Приостановка членства России в Совете Европы и смертная казнь

Комитет министров Совета Европы приостановил членство России в Совете Европы (СЕ). Замглавы Совета безопасности РФ Д. А. Медведев написал в своем аккаунте Вконтакте о возможности возвращения смертной казни в качестве уголовного наказания: &hellip,хорошая возможность восстановить ряд важных институтов для предотвращения особо тяжких преступлений в стране. Типа смертной казни для опаснейших преступников, которая, кстати, активно применяется в США и Китае[1]. В ответ на это глава конституционного комитета Совфеда А.А. Клишас заявил, что мораторий на смертную казнь в России введен Конституционным судом РФ, ни один орган власти не вправе преодолеть позицию КС[2].

Мне как юристу и адвокату видятся некорректными и опасными оба высказывания и вот почему.

Первое. В настоящее время смертная казнь является видом уголовного наказания и закреплена не только в Уголовном кодексе (п. н ст. 44, ч. 1 ст. 45, ст. 55, 65 и др.), но и Конституции (ч. 2 ст. 20). И будь на то желание и политическая воля, от нее можно было избавиться технически, например, при недавнем внесении поправок в Основной закон.

Второе. С 1996 г. Россия является членом СЕ, что открыло нам, россиянам возможность обращаться в Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ), а России обязанность выполнять его решения.

Одним из условий членства в СЕ является полная отмена смертной казни и ратификация Протокола № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (относительно отмены смертной казни). Россия единственная страна-член СЕ, которая не ратифицировала Протокол № 6 и не приняла на себя юридическое обязательство по ее отмене.

Третье. Мораторий. Вместо ратификации Протокола № 6 у нас установлен некий мораторий на ее неприменение. Невозможность применения смертной казни, процедура ее назначения и исполнения установлены КС РФ[3]: в контексте действующего правового регулирования положения федерального законодательства о смертной казни как вида уголовного наказания, процедурах его назначения и исполнения в настоящее время применяться не могут[4]. Однако КС РФ не является законодательным органом и основывается на нератифицированном Протоколе № 6.

Четвертное. Приостановка членства России в Совете Европы не означает ее выход. Россия по-прежнему является членом СЕ, а россияне в числе лидеров по обращениям на нарушения фундаментальных прав. Нелишним будет напомнить, что жалобы в ЕСПЧ это вынужденная мера, когда отсутствует возможность защищаться от нарушений в национальных судах. Применение же смертной казни приведет к исключению России из Совета Европы, а всех нас к невозможности обращаться в ЕСПЧ.

Таким образом, невозможность применения смертной казни зиждется на правовых позициях КС РФ и на нератифицированном Протоколе № 6, что не являются абсолютным запретом для ее неприменения судами. КС РФ не является законодательным органом, а в законе сметная казнь присутствует в качестве наказания.

Поэтому два юриста и государственных деятеля одновременно неправы: приостановка членства России в СЕ не снимает ранее принятых обязательств и возможности обращения россиян в ЕСПЧ. А существование моратория, установленного КС РФ, не является безусловной гарантией для неприменения смертной казни.

Ясно одно, что любые необдуманные эмоциональные и политические высказывания, а тем более, не основанные на законе, будоражат граждан и вызывают вопросы у юридического сообщества.

[1] https://vk.com/dm

[2] https://ria.ru/20220226/kazn-1775236630.html

[3] Определение Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2009 г. № 1344-О-Р О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года № 3-П по делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года О порядке введения в действие Закона Российской Федерации О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР О судоустройстве РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ. 2009. № 48. Ст. 5867.

[4] Постановление Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2010 г. № 8-П По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части второй статьи 30 и части второй статьи 325 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Р.Р. Зайнагутдинова, Р.В. Кудаева, Ф.Р. Файзулина, А.Д. Хасанова, А.И. Шаваева и запросом Свердловского областного суда // Собрание законодательства РФ. 2010. № 18. Ст. 2276.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest