Стоп международным санкциям, или Почему применение односторонних санкций – это не только нарушение международных норм, но также ошибочная стратегия и проявление негуманного и злонамеренного поведения

Сильное землетрясение в Сирии и Турции, унесшее десятки тысяч жизней и разрушившее сотни тысяч домов, сегодня поднимает в очередной раз вопрос о санкциях – природная стихия сровняла с землей остатки того, что устояло в ужасной гражданской войне. Наложенные в одностороннем порядке США санкции против Сирии и других стран далее рассмотрим в контексте их гуманности, оправданности и эффективности. Поговорим также о России.

Негуманность санкций и их противоречие основополагающим принципам Всеобщей декларации прав человека и ценности защиты жизни и здоровья человека вытекает из текущей ситуации в разрушенной землетрясением Сирии и сложностей с проведением спасательных работ, несмотря на заявления официальных лиц США и ЕС, что на гуманитарную помощь санкции не распространяются. По факту в действительности они создают проблемы, о чем говорили уже официальные лица ООН. Остро встает вопрос о возможностях будущего восстановления страны в условиях санкций. Я ожидаю, что даже если санкции США и ЕС не снимут, то в мае 2023 их не продлят. Иначе потеря лица для коллективного санкционирующего запада будет ошеломляюща.

Негуманны и ошибочны санкции, наложенные в отношении и России. Их негуманность вытекает из масштаба и направленности против населения страны. Ошибочность происходит от неспособности достигнуть заявленных изначально целей в вопросе завершения конфликта на Украине. Хотя может изначально тут и не было ошибки, а подлинной и тщательно скрываемой целью санкций была изначально смена политического режима и нарушение территориальной целостности России. Очевидно, что Россия демонстрирует принципиальность своей позиции по Украине и готовность страдать здравомыслящие политики из санкционирующих стран давно должны были понять этот и скорректировать свою стратегию во внешней политике ради достижения мира. Однако это предположение верно, если действительной целью нашего визави был мир на Украине, а не ослабление и разрушение России. Таким образом, если не считать заокеанских и европейских партнеров, мягко говоря упертыми и глупыми напрашивается вывод об их злонамеренном и деструктивном намерении. Что в свою очередь, дополнительно поддерживает и усиливает аргументацию о праве страны на самозащиту путем приментивного удара, однако сегодня о санкциях.

Немного теории.

Экономические санкции – это форма экономического принуждения, используемая государствами и международными организациями для оказания влияния на поведение другого государства или образования. Они являются крайней мерой, используемой, когда дипломатия и другие формы убеждения терпят неудачу.

Экономические санкции могут принимать различные формы, включая ограничения на торговлю, инвестиции, финансовые операции и доступ к ресурсам и технологиям. Использование экономических санкций в качестве инструмента внешней политики регулируется международным правом, включая Устав ООН и обычное международное право.

Согласно международному праву, экономические санкции, которые вводятся Советом Безопасности ООН, действующим в соответствии с его полномочиями по главе VII, считаются законными. Совет Безопасности уполномочен вводить санкции для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Примерами санкций, введенных ООН, являются режим всеобъемлющих санкций против Ирака в 1990-х годах и нынешние санкции против Северной Кореи.

Однако односторонние экономические санкции, введенные одним государством или группой государств без разрешения ООН, считаются нарушением запрета Устава ООН на применение силы и принципа суверенитета. Односторонние санкции могут нанести ущерб экономике государств, являющихся объектами санкций, и часто оказывают негативное воздействие на их население, включая ограничения на доступ к товарам первой необходимости и услугам.

Исторически сложилось так, что применение экономических санкций приводило к неоднозначным результатам в достижении намеченных целей. Некоторые примеры успешных санкций включают Всеобъемлющий закон о борьбе с апартеидом 1986 года, который помог положить конец апартеиду в Южной Африке, и режим санкций в отношении Ирана, который привел к заключению иранской ядерной сделки.

С другой стороны, было множество примеров санкций, которые практически не оказали воздействия на государство-объект, например, десятилетние санкции США против Кубы. К числу примеров ошибочных санкций с низкой эффективностью можно отнести российский случай.

Итак, введенные против России санкции были ответом на события в Крыму 2014, а также СВО 2022 года. Санкции были введены различными странами, включая Европейский союз (ЕС), Соединенные Штаты Америки (США) и Канаду, а также отдельными странами, такими как Австралия и Япония.

Санкции включают ограничения на торговлю, инвестиции, финансовые операции и доступ к технологиям и ресурсам. Не берусь утверждать об эффективности тех или текущих санкций, т.к. не экономист, однако субъективное ощущение, что с 2014 года жизнь не становилась проще, а развитие экономики было медленным. В условиях глобальной конкуренции и необходимости бороться за место под солнцем это была не особо радостная перспектива, однако сейчас открывается уникальная возможность, которую иначе как известным русским парадоксом клин клином вышибает не описать.

В любом случае санкции не привели к изменению поведения России на Украине за 8 лет, как известно, конфликт на востоке Украины продолжается – уже в новом формате. Очевидно, что применение санкций в отношении России было ошибкой уже в 2014 году, не говоря про 2022 год за длительный срок можно было понять принципиальность вопроса для России и необходимость поиска иных решений.

Российский пример подчеркивает проблемы использования экономических санкций в качестве инструмента внешней политики и необходимость всеобъемлющего и скоординированного подхода к разрешению международных конфликтов.

Напомню, что санкции против России в 2014 и 2022 гг. были введены без одобрения Организации Объединенных Наций (ООН) или резолюции ООН. Это были односторонние санкции, введенные отдельными странами, включая Европейский союз (ЕС), Соединенные Штаты Америки (США) и Канаду, а также отдельными странами, такими как Австралия и Япония.

Односторонние санкции не утверждены согласно Уставу ООН и считаются нарушением принципов суверенитета и невмешательства в дела других государств. Устав ООН запрещает применение силы против другого государства, а экономические санкции считаются формой экономического принуждения, которая может оказать значительное влияние на экономику государства-объекта санкций и его население. Переведя на исторический язык, экономические санкции являются современной разновидностью давно известного и жестокого приема ведения войны осада городов и крепостей с целью их штурма или принуждения к сдаче.

И хотя продолжаются дебаты о законной природе односторонних санкций, их надлежащем применении и воздействии на жизнь и здоровье людей, в настоящий момент незаконность санкций следует из Устава ООН, а также некоторых решений Международного суда (ICJ).

В заключение следует отметить, что санкции в отношении Сирии и России должны быть безусловно отменены, а разногласия между странами должны разрешаться путем диалога на принципах взаимного уважения, чуткости к вопросам безопасности и суверенитета, понимания особенностей и исторического контекста каждой конкретной страны.

СТОП односторонним санкциям!

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest