запрет на обратную силу ухудшающих норм. И конституция, и налоговый закон довольно прямолинейны в этом вопросе. И тем не менее раз за разом законодатели умудряются привнести свежую струю и заставить задуматься.

О двух прошлогодних случаях уже довелось рассуждать в своём телеграм-канале. Тогда речь шла о федеральных законах 305-ФЗ и 309-ФЗ от 02.07.2021. Помимо немного запутанной истории с соглашениями о сохранении занятости там было и откровенно провокационное повышение НДПИ на нефть задним числом.

И сейчас речь о двух нефтяных законопроектах.

Первый из них 74544-8 о льготах месторождениям Каспия. Среди этих льгот – повышение ставки по налогу на прибыль с 20 до 50 процентов. Соответствующее изменение вносится в пункт 1.4 статьи 284 и распространяется на правоотношения с 01.01.2022. Как и в случае с 305-ФЗ это изменение идёт пакетом с улучшающими нормами по другому налогу – НДПИ. И вот первый обывательский вопрос: можно ли считать, что некая счётная балансировка снижением одного налога с правовой точки зрения нивелирует повышение другого налога? На мой, повторюсь – обывательский, взгляд ответ очевиден. К тому же где в законе те самые расчёты, которые подтверждают не ухудшение?

Второй законопроект – 68537-8 о расширении периметра НДД. В нём ряд месторождений переводятся в 4 группу данного налога задним числом с 01.01.2022. В пояснительной записке это обосновывается тем, что не влечет за собой возникновения потерь бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в ближайшей перспективе. Цель безусловно благая, но в статье 5 НК потери бюджетной системы либо их отсутствие в качестве основания придания обратной силы не упоминаются. Зато есть пункт 2, которым среди прочего запрещается придавать обратную силу налоговым законам, устанавливающим новые обязанности. А например подавать налоговую отчётность, пусть и нулевую, по новому налогу – это новая обязанность. Вновь обывательский вопрос: счётное снижение сумм подлежащих уплате налогов – достаточное основание для пренебрежения пусть незначительной, но формальностью?

Нет желания сгущать краски, но с точки зрения обывателя формируется вполне очевидная тенденция: чаша весов между формальным и счётным явно склоняется на сторону последнего. Это настолько очевидно, что хочется верить: серьёзные исследователи в области налогового права уже обращали на это внимание и не увидели в этом ничего страшного. Иначе надо писать, писать по адресам и громко.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest