В очередной раз про то, почему из ВТО «уйти нельзя, остаться»

С момента вступления нашей страны в ВТО минуло 10 лет. Разговоры о выходе из организации в этот временной промежуток поднимались регулярно с той или иной степенью активности. При этом, если первоначально вектор критики участия в ВТО состоял в том, что членство в организации лишит Россию независимой внешнеторговой политики и в конечном итоге приведет к упадку национальных производителей и экономики, то со временем (когда стало понятно, что первого не происходит) причиной критики стала неэффективность организации, чему, конечно, поспособствовали политика США в рамках организации и огромное количество вводимых государствами санкций (не будем тут погружаться в их детали, а также прошу не фокусироваться на терминологии), явно нарушающих базовые принципы функционирования многосторонней торговой системы.

При этом вопрос выхода России из ВТО поднимается не только на обывательском либо научном уровне. Так, в марте 2022 года депутатами Государственной Думы в очередной раз был вынесен на рассмотрение законопроект о выходе Российской Федерации из Всемирной торговой организации (ВТО). Данный законопроект был не первым в череде предложений по выходу России из ВТО.

Несмотря на то, что сказано и написано было уже очень много, видится, что вопрос понимания роли соответствующей международной организации все еще требует определенного освещения. Прошу относиться к настоящей заметке не как к научной статье, потому что такой цели она не преследует. Скорее она призвана доступным языком, исходя из имеющегося у меня практического и теоретического опыта показать, какое же значение имеет ВТО для нашей страны. В этой связи в заметке могут проскальзывать неформальные/обывательские выражения, резкие выводы, а также отсутствие глубокой детализации по ряду вопросов, поскольку в ином случае ее объем был бы просто огромным.

Для наиболее удобного чтения данная заметка будет разбита на две части.

Часть 1. Небольшой экскурс в историю (необходим для понимания роли организации).

Мировая торговля без всяких сомнений один из основных столпов экономического благополучия для всех государств земного шара. Действующий кризис мировой экономики в основной мере как раз и связан с нарушением полноценного функционирования мировой торговой системы, вызванным нарушением цепочек поставок, введением торговых ограничений и прочими мерами, ограничивающими торговлю. Именно для предотвращения подобных негативных для мировой экономики явлений и была в свое время образована Всемирная торговая организация.

ВТО была создана 1 января 1995 года на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 года (ГАТТ). Подписание ГАТТ в 1947 году явилось необходимостью восстановления мировой экономики, разрушенной Второй мировой войной. Однако еще до начала войны государства мира понимали необходимость многостороннего торгового соглашения, способного установить общие правила игры, поскольку до этого момента в мировой торговле творился действительный хаос (который происходит и сегодня, но об этом отдельно). Так, каждое государство имело возможность произвольно повышать таможенные пошлины, устанавливать запреты на поставку товаров, создавать искаженные правила конкуренции на внутреннем рынке. К чему же приводили подобные действия? Тут стоит привести один наиболее известный пример.

Торговая политика США всегда тяготела к существенному протекционизму для национальных производителей, создавая невыгодные условия для иностранных компаний. В 1930 году в США был принят закон о таможенном тарифе – Закон Смута-Хоули. Данным законом поднимались ставки пошлин на более чем 20 тысяч импортируемых товаров. Результатом стала ответная реакция других государств, поднявших пошлины на американские товары, что привело к резкому падению торгового оборота между США и другими странами, что окончательно столкнуло экономику штатов в Великую депрессию.

Для предотвращения подобных ситуаций в будущем и был проведен целый ряд многосторонних торговых переговоров, итогом которых первоначально стало подписание ГАТТ-1947, а впоследствии и создание ВТО. Уникальность соглашений в рамках ГАТТ и ВТО заключалась в том, что впервые были сформированы многосторонние соглашения либерализирующие торговлю между широким кругом государств. До этого государства вступали лишь в двусторонние торговые соглашения, либо в соглашения с незначительным числом участников. Так, в момент учреждения ВТО в организации было 128 государств-участников (в настоящее время 164 участника, включая Тайвань, Европейский Союз, Гонконг и Макао как отдельные субъекты), что видится совершенно невероятным числом.

Почему это невероятно? Зачастую даже в небольшой компании близких людей не получается прийти к взаимопониманию, выработать общее мнение. А теперь представьте, что необходимо согласовать общую позицию для 128 государств, представляющих интересы миллиардов людей из совершенно разных точек земного шара, когда каждое государство пытается получить для себя наиболее выгодные условия, предоставив взамен минимум преимуществ другим сторонам. Здесь плавно и перейдем к значимости ВТО для нашей страны, а также возможным недостаткам участия в организации.

Часть 2. Роль ВТО для России.

ВТО представляет собой организацию, выполняющую по сути следующие основные цели: 1) функционирование механизмов, направленных на исполнение соглашений, подписанных при учреждении организации и позднее, 2) площадку для последующих многосторонних переговоров, направленных на дальнейшую либерализацию международной торговли.

Приложением к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации шло 17 обязательных для всех участников соглашений и 4 соглашения с ограниченным кругом участников (позднее их число менялось за счет подписания новых соглашений, а также прекращения действия определенных старых). Соответствующие соглашения формируют общий базис для регулирования всей международной торговли, применяясь при этом только между членами ВТО. Учитывая, что абсолютное большинство государств мира являются членами ВТО (164 государства, включая всех основных участников международной торговли: Китай, Индия, США, ЕС, Турция, Бразилия), неучастие в организации делает государство по сути изгоем (возможно это и громкие слова, но в них действительно имеется существенная доля смысла) в международной торговле. Доступ же к соглашениям дает бизнесу государства торговать с другими странами на более выгодных и предсказуемых условиях. Здесь видится наиболее удобным по пунктам перечислить значение ВТО для России.

Плюсы участия:

1) Равенство условий конкуренции с товарами из третьих стран. Одним из наиболее важных положений, закрепленных в рамках соглашений системы ВТО, является режим наибольшего благоприятствования, означающий, что любое преимущество, благоприятствование или иммунитет, предоставляемые товарам и услугам из одной страны, должны немедленно и безусловно предоставляться товарам и услугам из всех других членов ВТО. Так, например, снижая пошлину для одной страны, у соответствующего государства возникает необходимость осуществлять соответствующее снижение и для всех других государств-членов ВТО (из этого правила имеются определенные исключения). При этом обязанности аналогично снижать пошлины для государств, не состоящих в ВТО, не имеется. Более наглядно, у большинства государств в их перечнях ставок таможенных пошлин предусмотрено 2 колонки: для государств-членов ВТО и для государств, не состоящих в организации. Соответственно, для государств, не состоящих в организации как правило применяется больший уровень ставок ввозных таможенных пошлин. (Именно режим наибольшего благоприятствования был отозван у России со стороны США, Канады, ЕС и др., что стало причиной существенного роста уровня ввозных таможенных пошлин для российских товаров)

2) Невозможность превышения определенного уровня таможенных пошлин. Каждое государство-член ВТО имеет в рамках организации определенные установленные тарифные перечни, означающие, что государство не может устанавливать таможенные пошлины выше того уровня, который закреплен в соответствующих перечнях. Тем самым Россия имеет возможность поставлять товары на иностранные рынки по сниженным пошлинам (отчасти коррелирует с пунктом выше). В случае выхода из ВТО к России смогут применяться более высокие ставки таможенных пошлин.

Касаемо первых двух пунктов видится, что они несут для России существенную значимость, особенно учитывая, что в нашей стране экспорт существенно превалирует над импортом (многие этого не знают). Т.е. Россия поставляет заграницу больше, чем ввозит на свою территорию.

3) Площадка для переговоров. Организация переговоров очень сложный и долгий процесс. В рамках ВТО же функционируют постоянно действующие органы, в рамках которых государства имеют возможность обсуждать имеющиеся в международной торговле вопросы. Выход из ВТО поставит необходимость ведения переговоров на двустороннем уровне либо на ограниченно-многостороннем уровне, а также создаст дополнительные трудности по их организации.

Более того, в рамках ВТО продолжается выработка многосторонних торговых соглашений, как, например, по рыбным субсидиям. Тем самым членство России в организации позволяет нашей стране влиять на выработку новых правил международной торговли с учетом ее интересов, а также становиться участником соответствующих правил. В то же время выход из организации лишит Россию этих возможностей.

Потенциальные минусы:

1) Отсутствие возможности вести независимую торговую политику. Одним из основных аргументов противников членства России ВТО является довод о том, что действующие в рамках ВТО обязательства накладывают на Россию существенные ограничения по возможности осуществления выгодной для нее торговой политики, что негативно сказывается на национальных производителях. Отчасти этот довод является оправданным. Обязательства, предусмотренные в рамках членства государства в ВТО, создают определенные ограничения для поддержки собственного бизнеса. Однако на это следует возразить следующим.

Во-первых, при переговорном процессе по вступлению России в ВТО представители Российской Федерации учитывали национальные интересы и старались брать на себя наиболее выгодные для страны обязательства. Например, снижение пошлин могло осуществляться по тем группам товаров, которые не производятся в России, в том время как по важным для национальных производителей группам имелось стремление сохранить необходимый уровень пошлин (конечно, это возможно не по всем группам товаров, но общий принцип именно такой).

Во-вторых, в рамках соглашений системы ВТО предусмотрены механизмы защиты внутреннего рынка. В качестве примера можно привести антидемпинговые пошлины. Так если товар из какого-то государства поставляется по демпинговым ценам, то для соответствующего товара могут быть введены антидемпинговые пошлины, направленные, по сути, на защиту национальных производителей от недобросовестной конкуренции. Имеется в ВТО и еще целый ряд мер, которые государство может использовать в абсолютном соответствии с нормами организации, направленных на защиту национальных интересов.

В-третьих, организационная система ВТО обладает одной особенностью, зачастую рассматриваемую в качестве минуса организации в ВТО не имеется полноценного механизма по принуждению государств к исполнению своих обязательств. Государства-члены ВТО порой нарушают принятые на себя в рамках соглашений обязательства. Единственным способом, помимо переговоров, принудить их исполнять соответствующие обязательства является орган по разрешения споров ВТО (ОРС ВТО). Однако работа данного органа в настоящее время по сути парализована в результате действий США при администрации Трампа. Но и в период своего полноценного функционирования вынесение решения у ОРС ВТО по каждому спору занимало не один год. Зачастую споры длились настолько долго, что бывали случаи, когда срок введенной государством меры, нарушающей принятые на себя обязательства, истекал до момента вынесения ОРС ВТО решения. (Сразу отмечу, что не хочу говорить об отсутствии эффективности ОРС ВТО, поскольку это не так, однако подробный разбор всех деталей требует отдельного рассмотрения)

Но даже в случае вынесения соответствующего решения имеется существенная трудность по приведению его в исполнения в связи со спецификой организации. Так единственной мерой в отношении государства, не исполняющего решение ОРС ВТО, может быть эквивалентное приостановление уступок со стороны государства, выигравшего суд. Так, например, если условная Турция выиграла у США спор в рамках ВТО, по результатам которого США должны были снизить, но не снизили ставки ввозных таможенных пошлин, то Турция может эквивалентно поднять собственные пошлины в отношении США (пример, конечно, очень упрощенный, там также имеется ряд деталей). Видится, что подобные меры не являются достаточными для принуждения государства к исполнению решения ОРС ВТО, особенно, если рынок выигравшего спор государства не является привлекательным (вспомним, как США исполняли решение по спору с Антигуа и Барбуда). Более того, по своей сути, государство, проигравшее спор и не выполнившее решение ВТО, теряет лишь в той части, в которой оно само выиграло от участия в организации.

Учитывая изложенные выше аргументы становится видно, что несмотря на членство государства в ВТО у него сохраняются широкие возможности по ведению собственной независимой политики.

2) Отсутствие смысла участия в организации. Еще до начала событий 2022 года мировая торговля находилась в зоне турбулентности. В период президентства Трампа США по сути инициировали торговую войну, устанавливая пошлины и иные заградительные меры в отношении широкого круга стран (в т. России, ЕС, Китая), нарушающие положения соглашений ВТО. Однако в тот временной период США стремились считаться с нормами организации, изыскивая юридические обоснования для введения мер. С началом же СВО западные страны ввели в отношении России беспрецедентные односторонние меры, которые полностью противоречат нормам соглашений ВТО, нарушая самые базовые принципы. По сути, в настоящее время, торговля между Россией и Западными странами в сохранившейся своей части уже не подпадает под нормы ВТО, становясь предметом одностороннего регулирования. Именно это и является одним из основных из доводов сторонников выхода России из ВТО.

Здесь, однако, упускается из внимания следующий очень важный аспект. В списке недружественных стран в настоящее время содержится 49 государств (включая непризнанный Тайвань). По сути это те государства, с которыми в настоящее время не осуществляется полноценного взаимодействия в рамках соглашений ВТО (однако и здесь взаимодействие нельзя назвать полностью отсутствующим). В то же время в ВТО имеется 164 участника, и в рамках взаимодействия со странами, не подпадающими под категорию недружественных, Россия взаимодействует с ними на основе норм-соглашений ВТО. Таким образом, выйдя из организации у России возникнут существенные проблемы по регулированию торговли с теми государствами-членами ВТО, которые не предпринимали по отношению к РФ недружественных мер, а как можно увидеть это довольно широкий перечень стран, в который входят и такие огромные рынки как Китай, Индия, Бразилия, ЮАР, Индонезия, Турция, Большинство Африканских стран, страны Аравийского полуострова. В случае выхода из организации России для полноценной и эффективной торговли придется заключать соглашения с каждой страной-членом ВТО в отдельности, что представляет невероятный объем работы, который растянется на десятилетия и не факт, что еще завершится успехом.

Резюмирую все сказанное выше, видится, что при профессиональном взгляде на проблематику участия России в ВТО не остается сомнений в необходимости членства нашей страны в организации. Для решения имеющихся ограничений от участия России в организации имеется множество механизмов, не предполагающих выход. Выход же из организации приведет к широкому кругу проблем для российского бизнеса и российской экономики, а также перечеркнет огромную работу, проделанную при вступлении в организацию (а учитывая современную специфику и условия членства в организации, у России уже не будет возможности вернуться назад). В этой связи видится безусловная необходимость сохранения членства России в ВТО, а также активное участие нашей страны в деятельности этой организации.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest