После 16 сентября 2022 года: ЕСПЧ о России, но уже без России

Сегодня последний день, когда, по мнению ЕСПЧ, Россия является стороной Европейской конвенции по правам человека 1950 года. Я уже неоднократно писал о той драматичной правовой ситуации, которая сложилась вокруг прекращения членства России в Совете Европы (далее СЕ) и её участия в Европейской Конвенции (см. здесь и здесь). При этом несмотря на то, что с момента прекращения членства России в СЕ прошло уже полгода, ситуация более ясной не стала, а сама история взаимоотношений ЕСПЧ и России явно далека от своего завершения.

Напомним, что в соответствии с разъяснениями ЕСПЧ от 22 марта 2022 г., Россия (а) прекратит быть государством участником Конвенции 16 сентября 2022 года, (б) ЕСПЧ остаётся компетентным рассматривать жалобы против Российской Федерации в отношении возможных нарушений Конвенции с её стороны вплоть до этой даты, (в) ЕСПЧ оставляет за собой право снова вернуться к толкованию вопросов, связанных с прекращением членства РФ в СЕ, если такая надобность возникнет в ходе рассмотрения полученных им жалоб. Также это означает, что полномочия судьи от России Михаила Лобова прекращаются 16 сентября. Определяя таким образом срок прекращения действия Конвенции в отншении России, ЕСПЧ креативно применил 6-месячный переходный период, предусмотренный пунктом 1 статьи 58 ( выход из Конвенции по собственному желанию государства) , к ситуации прекращения действия Конвенции в результате прекращения членства государства в Совете Европы, регулируемой пунктом 3 этой же статьи.

Первоначальная позиция России по этому вопросу претерпела изменения в сторону ужесточения. Судя по всему, на сегодня Россия исходит из того, что действие Европейской Конвенции прекратилось в отношении неё 16 марта 2022 года. Именно эту дату берёт за основу Постановление Правительства РФ от 28 июня 2022 года № 1155 О прекращении участия Российской Федерации в частичных и расширенных соглашениях Совета Европы, где причиной указывается прекращение членства России в Совете Европы. Этой же логике следует Федеральный закон от 11 июня 2022 года № 183-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации. Согласно этому нормативному акту все решения ЕСПЧ, вступившие в силу в отношении России после 15 марта 2022 года, исполняться не будут. При этом никакого официального документа по вопросу денонсации Конвенции со стороны России пока не появилось, и Федеральный закон от 30.03.1998 N 54-ФЗ О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней пока никто не отменял. Соответствующий законопроект правительства, устанавливающий 16 марта 2022 года как дату прекращения действия Конвенции, только проходит этапы согласования. Можно только догадываться, сколько неудобств эта неопределенность доставляет КС РФ и ВС РФ. Однако конфронтационные обстоятельства прекращения членства России в СЕ полностью исключают в ближайшем будущем обсуждение и достижение каких-либо взаимных договорённостей для решения противоречий в отношении проблем переходного периода в случае Европейской Конвенции.

Стоит отметить, что за прошедшие полгода позиция ЕСПЧ не изменилась. Суд продолжает как ни в чем не бывало рассматривать российские дела, несмотря на то, что некоторые его действия оказываются на грани нарушения норм Конвенции. Так, в знаковом для ЕСПЧ решении от 12 июня 2022 г. по делу об иноагентах в качестве судьи от России выступал судья от Кипра, назначенный на эту роль решением председателя Палаты. Это произошло после того, как последовательно взяли самоотвод судья от России Михаил Лобов и все кандидаты в судьи ad hoc из списка, когда-то предложенного Россией. Насколько решение назначить судью от третьего государства соответствует Конвенции, можно судить, если привести текст соответствующего положения п. 4 ст. 26 Конвенции:

Судья, избранный от Высокой Договаривающейся Стороны, выступающей стороной в споре, заседает по делу как ex officio член Палаты и Большой Палаты. В случае отсутствия такого судьи или если он не может участвовать в заседании, в качестве судьи по делу заседает лицо, назначенное Председателем Суда из списка, заблаговременно представленного этой Стороной.

Тем не менее, возможно, что именно так ЕСПЧ будет решать вопрос о судье от государства ответчика в российских делах после 16 сентября . Кроме того, категоричный отказ России участвовать и взаимодействовать с Судом в качестве ответчика при рассмотрении российских дел после 16 марта 2022 г убивает ту состязательность, процесса рассмотрения жалоб судом, за которую так ратует ЕСПЧ, и ставит под сомнение легитимность всех вынесенных таким образом заочных решений. Свою обеспокоенность этой ситуацией открыто выражают европейские юристы.

Однако самым сильным вызовом для всех решений ЕСПЧ после 16 марта 2022 г. является законодательный запрет со стороны России их исполнять. При всех сомнениях, которые могут испытывать судьи ЕСПЧ по поводу политического режима в России, это все же решение парламента. Для ЕСПЧ это означает, что эти решения не будут нести за собой никаких последствий, кроме символического значения. Именно это произошло с решениями ЕСПЧ об обеспечительных мерах в отношении трех наемников (два из Великобритании и один из Марокко), приговоренных Верховным Судом ДНР в смертной казни. В этих решениях ЕСПЧ потребовал от России не приводить приговор в исполнение (ensure that the death penalty imposed on the applicants is not carried out), на что в России не обратили никакого внимания.

Однако, судя по всему, пока это не смущает ЕСПЧ, котрый как ни в чем не бывало продолжает рассматривать российские дела (которых, при сохранении сегодняшних темпов рассмотрения, ему хватит до конца 2020 х годов). Это порядка 18 тыс. жалоб частных лиц в отношении России, которые ожидают своего рассмотрения, а также 8 межгосударственных жалоб, из которых 5 инициировано Украиной. К этому надо добавить неизвестное количество жалоб, которые Суд будет получать еще год-два после 16 сентября 2022. Хотя уже раздались голоса, призывающие направить ограниченные ресурсы Суда на дела из других стран СЕ, где Суд может по-настоящему повлиять на ситуацию (напомним, что в результате ухода России ЕСПЧ потерял страну с самым большим взносом в бюджет Совета Европы 34 млн евро).

Пока у меня есть два объяснения столь невозмутимому поведению ЕСПЧ. Первое состоит в том, что, возможно, Суд решил исполнить свой долг до конца, не отказывая никому из заявителей в правосудии. Вторая версия (на мой взгляд, более вероятная) заключается в том, что судьи ЕСПЧ надеются на возвращение России в СЕ. Пусть не сейчас, но через 5-10 лет. И тогда полное исполнение вынесенных решений будет являться условием для восстановления членства России. Равно как и выплата всей суммы взносов за годы вне СЕ (именно на условиях оплаты пропущенных взносов входили обратно вышедшие из ООН в 1965 г. Индонезия, из ЮНЕСКО Чехословакия, Венгрия и Польша в 1950-х годах и США в 1984 году, из Всемирной Организации здравоохранения СССР и группа восточноевропейских в 1950-х годах, преподнося свой выход как временное приостановление членства). Можно до хрипоты спорить, насколько обоснованы эти надежды, но как рабочая версия для объяснения причин такого поведения Суда это может вполне подойти.

Наконец, нужно отметить, что после 16 сентября 2022 г. ЕСПЧ и конвенционная защита будут все равно доступны для граждан России в части их жалоб на действия государств-членов Совета Европы. Речь в первую очередь может пойти о жалобах против Украины (жестокое обращение, пытки и убийство российских военнопленных, обстрелы мирного населения и другие преступления, о которых сейчас стесняются говорить). Как показывает история с так и несостоявшейся ратификацией Украиной Римского Статута Международного уголовного суда, киевские власти действительно боятся оказаться в роли ответчиков в международных судах, гораздо комфортнее ощущая себя в роли жертвы (см. об этой мой пост здесь).

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest