Санкционная система России, санкции или контрсанкции.

Историю современной российской санкционной системы следует отсчитывать с ФЗ № 281 от 30.12.2006 О специальных экономических мерах и принудительных мерах. Такие специальные экономические меры могут быть направлены на:

-запрещение финансовых операций или установление ограничений на их осуществление,

– запрещение внешнеэкономических операций или установление ограничений на их осуществление,

– изменение вывозных и (или) ввозных таможенных пошлин, и иное.

Последние 16 лет указанный закон применялся сравнительно редко, в частности в целях введения запрета на иностранные сыры или грузинский алкоголь. В феврале-марте 2022 г. в рамках указанного закона были введены новые валютные ограничения, ограничения в области операций с ценными бумагами, недвижимостью и т.д.

Но ключевым документом в формирование российской санкционной системы стал именно Указ Президента от 3 марта 2022 г. № 252 О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций. Именно этот Указ впервые в российской правовой системе легализовал индивидуальные санкции, а именно запреты на сделки с определенным кругом лиц в российской юрисдикции.

В Указе № 252 уточняется, что меры вводятся в целях защиты национальных интересов страны и в ответ на недружественные и противоречащие международному праву (!) действия США и примкнувших к ним государств, направленные на незаконное лишение или ограничение России, россиян и российских компаний права собственности.

Указ № 252 закрепляет общий запрет (как для государственных органов, так и для коммерческих структур):

– заключать новые сделки (в том числе в рамках ВЭД) с подсанкционными лицами,
– исполнять уже имеющиеся обязательства перед подсанкционными лицами,
– осуществлять финансовые операции, конечным бенефициаром которых будет подсанкционное лицо.

Также вводится запрет на вывоз за пределы России продукции и сырья, производство и добыча которых осуществляются в стране, в том случае, если они поставляются в пользу лиц, находящихся под санкциями, или через этих лиц третьим лицам.

Отметим, что формулировки Указа достаточно широкие и под них можно подвести и национализацию имущества иностранных компаний, и эмбарго, и отказ от исполнения обязательств (в т.ч. по газовым контрактам).

В дополнение к Указу № 252 11 мая 2022 г. было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 851 О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. № 252. В Постановление закрепляется перечень юридических лиц в отношении которых РФ вводит специальные экономические меры это 31 компания, большая часть которых относится к европейской группе Gazprom.

Под запрет согласно Постановлению, попали сделки, заключаемые в пользу указанных лиц, либо предусматривающие совершение платежей, операций с ценными бумагами с участием или в пользу этих компаний, либо предполагающие заход в порты РФ судов, принадлежащих или зафрахтованных подсанкционными лицами, в их интересах или по их поручению.

Особенностью вышеуказанных актов является то, что в впервые был употреблен термин санкции в контексте экономических ограничений. Министерство финансов РФ и ЦБ РФ согласно рассматриваемому Указу и Постановлению фактически стали регуляторами российской санкционной системы.

Обратим внимание, что, несмотря на то, что в Указе № 252 нет ссылки на ГК РФ, он содержит ссылку на ФЗ № 281, что уже говорит об улучшении правовой техники.

Подытоживая, дадим краткую характеристику российским санкциям в новых реалиях.

Во-первых, они бессрочны, что противоречит ФЗ 281.

Во-вторых, на настоящий момент не установлена ответственность за их нарушение.

В-третьих, не установлены правила вторичных санкций.

В-четвертых, они вводятся как институт персональных санкций.

В-пятых, не предусмотрена система выдачи генеральных лицензий (разрешений). При этом, Министерство финансов РФ может теоретически выдавать подобные разрешения.

В-шестых, нет механизма внесения изменений в санкции, сам Указ № 252 этого не предусматривает. Теоретически внесение изменений возможно согласно ФЗ № 281 Президентом на основании инициативы Совета Безопасности РФ, что на наш взгляд слабоработающий механизм.

Таким образом, мы можем констатировать, что с 3 мая 2022 г. российская санкционная система в целом сформирована и содержит основные элементы санкций, применяемых к самой России.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest