Лети в IT, или Как законодатель “подрезал крылья” сотрудникам крупных корпораций

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры РФ) сообщило об исключении свыше 400 организаций из реестра аккредитованных компаний, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (IT) в России. К ним относятся бюджетные учреждения, банки, страховые компании и др.

Почему так произошло: основная деятельность всех этих компаний прямо не относится к IT – сфере. Ранее для включения в реестр компании должны были соответствовать требованию о получении 90% доходов от основного вида деятельности разработки и продажи ПО, а ее продукты должны быть включены в единый реестр отечественного ПО[1]. Однако с 1 августа 2022 года подача заявлений на аккредитацию приостановлена и возобновится после принятия нового порядка аккредитации.

Зачем все рвутся получить статус IT компании? В рамках поддержки IT-отрасли и ее дальнейшего развития на фоне санкций в марте 2022 года указом президента IT-компании на три года освобождены от уплаты налога на прибыль и налоговых проверок[2]. Также предоставляется возможность оформить льготные кредиты и льготную ипотеку, не говоря уже об отсрочке от призыва в армию IT – специалистов на все время работы.

В июле были приняты поправки в Налоговый кодекс РФ, уточняющие список получателей налоговых льгот[3]. Теперь налог на прибыль 0% и тарифы страховых взносов в 7,6% распространяться на компании, в частности получающие доходы от оказания образовательных услуг с использованием онлайн – платформ и услуг по доработке, внедрению и поддержке любого российского ПО. А еще порог по выручке от разработки и продажи IT-продукта снижается с нынешних 90 до 70%, то есть большее число компаний смогут получать льготу.

В свете новых поправок выявляются следующие проблемы правоприменения:

  1. Получить статус IT – компании достаточно легко. Поэтому исключение из реестра аккредитованных компаний банков (Сбербанка, ВТБ, Тинькофф) потребует от последних самостоятельно возместить недополученные льготы для удержания своих айтишников.
  2. Настоящие поправки иллюстрируют, что льготы получают не только реальные IT-специалисты, от работы которых зависит успешная деятельность компании, но и все сотрудники компании, включая бухгалтеров, курьеров и прочих лиц. Хорошо устроились, не правда ли?
  3. Практика показывает, что компании с самого начала выводили своих айтишников в отдельные специально созданные аффилирующие компании. Почему так? Чтобы убить двух зайцев – использовать льготу, а также не дискредитировать банк в чрезмерном использовании бюджетных денег. Вероятно, это вскрылось и послужило одним из толчков к настоящим поправкам.
  4. Дифференциация крупных и мелких IT-компаний. Налоговые льготы распространяются на компании разного звена. Однако, те же корпорации при возмещении расходов на выплату НДФЛ сотрудникам получат от государства заметно большую компенсацию, чем мелкие региональные компании. Поэтому в этом ключе исключение компаний, для которых информационные технологии не являются основным видом деятельности, является верным шагом.
  5. Если компании аккредитованы, но впоследствие лишены членства в реестре, то налицо нарушение их прав, что может вылится в судебный процесс и формирование новой судебной практики восстановления в реестре.

Хорошо, крупных гигантов исключили из реестра. Но этот процесс может продолжаться и далее. Не логично ли с самого начала установить правила включения в IT – реестр?

Какие поправки были бы разумными в контексте сложившейся ситуации:

  • установить четкие критерии допуска компаний в реестр аккредитованных компаний, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Например, для таких компаний профильным кодом ОКВЭД должна быть исключительно деятельность в сфере IT.
  • разработать возможность преференциального участия IT-компаний среднего и малого звена и учитывать в первую очередь их интересы.
  • Распространение льгот исключительно на айтишников, а не сопутствующий персонал. Здесь можно установить критерий закрытого перечня количества IT-специалистов в конкретной организации, подпадающего под льготы.
  • Последние поправки, особенно в сфере расширения критериев для получения статуса IT-компании, только увеличивают количество компаний, что может привести к ротации и исключению компаний без предупреждений и проверок. За это время компании приспособились к льготам, выстроили бизнес и финансовые процессы, которые путем отобрания льгот моментально должны пересматриваться.

Настоящий механизм льгот заманчив, но несовершенен. Очень надеемся, что законодатели обратят внимание на основные проблемы и в ближайшем времени откроют возможность следующим потокам компаний присоединится к альянсу IT-компаний. Поделитесь, может и вы нашли пробелы в правоприменительной практике вышеуказанных нормативных актов?

[1] https://digital.gov.ru/ru/events/41443/

[2] http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203020001

[3] https://digital.gov.ru/ru/events/41713/

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest