И снова положительное письмо ФНС о налоговой реконструкции. Готово ли ФНС защищать свои правовые позиции и рекомендации?

14 октября 2022 г. ФНС РФ выпустило очередное письмо с подбором судебной практики и указаниями относительно порядка реконструкции налоговых последствий при выявлении схем дробления бизнеса (№БВ-4-7/[emailprotected]).

Как и предыдущее письмо ФНС (письмо от 10 октября 2022 г. № БВ-4-7/[emailprotected]), оно вполне позитивно с точки зрения предлагающихся в них подходов. В нем говорится, что при переквалификации схем дробления бизнеса необходимо учитывать (зачитывать) ранее уплаченные на УСН налоги компаниями элементами схемы. При этом, предлагается к реализации достаточно сложная процедура, которая включает в себя, помимо прочего, информирование налогоплательщика относительно определения его действительных налоговых обязательств, а также направление принятого решения в налоговые органы, на учете которых состоят элементы схемы дробления бизнеса.

Отрадно, что это письмо не содержит оговорок, которые обуславливают применение налоговыми инспекциями налоговой реконструкциями, какими-либо встречными действиями налогоплательщика (типа раскрыть все элементы налоговой схемы, документально доказать суммы и сроки уплаты налогов всеми ее участниками и пр.). А ведь именно такой подход (реконструкция под условием деятельного раскаяния), кажется был доминирующим во всем известном письме ФНС от 10 марта 2021 г. N БВ-4-7/[emailprotected]

Огромное удивление вызвал пункт 3 комментируемого письма. В нем говорится, что предложенные подходы должны применяться налоговыми инспекция во всех спорах вплоть до вступления в силу решений судов первой инстанции. Т.е. предполагается, что инспекция, вынесшая решения в противоречие с предложенным подходом, признает иск в суде 1 инстанции.

Фантастика! Хочется ущипнуть самого себя и усомнится в достоверности прочитанного!

Еще совсем недавно картина, которая складывалась у практикующих налоговых адвокатов была хоть и негативна, но вполне гармонична все органы, принимающие решения по налоговым спорам (от рядовых инспекций, до ФНС и арбитражных судов), последовательно и под разными предлогами отказывали в проведении налоговой реконструкции. Небольшими лучиками света были лишь отдельные Определения СКЭС ВС, на которые можно было ссылаться, но которые не меняли общей негативной картины. И налоговые инспекции, и суды, всегда имели возможность со ссылкой на специфические фактические обстоятельства не применить правозащитную правовую позицию ВС.

Теперь, кажется, в борьбу за права налогоплательщиков активно вступилось и ФНС РФ.

Но, я боюсь, что проблема здесь будет точно такая же, как и в случае с судебной системой.

СКЭС ВС может сколь угодно долго на единичных кейсах показывать судам как надо судить. Но при мизерной доли реально пересматриваемых дел (менее 1%) суды будут игнорировать правовые позиции ВС РФ.

Точно так же, при минимальной доле пересматриваемых решений на уровне ФНС РФ, нижестоящие инспекции не беспокоятся о соблюдении завяленных своим головным ведомством правовых позиций. По практике автора этих строк пересмотру решений на уровне ФНС не помогает даже и непосредственное указание в жалобе на нарушение писем и разъяснений ФНС РФ.

Кроме того, налогоплательщики не чувствуют уважения к разъяснениям, изложенным в письмах ФНС РФ, со стороны представителей, как районных налоговых инспекций, так и сотрудников самой же ФНС (если представителями в суде являются сотрудники ФНС РФ).

Неготовность ФНС защищать свои собственные разъяснения говорит также и то, что кнопка Сообщить о неприменении налоговым органом указанного письма под письмом ФНС от 10 марта 2021 г. N БВ-4-7/[emailprotected] отсылает на страницу, содержащую кучу оговорок, которые означают, что жалоба налогоплательщика будет носить информационный характер и никак не изменит его положение.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest