Современный международно-правовой механизм создания международного военного трибунала

В продолжение предыдущей публикации, посвященной МВТ, и являющейся более рассуждениями и отсылками к истории, как верно отметили коллеги, стоит перейти к конкретике.

В связи с этим, ниже представлены тезисы научной статьи автора по заявленной теме. Буду признательна и сторонникам, и критикам данной идеи, ведь discussio mater veritas est.

Опубликовано на LI Международной научно-практической конференции Eurasiascience, 15 февраля 2023 года / (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50325057&pff=1)

Рассмотрена действительная возможность создания международного военного трибунала с целью получить легитимное и обязательное решение для обеих сторон уголовного процесса.

Современные способы урегулирования споров, в том числе и в ситуации с военными преступлениями [1], выражаются в наличии компетентного судебного органа, например: Международный суд ООН, Международный уголовный суд, Европейский суд по правам человека, Международный трибунал по бывшей Югославии, Международный трибунал по морскому праву, Международный трибунал по Руанде, Постоянная палата третейского суда, либо создание нового международного военного трибунала (МВТ) вне международной организации на основании международного договора.

Некоторые из указанных судов рассматривались различными политическими деятелями и учеными как база для создания МВТ. Первым вариантом рассматривается создание специализированного военного трибунала при поддержке ООН [3], инициатива создания которого должна быть одобрена Советом Безопасности ООН (СБ ООН). Такой вариант невозможно реализовать в связи с тем, что в СБ ООН входит Россия, которая в соответствии с гл. 5 Устава ООН [4], как и другие члены СБ ООН, имеет право вето, которое не допустит принятие такого решения.

Вторым вариантом является рассмотрение военных преступлений Международным уголовным судом (МУС), созданным 1 июля 2002 года [5], который начал расследование происходящих событий 2 марта 2022 года. Особенностью данного суда является тот факт, что юридически он не встроен в структуру ни одной международной организации [2]. При этом, в случае проведения судебного процесса в рамках МУС, его решение не будет являться легитимным для России, ввиду того, что она вышла из-под юрисдикции данного суда в соответствии с п. 1 ст. 127 Римского статута Международного уголовного суда. [6]

Также, есть вариант создания МВТ в рамках ОБСЕ, решение которого должно будет принято консенсусом, но будет нелегитимно для России. [7]

Основная задача создания трибунала состоит, в том числе, и в обязательности его решения для истца и ответчика.

Соответственно, самым эффективным международно-правовым механизмом создания МВТ в данном случае представляется заключение международного договора между самими странами-участницами конфликта, имеющими обоюдные претензии друг к другу, желающими установить истину в виновности или ее отсутствии у одного из них.

В случае, если договор будет заключен одной стороной конфликта со странами, поддерживающими ее, то само решение данного МВТ будет необязательным к исполнению для второй стороны-участницы конфликта, не являющейся стороной договора.

Также, посредством нового международно-правового механизма с заключением договора конфликтующими сторонами, возможно соединить уголовные дела по обоим встречным заявлениям истцов в один процесс, в котором они будут выступать и в качестве ответчиков по отношению друг к другу, и в качестве истцов. Такой процессуальный подход позволит не разделять и не повторять доказательства и процессуальные действия по одному и тому же спору, сэкономит время, чем если бы этот процесс проводился двумя параллельными.

К такому договору должны будут присоединиться страны, желающие выступить за ту или иную сторону. Только в таком случае есть возможность для каждой из сторон и для всего мирового сообщества в целом добиться истины и получить решение суда, которое будет обязательным для обеих сторон, а также будет иметь юридически большую значимость.

Далее встает вопрос внутреннего устройства данного международного трибунала и его действия. Во-первых, именно в этом случае местонахождением суда должна являться территория политически-нейтрального к этой ситуации государства, которое не занимает сторону ни той, ни другой стороны конфликта. Также, должно быть четкое разделение между присоединившимися странами-участницами договора о создании МВТ, кто за какую из двух стран-участниц конфликта будет выступать на стороне защиты и обвинения. Исходя из сформированных лагерей возможно будет определиться и с составом суда, и с количеством наблюдателей.

Учитывая опыт мирового сообщества в создании и проведении международных военных трибуналов, данный аналог позволит соблюсти права и обязанности обеих сторон процесса, установить правовую истину на международной арене в современных реалиях, и создать новый практический инструмент для разрешения споров подобного рода в рамках международного права.

Чем ходить вокруг да около, лучше сразу в лоб выступить против друг друга в одном обоюдном суде по обоюдным правилам и всё будет решено, и справедливость, и наказание.

Список литературы:

[1] Eyyubova M. Responsibility for war crime in the activities of international criminal tribunals // Journal of actual problems of jurisprudence. 2022. Т. 102. № 2. С. 143-149.

[2] Васякина Е.В. Как уголовный закон стал служить международному сообществу (от идеи Единого суда к международным военным трибуналам) // Труды Оренбургского Института (филиала) Московской государственной юридической Академии. 2012. Т. 15. С. 83-89.

[3] Электронное новостное издание РБК (сайт https://www.rbc.ru/politics/30/11/2022/638712439a794778960fc593//) Дата обращения 22.11.2022.

[4] Устав ООН. Гл. 4. (сайт https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text) Дата обращения 30.12.2022.

[5] Официальный сайт ООН (https://www.un.org/ru/law/icc/rome_statute(r).pdf). Дата обращения 08.01.2023.

[6] Римский статут Международного уголовного суда. С. 72 (сайт https://www.un.org/ru/law/icc/rome_statute(r).pdf/) Дата обращения 22.12.2022.

[7] Электронное новостное издание РБК (сайт https://www.rbc.ru/politics/01/12/2022/638888369a7947f537776f48). Дата обращения 08.01.2023

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest