Санкции против российской гражданской авиации и Кейптаунская конвенция

25 февраля Cовет Европейского Союза издал регламент 2022/328 о дополнительных ограничительных мерах в связи действиями России по дестабилизации положения на Украине. Среди них запрет на продажу, передачу и экспорт российским лицам товаров и технологий, пригодных для использования в авиации, включая воздушные суда и их компоненты. Заключённые ранее договоры, на которые распространяется запрет, могут исполняться только до 28 марта 2022 года. На практике это означает, что договоры лизинга, заключенные между лицами, обязанными соблюдать санкции ЕС, и российскими перевозчиками, должны быть прекращены к этому дню, а предоставленные по ним воздушные суда изъяты у российских лиц.

Намечающаяся коллизия вызывает к жизни вопрос о применимости к воздушным судам, принадлежащим российским лицам, Кейптаунской конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования (Кейптаунская конвенция). Этот международный договор, вместе с прилагаемым к нему Протоколом по авиационному оборудованию (Авиационный протокол), предоставляет лизингодателям гарантии возврата воздушных судов от лизингополучателей в случае неисполнения ими обязательств по договорам лизинга. В конвенции в настоящее время участвуют 83 государства. Российская Федерация присоединилась к ней федеральным законом от 23 декабря 2010 г. N 361-ФЗ. Отдельным федеральным законом от 5 июня 2012 г. N 60-ФЗ РФ заявила о намерении применять статью XIII Авиационного протокола о дерегистрации и вывозе воздушных судов.

С обзором положений Кейптаунской конвенции и авиационного протокола можно ознакомиться в статье С.С. Юрьева и И.С. Евстигнеева Особые способы защиты лизингодателей по Кейптаунской конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования 2001 г., опубликованной в №1 за 2014 год журнала Закон. Для оценки масштабов влияния конвенции на российских авиавладельцев достаточно сказать, что согласно отчетам Международного регистратора прав на подвижное оборудование, за 2019 год в регистр были внесены сведения о 354 сделках с российскими должниками, а за 2020 год о 259.

После объявления о санкциях против российской гражданской авиации было опубликовано заявление Авиационной рабочей группы о положениях Кейптаунской конвенции, имеющих значение для кредиторов в отношении воздушных судов, находящихся во владении российских перевозчиков (Aviation Working Group некоммерческая ассоциация крупных авиапроизводителей, лизинговых компаний и финансовых организаций, занимается разработкой методических материалов для применения Авиационного протокола). В заявлении Авиационной рабочей группы говорится следующее:

  • Кейптаунская конвенция применяется к любому совершенному не ранее 1 сентября 2011 года обеспечительному договору, условной продаже или лизинговому договору в отношении воздушного судна, по которому российский перевозчик выступает должником.
  • Само соглашение между кредитором и должником определяет, какие обстоятельства считаются неисполнением обязательств со стороны должника. Право, применимое к этому вопросу, также определяется соглашением сторон.
  • По наступлении события неисполнения, кредитор вправе воспользоваться следующими средствами правовой защиты во внесудебном порядке (если государство, в котором находится воздушно судно, не сделало заявление об обязательном судебном порядке осуществления средств правовой защиты): прекратить действие соглашения, вступить во владение воздушным судном, снять его с регистрации или вывезти.
  • Кроме того, Кейптаунская конвенция устанавливает компетенцию судов в любом участвующем в ней государстве: (а) избранном сторонами соглашения, (б) по месту регистрации или (в) фактического нахождения воздушного судна, либо (г) по месту нахождения должника, а также предусматривает признание и исполнение вынесенного в рамках соответствующей компетенции судебного решения в других государствах-участниках конвенции. Вместе с иском о предоставлении средств правовой защиты на основании конвенции кредитору необходимо предоставить в суд доказательства неисполнения соглашения должником, однако разрешение существа спора между должником и кредитором для удовлетворения иска кредитора не требуется.

Из изложенного следует, что воздушные суда, используемые российскими авиакомпаниями по договорам лизинга или заложенные в пользу иностранных кредиторов, соблюдающих санкции ЕС, могут быть изъяты у владельцев в государствах-участниках Кейптаунской конвенции.

О действии Кейптаунской конвенции на территории России напишу отдельно.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest